Игра детства: ZEUS and POSEIDON
Хочу рассказать вам о своей игре детства, в которой я провел множество счастливых часов.
Изначально игра называлась Zeus: Master of Olympus, а уже позднее к ней вышел официальный аддон - Poseidon, который повествовал про рассвет и закат атлантов и Атлантиды.
Разработчик Impressions Games был известен в свою очередь стратегиями про Цезаря, но мне всегда больше импонировала греческая мифология (с которой собственно и списаны все римские боги).
Свою любовь к греческим мифам и легендам я связываю с замечательной книгой, которая так и называется:
Собственно ZEUS & POSEIDON является стратегией, в которой нам нужно строить и развивать эллинское поселение. От простых хибар, до большого мегаполиса вроде Фив, Афин и Спарты.
Игра разделяется на кампании, в которых при достижении цели игра заканчивается, и песочницу, в которую можно играть вечно.
Суть игры в самом начале - это обеспечить едой прибывших работяг. Для этого необходимы пшеничные фермы и сыроварни (если у вас плодородная земля), либо рыбный промысел (если на карте есть рыба или морские ежи) или охотничьи домики (если в округе есть кабанчики или косули). В дополнении Poseidon появятся бойни с коровами.
После того, как любая еда поступит через амбар на местную агору (рынок) и обеспечит пропитанием население, уровень дома улучшится, он автоматически будет достроен с палатки до хибары. Для дальнейшего увеличения домов местным жителям необходим какой-нибудь досуг - гимназий, аналог фитнесс-клуба, где качки трясут мускулами, театр с трагедиями и комедиями, и колледж для местных диогенов и сократов, рассуждающих о философии жизни и бытия. На самом деле для максимального уровня домов понадобятся все три здания.
После появления первого досуга, жителям будет нужна шерсть - она добывается только в овчарнях с овец, которым также нужна плодородная земля и пастух, который будет защищать кудрявых от местных волчар.
И, наконец, третья хотелка жителей - это знаменитое греческое оливковое масло, для получения которого сначала нужно посадить оливковое дерево (на плодородную почву), дождаться созревания и чтобы урожай собрал местный садовод. После сбора оливки отправляются на маслобойню.
Однако бывает так, что на вашей местности отсутствует плодородная почва и нужно как-то выкручиваться. Приведу пример: одним из первых заданий в самой первой кампании будет обеспечить норму добычи мрамора. Но карьер облюбовала местная гидра с 9 головами, а единственным героем, который может с ней совладать является Геракл. Для призыва Геракла нужно построить отдельный зал, в котором будут описаны требования героя. Причем у каждого героя они разные. Гераклу нужно чтобы у вашего города был отличный доступ к гимназиям и рабочий стадион, а еще чтобы его зал был окружен стенами и аж 32 амфоры вина и зачем-то 16 досок. И, если у вас нет плодородной почвы и отсутствует технология вязки винограда или винокурни (или КБ в соседнем здании), то нужно выкручиваться. Тут появляется несколько вариантов - либо купить виноград/вино у своих союзников через факторию или порт, либо построить святилище Диониса (бога вина и кутежа), который даст пару рощ винограда для личного пользования. Даже есть вариант попросить необходимый товар у вашего врага, но только если вы с ним в хороших отношениях (что на высокой сложности нереально), или захватить его, при условии наличия хорошей армии.
Что касается богов, то здесь представлен почти весь пантеон - от Зевса до Гефеста, и чем значимей и сильней бог, тем больше материалов понадобится для строительства святилища. В каждой кампании у вас есть перечень богов, которые вам благоволят, а есть которые будут вредить - внезапно появляться в городе и рушить здания, убивать простых смертных и насылать чудовищ. В кампании за Фивы например, Дионис был против меня и наслал на меня бешеных женщин-менад, с которыми справится может только Ахилл.
Боги которые за вас постоянно будут рекламировать себя и свои услуги - например Афродита может уладить вопрос если вы не в ладах с Аресом, Гефестом, Дионисом и Гермесом т.к. в свое время была женой каждого из них.
Ну а если вы построили храм Зевса, то считайте что вы у него за пазухой, ни один бог вас не тронет и вражеская армия при вторжении будет получать звездюлей от самого главного бога Греции.
Также очень важно следить за деньгами. Чем выше сложность, тем меньше денег в начале и очень легко понастроить всего и уйти в минус. Закончив год банкротом, вы автоматически проигрываете.
Для поддержания штанов нужно иметь налоговую будку и дворец. Но если сильно задирать налоги, то появятся бунтовщики и без стражи они будут поджигать здания и устраивать беспредел.
Интересный факт: жители города постоянно будут выражать свое мнение: если мало еды, то жаловаться что голодают, если в городе чума, то беспокоиться о том, как бы не словить заразу. Если повозку с грузом отправить слишком далеким маршрутом, то и тут вам выпишут нагоняй. Ну а если рядом появиться недружелюбный бог, то орать как потерпевшие от страха.
Для комфортного существования очень важно наладить экспорт товаров, которые вы можете добывать и у вас в избытке. Вдобавок ко всему, ваши союзники постоянно будут направлять свои запросы, то один устраивает фестиваль и ему нужна еда и вино, то другому вообще понадобятся скульптуры для святилища. И если забить на все эти запросы, то вскоре такой союзник может обидеться и внезапно стать врагом и прислать армию для осады дабы зафиксировать новые отношения.
Армия - это отдельный пункт. Так как заниматься войной могла только элита, то и хоромы нужны соответствующие и уже свой участок земли с благоустроенными парками и фонтанами. К обычным запросам типа еды, шерсти и масла добавляется наличие доспехов, амфор вина и лошадей чтобы переоборудовать обычного гоплита (воина) во всадника. В дополнении Poseidon добавится функция улучшить конницу до колесниц. Также понадобится рабочий стадион чтобы знать могла наблюдать за соревнованиями атлетов. Если у вас есть храмы Артемиды и/или Ареса, то они предоставят своих амазонок и воинов соответственно, как для защиты, так и для нападения на другой город.
Как я писал выше, в игре 7 сценариев, в ходе которых вы строите с нуля ваш город, а также, иногда переключаетесь на строительство городов-саттеллитов, которые будут платить вам дань и предоставлять помощь в осаде. В свою очередь ваши вассалы тоже могут быть атакованы вашими недругами и, если не послать помощь, то их могут захватить и они автоматически станут враждебны к вам.
Вот список сценариев:
1. Фивы (Зевс и Европа);
2. Аргос (Персей и Медуза);
3. Становление Афин (Тесей);
4. Иолк (Приключения Ясона);
5. Тиринф (Подвиги Геракла);
6. Спарта (Пелопонесская война);
7. Аулис (Троянская война).
Для меня самым сложным оказалась последняя кампания против Трои. Я никак не мог одновременно собрать все союзные города для захвата потому что постоянно кто-то был не готов или отказывался посылать войска. Вдобавок постоянно приплывал Гектор и кошмарил мое поселение.
В дополнении Poseidon Зевс уходит на задний план, а главное место занимает бог морей. Плюс добавляется пара новых богов - Атлас (бог строительства и держатель небосвода) и Гера (жена Зевса). Появляются новые герои Аталанта и Беллерфонт (тот кто летал на Пегасе) и новые монстры - Эхидна, Гарпии, Сфинкс и прочие. Также появляются ученые, астрономы вместо качков и театралов из основной игры, а также залежи орихалка и черного мрамора для строительства пирамид.
Итак, подытожим:
Кому может зайти игра:
- если вам нравятся олдовые стратегии;
- если вам нравится греческая мифология.
Игру можно приобрести в стиме за 179 рублей. Ссылочка:
Версия GOG'а на английском языке. Если не хотите париться с переводом, то на русском можно всегда скачать на любом флибустьерском ресурсе.