Чем занимаются раскадровщики?

Что такое раскадровка, как она возникла и как ее используют известные режиссеры? Рассказываем об этом вместе с документалками Pixar, Disney и интервью с режиссерами. Делимся полезными материалами по теме.

Раскадровка к мультфильму "Кунг-Фу Панда" Angelo Libutti
Раскадровка к мультфильму "Кунг-Фу Панда" Angelo Libutti

Художники-раскадровщики, они же сторибордисты — одни из самых искусных иллюстраторов, работающих в Голливуде. Они должны уметь быстро выдумывать «из головы» множество объектов, они же часто выступают в роли концепт-художников и кинематографистов. Раскадровщики с их точностью и восприимчивостью очень сильно влияют на то, какую форму в итоге обретает фильм.

Раскадровки используются повсеместно, особенно в высокобюджетных фильмах со спецэффектами, чтобы получить четкое представление о сцене до того, как ее начнут снимать. Это экономит время и деньги. Но такая практика не всегда была широко распространена.

Как выглядит раскадровка?

Раскадровка — это последовательность кадров, которые в конечном счете станут фильмом. На примере ниже одна из раскадровок к фильму «Мулен Руж» База Лурмана. Показана сцена Diamonds are a girl's best friend.

В кадрах можно увидеть стрелочки, которые подсказывают направление движения.  David Russell
В кадрах можно увидеть стрелочки, которые подсказывают направление движения.  David Russell
Это так самая сцена, к которой сдеали раскадровку. Обратите внимание на частую смену ракурсов — она хорошо видна и в раскадровке

Корни раскадровки — в студии Уолта Диснея

У истоков раскадровки стоял режиссер Уолт Дисней.

Документальный ролик о происхождении раскадровки. Мы перессказали это видео и последующие для тех, кому сложно воспринимать английский на слух.

Краткое содержание видеоролика

Раскадровщик не обязан быть мастером уровня Микеланджело. Ему не нужно быть выдающимся живописцем или аниматором, но он обязательно должен разбираться в коммуникации.

У истоков раскадровки в 1920-х гг. стоял Уолт Дисней, создавший таким образом Микки Мауса. Впоследствии он использовал раскадровку при создании всех своих работ. Раскадровка считается относительно недорогим и эффективным инструментом тестирования и развития визуальной истории. Оказалось, что намного дешевле добавить еще один этап простой визуализации между сценарием и съемками или анимацией, чем тратить финансы на переделку готового видеоряда.

В нашей студии мы не пишем истории. Мы рисуем их.

Кинематограф быстро сообразил, что раскадровка — один из ключевых методов, которые помогают Диснею выпускать выдающиеся произведения, и тоже начал пользоваться ею как простой первичной формой визуализации истории.

В кино раскадровка решает практические задачи: с ее помощью съемочная команда понимает, как установить камеры, какие выставить декорации, как расставить актеров, какие спецэффекты использовать и т. д. В мультипликации раскадровка используется больше как инструмент повествования и развития характеров. Обычно в раскадровку помещают минимально необходимую информацию. Ее должно быть достаточно, чтобы быстро считать события в сцене и эмоциональное настроение.

Ещё Альфред Хичкок говорил, что раскадровщик — всегда хороший рассказчик. Очень часто раскадровщики умеют мастерски презентовать свои проекты, используя элементы актерской игры и разговаривая на разные голоса. Сам Уолт Дисней прекрасно отыгрывал сцены такие сцены: читал по ролям, говорил голосом старика.

Некоторые раскадровки Диснея были сделаны за много лет до выпуска соответствующих мультфильмов, на ранней стадии созревания идеи.

Чем занимается раскадровщик. Мнение Pixar

В этом видео директор Pixar Джон Лассетер делится закулисным пониманием того, что делает для студии современный художник-раскадровщик:

Сторибордисты Pixar сделали раскадровку о том, как делают раскадровки.

Краткое содержание видеоролика

Как поясняет Лассетер, раскадровщик рисует отдельные кадры и выстраивает их в определённой последовательности на доске, неоднократно все меняя и переделывая. Хорошая раскадровка подразумевает баланс между композицией, актерским и писательским мастерством, съёмочным процессом и т.д.

Готовую раскадровку художник презентует режиссеру. Очень часто именно во время этой презентации режиссеру приходят в голову ключевые идеи фильма. Затем раскадровщик возвращается к себе и всё переделывает заново, а потом ещё раз, и еще, и так пока повествование не сложится окончательно. В конце видео показан пример артистичной презентации раскадровки.

Стивен Спилберг о том, как он использует раскадровки

Старое интервью с легендарным режиссером Стивеном Спилбергом, который рассказывает о раскадровке

Краткое содержание видеоролика

У Спилберга спрашивают, сам ли он делает раскадровки, и отклоняется ли от них компанда в процессе создания фильма. Спилберг признается, что сам рисовать не умеет, поэтому обычно сотрудничает с художником-раскадровщиком, которому подробно объясняет, какие объекты и где именно следует расположить в кадре, какого цвета они должны быть и т.д. Сначала делается чёрно-белый вариант, потом цветной, хоть это и требует времени.

Время у Спилберга есть — он работает над каждым фильмом около двух с половиной лет, из них полгода тратит на создание раскадровки. Как такового окончательного варианта раскадровки, которому он педантично следовал бы в ходе съемок, у режиссёра нет.

Художник-раскадровщик присутствует с ним на съемочной площадке и воплощает в новых кадрах все идеи, которые приходят в голову Спилбергу уже на месте.

Ридли Скотт о раскадровках

Ридли Скотт, лауреат многочисленных премий, также рассказал о том, какую роль раскадровки играют в творческом процессе и на съемочной площадке.

Краткое содержание видеоролика

По мнению Скотта, раскадровка — это первый взгляд на фильм. Режиссер любит созерцать красивые места, в том числе индустриальный пейзаж, и отмечать игру света, чтобы потом отразить это в раскадровке. При взгляде на локацию Скотту часто приходит в голову идея какой-нибудь сцены для фильма. Режиссер получил основательное художественное образование, которое обеспечило ему понимание работы декораторов, художников по костюмам, раскадровщиков и т.д.

Благодаря привычке постоянно делать наброски по мере появления новых идей на площадку Скотт приходит, уже точно зная, что будет делать. Из режиссеров, много внимания уделявших раскадровке, он упоминает Хичкока. Скотт подчеркивает, что от финальной раскадровки можно отклоняться. Режиссер часто возвращается к уже отрисованным кадрам и вносит в них изменения. Он считает, что раскадровка похожа на комикс, а в раскадровщике есть что-то от писателя. Скотт не любит и не использует раскадровки, созданные с помощью компьютера.

Хочу попробовать создать раскадровку

Тогда советуем видео «Введение в раскадровку». Оно хорошо раскрывает все основы.

Краткое содержание видеоролика

Нет жестких правил, как делать раскадровку, но она должна рассказывать историю, и сюжет должен быть понятным. Раскадровка — это что-то вроде технической документации к фильму. Даже если у вас проблемы с перспективой или с рисованием вообще, вы всё равно сможете выразить в раскадровке, каким хотите видеть соответствующий фрагмент фильма.

Детализация и сложность раскадровок может очень сильно отличаться. 
Детализация и сложность раскадровок может очень сильно отличаться. 

Раскадровщики работают в тесной связке с режиссером, операторами и художниками- постановщиками. Скетчи выполняются сначала примитивно, потом детализируются. Каждый рисунок показывает, что видит камера с таким же соотношением сторон.

От грубого наброска до детализации
От грубого наброска до детализации

Очень важно выгодно разместить в кадре героя. Это может показаться очевидным, но именно этот фактор оказывает огромное влияние на процесс съемок, так как дешевле подготовить с десяток раскадровок, чем переснять сцену. Раскадровкой можно передать ракурс, освещение, глубину резкости, даже то, как будет выглядеть окружение.

Вы хотите показать бездонный пролом в земле, такой глубокий, что не видно дна? Раскадровка поможет решить, можно ли передать атмосферу одним кадром с общим планом, снятым на широкоугольный объектив, а после обойтись сменой ракурса и сэкономить. 
Вы хотите показать бездонный пролом в земле, такой глубокий, что не видно дна? Раскадровка поможет решить, можно ли передать атмосферу одним кадром с общим планом, снятым на широкоугольный объектив, а после обойтись сменой ракурса и сэкономить. 

Движения персонажей, перемещения объектов и камеры, а также зум в раскадровке показывают стрелками.

Здесь стрелки подсказывают, в какую сторону откроется дверь
Здесь стрелки подсказывают, в какую сторону откроется дверь

Подробная раскадровка экшен-сцен помогает понять, какими средствами его лучше воплотить в фильме. Для фильмов с выразительным визуальным рядом, вроде «Безумный Макс: Дорога ярости», раскадровка — это уже готовый сценарий.

В качестве альтернативы раскадровкам можно использовать фотографии, как это делал Стэнли Кубрик, или комиксы, по которым снимается фильм. Также часто для предварительной визуализации используют другие видео. Например, для превизуализации некоторых сцен из «Звёздных войн» Джордж Лукас использовал видеозаписи реальных воздушных боёв времён Второй мировой войны. На этом список возможных референсов для экшена не заканчивается: часто обращаются к мультипликации, технике захвата движения и т.п.

Момент из видеозаписи реальных воздушных боёв и то, как его повторили в фильме. 
Момент из видеозаписи реальных воздушных боёв и то, как его повторили в фильме. 

Конечная цель всех этих активностей — это создать четкий план будущего фильма и понятно донести его до всех участников. И раскадровка с этим очень помогает.

Тот самый момент из «Матрицы». В виде раскадровки
Тот самый момент из «Матрицы». В виде раскадровки

Дополнительные материалы

Очень советуем книгу Framed Ink. Она пригодится всем, кто хочет изучать визуальное повествование.

Здесь можно изучить, как выглядят раскадровки к разным фильмам, и как их реализовали потом при съемках.

Также предлагаем вам подписаться на этих художников:

Текст написан специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

124124
19 комментариев

В рекламной индустрии, кстати, при подготовке к съемкам рекламных роликов практически всегда рисуется две раскадровки.

Первая – арт-директором, ответственным за проект и идею. Чаще это упрощенная версия финальной раскадровки, так называемые "огурцы" (для ускорения процесса люди рисуются как палка-палка-огуречик), помогает клиенту (он любит глазами, а не ушами) "увидеть" и прочувствовать разрабатываемый ролик. Такая раскадровка ещё и отличное подспорье в замере хронометража будущего видео. Время в рекламе стоит безумных денег, поэтому короткий формат (15-20 секунд) предпочтителен. И чтобы понять, влезает ли придуманный сценарий в отведенный хронометраж, делается бордоматик - не анимированный ролик с добавлением озвучки, в котором кадры из раскадровки идут друг за другом с отведенной на каждый кадр длительностью.

Бывает, что ролик необходимо протестировать на фокус-группах, в таких случаях делается аниматик: анимированная версия бордоматика, где уже приводятся в движение камера, персонажи, применяются какие-то монтажные склейки и прочее. В таком случае может возникнуть необходимость в более детальной прорисовке раскадровки, "огурцы" тут не прокатят. И в зависимости от скилла арт-директора, раскадровку для аниматика он может нарисовать сам, либо передать задачу иллюстратору.

Когда же сториборд утверждён и выбран режиссер для съемок, рисуется вторая более подробная раскадровка уже командой режиссера. Во время съемок режиссерская раскадровка вешается на специальные стенды в двух видах: в классическом, где все кадры идут друг за другом в правильном порядке; и в том порядке, в котором эти кадры будут сниматься. Помогает проследить за статусом съемок, а также гарантирует, что весь материал будет отснят.

Такие дела.

6

Какая интересная и творческая работа!

А расскажите пожалуйста, где почитать про это?  Я занимаюсь маркетингом, но про email и smm а про продакшн видео ничего не знаю . Спасибо!

Ну просто офигенно классная статья!!!
Прочитала с удовольствием - так вот, значит, как это делается...
Я бы и другие статьи, как создаются фильмы, почитала с удовольствием!

 Режиссер часто возвращается к уже отрисованным кадрам и вносит в них изменения. Он считает, что раскадровка похожа на комикс, а в раскадровщике есть что-то от писателя.Ага, а я вот вспомнила, кстати, что на создание жанра "джалло" повлияли комиксы "фуметти".
Можно сказать, что "джалло" из комиксов и вышло.
И не только джалло, многие итальянские фильмы ужасов того времени вдохновлялись фуметти, готовыми раскадровками, по сути.

4

Благодарим за интересный факт и тёплые слова!) 

1

Когда Марио Бава снимал "Дьяволика", он фильм постарался снять в манере комикса, совмещал два разных плана действия в одном кадре.

Реклама такого характера ну никак не мешает и не бесит. Очень крутой текст, спасибо!

4