Советская рецензия на Rogue 1986го года
Совсем еще маленьким мальчиком, игравшим только в "сегу" и "денди", в 90е среди родительских книг я нашел томик "Кибернетика стучится в школу", 1986го года издания:
Книга для ребенка была заумной, посвященной педагогическим аспектам цифровизации позднесоветского образования. Детский глаз привлекла глава под названием "Лицом к лицу с дисплеем", в которой автор пересказывал в литературной форме игровой опыт в некую загадочную американскую игру под названием "Бродяга". Приведу отрывки "рецензии":
"Ежегодно в Подземелье Обреченных гибнут тысячи людей. Сегодня обречен погибнуть я. Надев доспехи и рюкзак, я приближаюсь к входу в подземелье с чувством тревожного возбуждения. Ночные силуэты чего-то, напоминающего крепость, наводят на мрачные мысли. Спуск тянется бесконечно... вижу перед собой низкорослое существо, облаченное в грозные доспехи и сжимающее в лапах булаву. Только когда оно подняло оружие, чтобы нанести удар, я вышел из оцепенения, заправил в лук стрелу, словно делал это не в первый раз в жизни, натянул тетиву и выстрелил. На это ушло, наверное, не более мгновения. И каково же было изумление, когда Гоблин (это был он) повалился на пол, корчась в бессильной ярости. У меня дрожат ноги. Осторожно ступаю, пытаясь найти лестницу. Где мой уютный письменный стол с неоконченной рукописью "Кибернетика стучится в школу"? Внезапно натыкаюсь на груду камней. Под ногами что-то заблестело. Да это же золото! ... Делаю осторожные шаги. Иду туда, куда решил... Я на 21-м уровне подземелья."
Дальше автор в таком же стиле пересказывает битву с драконом и смерть от голода на 22м уровне подземелья, а затем довольно абстрактно описывает управление и общую логику игры:
"Перед тобой телевизионный экран и клавиши с обозначением знаков, которые надо запомнить: Бродяга, стены помещений, пол, проход, лестница, западня, оружие, доспехи, золото, фляжка с напитком, еда, волшебный свисток, волшебная палочка, волшебное кольцо и все обитатели подземелья. Когда спускаешься на очередной этаж, экран пуст. Только светится значок, показывающий, где находится Бродяга. Начинаешь обследовать помещение, даешь команды ходов: вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, вверх или вниз по лестнице. Постепенно высвечиваются знаки, показывающие окружение. Если движешься вдоль стены, то видна стена, которую прошел, и та, что перед тобой, в зависимости от того, как освещено помещение. Так, исследуя обстановку, попадая в западни, обыскивая углы и обнаруживая проходы, двигаешься вперед. Другие команды означают: надеть (снять) доспехи, надеть (снять) кольцо, подобрать или не брать предмет, выбросить его, выпить напиток, поесть, прочесть свиток, взмахнуть волшебной палочкой или оружием, биться насмерть. Когда в соседней клетке обнаруживается какой-нибудь предмет, можно обойти клетку, то есть не брать его, тогда как вступление на ту же самую клетку означает, что ты взял его. Чтобы перейти на ту же клетку и не брать предмета, надо подать команду "не брать".
Время от времени Бродяга должен отдыхать и есть, чтобы восстановить силы. Кроме ограниченного запаса еды в рюкзаке, он может что-нибудь найти, но находки не всегда бывают съедобными, Подобранные предметы кладутся в рюкзак или надеваются на себя. Если это доспехи, то они обеспечивают дополнительную защиту в бою. Однако на них может лежать заклинание, и, чтобы снять его, необходим волшебный свисток. На нижней части экрана под схемой игровой обстановки высвечиваются показатели состояния Бродяги на данный момент: что он имеет на себе и в рюкзаке, какой приобрел опыт в борьбе, есть ли у него раны, насколько устал и голоден. Чем больше он минует чудовищ, не померившись с ними силами, тем меньше опыта приобретет и тем меньше шансов, что он победит следующих. "Биться насмерть" означает, что надо перейти на ту же самую клетку, где находится чудовище, и тогда исход битвы определится соотношением между силой чудовища и силой Бродяги - его физического состояния, класса опыта и класса доспехов. "Бродяга" стал пользоваться таким большим успехом у взрослых и детей, что нашлись охотники усовершенствовать игру."
Затем, автор уделяет много внимания неким "экспертным системам", помогающим рассчитать лучшую экипировку, исход боя и тд. При желании, полный текст можно найти целиком в сети (правда, про Rogue там не так много)
Прочитав эту рецензию в детстве, я решил, что дедушка (автор книги родился в 1926м году) сочиняет и игры такими сложными и абстрактными не бывают (сказывался скудный опыт игры в "денди" и "сегу"), и только много позже, отыграв множество РПГ и узнав про "рогалики" я вспомнил про эту необычную рецензию. Возможно, это первая отечественная рецензия если не на компьютерные игры, то на "Rogue" наверняка...
PS. Идея поста навеяна обсуждениями воспоминаний о первом Fallout-е, в который довелось поиграть DTF-ерам