Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Путь российских мангак в искусстве создания манги по нетипичному сеттингу. Рассказ об идее, источниках вдохновения и основных этапах разработки произведения.

О нас. Нао и Иван Навинкин - дуэт авторов манги из Тюмени. Рисуем мангу вместе уже 8 лет. Выигрывали призы в международных японских конкурсах манги, благодаря чему нас приглашали несколько раз в Японию на церемонии награждения. В прошлом году выиграли российский конкурс манги от сайта Selfmanga.

Уголок гордости с одной из наград
Уголок гордости с одной из наград

Последняя наша работа - манга Submariner («Подводник»). Это постапокалиптическая манга опубликована на сайте Medibang на платформе MANGA Plus Creators by SHUEISHA на английском языке. MANGA Plus Creators появилась в прошлом году, на ней иностранцы могут выкладывать свою мангу, но только на двух языках - английском или испанском. По аналогии с японским Rookie Jump на сайте проводится постоянный ежемесячный конкурс с возможностью получить награду в виде денежных призов и публикации на платформах Jump+ & MANGA Plus by SHUEISHA, проще говоря публикация на онлайн платформах журнала Shonen Jump. Мы решили попытать удачу с нашей мангой.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Аннотация:

После того, как мир погрузился под воду, человечеству пришлось приспособиться к новой реальности, построив подводные города. Но, живущим под водой, грозили новые и неизведанные опасности — мутанты, уничтожающие все на своем пути. Для защиты человечества и его новых поселений была создана элитная оперативная группа акванавтов, и молодой рабочий Рэй мечтает стать одним из таких доблестных защитников.

Я размещу ссылку на мангу в начале и в конце статьи.

Вы можете прочесть мангу, а потом узнать, как она создавалась, или наоборот, прочитать про её создание и узнать, что получилось в итоге, как вам больше нравится. Здесь вы можете сделать свой выбор, потому что дальше будут спойлеры.

Прочитать мангу можно ЗДЕСЬ:

Подход к созданию и выбору идей

Любая манга начинается с идеи. В японской манге существует два основных пути создания истории, можно придумать персонажа или можно придумать сеттинг. В зависимости от того, что будет ядром вашей идеи, от этого можно будет отталкиваться, продумывая развитие сюжета. Деление довольно условное, так как в любом случае, для персонажа необходимо окружение, в котором будут происходить его приключения, а окружение само по себе не расскажет историю без героев и связанных с ними событий.

Например, если вы читали пилотный ваншот «Наруто», то могли заметить, что тематики «ниндзя» там было очень мало, мир и приключения «выросли» вокруг главного героя уже в полноценной серии, и теперь «Наруто» очень прочно ассоциируется с ниндзя. В одной из моих любимых манг «Гантц», напротив, мир главенствует над героями, главный герой может умереть, но его знамя подхватит другой персонаж, так как сама по себе ситуация, в которой они оказались, генерирует истории и события. Хотя не сложно догадаться, какая манга к чему сильнее тяготеет, одна манга названа в честь главного героя, вторая в честь таинственного шара, воскрешающего мёртвых.

Наша манга относится к тем, в которой сюжет строится вокруг сеттинга. Однако, герои для окружения были придуманы довольно быстро, мы бы не взялись за создание манги, если бы у нас не было подходящих героев. У нас, как у авторов, нет недостатка идей, но не хватает времени, чтобы воплотить все задумки, нужно разумно подходить к выбору проектов. Но как понять, что идея стоит того? Это несложно, идея не покидает вас несколько дней и недель, вы постоянно думаете о ней, продумываете мелочи, и она вам не перестаёт нравится со временем. Хорошо бы её рассказать кому-то, я всегда рассказываю Нао, реакция другого человека - один самых красноречивых признаков интересности идеи.

Всегда, когда я придумываю идею, я делаю одну и ту же вещь - ищу в Google такую же идею, пытаюсь вспомнить хотя бы что-то похожее. И если мои поиски окажутся успешными, я охладеваю к задумке. Зачем делать то, что уже кто-то сделал, и сделал это хорошо. В плане визуального повествования японские мангаки находятся на очень высоком уровне, дело не только в десятилетиях высококонкурентной борьбы, вызванной самой системой печати манги в Японии, с их еженедельными/ежемесячными рейтингами в журналах, но также в социальной организации работы мангак. Очень часто новые профессиональные мангаки были ассистентами уже известных манга-авторов, обмен опытом происходит постоянно и непрерывно, в этом обмене участвуют профессиональные редакторы, которые дают самые действенные советы в создании произведения. Мы же полностью лишены этого.

Одна из схем, показывающих связи профессиональных мангак
Одна из схем, показывающих связи профессиональных мангак

Вместо того, чтобы подражать известным авторам и создавать вторичный продукт, который будет явно хуже в каждом из аспектов, наиболее логичным решением будет создание оригинальных историй с темами, которые обычно не рассматриваются в японской манге или раскрыты плохо. Сами японские мангаки следуют этим правилам и зачастую пытаются отличаться от своих коллег, используя оригинальные сеттинг, а при совпадении тематики с другими авторами поступают довольно просто: не читают этих авторов, чтобы не копировать их находки. Поэтому японская индустрия комиксов кишит огромным количеством разнообразных и уникальных историй. Также и мы хотим создавать что-то захватывающее, или, как говорят кинопродюсеры, сделать «то же самое, но другое».

Идея «Подводника»

Размышляя о новой идее для манги, я перебирал сеттинги, которые так или иначе уже были хорошо раскрыты в других произведениях, чтобы найти незанятую нишу, как называют это в бизнесе «голубой океан». Герои известных манг побывали уже везде: на суше, на море, в небе, в космосе. Но почему-то я не припомнил, чтобы часто затрагивалась тема подводных приключений. Речь не про разовое и арочное посещение подводных локаций, а полноценные истории, где большинство времени персонажи находятся под водой.

Постапокалиптический сеттинг обычно представлен пустынными пейзажами

В японской структуре повествования манги главенствует правило 5W1H. Это аббревиатура обозначает вопросы:

  • What? (Что?)
  • Why? (Почему?)
  • When? (Когда?)
  • Where? (Где?)
  • Who? (Кто?)
  • How? (Как?)

Подразумевается, что уже на первых страницах манги будет дан ответ хотя бы на часть этих вопросов, и к концу манги мы получим ответы на все вопросы. Если манга не даёт ответа на какой-либо вопрос вообще, то у нас явные проблемы с рассказом истории. Но в этом кроется подсказка, нужно использовать эти вопросы для развития своей идеи.

Мы определились с местом действия - под водой, значит ответили на вопрос «Где?», далее попробуем ответить на вопрос «Когда?» Наиболее интересным и оригинальным временем для такого окружения мне показалось будущее. Что если человечество в будущем оказалось вынуждено выживать под водой? Очевидно, это постапокалиптика. Что хорошо сочетается с нашим желанием делать оригинальные работы, так как постапокалиптических произведений, действие которых происходит под водой можно вспомнить очень мало.

Мир До и После

Далее, раз определились с сеттингом, перейдем к следующему по важности вопросу - «Кто?» Тут ясно, некий человек, что вынужден выживать в подобных условиях... или нет? Почему бы не сделать одним из главных героев разумного дельфина? Человек останется, так как люди ассоциируют себя в первую очередь с теми, на кого они похожи, но его напарником будет дельфин. Но «Почему?» два вида объединились? Против чего они сражаются и каких целей пытаются достичь? Этот вопрос поможет в создании сил антагонизма, к счастью, представить типичных врагов в этой истории не так уж сложно: как насчёт мутировавших глубоководных тварей? Чтобы защищаться от них, люди создают специальные отряды акванавтов с боевыми дельфинами. Цель главного героя - стать акванавтом и защищать своё поселение. В итоге в манге мы ответим на оставшиеся два вопроса «Как?» герой пытается достичь своей цели, и «Что?» из этого вышло.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Финальная идея звучит так: В постапокалиптическом будущем, где люди живут под водой, главный герой желает стать акванавтом - защитником своего поселения. Ему представляется такая возможность, когда на поселение нападает ужасный монстр. Помогать герою в отражении атаки будет разумный дельфин.

Как можно заметить, большинство из этого вошло в аннотацию, но не всё. Несмотря на то, что я упомянул двух героев, фокус и повествование в основном будет сосредоточено на человеке, а дельфин станет приятным сюрпризом. Создание интриги и неожиданные повороты и герои - это всё позволяет лучше развлечь читателя, поэтому информацию лучше подавать дозировано и постепенно. Также я рассказал о нападении монстра, это ключевое событие, которое заставляет героев действовать. Вы очень часто можете наблюдать такие события-катализаторы в японской манге. Происходит что-то, что меняет жизнь главного героя на до и после, отсюда начинаются приключения.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Например, в «Магической битве» это нападение «проклятия» на друзей главного героя и его самого, в «Бличе» аналогичная ситуация с нападением «пустого», в «Токийском гуле» на героя нападает гуль. В результате всех эти атак герои обретают силу и, как правило, ведут совершенно другое существование, или даже имеют двойную жизнь. Не всегда важнейшее событие происходит в первой главе, оно могло быть в прошлом, но мы всё равно должны рассказать о нём: Луффи съедает дьявольский фрукт, братья Элрики проводят неудачную трансмутацию.

Поворотный момент в манге  «Стальной алхимик»
Поворотный момент в манге  «Стальной алхимик»

Время повествования может помочь вам определится с техникой, которую вы захотите использовать для вступления. Ab ovo - история ведётся с самого начала. «Магическая битва» и остальные похожие манги показывают обычную жизнь героя, а потом событие, изменившее его жизнь. In medias res - повествование начинается посреди действа. Герой уже пережил некое происшествие, как братья Элрики из «Стального алхимика», которые на момент начала истории уже обладают навыками и целью. In extremis - повествование с конца, что довольно редкое явление для манги, наиболее интересным примером может быть «Берсерк». Первые главы показывают приключения Гатца и его текущие цели, но последующие тома рассказывают, что к этим целям привело. Начало «Берсерка» - это in extremis арки «Золотого века», хотя фактически это in media res в масштабах всего произведения.

Структура манги и персонажи

Когда есть идея, следующий шаг - сформировать на основе неё полноценную историю. Для создания сюжетов мы используем восточную структуру ki-sho-ten-ketsu:

  • Ki — вступление
  • Sho — развитие
  • Ten — кульминация
  • Ketsu — заключение

Во «Вступлении» мы знакомим читателей с сеттингом и героями: показываем, что случилось с миром, как выглядит «новая реальность», кто наш главный герой. В «Развитии» происходит поворотное событие - атака монстра. В «Кульминации» - победа над монстром. В «Заключении» - завершение истории, с чествованием победителя. Если вы следовали правилу 5W1H, то уже существенно облегчили себе формирование манги, ведь у вас уже есть некоторые ответы на вопросы, которые диктуются структурой. Как вы помните, остались два вопроса «Как?» и «Что?» Как поступит герой и что произойдёт? Здесь вам потребуется помощь персонажей, они смогут вам помочь придумать основные действия, и повести историю в нужно русло. Давайте рассмотрим, как это работает.

Типичная схема ki-sho-ten-ketsu
Типичная схема ki-sho-ten-ketsu

Нашего главного героя будут звать Рэй. Так как манга создана для интернациональной аудитории, то имя героя довольно простое, и подходящее сеттингу (Ray - по английски «скат»). Главного героя характеризуют три пункта: цель (мотивация), способности и недостатки. Цель Рэя - стать акванавтом. Рэй должен обладать способностями, которые у него уже есть или он обретает их по ходу повествования. Рэй молод и находится в хорошей форме, а также разбирается в технике, это то, что у него есть на начало истории. Но главной силой, которую он обретёт, будет Боевой Костюм Акванавта, позволяющий сражаться с глубоководными монстрами. Но что помешало Рэю стать акванавтом до этого и получить этот крутой костюм? Этот вопрос помог придумать недостаток герою - клаустрофобию, которая практически разрушает шансы Рэя эффективно сражаться в очень тесном костюме да еще и под толщей воды. По моему мнению, находка довольно интересная, так как герои сёнэн-манг почти никогда не подвержены психологическим проблемам, при этом страх замкнутых пространств понятен многим людям.

С Рэем играют дети - мальчик и девочка, выполняя роль младших брата и сестры, хотя степень родства тут не имеет значения, главное, что они дороги ему. Через них мы немного расскажем о мире, а для главного героя они станут фигурами, которые нужно защитить. За детьми должны присматривать взрослые. Ворчливый дедушка намекает читателям на недостаток героя, создавая интригу, а также своим примером служит напоминанием, насколько опасна работа акванавтом. Добрая бабушка смягчает нрав деда, а также помогает нам раскрыть детали мира. Таким образом, мы создали героя и окружили дорогими для него людьми, из-за которых его цель не выглядит блажью, и в случае прямой опасности только Рэй в силах хоть как-то защитить их. И опасность не заставляет себя ждать.

У героя должно быть препятствие, которое ему необходимо преодолеть, но монстр - не препятствие для цели Рэя, препятствие - клаустрофобия. Однако, если Рэй сможет одолеть чудовище, то докажет читателям, что достоин быть акванавтом, несмотря на свой недуг. Монстр был выбран довольно быстро. Издревле знакомый геймерам, по легендарности сравнимый с Боссом-Вертолётом, встречайте - Гигантский Вражеский Краб. Победа над крабом должна развлекать читателя, а также как-то выявить положительные черты Рэя. Благодаря исследованиям, о которых я скажу в отдельном пункте, был найден способ для победы - сварить краба с помощью подводной геотермальной электростанции.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Далее, Рэю нужен костюм и способ преодолеть клаустрофобию, чтобы победить монстра. В этом нам помогут новые персонажи, патруль поселения в лице акванавта Фойла и дельфина Брина. Фойл - персонаж-функция, задача которого, доставить костюм герою. Что-то подобное было в комиксе «Зелёный фонарь», когда Хэл Джордан получил своё кольцо от умирающего члена Корпуса Зелёных Фонарей Абина Сура. Дельфин Брин играет куда более важную роль, он помогает хотя бы на время справиться с клаустрофобией.

Исследования

Обширные исследования - это та цена, которую приходится платить за оригинальную историю. Одно из преимуществ манги - вы можете изобразить всё, что только захотите, вы ничем не ограничены, ваши возможности действительно безграничны. Вот только, чем история комплекснее и амбициознее, тем сложнее её достоверно показать, а это уже огромная нагрузка на художника. Необходимо изображать не только довольно узконаправленные или несуществующие вещи, но также делать это под разными углами. Поэтому, чем больше я узнаю про подводные технологии, тем легче мне будет найти или создать необходимые референсы. Подробная история о том, как я искал и анализировал разнообразную информацию о подводных сеттингах потянет на отдельную статью, придётся ограничиться краткой выжимкой.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Так как Голливуд - один из основных источников для вдохновения японских мангак, начнём с кино. Тут всё скверно, так как Голливудские фильмы, связанные с водой, - прокляты. Почти все из них оказались провальными, некоторые поставили антирекорды, не помогли даже именитые режиссёры.

Речь идёт о картинах: «Левиафан» (1989), «Глубоководная звезда 6» (1989), «Бездна» (1989), «Сфера» (1998), «Под водой» (2020). Частично можно отнести «Санктум» (2011), умудрившийся не уйти в минус. Почти каждый вспомнит «Водный мир» (1995) из-за похожести концепций. Там тоже мир погрузился под воду, существенное отличие заключается в том, что в фильме люди выживают на поверхности водной глади, а не под водой. На удивление много подводных сцен присутствует во франшизе про приключения агента 007. В «Шаровой молнии» (1965) ближе к концу фильма происходит массовое сражение с участием десятка водолазов, а в «Только для твоих глаз» (1981) один из злодеев пытается убить героев, будучи облаченным в подводный костюм JIM.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Из сериалов «Подводная одиссея» (1993-1996) – «Стартрек под водой» как его называют на Западе. «Гром в раю» (1994) - тот глуповатый сериал с крутым говорящим катером и рестлерами на пляже, где в четвёртой серии Sea Quentin зрителям показывают супернавороченную подводную тюрьму.

Аниме и комиксы оказались на редкость скудны на подводную тематику. Если исключить истории про русалок и дайверов, почти ничего не останется: Blue Submarine No. 6 (1967) с экранизацией в 1997, манга и аниме Suisei no Gargantia (2013-2015), манхва «Левиафан» (2018). Все они относятся к жанру постапокалиптики, как и у нас, но как в «Водном мире» люди выживают на кораблях.

Из литературы «Звёздный прилив» (1983) и «Рифтеры» (1999-2004). Именно в честь автора романа «Звёздный прилив» Дэвида Брина был назван наш дельфин Брин. Здешние идеи эволюции дельфинов, а также их сотрудничество с людьми, пришлись мне по нраву.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Я намеренно игнорировал огромный кусок культурного наследия, на котором держится половина массовой культуры, когда речь заходит о подводных цивилизациях. Речь об Атлантиде. Древняя легенда множество раз была воплощена во всех возможных медиа, но именно из-за своей мифологичности, она нам не слишком помогла, так как образ Атлантиды перекликается то с фэнтези, то со стимпанком, то с инопланетянами, но не с будущим.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Как мне кажется, лучшие подводные миры были воплощены в компьютерных играх. X-COM: Terror from the Deep (1995), AquaNox (2001), BioShock (2007), SOMA (2015) - классические игры, вполне удачно использующие сеттинг. Игровые студии, в отличие от киноделов, не забрасывают тематику подводного выживания, в прошлом году вышли Surviving the Abyss, Aquatico, Under the Waves. Отдельно отмечу серию игр Ecco the Dolphin (1992-2000), которая показала, что даже дельфин может быть главным героем. А какие же там были красивые обложки за авторством Бориса Вальехо, когда мы создавали Брина, то хотели воплотить такой же красивый образ. Мы не обошли стороной самую известную подводную игру - Subnautica (2014). Я считаю, что эта игра лучший культурный опыт про подводные приключения вообще, и убедительно доказательство жизнеспособности подводных сеттингов.

Борис Вальехо нарисовал все обложки для серии Ecco

Художественные произведения прошлого помогли во многих аспектах, но наибольшее влияние оказали научно-познавательные статьи и передачи. Опять же, мы желаем удивлять и развлекать читателей, не показывая то, что уже всем знакомо, малоизвестные, но интересные факты - то, что нужно. Таким образом, я прочитал множество статей про гидропонные фермы, подводную сварку, геотермальные электростанции, подводное оружие, программу военных морских млекопитающих, искусственные жабры, движители с ободным приводом, устройство космических скафандров.

Прототип подводного сада в реальной жизни и интерпретация в манге

Говоря о скафандрах, неожиданную помощь оказал DTF, если быть точнее Boris Gaykovich со своей статьёй про Нормобарические скафандры. Благодаря этой статье, удалось пополнить свои знания по тематике, и было принято решение сделать дизайн костюма похожим на настоящие жёсткие скафандры, потому что они, итак, выглядели достаточно круто.

За основу был взят Exosuit от Nuytco Research Ltd. Но так как у нас фантастическая история, мы провели апгрейд. Поменяли движители, заменили манипуляторы на робо-руки, избавились от энергокабеля, подразумевая мощный автономый источник энергии, кислородные баллоны также были заменены на систему искуственных жабр, на руке появился гаусс-гарпун, а вход в костюм осуществлялся через спину, как в скафандре «Орлан».

Боевой Костюм Акванавта - что-то среднее между подводным и космическим скафандрами

Крайне полезны были документальные фильмы французского исследователя Жака-Ива Кусто, снятые более полувека назад. В полнометражном оскароносном «Мире без солнца» (1964) демонстрировались подводные жилища, созданные в рамках проекта «Коншельф-2». Были показаны быт, работа и трудности на подводных станциях, где исследователи провели около месяца. В пилотном эпизоде сериала «Одиссеи Жака Кусто» (1966) тема подводных домов была продолжена с проектом «Коншельф-3», но на этом, несмотря на наличие у Кусто задумки создания следующей станции, исследования закончилось, программа оказалась слишком дорогой. Хотя в дальнейшем аналогичные проекты стали появляться регулярно.

Проект «Коншельф-2» и жилые дома в манге

Исследования помогут не только создать правдоподобный мир, но также натолкнут на новые идеи. Как говорил один известный аниматор….

Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.
Хаяо Миядзаки

Сценарий, Нейм и Манускрипт

Хотя мою роль можно определить как сценарист, но сценарий я не пишу. Не все мангаки пишут полноценные сценарии вроде киношных, вместо этого используется пересказ сюжета простыми словами. Я беру небольшой блокнот, где записываю, что происходит на каждом развороте. Развороты нужны для смены настроения и темпа, при этом разворота полностью хватает для изображения законченной по смыслу сцены.

Примеры:

Стр. 18-19 - Пока идёт битва с крабом, герой заваривает дыру. У него получается, но тут краб наступает на хранилище баллонов.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

У нас есть пространство для действий героя, а также битвы акванавта с крабом, которая будет происходить на заднем плане. Сражение заканчивается на крючке - краб наступает на баллон.

Стр. 20-21 - Взрывом убивает акванавта, один из баллонов попадает в героя.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

Так как эти записи вы используете для себя, то вам не нужно дополнительно себе разжевывать, что баллоны детонировали, произошёл взрыв, осколки полетели в акванавта и смертельно ранили его. При этом происходит упомянутая смена темпа, мы описали мало действий, потому что они важные и будут крупно изображены. Главное - это взрыв и смерть акванавта. При создании раскадровки будет время подумать, как именно это показать, но места точно хватит.

Так, вы описываете разворот за разворотом, пока не дойдете до конца. Создание манги похоже на скульптуру, вы задаете форму, а потом отсекаете всё лишнее. Если сцену можно убрать и ничего не изменится, убирайте. Важно обсуждать правки сюжета и его развитие с художником, «у смотрящего со стороны восемь глаз». К тому же, чем больше манга нравится художнику, тем лучше она получится. После всех правок переходим к следующему важному этапу - созданию раскадровки.

Этапы производства раскрывают, что я нарисовал не утку или зайца, а дельфина
Этапы производства раскрывают, что я нарисовал не утку или зайца, а дельфина

Я из тех сценаристов манги, кто рисует раскадровку, в Японии это не редкость, скорее правило. Лучше показывать, а не рассказывать. Неважно, как хорошо вы рисуете, даже схематичные наброски будут полезны. Здесь я использую тот же блокнот, в котором пересказал сюжет. Это трюк, который помогает избежать боязни «белого листа». В блокноте можно черкать сколько угодно, это не истина в последней инстанции, поэтому можно совершать ошибки и экспериментировать. Не буду вникать в технические тонкости расположения кадров на страницах, это долгая тема с подробным изучением приёмов визуального повествования. Каждый кадр имеет значение, не должно быть лишних кадров, нужно соблюдать баланс и темп, поэтому чтобы рассказать о процессе создания страниц, придётся рассматривать каждую отдельную страницу, что раздуло бы эту статью до гигантских размеров.

Как правило, Нао перерисовывает мои каракули, а я добавляю реплики, это всё превращается в финальный «нейм». «Неймом» мангаки называют полноценную раскадровку с текстом, на основе которой будет нарисована манга. Реплики создаются в зависимости от изображаемой ситуации и задач, например, передать важную информацию читателю из уст героев, если нет возможности её узнать иначе. Вас может удивить, что диалоги прописываются так поздно, но в идеале сюжет манги должен быть понятен без слов, это не всегда возможно, поэтому используется текст, но визуальное повествование всегда должно превалировать. На этом этапе у нас есть последняя возможность внести кардинальные изменения, если же всё хорошо, то поздравляю, манга готова, осталось только её нарисовать. При таком подходе к планированию вам не нужно будет тратить лишнее время на исправление работы прямо по ходу рисования.

Как мы создавали постапокалиптическую мангу

«Манускриптом» называют полностью готовые нарисованные страницы манги, проще говоря оригиналы, которые потом будут отсканированы, обработаны и отправлены на публикацию. Однако, легко рассуждать, когда манга уже готова, в реальности процесс рисования трудный, напряженный и выматывающий. Чтобы не быть бесполезным, я беру на себя роль редактора и ассистента: ищу/создаю референсы, накладываю скринтоны, пишу текст в баллоны. Мы продолжаем обсуждать историю, но уже с точки зрения визуального повествования, какая эмоция будет уместна, на чём сделать акцент, какие эффекты использовать, чтобы лучше рассказать историю, и чтобы читатель смог получить наибольшее удовольствие от чтения манги.

Нао рисует мангу на бумаге формата B4 от Deleter. Традиционное рисование позволяет получить «живую» линию, придать естественность и художественность рисунку, поэтому этот способ рисования всё еще популярен в Японии, хотя на Западе преобладает цифровой рисунок. При этом Нао экспериментирует с инструментами, используя техники мастеров или изобретая собственные. Лёгких путей в рисовании манги не бывает, для изображения эффектных поз и действий необходимо уметь их рисовать под самыми разными ракурсами, это требует большого умения от художника. Поэтому не каждый художник может стать мангакой, даже если у него великолепно получаются определенные ракурсы или позы, нужно быть по настоящему универсальным и выдерживать уровень и стиль рисунка на протяжении всей манги, отклонения будут легко заметны. И чем выше задана планка рисунка, тем сложнее её соблюдать, но Нао постоянно стремится к её повышению.

Финальный результат. Связь визуала и повествования

Визуальный стиль - последний кусочек паззла, благодаря чему наша манга складывается в единую картину. С помощью визуала мы акцентируем внимание на важнейших элементах работы. Вспомним структуру и посмотрим, как получилось реализовать главные сцены истории.

Очень важно начать мангу так, чтобы читатель не бросил её через пару страниц. Чем интереснее, динамичнее и неожиданнее начинается история, тем лучше. Для Вступления мы использовали одно из самых эффектных событий, которое используется в манге - гигантский взрыв. Так начинались очень известные манги - «Акира» (1982-1990), «Кулак Северной звезды» (1983-1988), «Ванпанчмен» (2012-По настоящее время). У читателей возникают вопросы, главный из которых - «Что будет дальше?» Поэтому мы попытались изобразить падение кометы на город как можно эффектнее.

Первый удар
Первый удар

В Развитии происходит поворотный момент в жизни героя - нападение мутанта-краба. Он должен предстать во всей красе, чтобы читатель оценил угрозу и внимательно рассмотрел монстра. Следующие определяющие эпизоды - подрыв краба и смерть акванавта, также получают особое внимание. Соблюдаем закономерность: чем важнее эпизод - тем больше места занимают кадры с ним.

Подводный взрыв
Подводный взрыв

В Кульминации очень грубые резкие штрихи показывают страх Рэя, и тут же его ощущения передаются Брину. Перед нами стояла сложная и интересная задача, показать приступ клаустрофобии у дельфина. Еще один визуально-повествовательный момент, который мне понравился - дельфинотерапия от Брина, после чего Рэй вспоминает родных и успокаивается. В итоге, они заманивают мутанта-краб в ловушку, где монстр варится живьём в горячих потоках воды, а Рэй, неожиданно для себя, исполняет свою мечту стать акванавтом.

В Финале мы используем наш любимый визуально-повествовательный приём - хиазм. Манга кончается так же, как начинается - с рассвета. Здесь запрятан основной посыл истории: человечество даже в самые тёмные времена будет стремится к солнцу, также Рэй, несмотря ни на что, движется вперёд. Тем не менее, необходимо помнить, что в первую очередь люди приходят за развлечением, а не за глубокими смыслами, и наша цель была - развлечь читателей.

Хиазм в действии
Хиазм в действии
Когда стал акванавтом, взорвав предыдущее место работы
Когда стал акванавтом, взорвав предыдущее место работы

Будущее

Работа сделана, что теперь? Отпустить и идти дальше. Откуда появились монстры? Где родители Рэя и как зовут членов его «семьи»? Почему нельзя выходить на поверхность обычным людям, а не только акванавтам? Ответы на эти вопросы могли бы быть в серии, но манга сделана как ваншот, со смысловой точки зрения ваншота они не важны, также не важны чисто технические вопросы. Сколько ледяных комет должно упасть, чтобы затопить полмира? Насколько сильно изменится давление воды на глубине 100м при повышении уровня моря на 1км? Как подводные жители борются с кессонной болезнью? Об этом интересно думать, и хочется дать ответы, но без издания это не имеет значения. Это путь японской манги, в ваншотах задаётся интрига и потенциал, но не всегда они раскрывается, если редакторский отдел не даст добро на сериал.

Наши работы

Мы с Нао будем ждать, какую реакцию вызовет «Подводник», а пока уже несколько месяцев занимаемся другими «проектами», они создаются специально для русскоязычной аудитории. Надеюсь, в ближайшем времени вы сможете ознакомиться с ними. Как обещал, оставляю ссылку на Submariner еще раз, могу предложить с новыми знаниями повторно ознакомиться с работой, для нас это только плюс.

Читать ЗДЕСЬ.

Спасибо за внимание!

445445
11
202 комментария

Капитальный ахуй. Респект.

46

Большое спасибо!

1

Потрясающая работа. Как манга, так и эта статья: уверен, что в рунете просто тупо нет статей на эту тему, работа будет жесть полезна тем, кто тоже об этом задумывался.

Качество рисунка потрясающее: если бы я не знал, что это наш самопал, никогда бы не усомнился, что это японский оригинал. В общем, как обычное, талантливый человек талантлив во всем.

38

Плюсанул, умножил!

3

Спасибо за высокую оценку, да, немного раскрываем секреты.

Ого, вот это прям нереально крутой материал! Минут на пять залип на схеме связей мангак... Судя по показанным фреймам и описанию вашей работы — вы прям готовые профессионалы. Могу только пожелать удачи с сериализацией!

11

Спасибо, эта схема неполная, держите ещё.

2