StarCraft II: корейцы проиграли миру
18 октября 2016 года закрыли корейскую пролигу SC2. Спустя год в четверке лучших на WCS был один европеец, спустя два года — западный игрок впервые в истории стал чемпионом WCS. В финале последнего турнира этой серии, в 2019-ом году, снова играл кореец и европеец. Выходит всё, Корея больше не топ?
World Championship Series не единственный пример. Reynor, Clem, Serral уже уверенно играют с корейцами, часто на победу и никогда — на разгромное поражение.
18-летний Reynor заканчивает матч против Maru на ASUS ROG Online 2020 со счетом 2:3. Поражение? Да. Только у Maru за плечами десять лет опыта и победы на Global StarCraft II League в 2018 и 2019-ом. Он буквально один из лучших игроков не только Кореи, но и всего мира.
Такие же примеры можно найти в карьере Neeb, например. В общем Европа и США сейчас почти не отстает от Кореи. Это факт. Осталось найти причины.
Причина первая: блокировка по региону
Превосходство корейцев в StarCraft началось еще в прошлом тысячелетии. Тот же BoxeR сидел на зарплате уже в начале 2000-х. За всю историю World Cyber Games чемпионами по StarCraft были только корейцы. После релиза второго StarCraft ситуация не изменилась.
Появилась проблема, которая хорошо знакома фанатам Overwatch. В матче команд из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса корейцев больше, чем всех остальных вместе взятых. В StarCraft II был тот же расклад — корейцы могли играть в любом регионе на любом соревновании.
Закономерный результат: региональные просцены не развивались. Невозможно развиваться, если вместо тебя условный клуб ENCE может в любой момент закинуть себе в состав мощного корейца. В 2014 году эту лавчоку прикрыли, введя блокировку по региону.
Так корейцы остались вариться в своем котле, где у них были тимхаусы, тренера, праки по 10 часов в сутки и пролига, а весь остальной мир вылез из-под азиатского катка и начал развиваться.
Кроме самого регион-лока, напильником прошлись и по формату сезона. Всех распихали по загонам. Игроки со всего мира встречались с корейцами только на парочке соревнований в год.
Причина вторая: конкуренция
Лет десять назад топовый игрок из Кореи в StarCraft был на уровне средней поп-звезды. Матчи такого игрока крутили по кабельному на OGN, он мог сняться в рекламе или толкнуть речь футбольной команде в раздевалке. Не чета BTS, конечно, но слава и деньги на месте.
А еще на месте и пример для подражания подросткам — заточи микро, заучи билдордеры, найди менеджера и через пару лет будешь таким же, малыш.
Всю эту красоту обломала конкуренция с другими играми. Уже в середине 2010-х оба StarCraft улетели на грань десятки самых популярных игр в компьютерных клубах. В топы пролезли конкуренты: сначала «Лига легенд», потом долез и Overwatch.
Эффект от этого становится заметен сейчас. У корейских игроков есть момент обязательной паузы в карьере — армия. Фишка в том, что перерыв на армию выкидывает игрока из высшей лиги быстрее, чем пуля фиксера в голову. После возвращения на гражданку топы, за исключением ByuN, ничего не выигрывают.
Те из корейцев, кто начинал играть в StarCraft 2 на релизе, сейчас уходят в армию, а на замену им уже нет настолько же крутых ребят. Все круто сваренные конкурируют в «Лиге легенд», а уровень новичков-киберспортсменов в StarCraft 2 упал вместе с уровнем конкуренции.
Причина третья: мета
StarCraft II: Legacy of the Void, последнее крупное дополнение для игры, вышло еще в ноябре 2015-го. С тех пор в игре не появлялось новых переменных, а безумные патчеделы из команды разработки угомонились и перестали ломать мету каждый понедельник.
В такой обстановке намного проще увидеть, скопировать и повторить приемы другого игрока. Это позволяет только за счет практики догонять даже очень находчивых и талантливых игроков.
Кроме того, сама StarCraft II снизила погоро микроконтроля для попадения в топы. Юнитами банально удобнее управлять, а в голове нужно держать намного меньше вещей. Из-за этого нет катастрофического разрыва между игроком с 200 APM и 1000 APM. Просто потому что эти дополнительные 800 действий в минуту некуда деть.
Что в итоге?
В итоге вот что: корейцы действительно проиграли. Не миру, но анимешным девочкам из «Лиги легенд» и латексным лосинам из Overwatch. Как только у StarCraft II появился конкурент, все мощные ребята убежали. В той же «Лиге» начиная с 2013-го года корейцы разваливают похлеще любой анигиляторной пушки.
Конечно, отрицать прогресс западных игроков нельзя. Serral не просто победил на 2018 WCS Global Finals, он играл как победитель. Не удача, не плохое самочувствие Stats и не угрозы применения финского спецназа принесли ему эту победу. Он микрил так, словно ему сам черт не брат. И только потому победил. Жаль мы никогда не узнаем, получилось бы у него это провернуть несколько лет назад, когда Корея была на пике.
Выходит всё, Корея больше не топ? Да, Корея больше не топ в StarCraft 2. Уже нет того разрыва, который был пять лет назад. Весь мир догнал «азиатских госу». Теперь настала пора открывать тотализатор: а сможет ли мир их обогнать?