Телевизионные передачи 90-х

На ТВ компьютерные игры впервые появились в советских тележурналах («Наука и техника», «Хочу всё знать») и научных фильмах. Распространённый сюжет подобных передач: советских детей знакомят с устройством современных ЭВМ и обучают основам программирования.

Иногда в передачах рассказывали о сборке компьютеров на советских приборных заводах. В репортажах программы «Время» компьютерные игры называли «обучающими программами, которые развивают быстроту реакции, логику и сообразительность».

Репортажи программы «Время» с 1985 по 1990 год

Выход этих сюжетов и телепрограмм пришёлся на Перестройку и начало 90-х. В них демонстрировали игры, написанные на языке BASIC, игры для ZX Spectrum, а также зарубежную видеохронику. Например, в фильме «Роль ЭВМ в современном обществе» показали японских детей, которые играют в Super Mario Bros на консоли Twin Famicom от Sharp.

Другие примечательные мини-фильмы на эту тему: «С компьютером за партой», «Руку, товарищ компьютер!», и «Игра с компьютером». В фильме «С компьютером за партой!» можно увидеть советских детей за официальным клоном японского компьютера MSX (модель Sanyo MPC-200), который был создан для рынка Испании.

«C компьютером за партой!»

В выпуске телепередачи «Марафон-15» за 1991 год ведущие побывали в Японии и даже сходили в гости к обычной японской семье. Ведущий Георгий Галустьян увидел у детей Nintendo Famicom и впервые познакомился с миром консольных игр. Впрочем, как и многие жители СССР, ведь это первая демонстрация консольного гейминга на отечественном ТВ с живыми комментариями ведущего, а не архивное видео, как в «Роль ЭВМ в современном обществе».

Однако отдельные передачи об играх появились только с зарождением игровых журналов и популяризацией видеоигр в молодой Российской Федерации. И тут нужно учесть один важный момент: сегодня невозможно рассказать полную историю телевизионной игровой журналистики. Дело в том, что многие передачи шли только на региональном телевидении, и у них не было повторной трансляции. Информацию по ним уже не найти, как и старые записи телеэфиров. Так что в этом разделе мы рассказали лишь о тех передачах, записи которых сохранились до наших дней.

Передача «Dendy — Новая реальность»

Всё началось осенью 1994 года. IT-компания Steepler совместно с «Инкомбанком» создала акционерное общество закрытого типа Dendy. Таким образом игровое направление Steepler отделилось от компании, а «Инкомбанк» получал хороший процент от продажи товаров в фирменных магазинах Dendy.

Поначалу на ТВ показывали только рекламные ролики клонов Famicom с серым слонёнком. Но в Dendy собирались усилить рекламу, и уже в сентябре 1994 года компания запустила передачу «Dendy — Новая реальность» на канале 2x2. В качестве ведущего выбрали харизматичного любимца российской детворы — Сергея Супонева. «Дядя Серёжа», как его называли дети тех лет, был известен в роли ведущего передач «До 16 и старше», «Марафон-15», «Звёздный Час» и «Зов Джунглей» (получил за неё ТЭФИ). Впоследствии Супонев возглавлял дирекцию детского блока программ на ОРТ.

Первый выпуск передачи

Передача «Dendy — Новая реальность» целиком состояла из чистой, в чём-то наивной, но очень талантливой импровизации Супонева. Своей харизмой ведущий приковывал детей к экранам телевизоров. Они обожали его юмор, добродушие, обаяние и умение вести диалог на равных. Передача завоевала огромную популярность и имела колоссально высокие рейтинги.

Детские программы по творческим, материальным затратам и по телевизионному ремеслу более сложные. Взрослому человеку достаточно посадить в кадр какого-нибудь дядьку, и он будет его смотреть, а ребёнку этого мало. Ему нужно, чтоб всё мелькало, сверкало, переливалось, чтобы менялись картинки на экране, чтобы музыка звучала, была компьютерная графика, чтобы экран был живой.

Раньше телевидение было неправильно ориентировано. Считалось, что если в кадре есть дети, это уже детская программа. У нас есть вопиющий пример такой ошибки — «Утренняя звезда». Она набита детьми, которые поют, танцуют и ведут программу, но дети её не смотрят, потому что им это неинтересно.

Сергей Супонев, директор детского блока передач на канале ОРТ (2000 год)

Супонев слабо разбирался в играх. Он то путал Робокопа с Дартом Вейдером, то называл взломанные версии игр (хаки) официальными продолжениями. В целом, это было простительно, потому что в те годы мало кто мог отличить пиратскую игру от оригинальной. Сам ведущий редко играл в прямом эфире, обычно за него это делали эксперты передачи — подростки Денис Панов и Александр Матюшкин. После 30 выпуска они пропали, и Супонев играл уже сам. Матюшкин рассказывал, что Панова выгнали с передачи из-за воровства картриджей.

Супонев и Панов отвечают на читательские письма
Супонев и Панов отвечают на читательские письма

Денис делал описания для каталогов и для техподдержки «Стиплера». Вроде, можно было позвонить в «Стиплер» и задать вопрос про игру. Он и отвечал по телефону. А я просто играл дома, в том числе и для его работы, но на общественных началах, за игры.

После Sega и SNES я пересел на Amiga 600. Дениса выгнали из Dendy, за то, что картриджи воровал, а Супонев, как известно, погиб...

Александр Матюшкин, эксперт передачи «Dendy — Новая реальность» (2012 год)

В каждой серии Супонев показывал игры для Dendy, Sega Mega Drive и Super Nintendo. Большое внимание он уделял экскурсиям в фирменные магазины и рекламе продукции. Порой реклама доходила до такого абсурда, что в передаче открыто рассказывали о том, как отличить «оригинальную» приставку Dendy от поддельной, и что «фирма Dendy не продаёт подделки». Тогда мало кто знал, что все 8-битные консоли Dendy — это дешёвые клоны Famicom от тайваньской компании TXC.

Как отличить «оригинальную» приставку Dendy от поддельной и презентация Game Boy

В какой-то степени передачу можно считать рекламной. О магазинах Dendy упоминали каждые пять минут. Супонев умело «продавал» даже обычный полиэтиленовый пакет с рисунком консоли.

Сегодня в это трудно поверить, но в середине 90-х такие пакеты были очень популярны среди российских школьников. Его можно было выменять на горстку вкладышей из жвачек или редкие наклейки. Огромная часть населения находилась за чертой бедности, поэтому не все могли позволить себе консоль. Зато могли купить модный пакет.

Поход в магазин (1995 год)

Когда ведущий рассказывал об игре по мотивам какого-нибудь фильма или мультфильма, он обязательно демонстрировал отрывок с пиратской видеокассеты и с одноголосым закадровым переводом. Спустя год это будет уже невозможно — российское телевидение быстро взрослело.

Отрывок из фильма «Хищник»

С девятого выпуска началась агрессивная реклама Super Nintendo, а позже и Game Boy. Половину эфирного времени отводили на демонстрацию игр для SNES. Про Mega Drive тоже рассказывали, но старались это делать как можно реже, соблюдая условия по договору с Nintendo, которая просила не продвигать продукцию конкурентов.

Навязчивая реклама действовала, но купить SNES могли лишь единицы. В 1994 году Super Nintendo стоила около 300 долларов. Это на 50 процентов дороже тайваньского клона Sega Mega Drive (Pro 16-Bit) и на 30 процентов дороже оригинальной Sega Mega Drive, привезённой по серому импорту из Сингапура или Европы (в комплектации с ней был Sonic 2). Картридж Donkey Kong Country (или Super Metroid) стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 60 долларов за штуку.

Реклама Super Nintendo

Многие телезрители участвовали в викторине, где можно было выиграть не только SNES, но и экзотические консоли — Panasonic 3DO и Sega CDX. При этом Супонев был честен со зрителем и никогда не скрывал, что «совершенная игровая система» Super Nintendo — недостижимая роскошь для большинства российских семей.

Передачу завершили на 33 серии, после чего начались повторы. Через два месяца трансляцию возобновили на канале ОРТ (ныне «Первый») под коротким названием «Новая реальность», где Супонев снялся ещё в 29 выпусках. Первые серии второго сезона он вёл прямо в магазине Dendy, а с десятого выпуска — в красивой студии, которую сам же и спроектировал. Ведущий рассказывал об играх, стоя за огромными геймпадами от Dendy Classic, Sega Mega Drive и Super Nintendo.

Вскоре дирекция ОРТ запретила агрессивную рекламу в телевизионных передачах. Восьмибитной консоли уделяли меньше внимания и чаще показывали хиты для Mega Drive и SNES, а некоторым из них посвятили несколько выпусков.

В январе 1996 года вышел последний эпизод «Новой реальности». В этот период Супонев вёл сразу несколько проектов, и времени на всё уже не хватало. На тот момент многие известные игры разобрали, а рассказывать по второму кругу о них не было смысла.

В общей сложности «Dendy — Новая реальность» транслировали полтора года — с сентября 1994 года по январь 1996-го. Важно отметить, что передачу решили закрыть не только из-за занятости Супонева и потери актуальности, но и из-за выросшего бюджета. Затраты на производство одного выпуска резко подскочили с 50 тысяч долларов до 100.

Один из поздних выпусков (25 августа 1995 года)

Передачи «Мир Dendy» и «Соник: Супер-ёжик»

Однако в Dendy не планировали бросать рекламу на ТВ. Компания выкупила у канала МТК эфирное время и запустила передачу «Мир Dendy».

Новое шоу быстро и предсказуемо провалилось. Отсутствие Супонева давало о себе знать: ведущие Семён Фурман и Андрей Гвоздев только отталкивали подростков от экрана. В них не было искры Супонева, не было его добродушия и таланта. Например, театральный актёр Фурман примерял на себя различные образы, переигрывал, нагнетал пафос и относился к зрителям как к маленьким детям. В итоге передача закрылась спустя 12 выпусков.

Предпоследний выпуск «Мира Dendy», в котором кривлянья Фурмана превысили все мыслимые пределы

Незадолго до этого Dendy устроила чемпионат по файтингу Killer Instinct — один из первых официальных киберспортивных турниров в России (если не самый первый). Турнир, к слову, комментировал и вёл Сергей Супонев.

Турнир Killer Instinct

В одно время с запуском передачи «Dendy — Новая реальность» в Россию пришла компания Sega. Свои консоли она распространяла через дистрибьютора Nissho Iwai, а та через своего партнёра — иркутскую IT-компанию «Форус». В Россию даже приезжал управляющий Sega Enterprises Кунимаса Яги и рассказывал журналу «Магазин Игрушек» о грандиозных планах на российском рынке.

Вскоре на ТВ запустили официальную рекламу Sega Mega Drive, в которой снялся Саша Лойе. Кроме этого на канале РТР началось вещание соревновательной викторины «Соник: Супер-ёжик» с молодым актером Евгением Стычкиным в качестве ведущего. Передача представляла собой нечто среднее между «Своей игрой», «Что? Где? Когда» и «Новой реальностью». Победителям викторины дарили 8-битную Sega Master System, карманную Sega Game Gear или оригинальную японскую Sega Mega Drive 2 с набором картриджей.

Реклама Sega Mega Drive в передаче

Но завоевать рынок не удалось. У шоу были низкие рейтинги, и оно вгоняло детей в скуку. В нём рекламировали продукцию Sega, но почти не показывали геймплей из самих игр. В 1994 году копия Mega Drive всё ещё считалась роскошью, что уж говорить о лицензионной консоли, стоившей в полтора раза дороже её тайваньского клона. А найти в России картриджи к экзотическим консолям Sega Game Gear или Master System — было практически нереально.

Дело схлопнулось, и Sega покинула российский рынок. Конечно, «Соник: Супер-ёжик» никак не относится к игровой журналистике, но удивителен сам факт существования подобного шоу.

«Cоник: Супер-ёжик»

Передача «От винта!»

Весной 1995 года была запущена культовая передача «От винта!» с её харизматичными ведущими — Антоном «Гамовером» Зайцевым и Борисом «Бонусом» Репетуром. Третьим, но не менее важным человеком был Сергей Чихачёв, который придумал название передачи, писал сценарии, перевоплощался в различных персонажей и около десяти эпизодов подменял Бориса Репетура. Троицу объединяло одно — любовь к компьютерным играм.

Зайцев и Чихачёв вместе учились на факультете журналистики в МГУ и позже работали на ТВ. На новом месте работы они познакомились с Борисом Репетуром — талантливым театральным актёром и телеведущим, который до этого сменил не одну профессию — от контролёра на опытном заводе до пожарного в театре. Познакомил их Дмитрий Захаров, продюсер передач на телеканале РТР.

Репетур тогда успел сняться в нескольких рекламных роликах и вёл астрологическую передачу. Троица предложила Захарову запустить на РТР передачу о компьютерных играх, и показала ему сценарий первой серии. Изначально «От винта!» задумывали в виде двух короткометражных фильмов на 15 минут, но Захаров оценил идею и предложил запустить еженедельную передачу. Псевдонимы «Бонус» и «Гамовер» придумал Юрий Львов, однокурсник Зайцева.

Тогда, по-моему, всё было возможно. Тогда было можно вот так вот придумать, принести, сказать «Хотим» и запуститься.

Каждый выходной российские телезрители включали по утрам РТР и слышали уже крылатое: «Здравствуйте, уважаемые телезрители. Я — Гамовер, а это — Бонус, и мы начинаем передачу «От винта!». Первые четыре серии снимали ещё в конце 1994 года, но саму передачу запустили только в 1995-м. Сначала ведущие рассказывали о популярных проектах, а спустя десять выпусков они переключились на свежие релизы.

«От Винта!» (26.05.1995) — Betrayal at Krondor, Doom, Lost in Time, интервью с вирусологом Дмитрием Лозинским

Антон Зайцев: Перед нами стал вопрос, как изображение с компьютера перегнать на видео. Потому что тогда этим никто не занимался, мы обращались к разным специалистам, и никто нам не мог ничего сказать толком.

Борис Репетур: Звучали слова «силикон», «сто тысяч долларов», а у меня был знакомый который всю жизнь сидел в ВКСной студии при каком-то НИИ. Я ему рассказал про то, что вот такую серьёзную проблему не можем решить. А он показывает журнальчик какой-то, а там — карточка фирмы AVer за 170 долларов.

Антон Зайцев: По тем временам — большие деньги. И надо знать, какие тогда были карты. Она работала с собственным софтом, ставилась одновременно с другой видеокартой, была довольно капризной и не все игры воспринимала. Но всё равно это был технический прорыв.

Бонус и Гамовер, Интервью журналу «Навигатор Игрового Мира» (2004 год)

В середине 90-х российских лицензионных игр было раз, два и обчёлся, поэтому Зайцев специально встречался в метро с продавцами пиратских дискет (позже дисков). Он рассказывал, что первое время только так и добывали игры. Часто их записывали на пять дискет и одна из них могла размагнититься. Если такое случалось, то Зайцеву приходилось созваниваться и снова встречаться в метро с продавцом.

Когда игры появились на CD, то всё значительно упростилось. Зайцев рассказывал, что владельцы пиратского ларька возле станции метро «Кузнецкий мост» давали игры бесплатно, хотя найти удавалось далеко не всё. Иногда ведущие самостоятельно покупали дорогую импортную лицензию. В 1997-1998 годах передача получала игры от магазина Gameland.

«От Винта!» (02.09.1995) — Full Throttle, Outpost

В ранних выпусках ведущие сидели на фоне заставки из космосима Star Wars: Tie Fighter. С 23 выпуска фон сменился на абстрактный задник со скриншотами из игр. В это же время у «От винта!» заметно сократился хронометраж — с 15 до 10 минут. Передачу показывали утром по будням, когда большинство потенциальных зрителей работало или училось. Одновременно с этим обанкротился главный спонсор — компания Steepler, которая торговала программным обеспечением и консолями Dendy.

Все эти недоразумения привели к конфликту, из-за которого вещание «От винта!» прервалось на год. К счастью, в марте 1997 года передачу удалось перезапустить на канале НТВ.

Программа на РТР закрылась, ну и потом выходила она не совсем в удачное время, по будням, когда наша аудитория предположительно учится или по улицам околачивается, в общем, так или иначе, телевизор не смотрит. А потом, после некоторого перерыва, появилась возможность запустить её на НТВ, чем мы и воспользовались.

Антон Зайцев, интервью журналу «Навигатор Игрового Мира» (2004 год)

Малоизвестный факт: во время этого перерыва Антон Зайцев рассказывал об играх в передаче «Утренний Экспресс» на канале РТР. Продолжительность рубрики составляла всего две с половиной минуты.

В чём же секрет успеха «От винта!»? Во-первых, в юморе и нестандартной подаче материала. Репетур и Чихачёв примеряли на себя различные роли и талантливо изображали вымышленных персонажей. Из перлов «От винта!» можно создавать толстый сборник цитат. Ведущие не переставая шутили и импровизировали. Они высмеивали игровые условности, намеренно коверкали английские названия, по-чёрному шутили о ситуации в мире и стране (плохие дороги, криминальные районы Москвы, нестабильный рубль, финансовый кризис и многое другое).

В одном из первых выпусков Репетур и Зайцев предсказали появление так называемых «бытовых» игр. Они иронично шутили, но их прогнозы сбылись. Например, игра «Домочадцы» — точное описание концепций уже великой The Sims. А «Читальный зал» — виртуальный симулятор библиотеки, который недавно появился в Steam.

Предсказания в «От Винта»

Мы с самого начала работы над программой договорились, что игры это повод о чём-то поболтать. Игра — повод пофантазировать, пошутить, о чём-то порассуждать, создать какую-то хорошую шутку, хороший образ. А попутная функция программы — рассказать, какие игры выходят.

К примеру, выходит новая игра, ребята играют, и у них рождается образ будущего сюжета. Они видят, что в каких-то моментах можно зацепиться за определённую тему. И вот эта тема раздувается. Так появлялись золотые сюжеты «От винта!», которые в девяностые годы все пересматривали по несколько раз.

Борис Репетур, интервью анимационной студии «Паровоз» (2019 год)

Во-вторых, передача вышла в очень творческое и интересное для России время. Если внимательно изучить все выпуски «От винта!», то можно увидеть, насколько телевидение 90-х было молодым и свободным. Актёрская игра в эфире и творческая концепция «От винта!» остались именно в том времени. На современном телевидении в принципе невозможно, чтобы телеведущий в одном выпуске изображал инопланетянина, произнёс фразу «Вы воюете не с людьми и не с женщинами» или пошутил про «плохую милицию», которая «стреляет в стариков и детей». «От винта!» — эхо забытой эпохи и свидетель настоящей свободы на российском ТВ.

«От Винта!» (30.03.1997) — Command & Conquer: Red Alert, Duke Nukem 3D, Diablo

Передача охватила период стремительного развития технологий и компьютерной графики. От операционной системы MS-DOS и файлового менеджера Norton Commander до появления Windows 98. От процессоров Intel 286 до появления графических ускорителей 3dfx. Передачу начали с простейшей Wolfenstein 3D, а закончили революционной Half-Life.

«От Винта!» (26.04.1997) — Redneck Rampage, KKND, MDK

Пик популярности «От винта!» наступил после очередной смены имиджа. С 66 серии (от 20 сентября 1997 года) Бонус и Гамовер изображали пилотов виртуального дирижабля и сидели на его палубе. С дирижаблем часто происходили различные неурядицы. То у него появлялся искусственный интеллект, который дразнил ведущих, то дирижабль случайно приземлялся на Красную площадь. Всё это сопровождалось первоклассной (по меркам того времени) компьютерной анимацией.

Мы тогда убедились, что довольно приличные, особенно для того времени, эффекты, можно делать без особой аппаратуры, если иметь в своём распоряжении покладистого компьютерного художника, которого можно грубыми понуканиями заставлять работать... Я помню, у него был медовый месяц. Первая брачная ночь, и тут звонок с монтажа, всё, что он нарисовал — ни к черту. Два часа утра. От молодой жены. А нам казалось, что мы вполне в своём праве, помню, мы ему ещё пеняли за то, что он, якобы медленно приехал.

Антон Зайцев, интервью журналу «Навигатор Игрового Мира» (2004 год)

Именно «сезон с дирижаблем» больше всего запомнился российским телезрителям. В тот период «От винта!» выходила в эфир благодаря спонсорской поддержке компьютерной фирмы ViewSonic и концерна магазинов «Белый Ветер-ДВМ». Ведущие рекламировали продукцию обеих компаний, и при их поддержке устроили несколько чемпионатов по сетевой игре в Duke Nukem 3D.

Постоянная финансовая зависимость от спонсоров в итоге и привела к закрытию «От винта!». В 1998 году грянул кризис, из-за которого резко упали продажи в магазинах «Белый Ветер». В таких условиях было невозможно поддерживать спрос и одновременно финансировать дорогое эфирное время на федеральном канале. Передачу решили закрыть в конце сентября 1998 года. В последнем выпуске ведущие рассказали о Need for Speed III: Hot Pursuit, Half-Life и Mech Commander.

Последний выпуск

Я только купил автомобиль в 98 году, и программа как раз перестала существовать. Первые дни вождения, и вдруг какая-то машина с мигалкой перегораживает дорогу, выскакивает человек с автоматом и орёт: «Ну чё, когда программа-то будет?!» Очень радостно, только я испугался немного…

Борис Репетур, интервью журналу «Навигатор Игрового Мира» (2004 год)

До сих пор неизвестно точное количество серий. В 2007 году журнал «Игромания» приобрёл права на выпуск и реставрацию «От винта!». Восстановлением и оцифровкой старых плёнок занималась студия FXA Антона Логвинова. За четыре года на дисках «Видеомании» выложили 126 эпизодов. Позже выяснилось, что «Видеомания» оцифровала далеко не все выпуски передачи — на самом деле их было около 150.

Спустя годы фанатам удалось обнаружить ещё 18 эпизодов в частных коллекциях видеолюбителей. Увы, как минимум четыре эпизода от 1997 года всё ещё считаются утерянными. Большинство «забытых выпусков» вели Антон Зайцев вместе с Сергеем Чихачёвым, либо только Антон Зайцев, потому что Борис Репетур иногда болел или уезжал заграницу.

Некогда потерянный 19 эпизод «От Винта»
8484
18 комментариев

Наконец-то в целом мире прекратилась суета, начинается в эфире передача "От винта!"

20

 Мы тогда убедились, что довольно приличные, особенно для того времени, эффекты, можно делать без особой аппаратуры, если иметь в своём распоряжении покладистого компьютерного художника, которого можно грубыми понуканиями заставлять работать... Я помню, у него был медовый месяц. Первая брачная ночь, и тут звонок с монтажа, всё, что он нарисовал — ни к черту. Два часа утра. От молодой жены. А нам казалось, что мы вполне в своём праве, помню, мы ему ещё пеняли за то, что он, якобы медленно приехал.

 Первые дни вождения, и вдруг какая-то машина с мигалкой перегораживает дорогу, выскакивает человек с автоматом и орёт: «Ну чё, когда программа-то будет?!» Очень радостно, только я испугался немного…

Как говорится, сначала ты понукаешь кого-то и это весело. А потом понукают тебя... )

2

Я не сказал бы, что Mega Drive 2 был роскошью в 1994-м. Наоборот, именно тогда это была самая популярная консоль, после разве что NES, которая на самом деле тогда была уже сильно устаревшей и сам факт её втюхивания населению в таких масштабах можно назвать финансовой афёрой. Хотя, может потому так сильно и втюхивали, что Nintendo через своих российских партнёров избавлялась от залежей рухляди. Насколько помню, в моём окружении тех лет - у кого была Dendy, а не SEGA - тот считался лохом. А что, может быть, и являлось роскошью - так это SNES. Но, опять же, её почему-то не сильно насаждали в России.

1

Я не знаю, как было у вас, но в моих краях ситуация начала меняться только после 1995. Денди была доступнее, а Сега даже поддельная стоила неподъемных денег для многих российских семей. SNES проталкивали, но буквально через полгода уже сбавили обороты. Спрос никакой, да и для Steepler это было имиджевое решение. 

3

Комментарий недоступен

1

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен