Итоги года
Спонтанно решил расписать обо всем важном и интересном, что произошло со мной за весь прошедший год, а случайно получился лонг. Тут будет много всякого про программирование, а еще по паре слов про аниме и игры, которые я открыл для себя в этом году.
- Учеба
Хакатон
Frontend Mentor
Vue
Первая работа программистом
Python
Kotlin
Акселератор вуза
Полуфинал ICPC в Питере - Аниме
Chainsaw Man
Summertime Render / Визуализация летнего времени
Bocchi the Rock / Одинокий Рокер
Cyberpunk: Edgerunners
Lycoris Recoil
Yofukashi no Uta / Песнь ночных сов
Kakushigoto / Скрытые вещи
Horimiya / Хоримия
Samurai Champloo - Игры
Outer Wilds
Opus Magnum
Elden Ring
Dark Souls III
PREY
The Evil Within
Fortnite
Vampire Survivors
The Witcher 3: Wild Hunt - Итоги
Учеба
В начале этого года я окончательно решил – хочу стать фронтенд-программистом. А возможно и бэкенд, а может и фуллстак. В общем, я на самом деле ещё не решил, но по крайней мере начал усиленно двигаться в направлении веба.
Этот год застал меня в период конца первого – начала второго курсов. Еще в январе я не представлял как вообще программировать на JavaScript, но пара лабораторных и усердная работа летом помогла мне поскрести вилами по воде, и теперь я могу делать прикольные интерактивные сайты.
Я пересмотрел много различных видео – как туториалов, так и по программированию в целом. Впервые вылез смотреть кучу зарубежных роликов в IT и наткнулся на прикольных чуваков вроде Fireship и Kevin Powell, которых теперь смотрю на постоянке.
Хакатон
Весной мне удалось поучаствовать в университетском хакатоне. Задачей было создать приложение для просмотра университетского расписания сроком в 1 неделю. Всего команд было около 8, и в наш проект в целом был не самым плохим, но этот этап года я бы с удовольствием забыл.
В команде было 4 человека – 2 фронтендера, 1 бэкендер и я, отвечающий за дизайн и верстку, поскольку это единственное, что я мог делать. Порешали на том, что делать проект будем на реакте, хотя его из всех нас не знал никто. В итоге пацаны потели как могли и за неделю смогли с горем пополам что-то создать.
Беда была в том, что мы нормально не распределили приоритеты и проект понесло во все стороны. У него было 2 страницы, за каждую из которых отвечал один человек, и под конец недели вышла такая ситуация: одна страница кое-как, но работает, но нет адаптивного дизайна под телефоны; вторая не работает вообще, зато на телефоне выглядит относительно неплохо.
Кроме этого, как назло хакатон проводился в зачетную неделю, из-за чего я не смог принять в нем нормальное участие, кроме создания дизайн-макета и небольшого количества верстки. А все потому что накопил работ под конец года, как обычно.
Защищать проект на презентации должен был я, и вроде как я даже подготовил текст и выучил его – но забыл абсолютно все после того, как вышел на сцену. Масло в огонь подлил тот факт, что слайды презентации переключал другой член команды, и даже несмотря на то, что я дал ему сценарий, он переключал их раньше времени.
В моей голове в тот момент творился лютый бардак. Как лучше рассказать о проекте? Почему слайд уже переключен на другой, хотя я только в середине рассказа предыдущего? Сколько еще будет длиться этот позор?
По итогу призовое место мы не заняли. Жюри похвалили дизайн и бэкенд, но скорее всего все испортила наша защита. Тем не менее, подарки победителям были неплохие – третьим местам дали дорогие учебники по фронту, вторым год подписки на «Яндекс Плюс», а первые выиграли SSD.
После защиты я вынес для себя пару важных уроков, опираясь на презентации других команд. Возможно мне просто не хватало опыта, а возможно выступать на публике и вовсе не мое. Посмотрим как дело пойдет в будущем.
Frontend Mentor
Про этот сервис я узнал благодаря вышеупомянутому Кевину. Я долго не понимал с чего начать полноценное изучение веба, знал лишь что нужна какая-то практика, но где ее взять? Самому придумывать себе задания как-то не очень.
У меня были общие знания об HTML/CSS еще со времен 2016 года, когда я только начинал пытаться в программирование и читал книжку Head First от O’Reilly. На самом деле она мне сильно помогла в такой долгой перспективе. Я забыл многие свойства и теги, но основная информация все таки сохранилась в моей дурной башке.
Если вкратце про сам сервис – это агрегатор челленджей по веб-разработке с большим комьюнити. Челленджи там варьируются от по пяти уровням – от новичка, где нужно создать статичные компоненты используя только HTML и CSS, до гуру, в котором придется создавать полноценное приложение, работая в том числе с JS и API. Разрешается использовать любые фреймворки и инструменты: главная задача – создать сайт как можно более похожим на данное задание.
Я решил, что плотно займусь практикой там как только закончу с сессией. И к своему удивлению, я даже сдержал обещание, данное самому себе.
Я старался выделять учёбе как можно больше времени, и мне действительно нравилось выполнять эти челленджи. Я решил делать их по возрастающей сложности, и почти выполнил все задания из категории новичка, но до использования JS добрался только в конце августа.
В поиске информации мне помог двач, а именно /pr/. Там я нашел классную статью на гитхабе с кучей ссылок на различные сервисы по изучению тех или иных инструментов. Часть из них, вроде roadmap.sh или learn.javascript.ru я уже знал, но все равно подчерпнул для себя много нового.
Старался учиться постепенно. Сначала закреплял знание HTML/CSS, затем пошел вглубь – старался использовать БЭМ (так полноценно и не внедрил, хотя огрызки есть в последних проектах) , перешел на использование SCSS вместо стандартного CSS. В конце концов хотел перейти на Vue, но чувствую что не готов, но об этом поговорим чуть позже.
И чтобы не быть голословным, прикладываю ссылку на свой репозиторий со всеми выполненными проектами. Там есть все ссылки как на сами сайты, так и на проекты Frontend Mentor, где можно напрямую сравнить работы.
Vue
Моя головная боль.
Начну издалека. Я знаю основной синтаксис разных языков – Си, C++, Java, C# и так далее. Но JS для меня, как для полного новичка, был адом. Вышеперечисленные языки структурированы и понятны, они похожи друг на друга во многих аспектах, но JS совсем другой.
Там есть функции без имени, стрелочные функции, два вида объявления функций, функции-колбэки, нулевое слияние, символы и так далее. Сейчас я знаю что это такое и как это использовать, но все эти вещи усваивались для меня очень тяжело, учитывая сжатые сроки конца августа (об этом чуть позже) .
И если предположить что JS в плане обучения дал мне хорошего леща, то Vue ударил головой об стену.
Недостаточное понимание технического английского и абсолютное отсутствие знания работы внутреннего функционала сыграли со мной злую шутку – базовый туториал из 15 уроков на официальном сайте я проходил как минимум два дня. Это было тяжело, но я привык, хотя до сих пор не понимаю как работать с пропсами.
Первая работа программистом
Я учил Vue, потому что мне предлагали работу, где мне пришлось бы на нем кодить. Под конец первого курса один из преподов предложил мне и еще троим одногруппникам работать в академии наук, где он работает сам.
Один человек отказался, вторые два устроились там работать уже летом. Я же, как главный дегенерат, оперативно сел за изучение веба, потому что совсем не понимал, как в нем работать.
Я хотел устроиться сразу после того, как выйду на учебу, но к сожалению мои дедлайны прогорели, и выучить Vue я не успел. Поэтому в сентябре я принялся оперативно учить его, чтобы уже в октябре получить работу.
И все таки получил.
И уже проработал пару месяцев. Меня посадили заниматься харвестингом информации. По сути, я пишу программу, которая должна рыскать по интернету и искать то, что мне нужно. Это прикольно, и в данный момент я пишу программу, которая качает картинки с нужными мне координатами и прогоняет их через нейронку для получения некоторой информации из нее.
Есть только одно но. Я пишу ее на питоне, а не на Vue.
Python
Еще во времена сдачи ЕГЭ я от него плевался. Мне было лень его учить, потому что мне не нравился его синтаксис и применение. Я знал, что если я захочу работать Python-программистом, то мне почти наверняка светит дорога в Data Science, что мне даром не упало. Просто не интересно.
В третьем семестре по чистой случайности мы начали изучать питон. Пересесть на него было тяжеловато первые пару занятий, но в целом я быстро втянулся, хотя все еще недоумеваю от отсутствия таких банальных вещей как инкремент и тернарный оператор.
Но работа все таки изменила мое отношение к нему. Я все еще не собираюсь связывать свою профессию с ним, но для личных целей этот язык просто идеален. На нем можно очень просто и быстро написать почти любую программу благодаря просто нескончаемому потоку библиотек на любой вкус.
На данный момент я пишу небольшое приложение, которое в будущем планирую выпустить в открытый доступ. Оно предназначено для скачивания видео с ютуба – и уже умеет скачивать ролики в любом доступном качестве (для конкретного видео) или аудио отдельно. Проблема только в том, что из-за внутренней структуры ютуба видео в высоком разрешении не содержит встроенной аудио-дорожки. Поэтому мне приходится скачивать оба варианта и сшивать их вместе используя утилиту ffmpeg, что жрет ресурсы компа. Но это головная боль будущего меня.
Kotlin
Я очень люблю Java. Это мое родное болото, к которому я привык, и в котором мне очень комфортно работать. Тем не менее, меня смущают некоторые моменты в работе с ООП и вся вот эта знаменитая громоздкость языка.
На котлин я положил свой глаз еще весной, но только осенью у меня дошли до него руки. В целом это внебрачный сын Java и Python, и до чего же он крутой. Я пока только прошелся по верхам работы с классами, но это уже просто великолепно.
Это буквально Java на стероидах. Я продолжу потихоньку его учить, авось действительно станет моим самым любимым языком. Осталось только понять зачем и для каких целей.
Акселератор вуза
Символом третьего семестра, несомненно, стала акселерационная программа по созданию студенческих стартапов.
Вуз выиграл грант на его проведение, к нам приезжали всякие крутые и дорогие спикеры, нам проводили лекции по организации работы команды, финансовой грамотности и так далее. В самом вузе на эти деньги купили VR-очки, 3D-принтеры и так далее. И всем этим можно воспользоваться при необходимости.
Я участвовал в нем вместе с теми же двумя одногруппниками, с которыми мы ходили на работу. Наш проект – информационная система по информированию пассажиров в поездах электричек. И вроде как нами даже заинтересовались дядьки из ДМВ и ППК.
Целью акселератора было создание прототипа программы до декабря. Один человек отвечал за бэк, один за фронт, а я за дизайн, верстку, всякую аналитику и прочую скучную дребедень. Писали мы проект как раз на Vue, и благодаря этому я стал чуть больше понимать что это за штука и как она работает.
Но как пропсы прокидывать все еще понятия не имею.
В остальном проект работает, и его даже можно заценить, только в данный момент у нас проблемы с SSL-сертификатом и на некоторых браузерах сайт может не работать. А еще мобильной версии у него пока нет. Ну а если хочется, можете также посмотреть репозиторий, он тоже есть у меня на гитхабе.
В начале декабря прошла защита. По итогу мы не заняли призовое место, но получили утешительную победу в номинации «Лучший прототип». Вместо потенциальных 20к или 10к на человека, мы получили всего лишь 5к. Но это все равно лучше, чем ничего.
А проект будем продолжать пилить. Возможно он даже уйдет дальше наших компьютеров и будет где-то использоваться. Очень на это надеюсь.
Полуфинал ICPC в Питере
Второй год выходим на полуфинал главной международной олимпиады по программированию. В прошлом году мы ездили в Барнаул, а в этом вуз раскошелился на поездку в Питер. Организация, конечно, разительно отличается – в Питере сильно больше всего.
Мы неплохо потусили, даже несмотря на то, что заняли где-то 50-е место. С конца. По классике всех участников приглашали на работу всякие IT-гиганты, вроде Тинькофф, Авито, Яндекса и Pinely. Жаль правда, что Jetbrains там не было, устроиться туда я бы хотел больше всего.
Олимпиада проходила на М-1 Арене, в день открытия там была целая куча всяких активностей. Тинькофф устраивал небольшой конкурс на коммуникацию через обмен шоколадок между участниками, чтобы получить призы. Раздавали эспандер, пирамидку Рубика и бесконечный куб. А еще рядом с ними был бариста, наливающий бесплатный кофе всем желающим, под конец дня там была просто гигантская очередь.
Авито заняли весь третий этаж и проводили там свои настолки, правда мы в основном играли в домино, но это все равно было весело. Pinely сидели на первом этаже, рассказывали о себе и раздавали бесплатный чай и гранулированное мороженное с разными вкусами.
В общей сумме в Питере мы провели 3 дня, и гулять по нему могли только вечером и ночью. В принципе, пока мы там находились, солнца мы не видели. Зато город действительно красивый, куда уж там моей мухосрани.
Аниме
В основном самое интересное аниме в этом году выходило осенью. Пока что в ближайших планах посмотреть всего Моба, раз уж он завершился на днях, а пока выскажу пару мыслей о просмотренном за год.
Chainsaw Man
Год назад я хотел почитать по нему мангу, но по какой-то причине бросил почти в самом начале, поэтому думал что аниме будет отличной возможностью поглядеть на сюжет, раз уж его все так хвалят.
Аниме очень качественное и фишка с новым эндингом в каждой серии мне зашла. Постановка и графика просто на высоте, зато с сюжетом большие проблемы. Не знаю как в манге, но персонажами я совершенно не проникся. Многие из них погибли, едва набрав 10 минут экранного времени и каких либо эмоций от их смерти я не испытал совсем. В общем скучно, но на разок пойдет.
Summertime Render / Визуализация летнего времени
Вот это главное открытие года для меня. Я совершенно не знал о чем сюжет и что мне ждать. И по итогу это было просто нечто. Первые 5 серий задали тон всему остальному аниме, которое было интересно смотреть до самого конца.
Конечно, пару раз динамика провисала и финальный акт оказался немного скомканным и не совсем понятным для меня, но в остальном аниме просто шикарное и настоятельно рекомендуется к просмотру.
Bocchi the Rock / Одинокий Рокер
Посмотрел буквально на днях после выхода всех серий. В целом очередное аниме с милыми девочками, которые делают милые вещи. Забавно и местами смешно, с пары моментов даже орнул в голосину. Очень креативное аниме, пускай и дешевое.
Cyberpunk: Edgerunners
Посмотрел аниме по киберпанку только потому что его сделали триггеры, было интересно посмотреть на их новый продукт. И тут все как всегда – джентельменский набор типичного аниме от триггера: стильная и харизматичная рисовка и такой же пустой и одноразовый сюжет.
Просто ещё одно среднее аниме, которое посмотришь один раз и через какое-то время забудешь, не желая пересматривать. Но должен отдать должное пятой серии, жути нагнали там очень много – объективно лучшая серия во всем аниме.
Lycoris Recoil
Аниме, созданное А-1 Pictures с целью показать всем «Смотрите как могу. Видали, да?». Красивый арт-дизайн, крутая анимация, актеры озвучки выкладываются на 100% от своих возможностей. И даже сюжет не самый избитый и иногда проскакивают креативные моменты. В общем, выше среднего.
Yofukashi no Uta / Песнь ночных сов
Опенинг классный, мне понравился, песню даже в плейлист себе добавил.
В начале была какая-то интрига и интерес, но к серии пятой началась лютая скукотень и только в самой последней серии снова появилось что-то интересное. Продолжение, если таковое выйдет, вряд ли буду смотреть.
Kakushigoto / Скрытые вещи
Список аниме из бэклога открывает проект, рассказывающий про мангаку, рисующего мангу сомнительной художественной ценности и желающего всеми силами скрыть свою работу от своей дочери.
Красивое аниме, по-своему стильное и атмосферное. Глуповатый сюжет я могу списать на то, что это комедийное около-повседневное аниме. Тем не менее, свое удовольствие от него я получил и могу порекомендовать его вам, если захочется посмотреть что-то лайтовое и расслабиться.
Horimiya / Хоримия
Это хороший, законченный ромком, длящийся 12 серий. Без бесконечного фансервиса, с неплохими шутками и интересными персонажами. Больше мне сказать о нем нечего, если не обсуждать сюжет. Просто посмотрите и вам будет хорошо.
Samurai Champloo
Если говорить о стильном аниме, то это если не эталон, то как минимум очень яркий представитель. Стилистика Японии эпохи Эдо с джаз-рэпом в качестве саундтрека сильно выделяет его от других.
Сюжетно это набор серий, слабо связанных между собой общим сюжетом. Некоторые интересные, некоторые не очень, но в целом гуд. Концовка только не понравилась, но это мое мнение.
Игры
В этом году я впервые купил себе видеокарту. До этого я всегда сидел на встройке, играл во всякое инди или большие игры старых лет. Благодаря летнему спаду цен я смог купить себе GTX 1660 Super за 23 тысячи с Алиэкспресса. Все говорят, что я переплатил, но меня это мало интересует. Дешевле нигде нет, да и теперь я могу играть в любые игры. Но начнем по порядку.
Outer Wilds
В самом начале года я открыл ее для себя, и пожалел, что прошел так поздно. Это великолепная игра. Любые спойлеры по ней очень критичны и сильно бьют по игровому опыту, поэтому если вы ещё не пробовали это чудо – вам прямо сейчас нужно купить её и поиграть. Кроме прочего, ранее, я делал на нее обзор, который вы можете почитать.
Opus Magnum
Моя первая головоломка от Zachtronics. Очень увлекательная – рекомендую. Распыляться словами не буду, потому что на неё я тоже ранее писал обзор.
Elden Ring
Главная игра этого года и последняя, которую я прошел на встроенной графике. Честно говоря, я до сих пор не понимаю, какое чудо сотворили фромы, так круто оптимизировав игру. Если интересно, процессор Ryzen 5 4650G.
Dark Souls III
Последняя игра в серии соулсов, которую мне оставалось пройти. Мой рузен уже не тянул ее, поэтому пришлось ждать приезда видеокарты.
В конце концов, иерархия по крутости соулсов у меня вышла простая – DS1 < DS2 < DS3. Готов отстаивать честь школяра в комментах, подходите, суки, по одному.
PREY
Мой первый иммерсив-сим, не считая биошоков. Мне понравилось настолько, что я даже сделал на нее обзор.
The Evil Within
Когда я делал на нее свой последний обзор, меня засрали с ног до головы, но от своих слов я не отказываюсь и считаю, что это плохой сурвайвал-хоррор, и в нем нет ничего толкового, кроме арт-дизайна.
Fortnite
Благодаря своим друзьям вкатился в этом году в фортнайт, после того, как в него добавили режим без строительства. Я хотел поиграть в него и до этого, но как-то не заходило. Зато теперь мы периодически собираемся рубить людей в капусту по вечерам. Очень приятная игра с приятной монетизацией, если сравнивать её с любым другим онлайн-проектом.
Vampire Survivors
Выбил платину, играя в нее в гейм-пассе. Не ожидал от этой игры ничего, но попробовав, меня сильно затянуло. Элементарный, но такой аддиктивный геймплей, просто ужас. А еще у меня иногда от нее глаза болят, поэтому много я в нее не играю.
The Witcher 3: Wild Hunt
Осенью решил вкатиться в ведьмака. Я ждал этого 8 лет, и вот наконец-то я его прошел. Отличная игра с крутейшими квестами. К сожалению, из-за работы, учебы и работы над проектом, я не смог допройти его полностью, и мне только предстоит завалиться проходить «Кровь и вино» на этих каникулах.
Итоги
Затягивать не люблю, поэтому пройдусь тезисно.
- Майнеры соснули и это хорошо
- В плане личных успехов год был хороший
- Я все еще чувствую что слишком мало занимаюсь изучением программирования
- Элден Ринг круто
- С наступающим!
Бро, статью обязательно прочитаю - внутри оформлена круто, но в ленте она совсем не выделяется - выглядит скорее как чей-то мемный щитпост. Я её даже открыл скорее по-случайности
Возможно. Я не ставил перед собой цели раскрутить ее, скорее для самого себя, чтобы структурировать мысли