Основано на реальных событиях: история вселенной «Заклятия»
Как Джеймс Ван превратил настоящие ужасы в кино.
Первый фильм из серии «Заклятие» вышел в 2013 году. Казалось бы, зрителю в нём не предложили ничего нового — очередная история о доме, где поселилось зло, одержимости и изгнании демонов. Но с того момента франшиза разрослась до пяти фильмов, все они пользуются успехом у зрителей, собирают отличную кассу и, за редким исключением, их хвалят критики.
В начале сентября состоялась мировая премьера спин-оффа серии — «Проклятие монахини» (до России он доберётся только 20 сентября). Фильм уже показал самый успешный старт во франшизе. Разбираемся, в чём же секрет успеха, и что ждёт серию дальше.
Случаи из прошлого
Первый и главный плюс основных фильмов из серии «Заклятие» — режиссёр Джеймс Ван. На момент съёмок первой картины он уже снял знаменитые «Пилу» и «Астрал» и стал признанным мастером фильмов ужасов.
Ван действительно любит страшные истории и умеет подать их так, чтобы зритель испугался. Тем более, что в основу «Заклятия» легли реальные события.
Все сюжеты франшизы рассказывают об известных делах Эда и Лоррейн Уорренов — легендарных исследователей паранормальных явлений. Это реальная семейная пара, причём Лоррейн жива до сих пор (ей сейчас 91 год). Они прославились расследованием дел, связанных с духами и экзорцизмом.
Тут, конечно, каждый зритель сам вправе решать — верить или нет в документальность этих историй. Самих Уорренов неоднократно называли мошенниками, а их нашумевшие дела — мистификацией. Точно лишь одно — большинство живых героев фильмов «Заклятие» реально существовали, и многие из них подтверждали произошедшее. И, конечно, фраза «основано на реальных событиях» сразу добавляет напряжённости сюжету.
Это действительно нашумевшая история начала семидесятых, которую позже одна из участниц событий Андреа Перрон описала в своих книгах. Историки и просто скептики находят в её произведениях множество нестыковок, но для художественного фильма это не так важно.
По сюжету, семью Перрон, поселившуюся в старом доме в Харисвилле в Род-Айленде, начинает преследовать призрак ведьмы. Он оставляет синяки на теле матери, двигает мебель, а потом начинает угрожать обитателям дома и нападать на них.
Перроны обращаются к исследователям паранормального Эду и Лоррейн Уорренам (Патрик Уилсон и Вера Фармига). Они соглашаются заняться их делом и выясняют, что в доме когда-то жила ведьма Версавия (в дубляже оставили англоязычное произношение «Батшеба»), она принесла своего ребёнка в жертву Сатане, после чего повесилась, прокляв землю, на которой жила. С тех пор многие жители дома умирали при странных обстоятельствах, видимо, доведённые до самоубийства призраками.
Если разбираться в реальных фактах, то действительно можно найти упоминания о Версавии Шерман, которую подозревали в убийстве собственного ребёнка, но никаких доказательств этому не было. Скорее всего она просто была жёсткой и властной женщиной, управлявшей поместьем. Но умерла она не повесившись, а от паралича в возрасте 72 лет. Хотя в разных источниках сказано «тело её превратилось в камень».
Что касается многочисленных смертей — рассказывают, что в доме, где поселились настоящие Перроны, один человек выпрыгнул из окна, двое утонули, четверо замёрзли, а малолетнюю девочку изнасиловали и убили. Что из этого правда, сейчас уже вряд ли возможно выяснить. Но для основы фильма ужасов эта история подошла отлично, тем более что настоящие Уоррены её подтверждали.
Если сравнивать этот фильм с предыдущей работой Джеймса Вана «Астрал», то несложно заметить, что он использует ровно те же приёмы, чтобы напугать зрителя. Но с другой стороны — зачем придумывать что-то новое, если это прекрасно работает? Ван за небольшие деньги умеет снимать очень атмосферные фильмы, создавая саспенс и правильно разряжая обстановку скримерами.
При этом нередко действие строится на «обманках» — скримеры не появляются там, где их больше всего ожидаешь. И так происходит первые полчаса фильма: обстановка всё больше нагнетается и… ничего. Но зато потом в ход идут традиционные приёмы: призраки выскакивают из тёмных углов, двери хлопают, женщины и дети кричат страшными голосами, жуткая музыка прибавляется до оглушительной громкости, а заканчивается всё актом экзорцизма.
«Заклятие» прямо продолжает все идеи классических хорроров. К тому же, в отличие от многих других фильмов, здесь герои почти не совершают глупых поступков и действуют чаще всего логично. Добавьте к этому «основано на реальных событиях» — вот и успех.
Сиквел вышел спустя три года. И он построен ровно по тому же принципу: в начале фильма кратко показана ещё одна известная история из практики Уорренов — изгнание призраков из дома в Амитивилле. Это одно из самых нашумевших дел пары.
Но о самом происшествии, его причинах и последствиях снято уже больше десятка фильмов. Видимо поэтому Ван решил лишь упомянуть его, а основной сюжет посвятить другой истории. В это же время в английском городе Энфилд мать-одиночку Пегги Ходжсон и её детей начинает преследовать полтергейст.
Средняя дочь Джанет видит старика, умершего когда-то в их доме, а потом он начинает разговаривать и с репортёрами, используя девочку в качестве медиума. Сначала все считают, что это — лишь розыгрыш, но после того, как сверхъестественные явления подтверждаются, об этом сообщают в церковь. Тогда Эда и Лоррейн просят отправиться в Англию, чтобы исследовать это явление.
На этот раз Джеймс Ван смело взял за основу одно из самых противоречивых дел Уорренов. С одной стороны, любители мистики и историй о привидениях называют Энфилдские события одним из главных задокументированных доказательств реальности полтергейста. В подтверждение приводятся записи и фотографии.
С другой — многочисленные скептики называют это откровенной мистификацией, поскольку на фото видно, что девушка просто прыгает, а не левитирует. Голоса же, по их мнению, легко подделать с помощью спрятанного магнитофона. Многие сходятся на мысли, что это была лишь попытка Джанет обратить на себя внимание матери.
«Заклятие 2» достаточно тонко обыгрывает эти факты. Даже сами Уоррены, увидев фотографию, не верят в её правдивость. Позже призрак соглашается говорить только если они отвернутся, а операторам удаётся заснять, как девочка сама ломает мебель.
Но в мире фильма всё это — лишь следствия одержимости. И тут история даже сложнее, чем в первой части. Ведь выясняется, что дух прежнего обитателя дома вовсе не злой, но ему не даёт уйти демон Валак, который хочет захватить душу живого человека. Он же в образе монахини раньше пугал и саму Лоррейн, показывая ей смерть Эда.
В основном же «Заклятие 2» — отличный пример правильного сиквела. Джеймс Ван оставил все самые удачные приёмы, аккуратно скопировал документальные фотографии и съёмки и вписал всё это в историю простых человеческих истин о ценности семьи, дружбе и любви.
А показанная в фильме монахиня по подобию Аннабель из первого фильма, позволила запустить в производство спин-офф об этом персонаже.
Куклы детям не игрушка
Ещё до выхода сиквела «Заклятия» на больших экранах появился спин-офф первого фильма, посвящённый кукле Аннабель. В оригинале он называется просто по имени персонажа, но в русском прокате не забыли добавить слово «Проклятие».
Картина начинается ровно с той же сцены, что и «Заклятие» — несколько подруг рассказывают Уорренам о странных проделках куклы: она самостоятельно меняет положение, передвигается и даже оставляет надписи на стенах.
В данном случае за основу опять взяли реальную историю, правда Аннабель на самом деле выглядит совсем иначе — это простая тряпичная кукла. Но она действительно хранится в «Музее оккультизма Уорренов» в специальном шкафу, и на неё даже можно посмотреть. Но вот всю предысторию авторы фильма уже придумали сами.
Джеймс Ван не стал сам снимать спин-офф, и пост режиссёра занял оператор «Астрала» и «Заклятия» Джон Р. Леонетти. Сценарий написал не самый опытный автор Гари Доберман. Возможно, именно это и не позволило картине картине сравниться по уровню с оригиналом.
Фильм рассказывает предысторию куклы Аннабель. Её дарит Джон Форм (Уорд Хортон) своей беременной жене Мие (Аннабелль Уоллис). Но вскоре в их дом врываются последователи сатанинского культа. Они ранят Мию, но их самих убивает полиция. При этом на куклу попадает кровь одной из нападавших.
После этого с Аннабель начинают происходить странности: она сама меняет положение, а в доме самопроизвольно включаются бытовые приборы и даже плита, что потом приводит к пожару и преждевременным родам у Мии.
Пара переезжает в другое жильё, причём Аннабель выкидывают, но при распаковке её снова обнаруживают среди вещей. После этого ребёнка начинает атаковать демон, живущий в кукле. Так он пытается запугать саму Мию, чтобы та отдала ему свою душу.
В общих чертах «Проклятие Аннабель» снято в той же стилистике, что и «Заклятие». Но здесь не достаёт многих мелочей. Ужас построен больше на скримерах, и не хватает напряжённой обстановки. К тому же, фильм менее интересен визуально. В «Заклятии» сцены с потусторонними силами снимали в бледных тонах, что создавало ощущение холода, который чувствовали герои. Здесь же картинка особо не меняется, разве что монстры традиционно прячутся в непроглядной тьме.
Привлекает внимание только действительно пугающий дизайн куклы, но его придумали ещё в первом фильме, несколько удачных скримеров да короткое упоминание Уорренов. Но в остальном до последнего времени «Проклятие Аннабель» оставалось самым слабым фильмом в франшизе.
Возможно, сыграло свою роль и отсутствие интересного первоисточника. История реальной Аннабель не сильно популярна, она проигрывает знаменитой легенде о «живой» кукле Роберте и даже фильмам о Чаки. А сам фильм просто показался всем вторичным.
Страшные маленькие девочки
Большую часть ошибок удалось исправить в приквеле «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» (в оригинале просто Annabelle: Creation). Здесь авторы решили рассказать о том, как появилась эта кукла, и как в неё впервые вселилось зло. Причём поначалу кажется, что приквел противоречит истории «Проклятия Аннабель», но в итоге вся франшиза связывается самым интересным образом.
Действие переносится ещё дальше в прошлое, а именно в сороковые годы, когда мастер Сэмюэл Маллинс создаёт эту куклу. Вскоре его дочь Аннабель сбивает машина. Спустя 12 лет он разрешает поселиться в его доме нескольким девочкам из приюта под присмотром их воспитательницы — сестры Шарлотты. Кстати, в одной короткой сцене на фотографии, которую показывает Шарлотта, можно заметить и страшную монахиню из второго «Заклятия», но эта сцена лишь связывает историю с франшизой.
Среди новых обитательниц дома Дженис — девочка-калека. Именно она и находит в запертой комнате куклу, в которую якобы вселился призрак погибшей Аннабель. На самом же деле это демон, который таким образом пытался завладеть Маллисом и его женой. Они заперли куклу в тайнике, оклеенном страницами из Библии, но Дженис освободила призрака, и он вселился в неё.
Для работы над этим фильмом пригласили режиссёра Дэвида Ф. Сандберга, известного по фильму «И гаснет свет…». И в этой картине он снова доказал, что умеет снимать ужасы. Кукла здесь практически не участвует в сюжете, весь акцент сделан на одержимости девочки.
Сценарий, по сути, так же прост, как и в первом фильме, и история выглядит стандартной. Но Сандберг умеет правильно расставлять акценты ничуть не хуже Вана. Поэтому топот на фоне, хлопающие двери, руки, тянущиеся из колодца и прочие приёмы пугают зрителя.
При этом фильм не выглядит типичным слэшером — жертв здесь совсем мало, а герои, как и в «Заклятии», чаще всего ведут себя разумно. Но смерть Маллинса и одержимая девочка с ножом действительно впечатляют.
Поначалу кажется, что в финале из куклы ушло проклятие — демон остался в Дженис, которая в новом приюте стала называть себя Аннабель. Но дальше показано, что потом девочку забрали в семью, которая и жила по соседству с Формами из предыдущего фильма. И позже именно Дженис ворвалась к ним в дом, убив своих приёмных родителей, а потом ранила Миа и умерла с куклой на руках, вернув проклятие в неё.
Что дальше
Успешная франшиза вовсю набирает обороты. В 2017 году даже стартовал конкурс на лучший короткометражный фильм в стилистике «Заклятия» — победил двухминутный ролик «Медсестра». А в начале сентября состоялась мировая премьера фильма «Проклятие монахини» (слово «проклятие» снова выдумка русских прокатчиков, в оригинале просто Nun) — история происхождения жуткого существа из второго «Заклятия».
Осенью начнутся съёмки триквела «Аннабель». В этот раз режиссёром картины назначен Гарри Доберман — сценарист двух предыдущих фильмов, что внушает некоторые опасения. По его словам, действие будет проходить в доме Уорренов.
Также в разработке третья часть самого «Заклятия» — её начнут снимать в следующем году. Правда Джеймс Ван вряд ли вернётся на пост режиссёра, скорее всего он выступит только в роли продюсера. И кроме этого, всё ещё пишут сценарий к фильму «Скрюченный человек» — это герой стишка и ещё один скример, который появлялся во втором «Заклятии».
Пока непонятно, не повредит ли количество качеству, тем более, что создатель франшизы Джеймс Ван всё больше отдаляется от этой серии фильмов. Но пока можно быть уверенным — в ближайшие годы будет чему испугаться в кино. Историй, основанных на реальных (или якобы реальных) событиях ещё много, а публика всегда любила хорошие ужасы.