Как Питер Джексон снял дебютный трэш-хоррор Bad Taste и открыл себе путь к «Властелину колец»

Выедаем мозг ложкой во второй части киномарафона первых фильмов известных режиссёров.

В первой части марафона мы рассказывали о дебюте Кристофера Нолана «Преследование». Теперь же обратимся к началу карьеры Питера Джексона — автора трилогии «Властелин колец».

Большинство современных рассказов о раннем творчестве режиссёра начинается с банальностей. Что-то в стиле: «Кто бы мог поверить, что создатель малобюджетного трэша позже снимет великую сагу».

Как Питер Джексон снял дебютный трэш-хоррор Bad Taste и открыл себе путь к «Властелину колец»

Но на самом деле подобные фразы бессмысленны сразу по нескольким причинам. Во-первых, к началу работы над экранизацией Толкина режиссёр уже выпустил «Небесные создания» с Кейт Уинслет и остроумный ужастик «Страшилы». Ему даже предлагали поставить перезапуск «Планеты обезьян» и «Кинг-Конга». То есть студии к тому моменту заметили талант и потенциал Джексона.

А во-вторых, если присмотреться к его первым фильмам, можно понять, что режиссёр с самого начала проявил себя отличным рассказчиком. Мало того, даже в ранних своих работах он брал истории, которые отчасти напоминают идею «Властелина колец».

Аналогия кажется притянутой? Вовсе нет. Возьмём первый же его полнометражный фильм Bad Taste. Его почему-то у нас переводят как «Инопланетное рагу», что убивает самоиронию заголовка. «Дурной вкус» — намёк, что фильм пародирует плохое кино, и одновременно отсылка к сюжету.

Хотя как раз с сюжетом изначально была проблема. По задумке эта любительская поделка длилась всего 20 минут. У Джексона не хватало ни времени, ни средств на полный метр. Он снимал на любительскую камеру и просроченную плёнку. Работа шла по выходным, а на основные роли режиссёр (он же сценарист, оператор, монтажёр и актёр) позвал своих друзей.

Как Питер Джексон снял дебютный трэш-хоррор Bad Taste и открыл себе путь к «Властелину колец»

Джексон лично мастерил декорации и даже краны для камеры. Маски инопланетян выпекали в духовке у его родителей. Но главное, сценарий просто придумывали по ходу действия. Грубо говоря, в свободное от работы время, собиралась компания корешей, которые дурачились на камеру. И так четыре года подряд.

С этого момента и начинается удивительное: даже при таком подходе у Джексона получился более стройный и логичный фильм, чем у многих режиссёров, которые берутся за фантастику о вторжениях.

Но при чём тут «Властелин колец»? А давайте сравним.

На городок Кайхоро нападают злобные инопланетяне, которые маскируются под людей в синих рубашках и джинсах. Захватчики пожирают всё местное население. Тогда правительство отправляет группу «Пацанов» (на специальном телефоне так и написано The Boys), чтобы они разобрались с этой проблемой. Команда выясняет, что пришельцы пустили землян на фастфуд.

Как Питер Джексон снял дебютный трэш-хоррор Bad Taste и открыл себе путь к «Властелину колец»

Погодите, это получается, что на некую территорию пришло зло из другого мира. И бороться с ним кидают не все доступные силы, а небольшую команду, где есть и крутые парни, и достаточно нелепые персонажи. Ничего не напоминает? «Братство кольца», например.

Конечно, надо признать, что это — типичный сюжетный ход приключенческого кино. Кстати, Джексон будет раз за разом пересказывать его в других своих работах. В «Живой мертвечине» парнишка в одиночку борется с зомби. В «Страшилах» герой и его друзья сталкиваются с самой смертью с косой. А потом будет и «Властелин колец», где... ну, вы знаете. Причём каждый раз последователи злых сил максимально безликие: то люди в голубых рубашках, то орки.

Дальше-больше. Именно во время работы над Bad Taste режиссёр учился применять практические эффекты. А недостаток средств заставлял его прибегать к смекалке: половину автоматов, из которых стреляют герои, мастерили из подручных материалов. А теперь вспомним, как во «Властелине» решили не рисовать на компьютере кольцо всевластия для крупных планов, а отлили здоровенную копию.

Но, пожалуй, самое важное. Что Джексон действительно придумал отличную историю, в которой сразу несколько интересных героев. Достаточно обратить внимание на персонажа, которого играет сам режиссёр.

Как Питер Джексон снял дебютный трэш-хоррор Bad Taste и открыл себе путь к «Властелину колец»

Если точнее, он исполнил сразу две роли: одного из «Пацанов» по имени Дерек и инопланетянина, который ест мозг ложкой. Но мы сейчас о первом. У этого персонажа великолепная и почти драматическая история, покруче Боромира. При каждом сражении с пришельцами Дерек почти умирает, у него вываливается мозг через дырку в голове. Но он собирается с силами, как-то закрепляет свою черепушку и вновь идёт крушить врагов.

Да, это комедия и бред. Но уже со второго недоубийства становится всё интереснее: что же произойдёт с несчастным дальше.

С двумя ролями Джексона, кстати, тоже интересная история. При первом просмотре даже трудно поверить, что режиссёр умудрился снять самого себя дважды, а потом настолько удачно это смонтировал. Склейки, конечно, видны, но вспомните, что речь идёт о любительском видео. Стоит ли удивляться, что во «Властелине колец» сцены разговоров Голлума с самим собой поставлены настолько прекрасно?

И, конечно же, уже с первого фильма Питер Джексон доказывал, что юмор спасает в любой ситуации. Не будем забывать, что во «Властелине колец» много отличных шуток от хоббитов, Гендальфа, Гимли и даже Леголаса.

В Bad Taste шутки, конечно, другого уровня. Есть и неплохая визуальная комедия с иронией над клише жанра и отсылками к поп-культуре. Один герой даже одет как четвёртый Доктор из «Доктора Кто» (про то, что пришельцы прилетели на синей будке, тоже пошутят), а к финалу крутой парень в майке будет чуть ли не голыми руками убивать пришельцев, подобно Рэмбо.

Но всё это перемежается с торжеством дурновкусия и гротеска. Апофеоз — сцена, где пришельцы производят еду. Они это делают в собственном теле, а потом отрыгивают.

Ровно перед этим моментом я решил съесть бутерброд. Зря.<br />
Ровно перед этим моментом я решил съесть бутерброд. Зря.

Конечно, истинное удовольствие от фильма получат только поклонники безумного юмора и трэша. Но если присмотреться к «Инопланетному рагу», можно понять, почему в своё время даже в такой работе разглядели режиссёрский талант Джексона.

Проект, начинавшийся как развлечение по выходным, не просто превратился в полнометражный дебют. Уже тогда Джексона приметила Кинокомиссия Новой Зеландии и добавила к его мизерному бюджету около 200 тысяч долларов. А потом Bad Taste попал на Каннский кинофестиваль, после чего картину продали в разные страны. Это и дало первый толчок профессиональной карьере будущего создателя «Властелина колец».

Конечно, стоит заранее понимать: Bad Taste — не только важный фильм для понимания творчества Питера Джексона, но ещё и испытание. Далеко не все зрители выдержат безумие отдельных сцен. Но всё же это действительно весёлое и очень энергичное кино, которое пролетает буквально на одном дыхании. Просто приготовьтесь, что будет странно, жёстко и смешно. И не ешьте перед просмотром.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

133133
16 комментариев

"Живая мертвечина" - лучший фильм Джексона

40
Ответить

"Я надираю задницы во имя Господа" (гнусавым голосом) с детства в любимых киноцитатах. Пересматривал его уже взрослым, отношения гг с матерью это самое смешное в фильме, не зря она финальный босс, победив которого гг смог с девушкой уйти в монастырь закат. Весь фильм большая метафора по Фрейду ))

3
Ответить

"Ровно перед этим моментом я решил съесть бутерброд. Зря."

13
Ответить

Роскошный фильм, умел Петя.
+ Живая мертвечина.

6
Ответить

В Bad Taste шутки, конечно, другого уровня. Есть и неплохая визуальная комедия с иронией над клише жанра и отсылками к поп-культуре. Один герой даже одет как четвёртый Доктор из «Доктора Кто»А потом это станет символом Гриффиндора.

5
Ответить

Ну ебана рот, нельзя нормальное фото, а не гуро, на превью выбрать? пиздец

1
Ответить