Как мы создавали постапокалиптическую мангу
За основу был взят Exosuit от Nuytco Research Ltd. Но так как у нас фантастическая история, мы провели апгрейд. Поменяли движители, заменили манипуляторы на робо-руки, избавились от энергокабеля, подразумевая мощный автономый источник энергии, кислородные баллоны также были заменены на систему искуственных жабр, на руке появился гаусс-гарпун, а вход в костюм осуществлялся через спину, как в скафандре «Орлан».
Крайне полезны были документальные фильмы французского исследователя Жака-Ива Кусто, снятые более полувека назад. В полнометражном оскароносном «Мире без солнца» (1964) демонстрировались подводные жилища, созданные в рамках проекта «Коншельф-2». Были показаны быт, работа и трудности на подводных станциях, где исследователи провели около месяца. В пилотном эпизоде сериала «Одиссеи Жака Кусто» (1966) тема подводных домов была продолжена с проектом «Коншельф-3», но на этом, несмотря на наличие у Кусто задумки создания следующей станции, исследования закончилось, программа оказалась слишком дорогой. Хотя в дальнейшем аналогичные проекты стали появляться регулярно.
Исследования помогут не только создать правдоподобный мир, но также натолкнут на новые идеи. Как говорил один известный аниматор….
Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.
Сценарий, Нейм и Манускрипт
Хотя мою роль можно определить как сценарист, но сценарий я не пишу. Не все мангаки пишут полноценные сценарии вроде киношных, вместо этого используется пересказ сюжета простыми словами. Я беру небольшой блокнот, где записываю, что происходит на каждом развороте. Развороты нужны для смены настроения и темпа, при этом разворота полностью хватает для изображения законченной по смыслу сцены.
Примеры:
Стр. 18-19 - Пока идёт битва с крабом, герой заваривает дыру. У него получается, но тут краб наступает на хранилище баллонов.
У нас есть пространство для действий героя, а также битвы акванавта с крабом, которая будет происходить на заднем плане. Сражение заканчивается на крючке - краб наступает на баллон.
Стр. 20-21 - Взрывом убивает акванавта, один из баллонов попадает в героя.
Так как эти записи вы используете для себя, то вам не нужно дополнительно себе разжевывать, что баллоны детонировали, произошёл взрыв, осколки полетели в акванавта и смертельно ранили его. При этом происходит упомянутая смена темпа, мы описали мало действий, потому что они важные и будут крупно изображены. Главное - это взрыв и смерть акванавта. При создании раскадровки будет время подумать, как именно это показать, но места точно хватит.
Так, вы описываете разворот за разворотом, пока не дойдете до конца. Создание манги похоже на скульптуру, вы задаете форму, а потом отсекаете всё лишнее. Если сцену можно убрать и ничего не изменится, убирайте. Важно обсуждать правки сюжета и его развитие с художником, «у смотрящего со стороны восемь глаз». К тому же, чем больше манга нравится художнику, тем лучше она получится. После всех правок переходим к следующему важному этапу - созданию раскадровки.
Я из тех сценаристов манги, кто рисует раскадровку, в Японии это не редкость, скорее правило. Лучше показывать, а не рассказывать. Неважно, как хорошо вы рисуете, даже схематичные наброски будут полезны. Здесь я использую тот же блокнот, в котором пересказал сюжет. Это трюк, который помогает избежать боязни «белого листа». В блокноте можно черкать сколько угодно, это не истина в последней инстанции, поэтому можно совершать ошибки и экспериментировать. Не буду вникать в технические тонкости расположения кадров на страницах, это долгая тема с подробным изучением приёмов визуального повествования. Каждый кадр имеет значение, не должно быть лишних кадров, нужно соблюдать баланс и темп, поэтому чтобы рассказать о процессе создания страниц, придётся рассматривать каждую отдельную страницу, что раздуло бы эту статью до гигантских размеров.
Как правило, Нао перерисовывает мои каракули, а я добавляю реплики, это всё превращается в финальный «нейм». «Неймом» мангаки называют полноценную раскадровку с текстом, на основе которой будет нарисована манга. Реплики создаются в зависимости от изображаемой ситуации и задач, например, передать важную информацию читателю из уст героев, если нет возможности её узнать иначе. Вас может удивить, что диалоги прописываются так поздно, но в идеале сюжет манги должен быть понятен без слов, это не всегда возможно, поэтому используется текст, но визуальное повествование всегда должно превалировать. На этом этапе у нас есть последняя возможность внести кардинальные изменения, если же всё хорошо, то поздравляю, манга готова, осталось только её нарисовать. При таком подходе к планированию вам не нужно будет тратить лишнее время на исправление работы прямо по ходу рисования.
«Манускриптом» называют полностью готовые нарисованные страницы манги, проще говоря оригиналы, которые потом будут отсканированы, обработаны и отправлены на публикацию. Однако, легко рассуждать, когда манга уже готова, в реальности процесс рисования трудный, напряженный и выматывающий. Чтобы не быть бесполезным, я беру на себя роль редактора и ассистента: ищу/создаю референсы, накладываю скринтоны, пишу текст в баллоны. Мы продолжаем обсуждать историю, но уже с точки зрения визуального повествования, какая эмоция будет уместна, на чём сделать акцент, какие эффекты использовать, чтобы лучше рассказать историю, и чтобы читатель смог получить наибольшее удовольствие от чтения манги.
Нао рисует мангу на бумаге формата B4 от Deleter. Традиционное рисование позволяет получить «живую» линию, придать естественность и художественность рисунку, поэтому этот способ рисования всё еще популярен в Японии, хотя на Западе преобладает цифровой рисунок. При этом Нао экспериментирует с инструментами, используя техники мастеров или изобретая собственные. Лёгких путей в рисовании манги не бывает, для изображения эффектных поз и действий необходимо уметь их рисовать под самыми разными ракурсами, это требует большого умения от художника. Поэтому не каждый художник может стать мангакой, даже если у него великолепно получаются определенные ракурсы или позы, нужно быть по настоящему универсальным и выдерживать уровень и стиль рисунка на протяжении всей манги, отклонения будут легко заметны. И чем выше задана планка рисунка, тем сложнее её соблюдать, но Нао постоянно стремится к её повышению.
Финальный результат. Связь визуала и повествования
Визуальный стиль - последний кусочек паззла, благодаря чему наша манга складывается в единую картину. С помощью визуала мы акцентируем внимание на важнейших элементах работы. Вспомним структуру и посмотрим, как получилось реализовать главные сцены истории.
Очень важно начать мангу так, чтобы читатель не бросил её через пару страниц. Чем интереснее, динамичнее и неожиданнее начинается история, тем лучше. Для Вступления мы использовали одно из самых эффектных событий, которое используется в манге - гигантский взрыв. Так начинались очень известные манги - «Акира» (1982-1990), «Кулак Северной звезды» (1983-1988), «Ванпанчмен» (2012-По настоящее время). У читателей возникают вопросы, главный из которых - «Что будет дальше?» Поэтому мы попытались изобразить падение кометы на город как можно эффектнее.
В Развитии происходит поворотный момент в жизни героя - нападение мутанта-краба. Он должен предстать во всей красе, чтобы читатель оценил угрозу и внимательно рассмотрел монстра. Следующие определяющие эпизоды - подрыв краба и смерть акванавта, также получают особое внимание. Соблюдаем закономерность: чем важнее эпизод - тем больше места занимают кадры с ним.
В Кульминации очень грубые резкие штрихи показывают страх Рэя, и тут же его ощущения передаются Брину. Перед нами стояла сложная и интересная задача, показать приступ клаустрофобии у дельфина. Еще один визуально-повествовательный момент, который мне понравился - дельфинотерапия от Брина, после чего Рэй вспоминает родных и успокаивается. В итоге, они заманивают мутанта-краб в ловушку, где монстр варится живьём в горячих потоках воды, а Рэй, неожиданно для себя, исполняет свою мечту стать акванавтом.
В Финале мы используем наш любимый визуально-повествовательный приём - хиазм. Манга кончается так же, как начинается - с рассвета. Здесь запрятан основной посыл истории: человечество даже в самые тёмные времена будет стремится к солнцу, также Рэй, несмотря ни на что, движется вперёд. Тем не менее, необходимо помнить, что в первую очередь люди приходят за развлечением, а не за глубокими смыслами, и наша цель была - развлечь читателей.
Будущее
Работа сделана, что теперь? Отпустить и идти дальше. Откуда появились монстры? Где родители Рэя и как зовут членов его «семьи»? Почему нельзя выходить на поверхность обычным людям, а не только акванавтам? Ответы на эти вопросы могли бы быть в серии, но манга сделана как ваншот, со смысловой точки зрения ваншота они не важны, также не важны чисто технические вопросы. Сколько ледяных комет должно упасть, чтобы затопить полмира? Насколько сильно изменится давление воды на глубине 100м при повышении уровня моря на 1км? Как подводные жители борются с кессонной болезнью? Об этом интересно думать, и хочется дать ответы, но без издания это не имеет значения. Это путь японской манги, в ваншотах задаётся интрига и потенциал, но не всегда они раскрывается, если редакторский отдел не даст добро на сериал.
Мы с Нао будем ждать, какую реакцию вызовет «Подводник», а пока уже несколько месяцев занимаемся другими «проектами», они создаются специально для русскоязычной аудитории. Надеюсь, в ближайшем времени вы сможете ознакомиться с ними. Как обещал, оставляю ссылку на Submariner еще раз, могу предложить с новыми знаниями повторно ознакомиться с работой, для нас это только плюс.
Читать ЗДЕСЬ.
Спасибо за внимание!
Капитальный ахуй. Респект.
Большое спасибо!
Потрясающая работа. Как манга, так и эта статья: уверен, что в рунете просто тупо нет статей на эту тему, работа будет жесть полезна тем, кто тоже об этом задумывался.
Качество рисунка потрясающее: если бы я не знал, что это наш самопал, никогда бы не усомнился, что это японский оригинал. В общем, как обычное, талантливый человек талантлив во всем.
Плюсанул, умножил!
Спасибо за высокую оценку, да, немного раскрываем секреты.
Ого, вот это прям нереально крутой материал! Минут на пять залип на схеме связей мангак... Судя по показанным фреймам и описанию вашей работы — вы прям готовые профессионалы. Могу только пожелать удачи с сериализацией!
Спасибо, эта схема неполная, держите ещё.