Юбилейный распил
«Пила 10».
Просмотрена десятая номерная часть известной франшизы. И сказать тут есть о чём.
Фильм рассказывает об истории Джона Крамера, который узнал, что есть шанс излечить свой рак. Джон уезжает в Мексику, проходит лечение, после которого понимает, что его обманули. После этого, Крамер находит и наказывает всех участников этой аферы.
На самом деле, написать об этом кино можно и меньше, чем я сейчас собираюсь, если бы не одно «но». Франшиза «Пила» занимает одно из особых мест в моей душе, как один из первых «боди-хорроров» с серьёзным издателем, который я посмотрел. Франшиза испытывала взлёты и падения, но упорно цеплялась за жизнь, что и привело её к полноценной десятой части.
Для начала хотелось бы отметить, что я отслеживал её с самого первого фильма, и да, серия разрослась в полноценную «Санта-Барбару» и проследить все хитросплетения единого (!) сюжета довольно непросто. Но это вызывает неподдельное уважение, так как единицы подобных проектов, к десятой части умудряются следовать своему же лору и привлекать к съёмкам одних и тех же актёров на роли своих персонажей (если по истории они сохранили все свои конечности, конечно же). Да, довольно странно видеть ту же Шоуни Смит в роли Аманды, учитывая, что у нас тут флэшбек во всю мощь, а Шоуни явно не становится моложе. Но это мелочи по сравнению с тем, какие эмоции это дарит. Те же «Люди Икс», попытавшись сделать подобное наглухо завязли в несостыковках и сюжетных дырах, приведя серию к полному перезапуску.
Конечно, не всё у «Пилы» было гладко. Даже Крис Рок попытался сделать в рамках франшизы что-то новое, сняв совершенно невразумительное кино («Спираль»), за что (возможно) и получил по щам от Уилла Смита. И даже те фильмы, к которым Рок не прикасался, не всегда были удачные. Франшиза не боялась пользоваться приёмами «флэшбеков», нарушать собственные же правила и кормить зрителя кровавым, но нудным зрелищем. Однако, серия всегда старалась следовать самой себе, показывая плоды философии Джона Крамера.
Так же, у серии была неплохая и понятная мораль, которая гласила, что нужно быть честным и хорошим человеком, а если оступился, то быть готовым заплатить страшную цену за урок гуманизма. Джон Крамер, как антигерой страшной современности, показывал зрителю изнанку человеческой натуры (в прямом и переносном смысле), объясняя, что может произойти, иди вы по пути, который обесценивает жизнь свою и жизни окружающих. Если бы «Пилу» снимали где-нибудь в России, то рано или поздно явно прозвучало бы «нормально делай, нормально будет». Философия простая и даже примитивная, но доносится она до зрителя через череду поистине кровавых аттракционов.
Визитной карточкой серии всегда было насилие, посредством зловещих ловушек, которые собирал Крамер. За это франшизу и любят, либо же ненавидят. Конструкторский гений Джона создавал поражающие ум механизмы, которые с особой жестокостью карали тех, кто не мог выполнить условия к освобождению. К слову, непосредственно к самой обычной пиле создатели всех фильмов обращались лишь несколько раз. И десятая часть не исключение.
Так вот к чему всё это и где про сам фильм? Это нужно было рассказать, чтобы те, кто не был знаком со всеми частями «Пилы» смогли понять путь, цели и философию серии, а те кто в курсе, немного освежил бы свои воспоминания. Очень немногие франшизы, раздувшись выше пятой части, способны сохранить свою идентичность и собственную идею. Примеров тому много: «Пятница 13-е», «Чужие», «Форсаж» (семья не была центром идеи первых частей) и прочие. Именно поэтому, садясь смотреть последнюю «Пилу» я не ждал от кино ничего хорошего. А зря.
Загадка воскрешения Крамера стала ясна сразу (трейлеров я не смотрел), так как серия неоднократно прибегала ко взглядам в прошлое, а потому, я просто приготовился к очередной порции насилия. Как я и говорил, десятая часть двигает ту же идею, что и прочие – справедливость. И кто как не Джон, умелый конструктор и изощрённый изобретатель, может эту справедливость нам показать?
В принципе, если смотрел хоть одну часть «Пилы», можно сказать, что ты смотрел их все и если такое нравится, то десятая часть определенно зайдёт. К фильму традиционно есть вопросы: как умирающий Джон так преисполнился местью, что остаток фильма бодр и свеж (в силу своего возраста, конечно же), откуда у него средства и время на сбор этих механизмов (личная нанофабрика или армия кровожадных эльфов?), спорный механизм нескольких ловушек и крайне усиленная прозорливость, способная обсчитывать ситуацию на много ходов вперед… Вопросы есть, но они были всегда и мне это не помешало получить удовольствие от просмотра.
Возможно я ждал не флэшбека, а продолжения. Возможно, механизмы ловушек были не слишком изощрённые, чем мне бы того хотелось. Возможно история, рассказанная нам, слишком примитивная. Возможно. Но это всё ещё та самая «Пила» с тем же самым Крамером и Амандой, и теми же расходниками в виде людей, которые оступились. Как по мне, ждать чего-то особенного от фильма, имеющего после названия цифру «10» это слишком. «Пила» остаётся сама собой, и вызывает лишь грусть от того, что, скорее всего, Крамера мы больше не увидим. Собственно, увидим ли мы ещё одну годную «Пилу» тоже вопрос, но его можно оставить на потом.
Я воспринимаю десятую часть «Пилы» как акт прощания. Во-первых, кино с цифрой «11» в конце – это еще более удручающее зрелище. Во-вторых, «Пила» без Джона Крамера нежизнеспособна и Крис Рок со своей «Спиралью» нам это доказал. В-третьих, сколько уже можно мучать дядьку Тобина Белла? В свои восемьдесят один, раскладывать людей на запчасти, наверное, уже не так легко. Так что, нужно просто наслаждаться просмотром реликтового представителя жанра «боди-хоррор», который сквозь почти два десятка лет, не растерял свою идентичность и держится на своём уровне, уверенно занимая эту нишу. Всем поклонникам как жанра, так и серии, рекомендую.