Реквием по мечте

Как я лишился рояля и 200 000 рублей, но оставил себе немного мудрости и нового опыта. В пост приглашаются эксперты DTF по вопросу, как правильно жить.

Еще утром здесь был рояль
Еще утром здесь был рояль

Итак, рояль поехал назад к Ходжаеву. Рассказываю почему, и как развивались события последней недели.

За два месяца использования я хорошо изучил повадки рояля, и наконец-то смог определиться со списком претензий к механике. И выписал все косяки на лист, чтобы распечатать и показать мастеру-настройщику.

Список выглядел так
Список выглядел так

Но я не хотел ехать за Ходжаевым третий раз, так как он во-первых, два раза уже делал, и все равно не устранил все проблемы - только самые заметные. Да и возить его туда-сюда - 50 км. Во-вторых, пришло время наконец услышать мнение независимого мастера по роялю.

То, что надо было делать при выборе рояля
То, что надо было делать при выборе рояля

Поэтому я просто закинул задачу на Яндекс Услуги. Сразу обозначил что там будет геморрой, регулировка демпферов и прочее. Через 5 минут откликнулся мастер с рейтингом 4.8 и мы забились с ним на субботу 27 июля, на 12 утра. Суббота не рабочий день, потому можно шуметь-греметь клавишами. А кто сидит в офисах в субботу, тот сам себе злобный Буратино.

Мастер оказался того типа, что я очень не люблю. Вместо того, чтобы решать задачу или сказать, что она для него неподъемная, он посмотрел на рояль и сказал, что рояль говно.

После чего поливал его грязью примерно полчаса. Основное, что я услышал.

1) На нем нельзя играть не то что пианиссимо, а даже пиано. Из-за того, что некоторые клавиши при одинаковом усилии нажатия звучат тише, чем другие. На средней громкости или высокой это незаметно. Потому на таких громкостях рояль играет нормально. А на тихих уровнях часть нот рояль сыграет тихо, как положено, а некоторые ноты вообще не прозвучат, так как часть клавиш более тугие.

Тут он мне нового ничего не открыл, просто ударил по больному месту. Я уже почти построил в голове карту с особенностями некоторых клавиш, которые надо жать сильнее. Но это в целом плохо, так как приобретаются плохие привычки при игре. И из-за этого факта я не мог достаточно красиво сыграть Skyrim - Secunda, например. Иногда там прорывается неуместная громкость отдельных нот.

Skyrim - Secunda

2) Рояль в принципе плохо звучит, потому что новые молотки, которые на нем стоят, тяжелее оригинальных. Типа, новые около 15 грамм, а родные 8-9 грамм. Забегая вперед, Ходжаев это обосновал тем, что нигде живых легких и узких молотков не взять. Но что можно было бы убавить вес новых молотков. Правда непонятно, почему он сразу этого не сделал.

Тут я в целом не согласен, так как тембр у рояля хороший. Но не во всех октавах. От первой и выше все супер. А вот там, где демпферы глушат долго, там проблемы. В малой и большой октаве. И то проблема не тембре, а в наложении гармоний при быстрой игре на 1/32 (украшения у Баха например).

Но все равно, мастер сказал что он де музыкант с 40-летним стажем, а Ходжаев - просто хороший технарь, и что я просто не слышал как хороший рояль должен играть, и что тембр у моего рояля как у пианино. Ладно.

При этом он конечно, позавидовал, что Ходжаев так хорошо продает рояли. А к нему, как выразился "прибивает всякое". И не забыл отметить, что у него тоже есть мастерская, и отреставрированный рояль Bluthner с полуторной механикой. Bluthner, конечно, хорошая немецкая фирма. Но теперь я уже никому не верю.

Позже Ходжаев отметил, что те кто называют механику Bluthner "полуторной" - плохо в ней разбираются. И что там полноценная двойная репетиция, но оригинального исполнения. Что основатель фирмы Блютнер был гений, выкинул все лишнее, и сделал двойную репетицию на одной пружине. Что надо уметь регулировать такую механику, хотя там ничего сложного.

3) Мастер в целом прошелся по качеству реставрации, типа вот он делает прям все супер. И сукно меняет, и полирует деку. А тут старое сукно, басовые струны не поменяны, и дека не покрыта заново лаком и не отполирована.

По факту сукно и полировка деки на звук не влияют. А струны если смысла нет менять, то и незачем. Ходжаев утверждал, что пытался сохранить оригинальный тембр, насколько возможно.

Подводя итоги визита, я понял, что отрегулировать данный мастер ничего не сможет и вообще сильно не хочет, а с его слов рояль говно и звучать он не будет.

Сказать, что после визита я был деморализован и полностью потерял мотивацию продолжать заниматься на данном инструменте - значит попасть в точку. То есть, с одной стороны мастер сам очень неприятный и хает других. С другой стороны, он грубо озвучил то, что Ходжаев бы не озвучил. И в чем то он был прав. Я и сам понял уже про неровную механику и демпфера. Иначе играл бы дальше, и меня бы все устраивало.

В конце концов, за 2 месяца успел исполнить и записать 4 композиции. Скайрим был выше, а это остальные.

Тема Лоры Палмер, Твин Пикс
Арво Пярт - Fur Alina
Сонатина Данкомба

В общем, настроился на сложный разговор и позвонил Ходжаеву. Выложил ему весь расклад и предложил забрать свой рояль обратно. Понимал, что из-за неверного изначально подхода к выбору, создал лишнюю суету. И по сути 2 месяца просто арендовал рояль.

С другой стороны, он изначально понимал мои задачи, и напарил меня в тои плане, что все это можно отрегулировать. Но если другие мастера это не смогут или не захотят сделать, то я буду завязан только на Ходжаева? А ему более 80 лет, напомню.

Так же я понимал, что Артур Суренович, который полчаса нахваливал Ходжаева как великого реставратора, получает за это не менее 10% с продажи, и вряд ли вернет эти бабки Ходжаеву.

Поэтому предложил решить вопрос по хорошему - Ходжаев оставляет себе 200 000 р. за все суету, катание рояля туда-обратно, и за 2 месяца аренды, грубо говоря, а миллион возвращает. Кстати, проживание в Бангкоке с арендой пианино Yamaha U3 и прочими расходами выходило около 120 000 в месяц. Для сравнения.

Работая в торговле я понимаю, что по суду мог бы вообще вернуть полную стоимость, так как рояль имеет неустранимые и неприемлемые для меня недостатки.

Но суд, это мероприятие на полгода минимум. И даже если ты выиграешь, не факт, что удастся взыскать эти деньги, если у человека ничего нет. Поэтому предложил вот так.

Ходжаев покряхтел, но понимал видимо, что вообще зря продал мне этот рояль. И согласился на возврат, но попросил неделю, чтобы собрать деньги. Меняться на Leppenberg с двойной репитицией за 1.6 ляма я уже не хотел, потому что просто не хотел иметь дело с человеком. Как бы сказал наш гарант, в связи с утратой доверия.

И вот сегодня в 12 те же самые перевозчики, что и привозили, разобрали рояль и погрузили в фургончик. А я остался с 1 000 000 рублей и опустевшим углом, мудростью и опытом. Электронный Кавай, как уже писал в телеге, тоже продан.

Что могу сказать в завершение этой истории? Трижды подумайте, если соберетесь покупать отреставрированный рояль времен Российской Империи. Фана от того, что когда-то он стоял в семье умерших людей, потомки которых живут сейчас где-нибудь в США, хватит на неделю. А дальше вам по 2-3 часа заниматься за этим инструментом каждый день. И основная проблема вас может подстерегать в старой кривой механике. Нет, может конечно и есть немецкие рояли или Стейнвеи такого возраста, хорошо восстановленные и с двойной репитицией. Но вряд ли они будут стоить 1 миллион.

Что же дальше? Дальше мне надо максимум за 1 месяц решить вопрос, на чем продолжать заниматься. Потому что если не решить вопрос за месяц, навык начнет угасать. И вообще может пропасть мотивация заниматься музыкой дальше.

С одной стороны, я опечален, что инструмента больше нет. С другой стороны, груз свалился с плеч. Как известно, в жизни мужчины есть 2 счастливых момента: когда он покупает рояль, и когда избавляется от него. В оригинале было что-то про женится и разводится, так вот, это почти тоже самое.

Теперь у меня есть второй шанс подойти с умом к выбору инструмента, и купить то, что будет устраивать без тяжелых компромиссов. На этом пути меня ждут два стула.

Один лучше другого
Один лучше другого

Стул № 1. Снова искать акустический рояль или хорошее пианино. Причем пианино не хочется, если откровенно.

Тут все плохо. На Авито или старый хлам за 200 т.р., или те же дореволюционные Блютнеры, Стейнвеи после реставрации, причем улетающие по цене за 2 миллиона. Которые тоже надо досматривать с пристрастием, че там по механике и звуку.

Реквием по мечте

Ну или те же чешские Petrof, хорошие считаются. Тут тоже разброс нехилый.

Реквием по мечте

Стул № 2. Забить на акустику и собрать электронный сетап.

Полазив по форумам музыкантов, нашел такой вариант. Купить Kawai VPC1 - миди-клавиатуру с настоящей деревянной механикой, по утверждениям многих, копирующей рояльную. Типа, переход с такой клавы на акустический рояль проходит легко и безболезненно, когда нужно.

Под такую клаву нужен нормальный комп и звуковая карта. Помимо этого, нужно купить лицензированную библиотеку.

Есть такой сайт, например:

Реквием по мечте

На нем можно выбрать концертные рояли крутейших брендов типа Bosendorfer, Fazioli, Bluthner, и купить оцифрованную библиотеку звуков конкретного рояля. Там разные варианты библиотек, еще не разбирался, от 285 до 540 евро.

Но, я уже знаю о том, насколько хреново после акустики происходит переход к цифре, на примере Kawai CN201, где тоже зашита библиотека концертного Shigeru Kawai SK-EX. Жертвы маркетинга считают, что по этой причине электронный Кавай звучит, как концертный рояль. Ко мне в комментарии приходил такой человек. Думать так можно только до тех пор, пока ты не занимался полгода хотя бы на акустической Yamaha U3.

Так то, я тоже выбирал свое первое пианино Kawai CN201, поверив в маркетинговый буллщит и послушав демо на ютубе. Вот это, например. Иллюзии прошли, после сравнения с акустикой.

Теперь предложу вам поразмыслить. Почему Shigeru Kawai SK-EX L стоит 35 000 000 рублей, а Kawai CN201 - 140 000 рублей.

Реквием по мечте
Ведь одинаково же должны звучать, правда?
Ведь одинаково же должны звучать, правда?

Таким образом, стул № 2 я бы выбрал, только съездив в гости к музыканту с подобным сетапом, и послушав как звучат дорогие оцифрованные рояльные библиотеки. Готов заплатить за такую экскурсию, конечно. Пока что, в цифровой звук не верю.

Конечно, можно послушать Блютнер этого мастера, который приходил. Но где взять проверенного независимого эксперта, который хорош и как музыкант, и как технарь, способный оценить состояние рояля? Это задача, которую надо решить, прежде чем ехать слушать.

Таким образом, открыт для новых предложений и жестких прогревов. Стою на распутье с миллионом презренной бумаги в руках.

Не хочется бросать музыку.

117117
55
44
11
204 комментария

Читал все посты про ситуацию с роялем, правда, в режиме слоупока с опозданием.
Со стороны могу сказать следующее:

- вот это все начинается и заканчивается внутри твоей головы. И хорошее (тяга к новому, стремление прошариться во всех тонкостях и получить лучшее, мотивация заниматься), и плохое (беспокойство, неуверенность, что идешь в правильном направлении, ожидание что намахнут или намахнешься сам).

- в этих условиях любой "самый-самый" лучший выбор, который ты сделаешь, может не решить вопрос. Потому что делая выбор, человек лишается выбора. Всегда останется нереализованный вариант, который мог бы быть лучше, но этого уже не проверить.

- если все так, то из этой ловушки стоило бы выйти. Попробуй на какое-то время остановиться в гонке, может. Подумай, что именно тобой движет. Техника игры, которую нельзя бросать на месяц? Едва ли. Ты все равно не мальчик-азиат, который с пеленок все умеет лучше. Ты не концертирующее светило клавишной музыки, твоя жизнь выстраивается иначе. Подумай, что дает тебе кайф. Что расцвечивает мир внутри тебя ослепительными красками. В какие моменты замираешь в дрожи и в мурашках. Не сомневаюсь, что это должна быть игра, и это должен быть инструмент. Без инструмента мы лишаемся возможностей. Но. Это должна быть ТВОЯ игра и ТВОЙ инструмент. ТВОЙ звук.

- Ищи свой инструмент и свой звук. Не ориентируйся на лям, он, такое впечатление, тебе больше мешает, чем помогает. С лямом приходит вот это "настоящая двойная механика, но вот тут такие и такие компромиссы, а еще Ходжаев говорит одно, а второй мастер другое". В любой специальной области, особенно в такой тонкой, как работа со сложным муз. инструментом, будут разные опытные дядьки с 40..60..9999 лет опыта, блин. И будут авторитетно заявлять "это гавно, надо не так, а вот так". В принципе это в любом деле: в музыке, в графике, да даже, е-мое, в спортзале. Всегда найдется кто-то здоровее и опытнее и скажет "ты покупаешь/делаешь гавно, надо не так". А другой скажет "нет, он неправ, у меня другие 40 лет опыта, и надо вот этак". И оба будут правы, но подумай, где ТВОЕ место среди этих мнений. Вероятнее всего, что место твое там, где ТЕБЕ лично хорошо. Потому что ты суперспециалист жить СВОЮ жизнь, и получать СВОЕ удовольствие. В этом ни у кого нет столько компетенции, скольку у тебя.

Ищи в общем вещь, за которую ты сядешь, сыграешь/послушаешь и поймешь, что это тупо твое. Без технических буллетов, без чужих мнений. Тебе ж не перед кем-то, а ради себя.

Кстати скилл игры тоже в голове. Ты не играешь, а работа внутри идет. Да, шред по клавишам таким образом не качается. Но рационализируется подход, понималка.
я играл давно в группе. Потом был перерыв немало лет. Потом еще перерыв год. В итоге я играю лучше, чем раньше.
я в группе еще пел. Не стыдно признаться, но я научился петь спустя годы не пения - вот не так давно. Это мой опыт, я тебе его не навязываю, просто привожу в виде примера, что бывает и так.
Натренировать растренированное обратно и пробить в результате плато - гораздо легче, чем тренироваться с того же уровня поступательно, может, ты замечал.

Имхо, офк.

8
Ответить

Мастер оказался того типа, что я очень не люблю. Вместо того, чтобы решать задачу или сказать, что она для него неподъемная, он посмотрел на рояль и сказал, что рояль говно.я тоже своего рода мастер

66
4
Ответить

Да у нас тут на ДТФ артель целая с мастерами

36
1
Ответить

А может он и правда говно

Похоже только автор и старый узбек дрочат на этот рояль

7
Ответить

Каждый раз когда мне кажется, что я ебанутый - читаю посты этого чела с его роялем и понимаю, что я не так уж и плох. Спасибо.

42
1
Ответить