«Войну и мир» убрать, «Гарри Поттера» добавить: родители требуют поменять школьный курс по литературе ⁠⁠

Родители призывают изменить школьный курс по литературе в школах России

Каждому седьмому не нравится список книг, который дети проходят в школе – данные свежего опроса. Главный объект недовольства – произведения русских классиков.

«РАЗРЕШИТЕ НЕ ЧИТАТЬ»

В родительских чатах — настоящие баталии вокруг школьного курса литературы. Не нравится список книг, не современный. И тут редкий случай, когда родители и дети заодно. Дети тоже умоляют избавить их от, как они пишут, «литературных мучений». Десятиклассники подмосковной школы подали коллективную петицию учительнице русского языка и литературы – чтобы та разрешила им не читать «Войну и мир» Толстого. Мол, готовы посмотреть фильм, краткое содержание осилим – только не этот 4-томный кошмар. Да почему же кошмар? Во-первых, читать 1300 страниц некогда – то ВПР, то ОГЭ, то ЕГЭ. Во-вторых, трудно - текст витиеватый, много метафор, описаний, незнакомых слов. Перебор с французской лексикой, а они английский учат. Про войну 1812 года проходили в восьмом классе – зачем опять? Непонятны психология и поступки взрослых людей, еще и из позапрошлого века. Педагог предложила компромисс: на уроке они прочтут вслух некоторые отрывки романа, потому что дело не в знании сюжета, а в чтении.

К кому еще есть претензии? Шолохов в «Тихом Доне» тоже чересчур расписался, «Преступление и наказание» Достоевского вгоняет в тоску. «Тарас Бульба» Гоголя - дикость какая-то - провоцировать войну в Польше и убивать родного сына своими руками! Непонятна и Катерина из «Грозы» Островского: зачем убиваться из-за ерунды? Героиня «Матрениного двора» Солженицына тоже странная женщина: все терпит, живет для других, ничего не пытается изменить в жизни… «Слово о полку Игореве» - сплошные «ой ты гой еси, добрый молодец» и устаревшие слова, без словаря и пояснений учителя читать невозможно.

Сложное и непонятное «старье» бунтари предлагают заменить более современными произведениями. Номер один в списке желаемых – Гарри Поттер. По объему сага о юном волшебнике вдвое увесистее «Войны и мира» - аж 8 томов. Выходит, дело не в количестве страниц.

СИТУАЦИЯ ГРУСТНАЯ

- Главная причина нечтения «Войны и мира» - запущенность программы в 5-8 классе, когда у детей отбивают любовь к чтению, - говорит преподаватель литературы московской гимназии №1514, председатель Ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев. - Учебный год начинается с древнерусской литературы – и как обухом по голове посыл «ты сейчас ничего не будешь понимать». Программа перегружена текстами, далекими подросткам по тематике. Например, о деревенском детстве, в то время как подавляющее большинство населения страны – городские. В итоге в старшие классы приходят ученики, которые не понимают личностной ценности чтения. И это грустно. Частая ситуация, сформулированная моим коллегой Михаилом Половцем, - пусть не читают, лишь бы классику. Такое неуважение преступно.

СПИСОК НЕ НУЖЕН

А какая вообще цель уроков литературы? Воспитать вдумчивого читателя, говорят педагоги, чтобы чтение книг стало ежедневной привычкой на всю жизнь, чтобы был вкус к хорошей литературе, кругозор. Но тогда и подход нужен другой. В программе, считает Антон Скулачев, должны быть центр и периферия. Центр - незыблемый: 3-5 текстов в год. «На глубокий разговор об одном произведении нужно тратить не меньше 5-6 уроков. У нас же тенденция скакать по верхам, чтобы успеть все пройти и сдать ЕГЭ», - сетует педагог. А периферия - размытая, чтобы учитель мог добавить книги, ориентируясь на конкретных детей.

- Где-то инструментом будет Гарри Поттер – главный христианский текст современной литературы, по мнению доктора филологических наук Татьяны Касаткиной. Так и есть - в книге большое количество библейских отсылок и подтекстов, - поясняет собеседник KP.RU. - Где-то ключом будет Толстой. Или Нина Дашевская – лучший, на мой взгляд, современный прозаик, которая пишет о подростках, о чуде музыки. Пусть этих ключей будет много, ведь дети - разные. А где-то начинать нужно с коротких качественных рассказов, потому что в пятый класс сейчас массово приходят ребята с дислексией и дисграфией, которые физически не готовы воспринимать большие тексты.

В год достаточно десяти произведений. А большой список литературы, единый для всех, не нужен. Ну и, конечно, о списке стоит подумать очень и очень серьезно. Гарри Поттера и так прочтут. И он не наш все-таки герой. А школе бы отечественное пропагандировать. Только не топорно, не отбивая вкуса к нашей классике.

ПЬЕР БЕЗУХОВ НА САЙТЕ ЗНАКОМСТВ

Известно, что дети любят читать, если видят с книгой родителей, если дома принято обсуждать прочитанное и есть библиотека. Очень многое зависит и от учителей. Какие приемы используют словесники? Увлечь литературой через творчество. Логика заданий такая: как писатели нас пугают? А как шутят? Рассказывают о своих идеалах? Описывают свои путешествия? А как ты можешь это сделать? Попробуй сам написать. Зайти через юмор, показав, что литература бывает смешная и веселая, а мир гораздо богаче и интереснее, чем кажется.

Или через интернет-пространство: придумай мем, создай в соцсетях личную страничку литературного персонажа, писателя. Или шуточную анкету для сайта знакомств (реальный пример: «Пьер Безухов. В активном поиске смысла жизни. Недавно стал богатым. Ищу ту, которой смогу признаться в любви на русском»). Вот и стимул ученикам копнуть глубже и узнать больше о той эпохе, людях, нравах, чаяниях.

«ВЗРОСЛОЕ» - ВЗРОСЛЫМ?

Дискуссии о новых подходах не первый год ведутся. Ведь наша школьная программа меняется редко, а Пушкин, Гоголь, Толстой и другие столпы русской классики были в нее включены еще сто лет назад. Какие были предложения? Оставить классиков, потому что это наш культурный код и знать их необходимо, но давать детям не романы, а рассказы и повести. «Войну и мир» и прочие серьезные «взрослые» произведения изучать не в школе, а отдельным курсом в вузах, где аудитория более зрелая.

Впрочем, известный нейрофизиолог Татьяна Черниговская настаивает: именно сложные произведения вроде толстовской эпопеи подросткам читать очень полезно, поскольку это развивает мозг, улучшает память и в целом помогает успешно учиться. Еще вариант – сделать разные программы по литературе: для гуманитариев - более глубокую, для физико-математических классов – сокращенную. Не в смысле просмотреть краткое содержание всех программных произведений или экранизации, а прочесть выборочно некоторые, зато как надо.

А КАК У НИХ

В большинстве европейских школ родной язык и литературу проходят общим курсом: дети осваивают грамматику по прочитанным текстам.

Классику изучают в основном в старшей школе, упор – на национальных авторов. Данте в Италии читают целых два года.

В Чехии каждый школьник обязан знать к выпускным экзаменам порядка 250 произведений. Во Франции списков нет, но ученикам каждый год задают прочесть произведения трех жанров: роман, поэму и пьесу. Какие конкретно, выбирают учителя, советуясь с детьми и родителями. В год получается 4-5 книг.

В Эстонии программа пересматривается каждые 10 лет. В США у каждого штата своя программа, в Германии – так же.

Что почитать подросткам

Эти современные авторы чаще всего лидируют в опросах:

Российские: Наринэ Абгарян «Манюня» и «С неба упали три яблока», Алексей Иванов «Географ глобус пропил», Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом», Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо», Мариам Петросян «Дом, в котором…», Виктория Ледерман «К доске пойдет… Василькин!» и «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д», Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Время всегда хорошее» и «Я хочу в школу».

Зарубежные: Джоан Роулинг - сага о Гарри Поттере, Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика», Стивен Кинг «Зеленая миля», Уинстон Грум «Форрест Гамп», Джон Толкиен «Властелин Колец», Фредерик Бакман «Вторая жизнь Уве» и «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», Янн Мартел («Жизнь Пи».)

Источник новости: WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27487/4696900/

P.S. Лично я бы из списка школьной литературы за 4 КЛАСС (!) убрала бы "Русалочку" Андерсена. Хоть это и сказка, но написана она вовсе НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, и уж тем более не про примитивную любовь морской девы к Принцу, оканчивающуюся свадьбой, деторождением и радостью материнства. Андерсеновская героиня вовсе к этому не стремилась, не хотела даже королевой становиться: ей всего лишь вместо жизни под водой в течение трёх веков, что уже немало по человеческим меркам, позарез захотелось попасть в Рай/Царство Божие, и жить ВЕЧНО. А подбила её к этому хоть и невольно, родная Бабушка, не фигурирующая нигде в кинематографе, кроме аниме "Принцесса подводного царства".

Старушка объяснила внучке, что существенная разница между людьми и обитателями моря состоит не только в наличии рыбьих хвостов, но и БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ, которая изначально есть у людей и является залогом для попадания в Рай. Но обрести её Русалочка сможет лишь, если не только добьётся взаимности Принца, но и предстанет с ним пред алтарём во время Таинства Венчания, и тогда уж произойдёт что-то вроде переселения душ. Но Бабушка не ведала всех тонкостей посвящения в христианство, и что одной души будет мало, чтобы попасть к Богу - нужно ещё и поститься, и совершать добрые дела. В конечном итоге Русалочка потерпела неудачу во всём, хоть и фанатично следовала своей цели, ей отрезали язык в уплату за зелье, перенесла болезненную трансформацию в человека и ходила, как по острым ножам. Но Принц воспринимал её либо, как рабыню-танцовщицу, либо как ребёнка, но никогда - как свою будущую супругу.

И в этом вины Принца не было абсолютно никакой. Не виновата была и Принцесса, та скромная и добропорядочная девушка из монастыря, которая выходила попавшего в беду человека. Она, в отличие от многих интерпретаций в кино и мультиках, не была жестокой, не разлучала Русалочку с Принцем. Даже ревность и измена не свойственны были её натуре. В финале, когда Русалочка после увещевания сестёр вернуться к ним, таки попёрлась в спальню Принца с ножом чтобы убить его, не смогла из-за отсутствия мотивации и излишней "жертвенности" этого сделать и покончила жизнь самоубийством, хоть и знала, что умрёт, но не стала дожидаться восхода Солнца.

И, когда она растаяла, то внезапно превратилась в призрака и обрела голос, и ещё - способность плакать. Дочери Воздуха (или Ангелы в оригинале), приняли её к себе и объяснили Русалочке, что она была вознаграждена за тяжёлый нравственный выбор тем, что сможет обрести душу через 300 лет при условии, если дети, которых они встретят на своём пути, будут вести себя хорошо. Если же нет, они будут плакать (поскольку это - сильфиды, то их слёзы - это дождь), и каждая слеза продлит изнурительное испытание ещё на несколько лет. Так что. "Русалочка" - это религиозно-философское произведение. И как учителю литературы современному ребёнку, далёкому от этого всего, объяснить, что такое бессмертная душа и чего конкретно добивается Русалочка?

2020
52 комментария

Правильно. Все равно те, кому в голову вбивали Войну и мир на скучных уроках литературы, нихуя не поняли суть произведения. Пускай лучше читают соевого Поттера и будут пацифистами. Не иронично это лучше маскулиности и милитаризма, которые сейчас раскручивает пропаганда РФ.

18
Ответить

Ну не знаю мне ГП не кажется таким уж "пацифистким" или "гуманным"
Скорее наоборот не нравится тамошняя репрезентация "добра" и "зла"

10
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий написал какой-то сойджак, нужно быть сигма маскулинным гигачадом

Ответить

даже не знаю что вам сказать, мне сразу два ставили в школе, я не любил всю эту литературу школьную, а тем более учить стихи всякие ихние..
Вообще не моё.. а вот фантастику я люблю, что-то в стиле "Час Казни" Гордона Ренни, что-то в стиле Азимова, это моё, это я любил с детства, так как вырос на всяких Чужих, Звездных Войнах и Пути. Почему в школах нету научной-фантастики, космос там, баталии всякие и т.д..?! Пускай лор вахи изучают, ёпт! =)

12
Ответить

Я бы посмотрел на этих без вольных учителей, которые рассказывают про Бога-Императора и про любовь к нему. А кто не полюбит его, за теми придёт Инквизиция.

5
Ответить

Шолохов тяжеловат да и Толстого наверное не всем можно в школе. А Достоевский многим из нас нравился. Преступление и Наказание - жесткий криминал, убийца и как он выпутается и вдобавок философские размышление такое очень в 16 заходит.
Касаемо Гарри Поттер - не хочу быть снобом но наверное нет.... Лучше уж Толкиена "Властелин Колец" или даже "Дюну" Герберта

13
Ответить