Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Обсуждаем тягучую «сагу» в продолжении посвящённого режиссёру киномарафона.

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Если в динамичном и очень смешном «Бронсоне» Николас Виндинг Рефн высказывался о том, что настоящий художник никому ничего не должен, то своим следующим фильмом постановщик всячески подтверждает эту самую мысль. Ведь «Вальгалла: Сага о викинге» — почти что полная противоположность энергичному фильму про усатого рецидивиста. Это медлительное, вязкое кино, в котором грязные мужики в течение полутора часов двигаются неизвестно куда по неземной красоты пейзажам. И изредка рубят друг друга.

Хотели экшена? Хотели объяснений? Простите, но автору это неинтересно. Он делает то, чего хочется именно ему.

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Действие фильма (а собственно действия тут не так уж много) разворачивается где-то в XI-XII веке вокруг безымянного скандинава по прозвищу Одноглазый (Мадс Миккельсен) — человека недюжинной силы, которому то и дело являются видения о будущем.

Он сбегает из рабства вместе с увязавшимся белобрысым мальчишкой, жестоко мстит своим обидчикам, а потом встречает отряд христиан, отправляющихся из Шотландии в крестовый поход, отвоёвывать Иерусалим. Они берут воина с собой, но заплывают куда-то не туда — и попадают в невиданные раньше земли.

Хочется лишний раз подчеркнуть, что зритель, ожидающий от «Вальгаллы» простого и брутального кино «про крутых викингов», останется весьма разочарован. В отличие от того же «Бронсона», тут Рефн сразу задаёт медитативный темп. Первое слово герои произносят почти через десять минут после начала, саундтрек завораживающе гудит то синтезатором, то электрогитарой, а практически каждая сцена как будто тянется чуть дольше, чем требуется для того, чтобы понять или хотя бы прочувствовать её назначение в истории.

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Настоящих имён персонажей мы так и не узнаём. Тем ироничней кажется то, что мальчишка, дав своему спутнику прозвище «Одноглазый» в разговоре с крестоносцами, замечает: «Ну тебе ведь нужно имя». Вообще, люди в этом фильме не кажутся настоящими людьми, они скорее олицетворяют некие идеи, которые преимущественно касаются веры. Что в целом объяснимо, ведь Рефн сам признавался, что никакого интереса к викингам и их истории у него нет и не было. Видимо, потому он и сделал из персонажей абстракции, чтобы порассуждать на любопытную себе тему.

Вот глава норвежцев, в чьём плену находится Одноглазый, сетует на то, что христиане пришли на чужие земли со своими порядками, и жалуется на их варварство. Люди, у которых всего-то один бог (и он не Один), пьют кровь и едят плоть того, кому поклоняются. Омерзительно.

А вот — предводитель крестоносцев, готовый оправдывать «волей божьей» всё что угодно, в том числе войну и смертоубийство. Ему кажется провидением даже катастрофическая ситуация. Пока его оголодавшие после плавания подопечные паникуют, огрызаются на одноглазого язычника с его мальчишкой и теряют остатки веры, глава отряда находит «истинный» смысл их путешествия. Возьмём эти земли во имя Его, понаставим крестов, «просветим» местных жителей — вот ради чего мы страдали.

А главный герой в исполнении Миккельсена, в свою очередь, ничего не ищет. Он уже знает всю свою судьбу из кроваво-красных видений. Он принял её. И идёт ей навстречу, готовый без слов и колебаний обезглавить или выпотрошить каждого, кто встанет у него на пути. И в итоге оказывается единственным в этом безбожном аду, кто действительно обретает вечную жизнь.

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Мадс Миккельсен как-то раз сказал в интервью, что в каждом фильме Рефна он играл самого режиссёра, его альтер-эго. И если в «Истекающем кровью» или втором «Дилере» это было очевидно, то в этот раз провести параллели чуть сложнее.

С этой точки зрения «Вальгалла» — кино о том, как Рефн чувствовал себя чужим в родной Дании и датском кинематографе. О том, как был «рабом», на которого смотрели исключительно в контексте более именитых соотечественников вроде Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, и до чего это ему было противно. О том, как он отправился в неизвестность, куда-то за океан, чтобы встретить свою судьбу, даже если эта судьба — верная смерть (или банкротство).

Так или иначе, в этом фильме режиссёр обращается к зрителю с завидной уверенностью и стоицизмом, достойным настоящего воина. Потому и спорить с ним, жаловаться на то, что тебе было скучно и душно, а полтора часа ощущаются, как два с лишним — как-то не решаешься. Какой смысл? Человек явно сказал ровно то, что и хотел. — Антон Самитов

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

Наверное, именно в «Вальгалле» окончательно оформился тот Рефн, которого мы знаем и, возможно, любим. Здесь нет неона, — да и откуда ему взяться в притче про Одина? — зато есть суровые немногословные мужики, которые тяжело смотрят друг на друга, а временами устраивают жестокие махачи. Ещё есть простенький символизм, свойственный дальнейшим фильмам Рефна, и этот их фирменный темп — тягомотина с яркими вкраплениями дичи и насилия.

В «Вальгалле» примечательно прежде всего то, насколько это кино. Сведя диалоги к минимуму, Рефн блистательно соблюдает хрестоматийный принцип «показывай, а не рассказывай» — едва ли не всё тут понятно без слов, как, в общем-то, и должно быть в фильмах. В этом отношении, «Вальгалла», парадоксально, весьма традиционная штука, несмотря на все стремления Рефна провести какие-то параллели с Кеннетом Энгером.

При всей напускной инаковости, откровенно экспериментальной или, прости господи, странной «Сага о викинге» не выглядит. Это прилежно сделанное кино, с крутыми сценами и всем таким, но без задора и попыток чего-то там деконструировать, которыми запоминался, скажем, «Бронсон». В «Вальгалле» Рефн будто отрабатывает обязательную программу — в смысле, в фильмографии каждого уважающего себя режиссёра должно быть плюс-минус историческое кино. Вот и Рефн сделал себе такое. — Андрей Верещагин

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»

«Вальгаллу» принято сравнивать с «Агирре, гневом божьим», но в каком-то смысле это ещё и «С меня хватит!» — фильм о человеке, которого всё ******* [утомило], вокруг мерзкие рожи, надо всех убить. И речь тут не об одноглазом уберменше, которого играет Мадс Миккельсен, а (метафорически, конечно) о самом Рефне. Режиссёр, напомним, объяснял всё так: предыдущий его фильм, «Бронсон», был о том, каким Рефн был, а «Вальгалла» — о том, как он изменился и каким стал.

И с этой точки зрения «Сага о викинге» при всей её свинцовой серьёзности — очень смешное кино. После которого у Рефна началась голливудская карьера — и иронию этой ситуации могут по достоинству оценить лишь те, кто знает, куда приплыл Одноглазый и чем для него всё это кончилось. Хотя с другой стороны, именно после «Вальгаллы» Райан Гослинг уговорил датчанина снять «Драйв», а позже Рефн смог сделать «Слишком стар, чтобы умереть молодым», «Неонового демона» и «Ковбоя из Копенгагена». Значит, как бы мы ни хихикали, всё он в жизни делает правильно. — Александр Омолоев

Бог умер, разбирайтесь сами: Николас Виндинг Рефн рассуждает о вере в «Вальгалле»
158158
31 комментарий

Я этого викинга в Химках видел!

(простите, ради бога)

18
Ответить

same energy

26
Ответить

Papa don't preach

4
Ответить

Ассасинами торгует

2
Ответить

Soon

20
Ответить

Вальхалла райзинг топ кино 12 из 10, на кончиках пальцев

10
Ответить

А я посмотрел и понял, что лучше бы не смотрел, и по этому никому его не советовал.

7
Ответить