Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Завтра в Японии стартует специальный ивент Sword Art Online: EX-CHRONICLE, который проводится в честь десятилетия ранобэ Sword Art Online. В этом году возраст печатной версии этой лайт-новеллы перевалил за второй десяток. Первый том ранобэ Sword Art Online вышел еще в далеком 2009 году, 10 апреля. А веб-версия новеллы начала выходить и того раньше. И когда, как не в первый юбилей, стоит подвести некоторые итоги?

Но сначала немного общей информации:

Ранобэ Sword Art Online:

Автор – Рэки Кавахара;

Иллюстратор – abec;

Дата выхода первого тома – 10 апреля 2009 года; выпускается под импринтом Dengeki Bunko.

Аниме Sword Art Online:

Аниме-студия – A-1 Pictures;

Режиссеры: Томохико Ито, Манабу Оно.

Дата премьеры первого сезона – 7 июля 2012 года.

Серия ранобэ Sword Art Online и ее аниме-экранизация занимают особое место в сердцах большинства русскоязычных анимешников. Одни ей восхищаются, другие – активно поливают ее помоями, но ясно одно: пожалуй, в русскоязычном аниме-комьюнити существует не так много людей, которые никогда не слышали об этой франшизе. 10 лет – довольно солидный возраст для татйлов в современных реалиях бешеной штамповки. И то, что Sword Art Online до сих пор не ушел пылиться в темный угол забвения, как множество достойных франшиз начала 2010-х, – уже маленькая победа. Но пришло время расставить точки над и. Как нам, рядовым анимешникам, относиться к Sword Art Online? Достойна ли эта франшиза пополнить ряды «классики», или это всего лишь очередной перехайпленный фанатами посредственный проходняк?

Проверка временем. Причислять на основании этого Sword Art Online к культовым тайтлам немного некорректно, так как и ранобэ-первоисточник, и аниме-адаптация до сих пор активно выпускаются автором. Естественно, про них не забыли! Но цифры говорят сами за себя. Начиная с 2012 года, когда вышел первый сезон аниме-адаптации, ранобэ Sword Art Online (если считать и продажи серии Sword Art Online: Progressive, которую автор в последнее время пишет активнее, чем основную) ни разу не выпадало из топ-3 по общим продажам. Да и три сезона аниме-адаптации по 24+ серий каждая (третий сезон вообще состоит из 48 эпизодов и разбит на 2 части) удается получить не каждому ранобэ. Где-то в углу тихо плачут забытые студией Madhouse «мы не можем во второй сезон» Mahouka Koukou no Rettousei и No Game No Life. Ну так что, прошло ли Sword Art Online проверку временем? Даже несмотря на десятилетний возраст оригинального ранобэ, об этом еще рано говорить, однако этот тайтл точно раньше времени не канул в забвение.

Идеи, посыл произведения и поднятая в нем проблематика. А вот уже тут у Sword Art Online начинаются проблемы. Я сам лично пересматривал первый сезон аниме 5 раз (вот и всплыло мое темное прошлое), прочел ранобэ до 16 тома (некоторые тома также по нескольку раз), даже с веб-версией в свое время ознакомился, но так и не увидел в Sword Art Online какой-либо глубокой идейной составляющей. Как ни странно, но даже в других менее популярных, чем SAO, работах Рэки Кавахары – Accel World и Zettai naru Isolator – с этим получше. Почему так? Думается, ответ лежит на поверхности. Sword Art Online – самая первая работа автора. В далеком 2002 году молодой и неопытный Рэки Кавахара подал свою работу, которая семь лет спустя трансформировалась в первый том ранобэ Sword Art Online, на конкурс молодых новеллистов ASCII Media Works' Dengeki Game Novel Prize (ныне Dengeki Novel Prize). Однако его работа не прошла отбор, поскольку превышала лимит на максимальное количество страниц. А сам Кавахара вместо того, чтобы слегка сократить размер истории, просто взял и опубликовал ее в интернете под ником Kunori Fumio, под которым и выкладывал Sword Art Online вплоть до 2008 года, покрыв сюжет всех законченных сейчас в официальном издании четырех арок, включая и «Алисизацию». Да, сюжет того, что начнут показывать в аниме только в этом октябре, был написан еще в далеком 2008 году. Но к чему такое отступление? Да к тому, что в силу своей литературной неопытности Кавахара не смог наполнить свою же первую крупную работу каким-то особым глубинным смыслом или создать для нее интересный посыл. Да и, справедливости говоря, самой сильной стороной Рэки Кавахары, как писателя, является создание интересного сеттинга, который с первых же минут захватит внимание читателей, но явно не идейная проработка своих ранобэ.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Главным посылом всея Sword Art Online является то, что виртуальный мир уже не просто развлечение, а стал полноценной жизнью для многих людей. Пользователи в нем общаются, влюбляются, страдают, поэтому нельзя низводить его до какой-то игрушки. Это полноценная жизнь. В принципе, эта идея довольно актуальна в век современных технологий. Но дотягивает ли она до «извечной проблемы человечества», поднятие которой в повествовании и отличает культовые работы от посредственных? Думаю, нет. Пока нет. Кто знает, куда в будущем нас заведет прогресс. Может, уже через пару десятилетий технологии, описанные Кавахарой в Sword Art Online и Accel World, станут обыденностью, и проблема реальности виртуального мира приобретет актуальность для всего человечества, но пока этого не произошло, Sword Art Online нельзя считать культовым по своему посылу.

А как у SAO с поднятием проблематики, не теряющей актуальности с течением времени? Тут все заметно получше. Тут есть и извечная проблема отцов и детей, и тема неизбежной смерти от неизлечимой болезни, и моральные терзания от того, что ты отнял чью-то жизнь, и тема борьбы с собственными страхами, и проблема этики научных исследований. Беда в том, что это распределено по франшизе крайне неравномерно из-за того, что Кавахаре лучше удается писать отдельные короткие законченные истории, а держать в голове единый цельный сюжет всего громадного произведения у него плохо получается. Да и будем честны, эти извечные проблемы не являются главными в произведении. Только в 7 томе ранобэ aka арке «Розарий матери» они выходят на первый план. Поэтому я был очень разочарован, когда его экранизацию просто бездумно запихнули во второй сезон, чтобы добить его до 24 серий, а не сделали по лучшей в идейном плане арке отдельное полнометражное аниме.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Раз уж мы затронули проблематику одной из арок, то кратко пройдемся и по другим. В «Айнкраде» лейтмотивом является спасение подростков из смертельной игры. Не, может, в 2002 году это и было оригинальной и интересной идеей, но сейчас в эпоху уже давно доставших всех подростковых антиутопий различной степени паршивости с этим вряд ли можно претендовать на что-то большее, чем на типичный сюжет очередного проходняка. В «Танце фей» главный герой буквально спасает свою принцессу из замка, которую похитил злой дракон. Шаблоннее не бывает, едем дальше. В «ГГО» с идеями все гораздо интересней. Тут во главе угла душевные терзания героев, которым пришлось убить, чтобы сохранить свою жизнь и жизни своих близких, преодоление страхов, решимость взглянуть своей совести в лицо. А вообще, мне странно, что эту во многом прекрасную арку недолюбливают, ведь она одна из лучших в серии по идейной составляющей.

А теперь перейдем к самому обидному, к «Алисизации». Поначалу она претендует на звание самой хорошо проработанной арки серии, но затем, спойлер, все это оказывается похороненным под толстым слоем гарема, превозмогания и роялей в кустах. Автор так и не смог раскрыть свою самую лучшую идею, которая появилась в арке: тему человеческой души и вопрос, что делает человека человеком. Тут у Кавахары был задел и на раскрытие проблемы развращения души властью, и на разбор вопроса порочности любой власти в принципе, и решение моральной дилеммы, стоит ли становиться сильнее, если ради этого тебе придется буквально очернить свою душу. Но, к сожалению, автору не хватило писательского мастерства. Очень жаль. А ведь можно было просто доработать веб-версию ранобэ, немного переписав концовку «Алисизации».

Однако в этой арке все же есть одна довольно неплохо раскрытая идейная составляющая. Это тема искусственного интеллекта. Можно ли считать его полноценным человеком, если он думает, чувствует, мечтает, страдает, прямо как мы. Должны ли у ИИ быть такие же права, как и у обычных людей. А если нет, то почему? Чем мы лучше? Дает ли то, что мы создали ИИ, право владеть им? Мы возомнили себя богами? Кстати, в 14 томе у Кавахары начала пробиваться на свет тема творения, Бога. Однако то ли он испугался дальше ее развивать, то ли просто не захотел заходить в эти философские дерби и решил сделать все проще, то ли просто забыл (лично я ставлю на последнее).

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Итак, подводя итоги, можно неожиданно для себя обнаружить, что франшиза Sword Art Online не так уж идейно пуста, как кажется на первый взгляд. Тут есть множество достойных идей, правда, не все из них хорошо раскрыты. Но достаточно ли этого для того, чтобы считать данную франшизу культовой? Будем честны, нет. Да, Sword Art Online – далеко не самый плохой представитель современного аниме по идейной составляющей, но явно и не среди лучших. Так, находится на хорошем таком среднем уровне.

Качество. Также важным требованием для получения культового статуса является преодоление определенной планки качества. В обе стороны, кстати. Ведь в киноиндустрии существует довольно много примеров, когда работы выходят настолько плохими (как «Комната» Томми Вайсо) или специфичными (как «Зеленый слоник»), что быстро приобретают культовый статус в узких кругах. Тяжелее всего запомниться именно средненьким добротным работам, которым нечем выделиться из сотен других таких же. А что там в SAO?

Начнем с разбора первоисточника. Что можно сказать про ранобэ Sword Art Online? Оно довольно неплохое. А вообще, к подобным книгам нельзя слишком сильно придираться, поскольку большинство лайт-новелл носит чисто развлекательный характер. Требовать от подобных работ в обязательном порядке глубокой философии, досконально проработанного сюжета и мастерского владения автора литературным языком по меньшей мере глупо. Ведь мы не ходим на тех же «Мстителей» за философскими рассуждениями и проработанным сценарием без единой «сюжетной дыры»? Нет, для нас такие фильмы – как аттракцион, где в первую очередь важно, насколько сильные эмоции мы получим при просмотре. Так и с ранобэ, самое важное здесь, затягивает ли их чтение. И, судя по продажам, Sword Art Online с этой задачей определенно справился. Самой сильной стороной этого ранобэ является интересный сеттинг в любой из арок. Если совсем уж не придираться к физике и нейробиологии, то у Sword Art Online довольно неплохо прописана научно-техническая составляющая. Особенно радует точность Кавахары в медицинских аспектах. Сукциниллхолин тут именно угнетает сократительную активность поперечнополосатых мышц, а при отравлении им вводят атропин. Мелочь, а медику приятно. С персонажами в ранобэ все похуже: сильный и нелюдимый гг обыкновенный, топ-тян обыкновенная, гарем большой, с девами и молодцами на любой вкус, нет нормальных антагонистов, поведение которых было бы хорошо обосновано, ФАНСЕРВИС, опять имоты, опять у главного героя нет родителей. В общем, обычный для подобных работ набор штампов. А теперь к самому слабому месту ранобэ – к целостности и продуманности сюжета. Да, он тут настолько целостный, что в печатной версии новеллы до «Алисизации» истории раскиданы в случайном порядке по таймлайну. Автор частенько себе противоречит, одни и те же события происходят по-разному в разных книгах. Порой кажется, что Кавахара просто не помнит, что происходило в предыдущих книгах. Ну а что, главное, фанаты помнят, а все нестыковки и сюжетные дыры они сами залатают теориями. Главное, чтобы не возмущались сильно. Так сейчас работают многие ленивые авторы и сценаристы. Обычное дело. И какой из этого можно сделать вывод. Sword Art Online – обычное ранобэ среднего уровня качества со своими плюсами и минусами, которому посчастливилось найти толпы преданных фанатов. И случилось это во многом благодаря успеху первого сезона аниме-адаптации.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

А теперь к качеству экранизации. Отдельно хочется поговорить о причинах успеха первого сезона аниме Sword Art Online, который во многом и предопределил безумную популярность франшизы. Из объективных плюсов хочу сразу выделить главный – идеальную компоновку серий. Сценаристы аниме провели просто титаническую работу, выстроив сумбур, творившийся в веб-версии и почти без изменений перекачивавший оттуда в основную серию ранобэ, в логичное повествование от начала истории по правильному таймлайну к ее концу, не сломав при этом динамику. Что было ой как непросто, ибо сам творец всея вселенной Sword Art Online часто забывает, а что в ней происходило в прошлых томах.

Конечно, первый сезон аниме Sword Art Online стал таким феноменально популярным не из-за своего поразительного качества. Эх, если бы только от этого зависел успех аниме… Тогда множество прекрасных работ получили бы широкое признание, а не были бы известны лишь в узких кругах. На колоссальную популярность Sword Art Online в 2012 году повлияло сразу несколько факторов. Первый – большой интерес к теме виртуальной реальности в то время. Основная концепция арки «Айнкрад» близка к жанру «исекай», но формально к нему не относится. В SAO рассказывают всего лишь про компьютерную игру будущего, в которой люди, правда, застряли на два года, как в другом мире. Эдакое попаданство без попаданства. Хитрый ход, позволяющий завлечь максимальное количество фанатов смежных жанров. Второй – архетипы ведущих персонажей. Главный герой здесь сверхсильный, но добрый, честный и справедливый, хоть и строит из себя пафосного засранца, привлекательный внешне (по крайней мере, для женских персонажей тайтла) ОЯШ. Да это просто классический образ не только для современной аниме-индустрии, но и для подросткового кино по всему миру! А его спутница прекрасна внешне, сильна, преданно любит главного героя, да еще и готовить умеет. И вот вся целевая аудитория уже у ваших ног. Третий фактор – это концепция борьбы подростков против кого-то в смертельной игре. Чувствуете, как до вас доносится свежий аромат подростковых антиутопий. К большому счастью, в SAO обошлось без этого. Но целевая аудитория все равно успела сбежаться. К чести создателей аниме, главный герой у них не получился типичным для жанра однослойным болванчиком с одной единственной характеристикой. Кирито даже понимает, что вне игр он всего лишь обычный никчемный школьник, и пытается это исправить. Подает хороший пример целевой аудитории, так сказать. Естественно, первый сезон аниме Sword Art Online не был особо прорывным на тот момент. Это, так же как и оригинальное ранобэ, довольно добротное, но не шедевральное аниме. Однако, учитывая довольно средненький уровень первоисточника, стоит признать, что студия A-1 Pictures сделала почти невозможное: аниме Sword Art Online у них получилось снять если и не лучше, то явно ни на толику не хуже оригинала. Поэтому первому сезону очень трудно приписать так любимый сейчас многими современными фанатами тезис «книга лучше». А это при устоявшемся правиле хейтить любую экранизацию, уже является большим достижением.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

К которому, к сожалению для нас, уже не смогли приблизиться ни второй, ни третий сезон. Нет, музыка, анимация и работа сэйю в них хуже не стали. Даже сценаристы не испортили произведение, ибо за них это уже сделал сам Рэки Кавахара. Шутка, ведь совсем уж провальные, на мой взгляд, томики ранобэ экранизируют только этой осенью. Однако новым сезонам, в отличие от первого, не хватает проработанной структуры сериала и хорошей компоновки серий. Черт, да в первый сезон даже самую слабую часть Sword Art Online – «Танец фей» – удалось органично впихнуть, не потеряв в динамике, накале страстей и сюжетной мотивации главного героя. Хотя, конечно же, обмануть зрителей не получилось. Они заметили снижение качества повествования и до сих пор строчат гневные комментарии о том, что сериал надо было заканчивать на 14 серии и финале арки «Айнкрад». Однако несмотря на то, что в первом сезоне были адаптированы две совершенно разные арки, сюжетные линии всех главных героев были выстроены плавно, без внезапных необоснованных изменений характеров и поведения персонажей, и доведены до логического завершения. Заключительная серия первого сезона смотрелась убедительно не только как концовка арки «Танец фей», но и всего сериала. Этого особенно не хватало во втором сезоне, который вышел самым провальным в плане компоновки серий. Сюда умудрились впихнуть сразу три совершенно разных по жанру и структуре повествования арки, что явно не пошло целостности восприятия картины на пользу. Да, события арок идут последовательно друг за другом, но меня, как зрителя, все равно не покидало ощущение, что я смотрю какого-то наспех сшитого и зачем-то оживленного Франкенштейна. Еще раз повторюсь, что события этих арок лучше бы смотрелись в разных аниме. На арке «Gun Gale Online» и надо было заканчивать второй сезон аниме. Да, он состоял бы не из 24, а из 14 серий, но смотрелся бы целостнее, благодаря чему фанаты оценили бы его более высоко. Арка «Калибр» была просто создана для того, чтобы стать хорошей летней часовой OVA. А из арки «Розарий матери» получилось просто великолепное полнометражное аниме, как, например, No Game No Life: Zero. Но мы имеем, что есть, – посредственный второй сезон. Первая часть третьего была вполне себе на уровне первого. Но ровно до концовки, где создатели умудрились сделать почти невозможное: испортить одну из самых сильных сторон всех сезонов аниме – сцены сражений. До 23 серии все смотрелось хорошо, однако дальше то ли создатели просто не успевали качественно все доделать, и выдали, что есть, то ли у них просто кончилась фантазия, и самая трагичная и эпичная часть «Алисизации» была буквально спущена в унитаз. Очень обидно. Ну а сумбур, с которым Кирито делали овощем в квадрате, вообще достоин Золотой Малины. Жаль, что две заключительные серии сильно смазали впечатление от в целом хорошей адаптации лучшей половины арки «Алисизации».

Ну что, какие выводы мы можем сделать о качестве аниме-адаптации Sword Art Online? Добротный, прекрасно сделанный первый сезон, местами хороший, но очень рваный второй, и третий, где все его достоинства перечеркнула откровенно плохо выполненная концовка. Да, стоит еще раз уточнить, что хотя первый сезон и является абсолютно идеальной аниме-адаптацией ранобэ, но качество первоисточника из-за этого лучше не стало. Поэтому в итоге аниме Sword Art Online тоже получилось среднего уровня качества и опять же во многом выезжает за счет успеха первого сезона. Достаточно ли этого для культового статуса? Не думаю.

Влияние на аниме-комьюнити, аниме-индустрию и поп-культуру в целом. Сначала следует сделать небольшую оговорку. Некоторые из вас могут сильно удивиться, но в самой Японии культовыми могут оказаться те тайтлы, о которых рядовой зритель или читатель из той же России даже и не слышал. Известность и популярность различных аниме, ранобэ и манги очень сильно варьирует от страны. В той же США одним из самых популярных и культовых тайтлов до сих пор считается Dragon Ball, однако эта легендарная франшиза прошла как-то стороной мимо нашего аниме-комьюнити. Или, например, как много русскоязычных анимешников смотрят Detective Conan? А ведь манга-первоисточник начала выпускаться еще в далеком 1994 задолго до хорошо известного в России другого нестареющего тайтла – One Piece. А полнометражное аниме Detective Conan: The Fist of Blue Sapphire собрало в Японии более 75 миллионов долларов, дав прикурить даже самому коммерчески успешному фильму в истории – «Мстители: Финал». А ведь показ этих картин в Японии стартовал почти одновременно! Поэтому влияние Sword Art Online на аниме-комьюнити мы будем разбирать лишь для русскоязычного его сегмента. Итак, поехали!

Пожалуй, нет такого анимешника, который бы ни разу не слышал о франшизе Sword Art Online. По уровню хайпа, который поднял первый сезон этого сериала в России, он вполне может посоперничать с Наруто и Шаман Кингом. Конечно, того тотального безумия, которое творилось в свое время вокруг Покемонов, SAO не добилось, но, впрочем, это даже к лучшему. Можно с полной уверенностью сказать, что именно благодаря франшизе Sword Art Online многие люди в России и странах СНГ стали смотреть аниме. По темпам роста притока людей в комьюнити SAO стоит на одном уровне с тем же Наруто. Со Sword Art Online к нам пришла последняя на данный момент волна притока анимешников. И ни одному аниме, вышедшему после 2012 года, пока не удалось повторить этот успех.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Так же дела обстоят и с важностью Sword Art Online для русскоязычного ранобэ-комьюнити. Конечно, переводы ранобэ на русский делали задолго до выхода SAO, однако именно эта франшиза первой привлекла настолько большое читателей. Sword Art Online показало, что лайт-новеллы на русском могут быть интересны не только самому переводчику и группе его друзей, а довольно широкой аудитории. Именно с этой франшизы начались ставшие уже привычными сейчас битвы разных переводчиков одного тайтла за аудиторию, срачи на тему, чей перевод лучше, и прочие прелести современного комьюнити. Да что уж говорить, если одна из старейших действующих на данный момент и крупнейших любительских команд по переводу ранобэ – РуРанобэ – образовалась когда-то именно благодаря переводу Sword Art Online.

Подводя итоги, Sword Art Online стал одним из самых знаковых тайтлов для русскоязычного комьюнити. Да, сейчас многие из тех, кто познакомился с миром аниме благодаря SAO, стыдятся своего первого опыта. Однако это не отнимает вклада этой франшизы в развитие аниме-движения в России и сопредельных странах. Поэтому по важности своего влияния на наше сообщество эта франшиза сполна заслуживает статус культовой.

А теперь поговорим о влиянии Sword Art Online на саму аниме-индустрию. В техническом плане создатели этого аниме не сделали ничего прорывного. Да, в первом сезоне аниме были прекрасная музыка, хорошая на тот момент (да и сейчас) рисовка, отличная постановка сцен сражений, но все это можно найти и в других работах, выходивших одновременно с SAO. Однако Sword Art Online повлияло на индустрию немного другим способом. И это воздействие вряд нравится большей части современных зрителей. SAO показало, что для успеха аниме не обязательны прорыв в качестве анимации, досконально проработанный сюжет или важный посыл. Достаточно просто снять простую проверенную историю про героя в одной возрастной группе с целевой аудиторией, желательно еще и являющуюся адаптацией успешного первоисточника. И теперь значительная часть каждого аниме-сезона состоит из довольно хорошо сделанных в плане качества визуала, но абсолютно шаблонных и безыдейных экранизаций ранобэ, где герой-ОЯШ линейно передвигается по сюжету, попутно раздавая всем звездюли. Нет, естественно, лайт-новеллы начали экранизировать задолго до первого сезона Sword Art Online, однако после выхода этого аниме это стало носить массовый характер. И сейчас адаптируют буквально каждое ранобэ, в котором написано 4 и более томов, относительно популярное у читателей, вообще не обращая внимание на качество первоисточника. И с каждым годом ситуация становится все хуже. В Sword Art Online, по крайней мере, у главного героя постоянно были либо сильные соперники, либо реальная угроза жизни. В аниме же последних лет решили убрать и это. Главный герой в них стал абсолютно неуязвим, ему теперь ничто серьезно не угрожает. И эта тенденция немного пугает.

Sword Art Online – культовая франшиза или перехайпленный проходняк?

Но вернемся к нашему SAO. Вторым проявлением влияния этого аниме на индустрию в целом стало повсеместное копирование оттуда типажей и дизайнов персонажей в сериалы средней руки. И если похожие типажи можно списать на то, что в самом Sword Art Online просто были использованы наиболее типичные их представители, то технику массового теневого клонирования дизайна Кирито в десятки тайтлов без наглого копирования уже так просто не объяснить.

Кирито, перелогинься!
Кирито, перелогинься!

И какой мы можем сделать вывод о влиянии Sword Art Online на аниме-индустрию? На первый взгляд, он был не особо заметным. В этом аниме не придумали какой-то новый жанр (да, в том же .hack//Sign еще в далеком 2002 году рассказывалось о том, как главный герой не мог выйти из MMORPG), не привнесли какой-то революционный прием в создание анимации. Первый сезон Sword Art Online был качественно сделан, но являлся максимально простым. Но именно формула «простота – залог успеха» кардинально изменила тренды на создание современных аниме-сериалов, и не в лучшую сторону. Из-за последнего назвать Sword Art Online культовой франшизой просто язык не поворачивается. Однако отрицательный результат – тоже результат, поэтому влияние Sword Art Online на аниме-индустрию сложно игнорировать.

Про влияние SAO на поп-культуру в целом говорить еще очень рано. Для этого франшиза сначала должна пройти проверку временем, что, как я уже писал выше, невозможно, пока она активно выходит. Хотя многим фанатам уже сейчас кажется, что та же мода делать самого сильного мечника мастером двуручного стиля пришла из Sword Art Online, эти и подобные моменты лишь наглядно иллюстрируют, как идеально SAO попало в волну современных трендов, но не его культурное влияние.

Почему самый крутой мечник должен обязательно сражаться двумя клинками?

А теперь настало время резюмировать все вышесказанное. Sword Art Online трудно назвать культовой франшизой. Она еще не прошла проверку временем, не обладает глубоким смысловым наполнением, в целом сделана хорошо, но на среднем уровне. И лишь первый сезон выделяется своим качеством, но только на фоне посредственного первоисточника. Такую франшизу сложно назвать культовой. Однако невозможно отрицать, что она оказала колоссальное влияние на популяризацию аниме и ранобэ в русскоязычном комьюнити. Поэтому не стоит презрительно смотреть на эту теперь уже зрелую франшизу, перевалившую за 10 лет. Да, современным зрителям она может справедливо показаться слабой, перехайпленной и посредственной, но для многих Sword Art Online открыло дорогу в мир аниме, путь к множеству прекрасных работ. Да, эта франшиза явно не дотягивает до культовой, однако и откровенно плохой ее назвать нельзя. Это история о обыкновенном средненьком тайтле, который смог. Смог стать значимой вехой в истории аниме-индустрии. Смог познакомить многих из нас с миром аниме. И за одно это можно сказать франшизе Sword Art Online «Спасибо» и искренне поздравить с ее десятилетним юбилеем.

Спасибо за внимание.

87
294 комментария

Разве не любая хрень про попаданцев это проходняк?

57
Ответить

Ну один из первых исекаев был годным.

62
Ответить

Нет.

18
Ответить

Самая веселое в Исекае как в жанре в том, что 95 процентов всех произведений можно натянуть под Исекай. Ведь там фишка в том, что главного героя вырывают из привычного мира в другой, волшебный, где он приключается. Это и Властелин Колец, и Гарри Потер, и множество других произведений. Исекай повсюду, Исекай в нас, от Исекая вам не скрыться. Вы можете меня заминусовать, но вы не сможете заминусовать правду ;)

20
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Ну хз, мне понравилось, как в Drifters обыграли гитлера-попаданца xD

6
Ответить

Как и в любом жанре - нет.

12 королевств, танечка - норм.

4
Ответить