Неочевидные сладости и гадости под Хэллоуин
Сразу внесу ряд трусливых оговорок: да, в подборке намеренно присутствуют неожиданные фильмы, которые напрямую к жанру не относятся. Так интересней. Никого не заставляю смотреть все или соглашаться, что они подходят для просмотра на Хэллоуин. Вообще, тридцать первого октября лучше пересматривать любимые слэшеры, именно они у меня ассоциируются с этим перемолотым различными смыслами днём. Тут же я собрал те фильмы, которые способны зацепить (ровно как и вызвать скуку). Если относиться к подборке как к списку названий, то получится странно, ибо попытался без деталей сюжета передать ощущения, возникающие при просмотре. Старался подогнать под настроение.
Тридцать первого октября хорроры становятся вкуснее, как по мне. После полуночи тыква подгнивает, и смотреть на неё становится приятней (только в этот день). Даже что-то проходное вполне может показать не просто пригодным, а воззвать к забытым чувствам. Поэтому, опять таки, я откопал бы что-то полузабытое, с одноголосой озвучкой, или, допустим, дал шанс «Хэллоуину» Роба Зомби (особенно режиссёрской версии). Но сейчас — не самое очевидное.
«45 лет» (45 Years), 2015; Великобритания
7,1/10 на IMDb при тридцати тысячах оценок;
6,4/10 на КиноПоиске при семи тысячах оценок;
Услышал о нём от Ари Астера. В широком понимании это не ужасы, а серьёзная драма о солидном юбилее пожилой пары. Тем не менее, кино сильно смахивает на классический образец современного инди-хоррора, разве что очевидных жанровых элементов не хватает. И раз современному хоррору свойственно фабриковать принадлежность к жанру, то и ребята со стороны, формально не планируя нагонять саспенса, могут претендовать на причисление. Тут дело восприятия, и мне хочется видеть «45 лет» здесь, ибо банально становилось страшно во время просмотра.
Да, так любое кино о концлагере, геноциде или катаклизме можно силой запихнуть в рамки жанра. Однако я говорю о случаях, когда ты не столько проникаешься историей персонажей и контекста, сколько попадаешь в тиски концепции, основной идеи. То есть, мне кажется, истории о геноциде не ставят во главу желание напугать зрителя, скорее страх они используют как инструмент, чтобы донести идею. Для хоррора же, страх — больше чем инструмент, он тесно сплетен с идеей, и только вследствие симбиоза рождается цельное произведение, способное задеть зрителя на нескольких уровнях. «45 лет» прячет свой хоррор под драматический сюжет, отчего история становится только страшнее. Не хочется вдаваться в детали. Каждый, кто хоть раз задумывался о силе любви, о её роли в отношениях и в жизни, при должном настрое, придёт от увиденного в ужас. Если нравятся неторопливые истории, которые нужно прочувствовать, чтобы получить максимум эмоций — рекомендую.
«Исцеление» (Cure), 1997; Япония
7,4/10 на IMDb при тринадцати тысячах оценок;
7/10 на КиноПоиске при двух тысячах оценок;
Тут — сравнительно известный азиатский хоррор. У него не так много оценок на Кинопоиске, поэтому я решил, что кто-то может и не видел. В голову лезет сравнение с японской же «Кинопробой», но там зрелище, как по мне, довольно специфическое, слишком ориентированное на терпеливого зрителя. Я не всегда готов проявлять терпение. Иногда хочется историю, которая сразу завлекает, и держит до конца. Тут — как и полагается азиатским хоррорам, — детективная линия, шаг за шагом нагоняющая жути. Если азиатское не нравится, то всё равно стоит попробовать, ибо порог вхождения тут пониже, чем у многих более известных представителей.
«Ночной сторож» (Nightwatch), 1994; Дания
7,3/10 на IMDb при шестнадцати тысячах оценок;
6,9/10 на КиноПоиске при трёх тысячах оценок;
Скандинавы! Куда же без них? И, конечно же, история про маньяка. Место — преимущественно морг. Пугают низкими температурами и действующей на нервы скрупулёзностью. Если нравятся стильные холодные триллеры с в меру интригующим сюжетом, то «Ночной сторож» составит вам отличную компанию.
«Я знаю, что это правда» (I Know This Much Is True), 2020; США
8,2/10 на IMDb при шестнадцати тысячах оценок;
7,5/10 на КиноПоиске при трёх тысячах оценок;
Если хочется, чтобы силой окунули в грязную вязкую субстанцию, то шесть серий с двумя Руффало — самое оно. Смотреть дискомфортно и тяжело, с безысходностью и мраком тут даже перебор. Решишься посмотреть залпом — проберёт до дрожи. Беспощадная злая грусть, тяжёлая тоска. Может и занудить, но любителям самоуничижительных самокопаний точно придётся по вкусу.
«Зомби одним планом!» (One Cut of the Dead), 2017; Япония
7,7/10 на IMDb при двадцати одной тысяче оценок;
7,1/10 на КиноПоиске при тысяче оценок;
Поначалу кажется обычным зомби-фильмом. Потом — удивление, и совсем иначе воспринимается. Тут для любителей посмеяться, для тех, кому тематика брэйндэдов надоела, а уж если «Армия мертвецов» не понравилась, то точно стоит попробовать. С поджанром здесь играются очень красиво, но не уверен, что зайдёт тем, кто с зомби не особо знаком.
«Потерянный рейс» (United 93), 2006 год; США
7,6/10 на IMDb на ста тысячах оценок;
7,2/10 на КиноПоиске при девяти тысячах оценок;
Меня в конце трясло. Думаю, каждый хоть раз представлял, что попадёт в аварию, повстречает человека с оружием в тёмном переулке или проведёт последние секунды жизни на борту самолёта, и от того очень легко прочувствовать схожие ситуации в кино. А уж когда они основаны на реальных, общеизвестных, до изнеможения трагичных историях — эмпатия выкручивается на максимум, и триллер начинается там, где его наличие не подразумевалось, как нечто основное. Если хочется ранить себя, выплакать невыплаканное, орать в экран, пытаясь помочь невинным, вцепившись руками в обивку дивана — милости прошу. А равнодушные могут идти посмотреть прошлогодний хэллоуинский фильм Сэндлера (серьёзно, там есть над чем поугарать).
«Вход в пустоту» (Enter the Void), 2009; Франция
7,3/10 на IMDb при семидесяти шести тысячах оценок;
7,2/10 на КиноПоиске при двадцати пяти тысячах оценок;
После просмотра мне снились кошмары, я впал в парализующий транс, потеряв возможность отличать явь и дурман. Да, сопутствовали внешние обстоятельства: специфический отель, незнакомый город, ночь; но какая разница? Искренне боюсь пересматривать работу чересчур эпатажного Гаспара Ноэ, чьё имя в каком-то смысле стало нарицательным. Тут могли быть «Экстаз» или «Необратимость», однако «Вход в пустоту» обездвижил меня, лишил способности трезво оценить увиденное. Одни эмоции.
Поэтому мне не хочется рекомендовать его, как обязательное зрелище — скорее, если хочется расшатать уже шатающееся, если мазохизм требует утолить жажду. Конкретней: здесь в особо тревожной манере показывают ту самую жизнь, что пролетает перед соприкосновением со смертью. Разумеется, демонстрация слайдов затягивается, там грустное, там радостное, и от всего больно. Опыт просмотра сродни эзотерическому, словно увидел, что не должен был видеть; словно удалось потрогать утратившую материю сущность.
Представьте, что вас сковал сонный паралич, и в этот момент змея издевательски медленно обволакивает ваше тело, стремясь не навредить, а испытать, приоткрыть дверцу в сковываемый от обычного восприятия мир. Да, меня настолько меня зацепило, что захотелось накатать такой вот несуразный неконкретный текст.
«Прозрение» (Los ojos de Julia), 2010; Испания
6,7/10 на IMDb при тридцати четырёх тысячах оценок;
6,6/10 на КиноПоиске про шестнадцати тысячах оценок;
Чтобы окончательно превратить подборку в интернациональную, добавлю кино из Испании. Конечно же, от продюсера дель Торо. Тут есть мистика, детективная линия, призраки, интрига, динамика, трагизм; короче, полный набор для насыщенного будоражащего зрелища. Выбрав этот фильм, практически невозможно прогадать. Испанские истории берут своим очарованием, некой завораживающей манерой к рассказу истории. Думаешь, что пик страстей пройдён, как новое событие по элегантному бесцеремонно сбивает стул, на котором сидишь. Если хочется чего-то нового, и в тоже время безопасного — «Прозрение» более чем достойный вариант.
«Гвен» (Gwen), 2018; Великобритания
6,0/10 на IMDb при шести тысячах оценок;
5,3/10 на КиноПоиске при трёхсот оценках;
Визуализация печали. Гнетущая безысходность здесь буквально в каждом кадре, можно смотреть без звука и всё равно увязнуть в этой беспощадно печальной картине. Вечные темы (классовое неравенство, распри между старшими и младшими, долг и обязанности) соседствуют с понятными образами, история окутывает себя признаками хоррора, и все же, давит и грузит иное — горечь предрешённости. Понятно, к чему придут персонажи, и от того как безжалостно история следует ожиданиям, становится только больнее. Здесь постепенно нагнетают, правда накопленное по итогу не улетает прочь освобождающим выстрелом, а застревает в горле, и по телу пробегают мурашки. Если тоскливо и на душе печаль, но хочется усугубить состояние — «Гвен» точно подойдёт.
Не вижу смысла игнорировать Хэллоуин. Можно посмотреть хорроры в одиночестве, можно с близкими, и даже не нужно особенной атмосферы, достаточно держать в уме картинку Хэллоуина, которая, пусть и не имеет ничего общего с нашими реалиями, всё равно кажется родной. Впрочем, выбор каждого. Просто захотелось накидать несколько не самых очевидных вариантов для просмотра. И, как говорил Майк Майерс,
А я просто повторю, что «Хэллоуин» и «Хэллоуин II» Зомби очень сильно недооценены. Охренительные фильмы.
Ну первый еще более менее, а второй же просто срань, Майкл заросший недоДжейсон тупо весь фильм где то ходит, и вообще творится метапсихологическая поебень
Ну, британская драма про семейную драму в начале списка — это и правда неочевидно под Хэллоуин... 😬😁
Что может быть страшнее, чем сама жизнь?
Правильно — Энн Хэтуэй
Комментарий недоступен
На днях как раз посмотрел "Хэллоуин убивает". Просто невероятно насколько плох этот фильм! Если вдруг кто-то планировал специально посмотреть его на праздник, то не стоит - только настроение себе испортите.
Интересно