Кто такой этот ваш Hellboy?

Долго думал, как начать этот пост, пытался издалека и витиевато, пробовал шутить про паранормальную братву, но как-то все не то и не ложилось на последующий текст с разбором. Поэтому решил накатить картинку вместо тысячи слов (мы же все-таки про комиксы сейчас поговорим).

Нашел свой старый рисунок, немного доработал, добавил лого и вот обложка для лонга
Нашел свой старый рисунок, немного доработал, добавил лого и вот обложка для лонга

Мысль написать что-нибудь про Хеллбоя появилась после прошлогодних новостей, что Адская невеста — это последний том, выходящий официально в России, а дальше все. Два последующих если и будут, то неизвестно когда.

Сразу оговорюсь, что тут будет будет излита информация лишь про комиксы основной серии, так как, если я впихну сюда еще фильмы, игры, мультфильмы, спин оффы про Бюро, Эйба, Кощея, детство Хеллбоя, то получится каша и не самая вкусная. Плюс по объему получится такой текст, что ноут Комитета не выдержит.

А так же спойлеры, буду всеми силами их избегать, только сухие факты, чтобы потом сам комикс читать было интересно.

Со вступлением вроде как закончили. Так что, давайте проследим, как рисунок рандомного монстра для программки комикс феста превратился в одну из самых популярных серий, где смешалось все: от Лавкрафта и нацистов до Черной бороды и мифов Африки.

Часть первая. «Минимализм и прямые линии»

Было бы ошибкой начать рассказ не с личности автора. Майк Миньола — личность легендарная. Рисовал в свое время для Marvel и DC. Иллюстратор, стиль которого вы узнаете сразу, достаточно беглого взгляда.

Дополнительным подтверждением крутости этого парня можно считать факт, что сами Алан Мур и Гильермо дель Торо написали вступления к коллекционному изданию Хеллбоя.

Но говорить о художествах можно бесконечно, намного проще и логичнее будет показать, поэтому держите несколько обложек и артов за авторством Миньолы. Минимализм, преимущественно прямые линии, обилие черного цвета, довольно абстрактный или же вообще отсутствующий фон. Все это создает завораживающую композицию, в которой центом является персонаж произведения.

Влияние стиля Миньолы можно заметить во множестве художественных произведений, особенно это чувствуется в компьютерных играх. Самым банальным примером чего является дилогия Darkest Dungeon, а также можно вспомнить про West of Dead или же Magin: The Rat Project Stories, но в последнем случае уже не так однозначно влияние стиля, видна общая идея, но сильно отклоняется по деталям.

Про художников подражателей я и вовсе молчу. Сам баловался.

Так, автора уважили, легендой назвали, можно двигаться дальше и уже наконец перейти к комиксам? Нет, нельзя. Ведь не просто же так я вспомнил про программку для феста. Собственно ниже именно этот арт. Персонаж не нес какой-то смысловой нагрузки, это был просто забавный монстр с крабом и рыбой на поясе и птицей на плече. Изо рта течет слюна, а про его оружие я вообще молчу.

Какой красавец
Какой красавец

Как потом говорил сам автор в интервью 2014 года:

Я просто рисовал монстра. Он не должен был стать персонажем онгоинга. Я не был известен ни одной серией, и кто-то попросил меня нарисовать все, что угодно, и тогда я изобразил этого неуклюжего парня. Буквально в последний момент я понял, что надо что-то вписать в пустое место, и я написал «Hellboy».

Это все должно было быть просто забавно, ничего более. Никаких конкретных планов у меня не было.

Майк Миньола

Примерно через два года у Миньолы появились идеи по поводу собственной серии комиксов. Центром истории должна была стать паранормально-детективная команда, близкая по духу к супергероике тех лет. Но проект не заладился, имена персонажей было не придумать, поэтому было решено отбросить задумки про команду и сфокусироваться на Хеллбое. Собственно ниже первый рисунок команды, забавно, что в итоге все они так или иначе появились в серии.

Паранормальная братва (простите)

Рядом с ней еще один рисунок — это набросок к первым комиксам о Хеллбое (о них ниже), забракованный Миньолой из-за вида правой руки героя. На втором рисунке персонаж уже получил свой узнаваемый вид: демон стал серьезнее, краба с рыбой сменили подсумки, фигура стала реалистичнее и более похожа на человека, даже слюна больше не течет.

Все так как вы подумали, никаких мыслей в духе: «нам нужен герой, чтобы аудитория могла себя с ним ассоциировать» или чего-то подобного. Человек нарисовал монстра, подумал, что получилось прикольно, будет героем новой серии, пока правда не знаю какой. Видимо в этом и скрыт секрет Хеллбоя, никто не пытался вымучить очередную серию или персонажа, чтобы попасть в целевую аудиторию. Миньола создавал персонажа для себя, с которым ему будет интересно работать и писать про него, заодно делая его универсальным: такого парня можно послать почти на любое дело: хоть убить дракона, хоть кинуть горящим цветком в отсылку на спиритические фотографии XIX века.

Вот теперь можно переходить к комиксам.

Часть вторая. «Комиксы Комик-Кона в Сан-Диего»

Для начала цитата автора настройки на правильный лад:

Я не особо долго работал над сценарием, но понял для себя пару вещей: что Хеллбою идет плащ и что мне нравится рисовать горилл с торчащими из их тел болтами.

Майк Миньола

Следом идет история на 4 страницы, изначально напечатанная во втором выпуске журнала, название которого красуется в заголовке части. Сборник раздавали на мероприятии в 1993 году, а сам комикс нес в себе единственную цель: прорекламировать будущую серию.

Именно поэтому не стоит ожидать каких-то откровений и невероятных сюжетов наполненных отсылками.

У меня, к сожалению, нет сканнера, а мучать вас просмотром фоток страниц я не особо хочу (ведь я уже вас мучаю эти текстом), поэтому было принято волевое решение выкладывать панели из онлайн версии комикса. Поэтому перевод и некоторые детали могут отличаться от официального релиза.

Никаких предысторий, лора, длинной экспозиции, нас ставят перед фактом: есть захолустный американский западный городок со свойственным пейзажем, по которому идет красная перекаченная фигура с головой странной формы и хвостом, в шортах и длинном плаще.

Почти сразу появляется характерный стиль повествования: Хеллбой (имя его, кстати, нигде не звучит) комментирует все происходящее вокруг, будто уже составляет рапорт в бюро после выполнения задания. Тут то становится понятно, что от нуарных детективов гг взял себе не только плащ, но и способность саркастично комментировать события вокруг себя.

Интересно, что этот самый лучший детектив так и не понял: Анубис перед ним или нет, да и какая разница, если зверюгу разнесло взрывом.

Простая и короткая история, чтобы заинтересовать читателя: крутой гг, едко комментирующий все, что видит, огромный враг, побеждающийся смесью грубой силы и смекалочки, а заодно эффектный взрыв в конце.

История идеально выглядела бы в виде короткометражки, со стоп-кадром в конце на моменте взрыва.

Встреча с Анубисом — это аккуратное введение в новую вселенную, никаких лишних деталей, дочитываешь и думаешь про себя: «Всё-таки интересно эти комиксы о паранормальных детективах читать. Забавный герой, хоть и демон, но всё равно душевно написано». Хочется навернуть еще.

Вторая же история, как по мне, является выжимкой из всех возможных черно-белых фильмов ужасов 30-50-х годов, где фигурирует замок, девушка в беде и перекаченный демон в шортах, сражающийся с нацистами. Вы не смотрели этот фильм? Как так? Это же классика!

Этот сюжет вышел в журнале «Гид покупателя комиксов» в том же году и добавляет еще больше фирменных элементов: нацистов и рефлексию Хеллбоя по поводу и без. В остальном же — это такая же рекламная мини история, как и предыдущая: девица в беде, очередной сильный враг, побежденный смесью силы, удачи и смекалки.

А голова в банке — Герман фон Клемпт еще себя проявит в «Пробуждении дьявола» и «Черве победителе», так что очередным эффектным взрывом его жизнь не обрывается, не переживайте. Хотя он же голова в банке, уж что что, а выживать он точно умеет.

В 1993 году эти истории не несли за собой особого смысла, кроме как рассказать, что в следующем году начнет выходить серия комиксов про Хеллбоя «величайшего в мире агента по сверхъестественному». Он будет крутым, дерзким, бить морды всем врагам и сталкиваться с мистическими явлениями. А вот что мы получили на самом деле…

Часть третья. «Огненный венец на челе»

На Хеллбоя в деле мы посмотрели, но мы все еще не знаем, что это за красный громила в плаще.

Маленький Хеллбой вообще жесть/Агент Красный/Разрушитель мира
Маленький Хеллбой вообще жесть/Агент Красный/Разрушитель мира

Любимый сын демона Азазеля (Аззаэля) и ведьмы Сары Хьюз. Процесс рождения Анунг Ун Рамы (да, это одно из множества имен Хеллбоя) был не из приятных, особенно для его матери, которую демон забрал в ад перед самой ее смертью, где она благополучно сгорела и родила пацана. Азазель оторвал сыночку руку и заменил каменной.

Переносимся в 1944 год, Шотландия, вторая мировая война выходит на финишную прямую, нацисты терпят поражение за поражением и тогда Гитлер обращается к Григорию Распутину, чтобы тот вызвал мистические силы, что уничтожат силы союзников (проект «Рогнарёк»). Я так понимаю фюрер ожидал ручную армию демонов, лавкрафтианский неописуемый ужас из холодных уголков космоса, подчиняющийся только ему, ну или же на худой конец какого-то могущественного существа, способного одним взмахом руки уничтожить всех неугодных.

И Распутин не подвел, только он обеспечил, так сказать, инвестиции в будущее, ибо третий Рейх получил демоненка с огромной рукой.. Но тут, как обычно, все пошло наперекосяк, вмешались союзные войска, Распутин отправился на зимовку, участники проекта «Рогнарёк» в спячку, а мальчик из ада, тот самый Хеллбой поехал есть блинчики на военную базу в Нью-Мехико.

Потом он их распробует, не даром день Хеллбоя рядом с масленицей
Потом он их распробует, не даром день Хеллбоя рядом с масленицей

Там он обучается своим приемным отцом Тревором Бруттенхолмом оккультным знаниям, набирается опыта и довольно быстро вырастает до своего текущего состояния. Вскоре поступает на службу в Бюро паранормальных исследований и обороны, этакий аналог Людей в черном, но с мистическим уклоном. В 1952 году ООН присуждает Хеллбою статус почетного человека.

Но почему Распутин призвал именно чертенка? В аду ведь огромное количество могущественных существ. Да все очень просто: Григорий — пророк «дракона» Огдру Джахада — древнего зла, что должно уничтожить всю жизнь на Земле и заново заселить ее существами, созданными по его подобию. Тот самый Рогнарёк (вряд ли фюрер в 44-ом хотел именно этого), а правая рука Хеллбоя — рука судьбы, что может освободить дракона и повелевать им.

Но это все лишь фон для развития личности.

Внешне Хеллбой — это стереотипный демон: рога, тщательно спиленные, копыта, хвост, красная кожа. Но вот внутри он соткан из противоречий как любой смертный: может поверить в обман, рефлексировать над своими поступками, геройствовать ради спасения жизни. Но все это прячется за маской остроумного громилы, что одной левой расправляется с вампирами и демонами, а если не получается, то подключает правую. Хеллбой — этакий свой в доску парень, с которым всегда весело посидеть и выпить, на которого можно положиться (если делать все так, как он сказал, точно переживешь ночь в компании зомби), с крепким внутренним стержнем и железобетонными моральными ориентирами.

Хеллбой невероятно крепок. Несколько раз его протыкали насквозь, швыряли с огромной высоты, давили, взрывали и тд, но самое страшное, что с ним было после этого — это пробуждение разбитым.

Отдельной историей являются рога, как вы могли заметить, они тщательно спилены, жест не только профессиональный, так как два огромных отростка из головы явно мешают пролезать в тесных гробницах и старых особняках, но и сакральный — лишний раз подчеркнуть свою человеческую суть. Ведь рога служат еще магическим (их можно призвать заклинанием) держателем для огненной короны Апокалипсиса, являющейся символом того, кем Хеллбой может, но не хочет стать.

Кто такой этот ваш Hellboy?

Вся история — это борьба человека с судьбой и собственной природой. В мифологии мира, все существа: от маленькой пикси или русского домового, до грозного лорда ада знают друга друга и являются очень дальними родственниками. Все они считают Красного своими родичем, при этом сам Хеллбой отрицает все связи с этой семьей и считает себя (или хочет считать) человеком и ДЕМОНстрирует это всем чем только можно: пьет, курит, пользуется огнестрелом, проявляет эмпатию, влюбляется в человека (нет, не в Лиз, фильмы все врут). А излюбленными ответами на предложение принять свою судьбу являются:

Вы меня с кем-то перепутали.

Хеллбой

Пора сваливать!

Хеллбой

Ну не любит человек излишнее внимание. Что тут сделаешь.

Часть четвертая. «Я задумал эту историю хреналлион лет назад»

По своей структуре комиксы про Хеллбоя чем-то напоминают книги про ведьмака. С одной стороны у нас есть главный герой, который выполняет свой мейн квест: в случае Геральта — ищет Цири, в случае Хеллбоя — отстаивает возможность самому писать свою судьбу (но при этом выполняя предсказание за предсказанием); а с другой множество раскиданных по времени коротких зарисовок из жизни охотника на монстров/паранормального детектива. Причем истории эти и там и тут будут вспоминаться в основном цикле.

Между персонажами можно заметить еще одну параллель (помимо любви к алкоголю) — Геральт в один момент перестает считать себя ведьмаком, Хеллбой же уходит из Бюро расследований паранормальной деятельности.

Не так уже и много у них разного на самом деле
Не так уже и много у них разного на самом деле

Так и все таки, кто же эти такие ваши комиксы про Хеллбоя? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим по отдельности основную серию и короткие зарисовки про его деятельность в бюро.

Начнем с о второго. Миньола действительно славится короткими рассказами, в которых обыгрываются мифы и сказания разных стран и культур, и из которых как пазл складывается огромный и местами запутанный мир Хеллбоя.

Если бы не коллекционные издания, собирать материалы было бы невероятно тяжело, что-то из комиксов выходило в сборниках, что-то в виде стрипов в левых журналах, что-то вообще в тематических томах на одну конкретную тему. Спасибо редакторам, что собрали это все, выстроили в правильном порядке и напечатали.

У меня лишь одна претензия, неужели так сложно так сложно при верстке обложки сделать так, чтобы линии на одном томе совпадали со следующим, у меня каждый раз обостряется ОКР, когда я смотрю на полку.

Практически каждая история начинается с подобного комментария автора: «я задумал давно», «я когда-то что-то прочитал, но не помню что и где», «я хотел так, но передумал», «я сначала все нарисовал, потом начал гуглить что писать» и тд. Я конечно немного утрировал, но посыл там именно такой. Миньола довольно начитанный человек, подмечающий сюжеты, которые можно адаптировать под свою историю.

Именно это и объясняет почему, Хеллбой то в Японии борется с местными демонами, то в Норвегии идет по следам германских и скандинавских народных сказок, а в другой раз в России выбивает глаз Бабе Яге (про нее еще вспомним).

Формула довольно проста, но изящна: берется фольклорное произведение или же просто Миньола прочитал малоизвестный рассказ, увидел фотографию места, это все запало ему в душу (но он забыл на десяток лет). После чего в центр сюжета ставится Хеллбой, комментирующий все в своем фирменном стиле: «Дамочка, вы меня с кем-то спутали» или побеждающий вампира-картежника, выкидывая фулл-хаус. Ну а если остроты не помогают, то пускающий в дело пистолет, гранаты или кулаки.

¯\_(ツ)_/¯
¯\_(ツ)_/¯

Некоторые из историй прописаны довольно подробно, раскрывают второстепенных героев и врагов, к примеру Скрюченный человек, пожалуй моя любимая из вех историй о Хеллбое.

Красный оказывается в горах Аппалачи, штат Вирджиния и расследует нападение ведьмы, автор ставит читателя перед фактами: есть определенный антагонист, есть Хеллбой, есть приятный парень, последние два должны объединить усилия, чтобы навалять первому. Сюжет встает на прямые рельсы и события развиваются так, как сам бы читатель хотел, чтобы они произошли. Все это приводит к закономерному и довольно приятному финалу.

Но это все же скорее исключение (комикс представляет собой 3 выпуска), в большинстве своей истории про Хеллбоя — это 10 страниц экшена с перерывом на пафосные фразочки. Каждая из таких историй — это великолепный отдых между основным сюжетом.

Кстати об основном сюжете…

Часть пятая. «Лавкрафт, Распутин, нацисты, Геката, король Артур и все все все в избушке на курьих ножках»

Так, чтобы рассказать за сюжет, да еще и постараться без спойлеров, надо откатиться немного назад по тексту и вспомнить про 44 год. Распутин по заданию Гитлера вызывает в наш мир чертенка, который своей правой рукой может призвать древнего дракона, который одновременно семь и один и уничтожить всю жизнь на Земле. Парнишку спасают силы союзников и отправляют набираться уму разуму к Тревору Бруттенхолму.

Последующие 50 лет Хеллбой сражается с целой тонной разной нечисти и всегда выходит победителем. Наживает врагов и заводит друзей. Но эта насыщенная и приятная жизнь заканчивается с пропажей Бруттенхолма в арктической экспедиции, который неожиданно находится спустя 10 месяцев, неожиданно, в своем кабинете. Но присутствует в сюжете он недолго, а ровно столько, чтобы успеть рассказать своему приемному сыну, все что запомнил из поездки (не много) и умереть от рук жабаподобного монстра.

Хеллбой собирает свою команду: Эйба Сапиена и Лиз Шерман. Цель у команды простая: разобраться в том что происходит и наказать виновыных, написать отчеты (по возможности не погибнуть).

Очередная остановка. Поговорим о ближайших спутниках Хеллбоя в первых томах.

  • Эйб Сапиен — загадочный человек амфибия, найденный Бюро под зданием больницы в Вашингтоне. Тот, кого можно назвать другом Хеллбоя, надежный полевой (или скорее водный) агент БРПД. Крепок, силен, рассудителен. Если хочется разузнать о нем побольше, а также настоящую личность и как он стал амфибией добро пожаловать в спинн оффы серии.
  • Лиз Шерман — девушка, обладающая силой пирокинеза, попала в поле внимания Бюро, когда в возрасте 11 лет обиделась на мальчика, дразнившего ее косички, и случайно сожгла квартал вместе со всей своей семьей. Полевой агент БРПД. Теперь отлично контролирует свои силы, но все же недолюбливает их. Друг Хеллбоя.
  • Роджер — новичок в команде, появившийся во втором томе «Пробуждение дьявола». Роджер гомункул, созданный алхимиком. После небольших сюжетных перипетий становится полноправным агентом Бюро и заслуживает своими поступками уважение Хеллбоя.
Вот они слева направо
Вот они слева направо

Закончили остановку. Герои отправляются в старинное поместье на берегу (не случайно первый том посвящен Лавкрафту). Где узнают, что Распутин вернулся, чтобы заставить Хеллбоя принять свою судьбу, но получает по передозировку гарпуном, выкрикивает, что это еще не конец и умирает, но самом деле не до конца.

Я специально так сухо пересказываю сюжет, так как вся мякотка содержится в деталях: про род Кавендишей, что построил дом, перепалке Хеллбоя и Распутина (Григорий ведет себя по отношению к Красному как хозяин, что не особо настраивает на позитивный лад), отношении Лиз и ее дара, путь Эйба. Действительно рекомендую к прочтению.

Би-Джей Бласковиц одобряет
Би-Джей Бласковиц одобряет

На самом деле влияние Лавкрафта (а если капнуть чуть глубже, то Роберта Блоха, который написал «Таинства червя», многое из «Семени разрушения» и «Червя победителя» основано именно на этом произведении) чувствуется так сильно лишь в первом томе со всеми этими старинными скрипучими особняками, жабаподобных монстрах, в которых превращаются люди, древнее злое божество в глубине космоса (настолько глубоко, что даже немного в другом измерении). В последующих историях и томах это влияние слабеет, на смену неописуемому ужасу приходят легенды о короле Артуре, иудейские и христианские представления об аде. Присутствует заигрывание с греческой мифологией, так например богиня Геката — один из центральных персонажей в сюжете и появляется довольно часто.

Параллельно идет европейская мифология о различных сказочных народах: эльфах, пикси, троллях, лесных и подземных существах. Век их заканчивается, кто-то из них смерился с судьбой исчезнуть и быть забытым, кто-то наоборот готовится к войне за свое будущее.

Особняком стоит вражда Хеллбоя и бабы Яги, которой он выбил глаз метким выстрелом. Один из сюжетов полностью состоит из пребывания Красного в Тридевятом царстве, где ему предстоит встретиться с Лешим и Василисой, понять, что Кощей реально бессмертный, а также перетереть за жизнь с домовым и сразиться с ратью нежити, похожих как на воинов Руси, так и на монголов.

Но главный вопрос — где Хеллбой берет столько одинаковых плащей?

Лично я был в восторге от истории до момента сражения с кровавой королевой Нимуэ, после этой арки меня сильно удивил рисунок. Он упростился до неузнаваемости, иногда доходило до того, что становилось тяжело понять, что именно сейчас происходит и где именно Хеллбой находится, и он ли это вообще. Но с другой стороны сильное упрощение — хорошо играет на нарратив и погружение, возникает ощущение что читаешь обычную книгу написанную на цветных страницах, а линии складываются в образы.

Часть шестая. «Вместо заключения»

История о Хеллбое, Бюро и всех сказочных созданиях — прекрасный образец фэнтези истории. Тут есть практически все: интрига, предательства, любовь, борьба с судьбой, любовь, смерти понравившихся персонажей, отсылки на все подряд: от говорящего мангуста Джеффа (такой реально был, ну или не был, почитайте википедию и решите сами) до тайных мистических обществ.

Очень часто ловишь себя на мысли, что автор получал реальное удовольствие от написания всех этих историй, вклинивания Хеллбоя в знакомую сказку. Если бы Миньола не был художником и атором комиксов, он бы явно стал фольклористом.

Сюжет наполнен чеховскими ружьями, которые могут быть повешены в первых коротеньких зарисовках, а выстрелить под самый конец. И лишь под самый конец слова некоторых из персонажей обретаю исинный смысл.

Чтение этого комикса, как поездка на американских горках, никогда не знаешь с кем Хеллбой сразится на следующей странице, кому он поможет и как выкрутится из, казалось бы, безвыходной ситуации. А особенно тяжело угадать какой стиль художники выберут для следующей истории. Рекомендую к прочтению, ведь где еще вы увидите, как священник благословляет демона.

Кто такой этот ваш Hellboy?
4646
15 комментариев

Обожаю Миньолу, этот чел очень на меня повлиял. Кстати второй чел, который рисовал историю про Вуду даму тоже очень даже

1
Ответить

Один из немногих авторов, чьи комментарии к рассказам было интересно и довольно забавно читать.
Году в 15 мне вообще башню снесло от его стиля, и я полгода только в нем и рисовал

Ответить

Отличный текст. Спасибо. Жаль кино-трилогии не вышло

1
Ответить

Спасибо!
Да, очень, особенно жалко, что трилогии не вышло из-за вообще другой серии фильмов

Ответить

Зря ты спойлеров избегал. Надо было с ними. Такие статьи читают, кто сами комиксы читать не будет и ничего себе не испортят. А даже кто и будет, всё равно не испортят. В итоге же все превратилось в рефлексию на тему рисовки и персонажа.

1
Ответить

Ну не знаю, как-то делать пересказ комикса, на прочтение которого надо в общей сложности пару дней

Ответить

Хотя допускаю, что я просто не понимаю, чего хочет аудитория

Ответить