«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

Кратко без спойлеров об одном из главных фильмов года в преддверии кинотеатральной премьеры.

Детектив (Пак Хэ-иль) берется за расследование смерти мужчины, упавшего со скалы. Так он выходит на главную подозреваемую — вдову погибшего (Тан Вэй). Постепенно полицейский начинает опасно сближаться с женщиной.

Из синопсиса напрашиваются два вывода: это детективный нуар с роковой женщиной, и завязка подозрительно напоминает «Основной инстинкт». И если первое наблюдение совершенно валидно, то вот от картины Пола Верховена романтический триллер Пак Чхан Ука максимально далек.

Умопомрачителен каждый кадр

Начинать разговор о «Решении уйти» можно лишь с одного: это охренительно красивое кино. Ох, сколько раз мне хотелось поставить фильма на паузу и рассматривать глубинную композицию кадра, цветовые решения и баловство с объективами.

Выражаясь премьерами этого года, здесь нет ни буйства локаций, как в «Все везде и сразу», ни плотной пелены стилизации из нового «Бэтмена». И в то же время нуарная обвязка не мешает Пак Чхан Уку работать с каждым кадром абсолютно по-своему, превращая даже заурядные интерьерные сцены в нечто особенное.

Взять хотя бы фокусы с фокусом из отрывка ниже.

Необычность здесь в том, что одновременно в фокусе находятся и детектив, и отражение женщины — объекты из разных зон фокусировки. Безусловно, это само по себе неестественно: обычно плоскость фокуса представляет из себя единую область, то есть размытости избегают все те объекты, которые находятся на одном заданном расстоянии от камеры.

Как же это реализовано? Первое, на что подумалось — использование редкой зональной насадки, которая состоит из половинчатой линзы. Таким образом, одна половина объектива перекрывается стеклом и позволяет добиться второй точки фокусировки. Предположу, что именно ее Пак Чхан Ук с оператором Чон Джон-хуном и применяли ранее в «Олдбое».

Однако эта версия отметается по двум причинам.

Во-первых, насадка обычно порождает визуальный артефакт — отчетливую границу размытия между двумя частями. Ее можно замаскировать композицией, но в кадре «Решения уйти» слишком уж аккуратный переход.

Во-вторых, в сцене аж несколько раз используется перевод фокуса от отражения к человеку. В целом, такое возможно и с насадкой, но все ломает самый первый перевод: сначала фокус на обоих людях, а затем уходит с детектива на отражение, но при этом остается на девушке.

Все это приводит нас к тому, что волшебство случилось на постпродакшене благодаря наложению шотов с разным фокусом. Да, внутри них и еще применялся перевод фокуса! Честно, никогда прежде не видел подобного.

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

Продолжая тему операторской работы, Пак Чхан Ук впервые со времен «Сочувствия господину Месть» (2002г) снимал без оператора Чон Джон Хуна. Тот отправился в путешествие по Голливуду и уже успел поработать, например, с Эдгаром Райтом и, менее удачно, над недавним «Оби-Ваном». Так что разрыв постоянного дуэта вызывал некоторые опасение.

Впрочем, Пак нашел достойную замену: место за камерой занял Ким Джи Ён. Он приложил руку к, пожалуй, двум наиболее визуально выдающимся фильмам Ким Джи Уна, режиссера «Я видел дьявола»: «Горечь и сладость» и «Секретный агент». Кроме того, он числился одним из операторов в «Паразитах».

Смена оператора, безусловно, повлияла на результат. Да, стало больше статических кадров, меньше гипнотических наездов камеры Джон-хуна и изменилось освещение. Но подчерк самого Пак Чхан Ука никуда не делся и, например, здесь все также много кадров с широкоугольного объектива с фирменной композицией. Нашлись и новые решения, вроде изобретательных съемок с дрона.

Сравните, например, узнаваемую портретную съемку с чуть разным кадрированием из «Решения уйти» и «Порочных игр».

Предельную находчивость Пак проявил не только внутри кадра, но и в монтаже. Несмотря на вполне тривиальную завязку, фильм наполнен атмосферой мистического сюрреализма. Эффект сновидения окутывает весь фильм: монтаж сцен ведет от эпизода в горах, к допросу, а затем сразу в постельную сцену с женой. И да, популярное сравнение с Вон Кар Ваем тут, как никогда, уместно.

Работа над монтажными переходами также проделана феноменальная: от некоторых матч-катов сносит голову. Впрочем, колоссальное внимание к монтажу не удивляет из-за раздутого времени постпродакшена. Премьера фильма должна была состояться еще в 2021 году, однако из-за пандемии большинство крупных корейских релизов были отложены. По словам самого режиссера, подаренного времени он не терял и продолжал шлифовать фильм.

Из-за внимания к каждому кадру и переходу, фильм буквально превращается в головоломку имени Пак Чхан Ука. Это увлекательно, пусть и не всегда имеет под собой какой-то смысл. Как, например, POV шот из глаза рыбы. Для чего он? Да просто потому что это Пак Чхан Ук. И это здорово!

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

Тем не менее весь набор экстравагантных решений корейца не всегда работает на благо истории. Но об этом чуть позже в выводах.

Непривычно сдержанное кино

После вольной интерпретации Золя в лице вампирской мелодрамы «Жажда», артистично жестокой «Сочувствие госпоже Месть» с барочным саундтреком и «Служанки», где барокко и лесбийская эротика возведены уже в абсолют, новая работа Пака… удивляет полной сменой траектории. Корейский режиссер вдруг избавился от ультранасилия и откровенности, неизменно преследовавшие его картины.

Кто-то наверняка скажет, что режиссер смягчился в силу возраста, кто-то обвинит в конъюнктуре, но в действительности Пак Чхан Ук никогда не следовал чьим-то ожиданиям.

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

После успеха «Олдбоя» режиссер признавался, что его аудитория состояла на 90% из мужчин, а фанаты, просившие дать автограф на молотках, его, мягко говоря, пугали. Тогда он взялся за «Сочувствие госпоже Месть» и в центр истории поставил женщину.

Сейчас история повторяется: Пак Чхан Ук вдруг решил снять по-настоящему взрослое кино — без китча и помпезной жестокости. Да, назло всем.

Я заявил, что хочу снять взрослую историю любви, и люди тут же ответили: «Это будет кино с провокационными сценами». Так я решил сделать все с точностью наоборот.

Пак Чхан Ук, режиссер и сценарист

В своих обещаниях он не обманул: сближение героев здесь проявляется в едва заметных жестах и фразах, а совсем не в сексе. Значит ли, что Пак целиком изменил себе и снял какую-то серость? Как бы не так. Кульминация фильма докажет, что корейский виртуоз способен возводить поэтику кинематографии на немыслимый уровень, прочно и надолго врезая в память отдельные сцены.

Сентименты и поэтичность в квадрате — на этом моменте фильма у меня невольно проскользнула улыбка: «Да, это точно снял тот самый дед, которого мы знаем».

Узнаваемых элементов от режиссера вообще много: здесь и фирменный юмор, и крайняя мелодраматичность. Даже от жестокости Пак не избавился. Просто теперь это не о физической боли, а про неумолимость судьбы отношений двух людей.

Киноявление из прошлого века

Если собрать все мнения западной прессы фильма воедино, то количество упоминаний «Головокружения» Хичкока и «Любовного настроения» Вон Кар-Вая превысят все приличные масштабы. Но нет, не подумайте, это все еще очень разное кино. И все же «Решение уйти» отсылает нас к той эпохе.

В 22 году Пак абсолютно не стесняется с головой нырять в эскапизм и исследовать границы отношений, снимая крупное авторское кино. Он без зазрения совести берет завязку с Femme fatale, которую мы видели сотню раз, но не сваливается в клише. И в то же время здесь нет никакой жанровой деконструкции — корейца вообще не интересует, что происходит вокруг.

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

И при всем визуальном символизме, Пак снял все такое же жанровое кино: для зрителей, а не критиков. Просто его инструменты развлечения — чистейший язык кинематографа. Ровно как тогда, когда социальная агитка в кино казалась моветоном, когда форма и стиль доминировали, а фильмы считали искусством, не манифестацией или попкорновым аттракционом.

Здесь наверняка можно вспомнить голливудские попытки возврата к прошлому веку, как например, «Ла-Ла Ленд». Но там камера-участник с длинными кадрами и упоминания «Касабланки» скорее подчеркивают парадокс: игра на ностальгии снимается в настоящем с оглядкой на прошлое.

Во внешнем проявлении — окружении, «Решение уйти», наоборот, невероятно современно. Пак даже в шутку назвал свою работу сай-фаем. Голосовой переводчик, смартфоны, умные часы — все это здесь ловко вплетено в сюжет. Невольно задаешься вопросом: почему этого так мало в современном кино?

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

Отдельно выделю использование экранов, что подарило несколько крутых кадров. Если с зеркалами кинематографисты научились работать еще в авангардные года прошлого века, то подобные проекции выглядят действительно свежо.

Пак Чхан Ук впервые выдвинут на Оскар

Сложно в это поверить, но культовый на Родине режиссер действительно впервые удостоился чести представлять страну в категории «Лучший фильм на иностранном языке» американской кинопремии.

С ранними работами Пака злой рок был вполне объясним: раз за разом они наталкивались на конкуренцию с картинами более форматных фестивальных мастодонтов — Пон Джун Хо, Им Квон Тхэка и Ли Чхан Дона. Однако с покорившей зрителя «Служанкой» все оказалось несколько сложнее.

Кадр из фильма «Служанка» (2016г)
Кадр из фильма «Служанка» (2016г)

В 2017 году президенту Южной Кореи Пак Кын Хе был выдвинут импичмент, которому предшествовала череда скандалов и коррупционных расследований. В ходе разбирательств также был обнаружен черный список персон, включавший почти 10 тысяч деятелей культуры. В него попали люди, которые, предположительно, были замечены в критике правительства. Такие персоны нон грата лишались всяческой государственной поддержки.

Как вы уже догадались, Пак оказался в числе этих «счастливчиков». А так как решение о выдвижении на Оскар подконтрольно Министерству культуры — бан был очевиден. Вместо «Служанки» на соискание отправился «Секретный агент» Ким Джи Уна — технически отточенный, но несколько невзрачный по содержанию фильм. В итоге картина не прошла в шорт-лист номинантов.

Бывший президент Пак Кын Хе была приговорена к 24 годам лишения свободы, однако год назад помилована текущей главой правительства
Бывший президент Пак Кын Хе была приговорена к 24 годам лишения свободы, однако год назад помилована текущей главой правительства

В этот раз на Оскаре у Пак Чхан Ука обнадеживающие перспективы. Велика вероятность даже в номинации на лучшего режиссера. Во всяком случае, по итогам Каннского фестиваля западная пресса называла корейскую работу единственным вероятным соискателем на статуэтку из представленных картин. Конкуренция, впрочем, может оказаться солидной из-за очень плотного года с премьерами от именитых режиссеров.

Однако против шансов «Решения уйти» играет его жанровость. Детективный нуар, работа полная эскапизма — это то, что уже давно не котируется американскими киноакадемиками. Так что я бы не стал рассчитывать на повторение пути «Паразитов».

Превзошел ли «Олдбоя» и «Служанку»?

Предсказать реакцию массового зрителя на самом деле нетрудно: вряд ли он поставит «Решение уйти» рядом с двумя художественными флагманами.

Если с «Олдбоем» все понятно и так, то успех «Служанки» заключался в том, что там наконец сошлись воедино техническое совершенство Чхан Ука-режиссера, с остросюжетной вовлеченностью Чхан Ука-сценариста.

«Решение уйти» — кино ушедшей эпохи от Пак Чхан Ука

К сожалению или к счастью, «Решение уйти» скорее ближе к «Жажде», где картина — это бескрайнее полотно для реализации режиссерских талантов мастера, а история стоит чуть поодаль. Так здесь, например, детективная часть — это абсолютная условность, которая лишь обрамляет историю.

Плохо ли это? Да хрен его знает. Все равно Пак Чхан Ук на самой вершине своей игры, в которой ему нет равных, и которую прерывать он явно пока не намерен.

Даже если история вас не тронет (но меня зацепила), «Решение уйти» — все еще выдающееся аудиовизуальное произведение искусства, пропускать которое точно не стоит. Хотя бы для того, чтобы по выходу из кинозала старчески проворчать: «сейчас такое уже не снимают».

Это пока, пожалуй, мое самое яркое киновпечатление в году и, черт, готов съесть свои носки, если вдруг что-то перебьет его в исполнительском плане за оставшиеся три месяца.

P. S. Спасибо Диме Абрахманову за подборку интересных кадров из картины. На первом просмотре я вполне мог проворонить фишку с фокусом, но до фильма заглянул в материал. Если не боитесь мелких визуальных спойлеров — можете наслаждаться.

181181
60 комментариев

И при всем визуальном символизме, Пак снял все такое же жанровое кино: для зрителей, а не критиков.

Кажется, все его фильмы интересно и легко смотреть обычному зрителю, и это здорово)

Превзошел ли «Олдбоя» и «Служанку»?

Ну мне вот «Жажда» ближе «Служанки», капельку) Всё таки оригинальный подход к вампиризму оказался веселее хлюпающих вагин.

Ким Джи Ён. Он приложил руку к, пожалуй, двум наиболее визуально выдающимся фильмам Ким Джи Уна...

Ким Джи Ён, Ким Джи Ун, хм...

Спасибо за пост :)

4

Комментарий недоступен

7

Ну мне вот «Жажда» ближе «Служанки», капелькуТут все субъективно конечно) Но всеж по известности и общественному принятию Служанка значительно выше (в любом трейлере и представлении Пака будут именно эти два фильма). Хотя и мне тож Служанка больше нравится.
Но в Жажде меня кульминация прост разрывает) В Решении уйти, кстать, тоже

3

Кстати, был упомянут Всё везде и сразу, с которым у фильма как ни странно общие темы прощения близких людей, беззаветной любви,сложности взаимоотношений и недопонимания супругов, нежелание признавать свою неправоту и усмирение гордыни. А вообще, сюжетные линии обоих фильмов пря навевают Кауфманские Быть Джоном Малковичем и Вечное сияние чистого разума. Как по мне, не бейте тапками, но Сочувствие госпоже Месть все же более топовое, чем Олдбой(хоть этот фильм дал мне любовь к корейскому кино, а также явно повлияло на сюжеты God of War 3 и The Last of Us 2 с метафорическим маканием зрителя в гуано, т.к. ты поддерживал откровенную мразь(а еще TLOU2 неявно, но своим бесконечным циклом мести ну явно копипаста Сочувствие господину Месть, но это неплохо, Naughty Dog много откуда черпают вдохновение или берут сюжетные вещи), с кучей символизма и моментов для анализа(и самоанализа в том числе)) и является магнум опусом всего Пака, хоть Служанка мне чуть больше зашла. Так вот, к чему я это. Со времен Я-киборг, но это нормально, Пак идет в психологизм. Даже воображение у героя напоминает сцены из психушки Я-киборг... (да и Амели, но это немного другая история). Очень умное кино, где тебе тыкают Чеховским ружьем несколько раз, но оно так изящно сделано, что ты, как и герой понимаешь слишком поздно(с "утонувшим телефоном", кто понял, молодец и с парнем на крыше, который проговаривает то, что думал героиня по отношению к возлюбленному). Да, это было и в Олдбое, и в Служанке, но здесь, как в Я-киборг настолько чистая и непорочная любовь, хоть и с Шекспировским финалом, что мне так было сложно смотреть на это кино, потому что я лично с таким типом отношений связывался (только с позиции китаянки), и ее поступок в конце(который повторяет чувство вины О Дэ Су из Олдбоя) закономерен. И эта история тоже о мести, только не физической, а ментальной. Только это ода мести за уязвленную гордыню(хоть и героя тоже понять можно) и что она, как и обычная месть ведет лишь к саморазрушению

2

Со времен Я-киборг, но это нормально, Пак идет в психологизм.Я б только сказал, что со времен Сочувствия Госпоже, и это вполне объяснимо: именно с этого фильма он начал писать сценарии совместно с Чон Со-гён. "Психологизм" как таковой был всегда, я б назвал это больше... некой эмпатичностью и более уход в сторону мелодраматичности.

Только не оч понял почему вы считаете Решение уйти историей о мести?) Ну т.е. в поступке Тан Вэй офк был некоторый эгоизм (именно такой способ убийства себя, вдали от всех), но я не видел в этом именно мести. Собссно, Пак в своих интервью тоже как то об этом не говорил

2

Ладно, уговорили, надо будет заценить!

2

Это мы смотрим

2