Как начать играть в спортивное “Что? Где? Когда?”

И почему это может стать вашим главным увлечением

Как начать играть в спортивное “Что? Где? Когда?”

Элитарка и спортивка

Для начала поговорим о том, что это вообще за зверь такой - спортивное ЧГК и чем оно отличается от телевизионного, т.н. “элитарного”, формата.

Что общего

  • Люди в команде из максимум шести человек должны ответить на вопрос в течение шестидесяти секунд.
  • В отличие от “Своей игры”, точечное знание той или иной реалии требуется не так часто, а большую часть вопросов можно раскрутить с помощью логики. Эта логика также применяется к некоему точечному знанию, но оно, как правило, менее хардкорное.

В чем отличие

  • Вас не снимают на телекамеру :(
  • Игры проходят на самых разных площадках в самых разных городах мира. Чаще всего это бары, университеты и - для крупных турниров - ДК или спортивные залы.
  • Стандартное количество вопросов для каждого отыгрыша - 36, реже - 45.
  • Нет никакого отбора, нижнего порога вхождения и даже минимального числа участников. Правило “не больше шести” сохраняется, а если хочется пофлексить собственной интеллектуальной силушкой, можно и вовсе заявиться в одиночку и попытаться всех порвать.

Получается, что спортивное ЧГК - этакое “народное развлечение”: что же это получается, совсем не обязательно быть знатоком? Можно просто прийти и под пивандрий пощелкать вопросики с друганами? Погодите, да это же…

Квиз?

В последнее время квизы получили повсеместное распространение, и для ЧГК-движения сделали куда больше, чем оно того хотело бы. Долгое время среди спортивщиков наблюдался некий снобизм по отношению к “квизерам”. На любителей более классических барных развлечений спортивные “знатоки” часто глядели свысока: мол, пока вы тут разгадываете, кто из звезд в молодости изображен на картинке, мы тут вопросы по античным мифам берем.

Типичная ситуация пару лет назад. Сейчас уже не так.
Типичная ситуация пару лет назад. Сейчас уже не так.

Так было до тех пор, пока квизов не стало так много, что они в попытку охватить максимальную аудиторию сами начали делиться на сложные, средние и довольно простые. Более сложные квизы часто либо организовывались ЧГКшниками из топовых команд, либо как минимум пользовались их услугами по созданию и подготовке вопросов.

Ну а потом в этих квизах начали оформляться постоянные участники и постоянные же победители, затем этим победителям наскучило отсутствие конкуренции, они начали тыкаться в что-то кроме квизов, попробовали ЧГК… и оказалось, что из нынешних квизеров могут собраться достаточно мощные команды, чтобы потеснить старожилов ЧГК-рейтинга даже с достаточно высоких мест.

Тем не менее, квиз - все еще отличная стартовая площадка для того, чтобы понять, насколько вам зайдет спортивное ЧГК. Да и начав играть в спортивку, квизы можно оставить в качестве более лайтового развлечения и тренировки команды. Но мы тут с вами все-таки говорим не о них, а о спортивном ЧГК. Вернемся к нему.

Оно мне точно надо?

Как понять, насколько спортивка может зайти как хобби? Я перечислю несколько условий, и если они совпадают с вашими представлениями о том, что вам может быть интересно, обязательно попробуйте спортивку.

Если вы любите постоянно узнавать что-то новое

Тут нужно еще раз запомнить главный фактор: не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы начать играть в спортивное ЧГК. Как раз наоборот, вся идея “Что? Где? Когда?” заключается скорее в том, чтобы узнавать что-то новое, нежели проверять собственные знания.

Более того, как полученные, так и “проверяемые” во время спортивных турниров знания - всегда точечны, малоприменимы на практике и достаточно случайны. Некоторые факты из вопросов интересно узнавать и рассказывать друзьям, но прям существенно УМНЕЕ от них стать сложно.

Пример:

Долгое время в Европе женщины варили пиво для всей семьи, а избыток продавали. По одной из версий, когда конкуренция среди производителей пива ужесточилась, быту и облику АЛЬФ стали придавать черты быта и облика упомянутых женщин. Какое слово мы заменили словом АЛЬФА?

Ответ:

ведьма.

Комментарий: со временем пиво начали варить в монастырях, и монахи стали устранять конкуренток, объявляя тех ведьмами. Вполне возможно, что образ ведьмы, как женщины, что-то варящей в огромном чане, восходит к пивоваркам.

И действительно: кошка, чтобы отгонять мышей от зерна, остроконечная шляпа, чтобы замечали на рынке в толпе, метла, чтобы поддерживать чистоту в доме, и, конечно же, зелье, которое может и любовь вызвать, и безумство, и просто безрассудное поведение. Все сходится, но, конечно, это лишь теория. Вот тут и вот тут можно почитать об этом подробнее.

Если вы играете в квизы, и вам хочется большей сложности и занудности

Про квизы я чуток написал выше, но есть пара важных моментов, которые я не озвучил. ЧГК - это не всегда логичный следующий шаг после квизов. Многие ребята остаются играть квизы, даже если упираются в стеклянный потолок, просто потому, что им больше нравится формат.

Квиз - это в первую очередь про развлечения. Вы приходите в приятное место, заказываете себе вкусную еду, вокруг музыка, ведущий вас развлекает. Зачитывается список команд, все аплодируют, хлопают и радуются, вы разгадываете медиазадания с видео и музыкой. В конце игры награждают победителей и призеров, иногда есть разные лиги (новички и профессионалы), часто награждают последнее место “за волю к победе”, поздравляют с днем рождения, дарят подарки… В целом, понятно, почему люди хорошо проводят время и почему им это нравится.

Типичная фотография с отыгрыша квиза
Типичная фотография с отыгрыша квиза

На типичном отыгрыше по спортивному ЧГК все иначе. Здесь нет лиг, нет музыки, нет не только призов за последнее место, но и призов за первое (в последнее время, впрочем, на некоторых площадках бутылку победителям все же дают). Ведущий предельно серьезен, на чтении вопросов соблюдается полная тишина, а вместо медиазаданий максимум вам предложат парочку “раздаточных материалов” (черно-белой картинки или текста на обрывке бумаги).

Типичный отыгрыш очного турнира. Даже по фото все понятно, насколько атмосфера отличается.
Типичный отыгрыш очного турнира. Даже по фото все понятно, насколько атмосфера отличается.

И вот тут как раз люди и разделяются на два типа: кому-то не хочется погружаться в унылую атмосферу спортивки, сидеть в полной тишине, не получать за победу хотя бы формального приза (и часто даже поздравления), не фотографироваться и так далее.

А кому-то ровно все вышеперечисленное мешает сконцентрироваться на главном: решении вопросов. Глобальная атмосфера на площадке вполне себе компенсируется локальной атмосферой за столом в команде, а приятное взятие и раскрутка сложного вопроса может вызвать куда более яркие и запоминающиеся эмоции, чем взятие очередного несложного вопроса на квизе.

В общем, можно оставаться на квизах и продолжать получать удовольствие. Если ваша команда достаточно азартна и уперлась в потолок по сложности, можно просто играть в более сложные квизы. Ну а если сложности и хардкорности все еще не хватает, время переходить на более тяжелые вещества (спортивку).

Если вы готовы жертвовать свое свободное время, в том числе в выходные

Самое главное для любой команды и, как мне кажется, в особенности для команды начинающей - это возможность играть регулярно. Команды, не играющие регулярно, обычно редко растут, быстро теряют хватку и постоянно плетутся в хвосте турнирной таблицы. Это, в свою очередь, вводит людей в уныние, и они быстро отваливаются.

Правило простое: дорогу осилит идущий. ЧГК в чем-то похоже на ЕГЭ: во многом успешное взятие вопроса зависит от “наработки формы”. Под наработкой формы я имею в виду постепенное понимание внутренней логики построения вопроса. Чтобы взять вопрос того или иного редактора, нужно “мыслить как редактор”. Если интересно, я потом как-нибудь напишу пост про методику взятия вопросов, в рамках данного поста это будет несколько оффтопно.

Поначалу, в особенности если у вас не было опыта квизов, любой более-менее сложный вопрос ЧГК может вызвать примерно такую же реакцию, как на ставшем классикой меме:

Как начать играть в спортивное “Что? Где? Когда?”

Однако чем чаще вы играете, тем более логичным вам кажется внутренняя логика взятия вопроса. Играя регулярно, вы будете брать все больше вопросов, начнете разбираться в сложности турниров. У вас даже, может быть, появятся предпочтения в редакторах.

В общем-то, если все вышеперечисленные условия вас устраивают, то добро пожаловать в Спортивное ЧГК! Осталось найти команду и понять, где проводятся игры.

Команда

Собрать команду - самое сложное при подготовке к игре. Все-таки собрать надо аж шесть человек, поэтому особенно придирчивым при отборе кандидатов быть не выйдет: чаще всего приходится работать с тем, кто есть. Проще всего такое количество людей набрать не из друзей (столько обычно сходу не набрать), а из коллег и однокурсников.

Самый простой способ - создать чатик, набрать туда некоторое количество интересующихся (с запасом, человек так 9-10) и потом отбирать тех, кто регулярно откликается на призыв пойти на игру. Главное поначалу, как я уже говорил, это регулярность, но есть еще несколько вещей, на которые следует обратить внимание при создании своей идеальной команды:

В команде не должно быть неироничных срачей людей друг с другом. Какими бы умными и полезными для игры люди ни были, если они не мэтчатся с командой, им там не место.

У людей в команде должно быть более-менее одинаковое ожидание от игры. Если у вас будет фрирайдер, который приходит отыграть по фану, и задрот-хардкорщик, который выкладывается на каждом вопросе, рано или поздно кто-то из них из команды уйдет.

Отношения в рамках команды могут как сыграть ей на пользу, так и существенно навредить. Скажем, если парень все время таскает на игру свою девушку, у вас появляется всегда стабильный лишний игрок. Особенно это приятно, когда ощущается вечная нехватка кадров поначалу.

Но, во-первых, девушка может ходить просто “за компанию”, не испытывая удовольствия от игры. Во-вторых, может насильно занимать слот, потому что друг без друга ребята не играют, и кто-то все время будет оставаться в пролете. Наконец, в-третьих, если пара в какой-то момент расстанется, то оба выпадут из игры, один - скорее всего, навсегда. Если что, то гендерное разделение здесь условное: я лично наблюдал несколько обратных ситуаций, где ЧГК-”донором” была девушка, а за компанию приходил парень.

Роли в команде

Когда ваш состав стал более-менее регулярным, можно попробовать оценить свою команду с точки зрения игрового процесса. Существует несколько классификаций игроков в команде, они все очень условные, и для победы совсем не обязательно иметь каждого из перечисленных ниже видов игроков. Но все же в командах обычно выделяются:

  • Капитан

Главная задача капитана - писать ответ. В теледомике капитан решает, кому отвечать, в спортивке - что команда будет отвечать. Капитан слушает все версии за столом, выбирает ту, которая подходит лучше всего, и пишет ее в бумажку / вносит в программу для сдачи ответов.

Разумеется, когда команда берет вопрос, то команда молодец, а когда не берет, то виноват капитан :)

  • Тот-кому-больше-всех-надо

Это тот самый человек, который все время трясет всех по поводу отыгрыша того или иного турнира, организует выезды, отсматривает площадки и наиболее подходящие отыгрыши.

Почти всегда этим человеком является капитан, но бывают и исключения.

  • Диспетчер

Человек, который раскручивает обсуждение, если оно тормозит или не заходит вообще. Диспетчер помогает снова взглянуть на вопрос, предлагает одну из методик раскрутки (“давайте посмотрим, что есть в вопросе”, “давайте визуализируем”, “так, у нас в вопросе испанское имя, что мы знаем про Испанию” и т.д.), либо вылавливает перспективную версию и помогает раскручивать ее дальше.

Диспетчером также часто является капитан, но эту роль могут брать на себя любые игроки, которые способны собраться во время минуты и умеют “ломать лёд” в обсуждении.

  • Ходячая энциклопедия

Редкий в начинающих, но практически обязательный в продвинутых командах тип игрока. Типичный ЧГК-игрок в представлении людей, которые в ЧГК не играют: всезнайка, ходячий гугл, знающий миллион разных фактов. Допустим, нужно назвать какой-то фильм 1976 года, а у этого товарища уже есть готовый список в голове, и команда может просто подобрать подходящий к ответу.

На практике абсолютных энциклопедистов в спортивке не так много, но игроки в команде могут иметь различные специализации в зависимости от их личных увлечений. Диверсификация игроков тут будет важным аспектом: команда из шести физиков-ядерщиков может взять меньше вопросов, чем команда из технаря, естественника, лингвиста, историка, спортивного журналиста и зумера (чтобы брал вопросы по современным реалиям).

  • Инсайтер

Один из самых любопытных членов команды. Может просидеть почти всю минуту и не участвовать в обсуждении, а потом выдать абсолютно правильный ответ по абсолютно новой, собственной внутренней логике.

Крайне полезен в тех случаях, когда команду уносит не туда, и она начинает мусолить кажущуюся ей правильной версию, а диспетчер этого не видит. Также у инсайтеров может быть просто хорошая память, не на конкретные факты, как у энциклопедиста, а на совсем случайные детали, и он может внезапно откопать эту деталь у себя в голове.

Скажем, энциклопедист помнит, какие короли относились к Стюартам или все лантаноиды в таблице Менделеева, в то время как инсайтер внезапно может вспомнить, что Карлсон писал картину "Очень одинокий петух" или выдаст точную до слова цитату из Гарри Поттера просто потому, что ему запомнился этот отрывок.

  • Формодержатель

Он же “незабудка”. Это побочная роль, в идеале исполняемая всеми участниками команды. В спортивке нет возможности попросить господина Ведущего повторить вопрос, а спрашивать могут что угодно.

Обидно бывает не взять вопрос лишь потому, что, к примеру, спрашивали имя, а ты написал фамилию. В спортивке с этим строго, и если в зачете прописано строго имя, то не сданный по форме ответ не засчитывается.

Поэтому капитан, прежде чем писать ответ, обычно спрашивает “какая форма?”, чтобы не ошибиться при сдаче ответа на бумажке.

Как это работает на практике

Берем какой-нибудь странный вопрос и пробуем его раскрутить.

Вопрос 12: Этот вопрос стоит двенадцатым по просьбе автора.

Гаванский университет был основан в XVIII веке. Мы не спрашиваем, в какой стране он находится. Ответьте, в каком именно году он был основан.

Обсуждение провисает, потому что вопрос странный - нам ничего толком в вопросе не сдали, непонятно, что крутить. Диспетчер ломает лёд и пытается найти то, что есть в вопросе: число двенадцать и Гаванский. Где может быть Гаванский университет? Скорее всего, на Кубе. Опа, на КУБЕ. Так, а сколько у нас будет двенадцать в кубе? 1728, отвечает Энциклопедия. Команда проверяет, подходит ли 1728 под условия вопроса. 18 век, все сходится. Капитан уточняет форму (год) и пишет ответ на бумажке. Как вариант, вместо всего обсуждения выше каким-то образом инсайтер проник во все эти логические ходы и сразу выдал правильный ответ, “реверсивно инженеря” свою логику, чтобы капитан поверил в ответ.

Типы отыгрышей

Если вы после всего написанного выше все еще хотите играть в спортивку, у меня для вас отличные новости: скорее всего, вам понравится :) Осталось понять, где можно играть и как это организовать.

Турниры делятся на так называемые “синхроны”, “асинхроны” и “очники”.

Синхроны играются по всему земному шару в рамках примерно одной недели, их результаты часто попадают в мировой рейтинг, а вопросы нигде нельзя в эту неделю посмотреть из-за моратория.

Асинхроны играются дольше, не попадают в рейтинг, но также не попадают в базу вопросов до определенного момента.

Очники - турниры, которые проводятся только в одном месте. Как правило, каждый очник проводится один раз в год, если это не какой-нибудь регулярный фестиваль. Очные турниры позволяют встретиться с большим количеством команд из разных городов и стран, отыграть довольно качественный пакет вопросов и посетить разные места.

Например, “Нехрустальная сова” проводится в Ярославле, “Боровские муралы” в Боровске, “Пущинские дали” - в Пущино и так далее.

После 2020 года активно проводятся и онлайн турниры. Это обычно асинхронные турниры, которые в рейтинг не идут, однако их можно отыграть и вовсе не выходя из дома.

Где играть синхроны

Посмотреть, какие игры где проходят, можно в ТГ-канале “Спортивное ЧГК: Новости” , там же можно найти и зарегистрироваться на онлайн-отыгрыши.

В Москве игры преимущественно проходят:

Процесс регистрации там очень простой. Как правило, нужно просто написать название своей команды в комментариях и прийти на игру.

Если знаете другие площадки в Москве или в своем городе, пишите о них, пожалуйста, в комментариях, я их добавлю в общий список.

Тренировки

Если вы пока не чувствуете в себе уверенности в отыгрыше синхронов, можете много и упорно тренироваться. Можно отыгрывать вопросы из базы, можно смотреть каналы с разборкой вопросов, можно собраться ЧГК-командой и сыгрываться на квизах.

Полезные ссылки:

  • База вопросов ЧГК - здесь можно найти более 275000 вопросов, которые задавались в спортивном ЧГК в течение всей истории его существования.
  • Канал “Разборка” - здесь можно посмотреть, как другие команды играют синхроны, квизы и элитарное ЧГК и послушать комментарии автора канала о том, как берется тот или иной вопрос
  • Канал postmortem - здесь ЧГКшник в одиночку пытается разбирать пакеты вопросов. Также часто говорит про так называемое “ЧГК-бинго”, реалиям, по которым часто пишутся вопросы.

Думаю, на этом я пока и закончу. Большое спасибо всем, кто прочитал, и большой удачи каждому, кто решит начать играть в эту чудесную игру :)

2323
3 комментария

чет вспомнил как недавно Козлов на минуте обсуждения просил свою команду объяснить ему что такое Стоунхендж

2
Ответить

Вот-вот, а еще знатоки называются :)

2
Ответить