Хяку-моногатари, или ночь ста рассказов о странном и загадочном

Хяку-моногатари, или ночь ста рассказов о странном и загадочном

В Эпоху Эдо, среди самураев, появилась любопытная салонная игра "Хяку-моногатари кайданкай", что переводится примерно как "компания ста рассказчиков историй о странном и загадочном".

Правила игры были просты: внутрь бумажных фонариков, выставленных в круг, помещали сто свечей и гасили по одной после каждой рассказанной истории.

Считалось, что после заключительной истории, когда будут погашены все свечи и комната погрузится во тьму, произойдет что-то загадочное, потустороннее, ведь каждая рассказанная история привлекала духа из загробного мира, служила своего рода приглашением.

Число свечей (и историй) было связано с традиционным японским поверьем о "Хякки ягё" (ночном параде ста демонов), когда в период летнего фестиваля усопших "Обон" в ночное время по улицам городов шествовали ёкаи, освещая путь во тьме бумажными фонариками.

Хяку-моногатари, или ночь ста рассказов о странном и загадочном

Первая версия игры описана еще в «Кайдан-сю Тонойгуса» 1660 г. Написанный Ансэем Огитой рассказ повествует о молодых самураях, которые собираются вместе, одним летним вечером, и садятся играть в Хяку-моногатари кайданкай, чтобы испытать свою храбрость.

Каждый рассказывает историю по очереди, и когда гаснет последняя свеча, им кажется, будто гигантская рука тянется к ним сверху.

Однако "рука" оказывается всего лишь тенью паука.

Хяку-моногатари, или ночь ста рассказов о странном и загадочном

Игра породила расцвет целого жанра в японской литературе, ныне известного, как кайдан, 怪談 устный рассказ о сверхъестественном. Существовавший ещё с эпохи Хэйан, кайдан обрел новую популярность в XVIII-XIX веке. Появились целые сборники - кайдансю 怪談集 , в последствии, выделившиеся в отдельный жанр.

Одним из наиболее известных авторов кайдансю стал Санютэй Энте, ныне - классик жанра ужасов (сборник "Пионовый фонарь").

А в 1904 году в свет вышел сборник народных страшных рассказов Лафкадио Хирна - "Кайдан: история и очерки об удивительных явлениях". Хирн перевел ряд японских кайданов на английский для западных читателей, благодаря чему жанр стал известен далеко за пределами Страны восходящего солнца.

Хяку-моногатари, или ночь ста рассказов о странном и загадочном

Прямыми предшественниками жанра считаются сборники рассказов в жанре ёмихон ("книга для чтения") японского писателя второй половины XVIII века Уэды Акинари «Луна в тумане» (1776) и «Рассказы о весеннем дожде» (1809).

Также на основе кайданов создавались пьесы национального театра Кабуки, а в последствии, с появлением кинематографа - фильмы ужасов.

Чрезвычайно привлекательными для режиссеров оказались пьесы Санютэя Энте, уже упомянутого выше.

Близкие к оригиналам экранизации и фильмы по мотивам «Пионового фонаря» делали режиссеры Акира Нобути (1955), Нисияма Масатэру (1972), Сонэ Тюсэй (1972), Минамино Умэо (1982), Ёсида Такэнари (2007), Наката Хидэо ( «Кайдан», 2007) и многие другие.

Кайдан: повествование о загадочном и ужасном, 1964
Кайдан: повествование о загадочном и ужасном, 1964
Кайдан, 2007
Кайдан, 2007

Сама игра хяку-моногатари часто встречается в японском кино и аниме:

хяку-моногатари в аниме "Триплексоголик", 2006
хяку-моногатари в аниме "Триплексоголик", 2006
игра хяку-моногатари в аниме "Триплексоголик", 2006
игра хяку-моногатари в аниме "Триплексоголик", 2006
хяку-моногатари в "Сто монстров", 1968
хяку-моногатари в "Сто монстров", 1968
"Сто монстров", 1968
"Сто монстров", 1968
"Сто монстров", 1968
"Сто монстров", 1968
101101
4 комментария

последняя картинка жутковатая... прям как черти в советском кино.

1

Ох и любят эти японцы страшил .

Ладно