Об одном квартете

Сегодня я расскажу об одном очень необычном релизе не менее удивительного композитора-мультиинструменталиста Энтони Брэкстона.

Маэстро собственной персоной. Чем-то напоминает доктора Калигари, не правда ли?
Маэстро собственной персоной. Чем-то напоминает доктора Калигари, не правда ли?

Музыку Брэкстона очень трудно рассматривать с привычных позиций. Здесь как правило не найдёшь прямого чёткого ритма, особой мелодики или гармоничности. Это какой-то совершенно отдельный особый мир со своими законами и правилами.

Релиз, про который я хочу рассказать сегодня, называется очень просто: “For Four Orchestras”. Уже название релиза заставляет заинтересоваться — а что это за музыка такая, для исполнения которой требуется аж четыре оркестра? Треклист же заставляет чесать затылок ещё сильнее: весь почти двухчасовой релиз это одна композиция, разбитая на две части примерно по часу. Невольно начинаешь ожидать какую-то сверхнавороченную симфоническую музыку со всей её атрибутикой.

А теперь попробуйте угадать, что означает эта обложка. Не знаете? И я не знаю!
А теперь попробуйте угадать, что означает эта обложка. Не знаете? И я не знаю!

Но те, кто знают Брэкстона или читали мои ревью на маэстро или его последователей Thumscrew, скорее всего не попадутся на эту приманку. И действительно, то, что реально происходит на альбоме, мало соответствует впечатлению от его названия. Музыка здесь напоминает скорее какое-то броуновское движение.

Большая часть композиций — это тишина, между которой очень аккуратно и тихо курсируют инструменты. Здесь есть множество мелодических островков, иногда достаточно длинных. Все они очень деловитые, возникают внезапно и так же внезапно исчезают. Дополняют эту картину диссонирующие тревожные аккорды, точно так же мало привязанные к происходящему.Брэкстон здесь особенно умело использует паузы. Они формируют настоящую паранойю, заставляя тебя усиленно всматриваться в темноту, пытаясь не пропустить очередной подход чего-то. Однако же ровно в тот момент, когда начинаешь думать, что ты в безопасности, подкрадывается очередная инструментальная атака.

Когда пытаешься спрятаться от музыки
Когда пытаешься спрятаться от музыки

Больше всего в этом релизе меня поражает то, что Брэкстон в треклисте указывает, что это композиция, т. е. что это всё было сначала записано на бумаге и только потом уже исполнено, т. е. это не импровизация, каждый ход здесь чётко прописан. Но как он тогда смог это всё прописать? Всё-таки четыре оркестра уместить на бумаге в разумное количество места мягко говоря проблематично. И как это потом смогли исполнить? Синхронизировать оркестр — задача сама по себе крайне сложная, а тут их четыре!

В общем, чем дальше погружаешься в этот релиз, тем больше он вызывает вопросов. И это в целом загадка, характерная для творчества Брэкстона. Кто хочет поразгадывать её вместе со мной — милости прошу в комменты.

————————————————

Если вам интересно, про что я рассказываю, и хочется узнать больше, предлагаю посмотреть мой телеграм-канал. А самым смелым предлагаю заглянуть на мой второй канал с разными интересными техническими рассказами про сети, операционные системы и другие низкоуровневые вещи.

55
7 комментариев

Насколько я понимаю — этот альбом https://music.yandex.ru/album/4003510 . Обложка там другая загружена, возможно ошибочно. Жалко, что внутри публикации не прикрепил композиции, чтобы сразу можно было прослушать. Хорошо бы в самом начале текста, чтобы слушать произведение и читать про него одновременно.
Ты хорошо описал музыку, складываются именно такие ощущения.

Запись вот эта: https://www.deezer.com/ru/album/46463402Вот тут побольше выбор: https://album.link/i/1272847515На яндекс музыке её похоже нет. У меня вся фонотека локальная потому ссылки не прикладываю. Сейчас запилю в пост.

1

Запись вот эта: https://www.deezer.com/ru/album/46463402Вот тут побольше выбор: https://album.link/i/1272847515На яндекс музыке её похоже нет. У меня вся фонотека локальная потому ссылки не прикладываю. Сейчас запилю в пост.

Один их тех музыкантов/композиторов, про которых постоянно читаешь, но слушать совершенно не тянет. Последний альбом вообще 600 с лишним минут. Мне кажется, он его сам не слушал. :)

Ну стоит посмотреть Thumbscrew, они довольно доступно переработали творчество Брэкстона в свой стиль.