Нормобарические скафандры: история, применение и особенности работы с глубоководным снаряжением

Немного о подводной технике в рамках месяца морей.

Самый главный водолаз в мире игр
Самый главный водолаз в мире игр

Пару недель назад в комментариях зашла речь о подводных роботах, слово за слово — и мне предложили написать что-то про подводную технику. А тут еще и месяц морей – ну точно, это уже знак.

Так уж сложилось, что последние 20 лет я работал именно в этой, достаточно, не побоюсь этого слова, элитарной инженерной специальности. Начав с работы в техническом отделе фирмы, поставлявшей (тогда первой в РФ) снаряжение для дайвинга, приходилось чинить, перебирать и обслуживать дыхательную технику сотни разных моделей и фирм.

В Россию тогда везли все что угодно и что попало, а новоиспеченные дайверы вообще не имели понятия о правильной и безопасной эксплуатации своего жизнеобеспечивающего оборудования, что нередко отражалось в хронике смертельных исходов.

Параллельно защитив диссертацию и продолжая работать в университете, дорос до аналитика, главного конструктора и научного консультанта по разработке глубоководного оборудования, разработав по пути несколько новых образцов морской техники и получив соответствующие патенты и регалии.

Учитывая практически одинаковую сложность этой тематики с космическими проектами, и намного меньшую освещенность в медиа, возможно, кому-то будет интересно почитать то, что я пишу. И для этих заметок я выбрал тему, парадоксальным образом освещенную в медиа, в том числе и игровых – так называемые «жесткие» или, если правильно, «нормобарические» скафандры.

Любой самый далекий от моря и водолазов человек, при одном взгляде на фото или рисунок жесткого скафандра, уверенно скажет – о, да это водолаз! И при этом жесткие скафандры всегда были совершенно маргинальной и очень малораспространенной отраслью подводной техники.

Достаточно сказать, что сегодня, когда только на акватории например Мексиканского залива работает около 4000 морских буровых установок, во всем мире существует всего около 40 готовых к работе жестких водолазных скафандров — из них, грубо говоря, 30 находятся в распоряжении различных военно-морских флотов и к реальной работе не факт, что готовы.

Тем не менее любой геймер, игравший в Bioshock 2 (если вы не играли, то бросайте читать эту ерунду и бегите играть), сразу опознает Большого Папочку – чуть-чуть перелицованный жесткий скафандр братьев Кармагнолле (Carmagnolle suit, аж из 1882 года, кстати), которому вместо итальянской вычурности добавили брутализма из немецкого проекта Neufeldt & Kuhnke.

Вот он, красавец — скафандр Кармагнолле
Вот он, красавец — скафандр Кармагнолле

Малоизвестный факт: один из таких скафандров, купленный за ценнейшую валюту во время голода в Поволжье, попал в Советскую Россию и использовался при первых работах только что созданной Подводной Экспедиции Особого Назначения – ЭПРОН, пытавшейся поднять судно «Черный принц» с предполагаемым грузом золота же. Судно нашли в 2010 году украинцы из Академии наук Украины, золота не обнаружили.

Брутальный немецкий Винни-Пух от Нойфельд-Кунке. Самый «коммерческий» из жестких скафандров первой половины XX века
Брутальный немецкий Винни-Пух от Нойфельд-Кунке. Самый «коммерческий» из жестких скафандров первой половины XX века

Люди моего возраста могут вспомнить упоминания о «Принце» в пионерско-героических повестях Рыбакова про всякие кортики и бронзовые птицы. Большинство руководящего звена ЭПРОН было репрессировано (у меня есть книга 1939 года, где прямо чернилами вымараны имена и лица «врагов народа»), но служба осталась и превратилась в современное Управление Поисково-спасательной службы ВМФ.

Что же такое «жесткий» скафандр и зачем он жесткий? И почему их так мало? Согласно названию, жесткий скафандр имеет жесткий, недеформируемый корпус, обычно – металлический. Это позволяет, вне зависимости от внешнего давления, сохранять внутри скафандра одно и то же давление, более менее равное нормальному давлению на поверхности – 1 атмосфере.

Кто еще помнит школьную физику, возможно вспомнит, что с погружением на каждые 10 метров внешнее давление растет на 1 атмосферу (или на 1 кг/см2). То есть на глубине 600 метров соотношение между внутренним и внешним давлением составит уже 60:1. Отсюда и потребность в могучем металлическом корпусе, толщина стенок элементов которого доходит до полутора сантиметров.

А чем опасно давление? Не углубляясь в физиологию, быстренько рассмотрим, что происходит при погружении (а главное, при всплытии) на большие глубины. Можно ли засунуть человека, скажем, на 500 метров? Ответ – можно. Топящего бедную таксу в виде «эксперимента с жидкостным дыханием» Рогозина все видели, наверное.

Эксперимент, разумеется, никаким экспериментом не был. Исследования по жидкостному дыханию проводились большими сериями в 70-80-е годы, тогда и закончились в связи с нерешаемыми техническими и физиологическими проблемами. Так вот, водолазов добрые люди тоже засовывали на 500 метров глубины.

Вместе с автором, кстати, работает один из участников/подопытных этого эксперимента, лицо листавшего его водолазную книжку владельца пункта проката водолазного оборудования в Канаде было очень интересным. А вот сможет ли он нормально работать на этой глубине, а главное – безопасно вернуться, вопрос совсем другой.

При погружении или, раз уж мы говорим о газовых средах – компрессии, происходит насыщение организма окружающим газом через легкие и диффузией через ткани, что позволяет выравнивать давление внутри и снаружи. Если, конечно, компрессия идет с разумной скоростью. Вроде никаких проблем, да?

Проблемы начнутся, когда вы начнете всплывать, то есть давление снимать – или, по-научному, проводить декомпрессию. Газ, растворенный в крови и тканях тела, реагирует на понижение давления при неизменной температуре, согласно учебнику физики за 6-й класс, начинает вульгарно вскипать и увеличиваться в объеме, переходя из растворенного состояния в газообразное и образуя микропузырьки.

Эти микропузырики тут же наносят миллионы микротравм наиболее уязвимым частям человеческого тела, разрывая мелкие сосуды. В первую очередь урон наносится хрящам и слизистым – например, глазам. Это, в свою очередь, приводит к возникновению десятков тысяч микротромбов, переходящих уже в крупные тромбы.

Правда, к этому моменту буквально разрываемый изнутри болью в суставах человек возможно уже будет даже рад избавлению от страданий в виде сердечного приступа, вызванного тромбозом, а точнее эмболией – блокированием кровотока оторвавшимся тромбом. Вот такая вот прекрасная картина называется кессонной или декомпрессионной болезнью и именно ее призван предотвратить наш жесткий скафандр.

В самом деле, если мы не допустим воздействия внешней среды на человека, а будем сохранять вокруг него среду с привычным давлением, то всех этих ужасов и затрат времени, связанных с правильной декомпрессией мы сможем избежать! Например, для нетравматичного выхода с глубины в 500 м потребуется пара недель. Отличная же идея, в чем подвох, казалось бы? В чем подвох?

В неочевидной, для конструкторов первых скафандров, идее – человек под водой должен не просто болтаться, как свисток в стакане. Он должен передвигаться и выполнять какую-то работу, может быть даже за деньги. Значит, сочленения скафандра должны быть подвижными. И вот тут изобретательская мысль свернула в уютный тупик, поросший лопухами и лебедой, где и простояла до середины 20 века.

Нет, разделить конечности на сегменты и понять, что для обеспечения подвижности всех конечностей достаточно обеспечить вращение сегментов относительно друг друга, инженеры поняли быстро. Но только вот техника знала единственную конструкцию для обеспечения такого вращения – всем привычный шарико (роликовый, игольчатый, не суть) подшипник.

Как оказалось, шарикоподшипник не любит, когда на него в осевом направлении начинает давить 50 атмосфер, и крутиться начисто отказывается. Поэтому и скафандр Кармагнолле, и конструкция Нойфельд-Кунке, и скафандр Дрегера были по сути наблюдательными камерами – висеть на тросе под судном и грустно смотреть на морскую жизнь они могли, а вот что-то сделать – уже нет.

Есть информация, что американец Боудойн в 1915 году таки придумал вращающееся под давлением соединение, но подтверждений этому не сохранилось.

Скафандр Боудойна. Работал ли он или нет — неизвестно
Скафандр Боудойна. Работал ли он или нет — неизвестно

Поэтому считается, что человеком, сделавшим современный нормобарический дайвинг возможным, стал канадский изобретатель Фил Ньюттен. Он не был первым – с 1969 года корпорация Oceaneering (реальная корпорация по освоению океана, но о ней в другой раз) разрабатывала и использовала скафандры серии JIM, но именно Ньюттен стал тем, кто запатентовал конструкцию вращающегося под давлением соединения.

Эффект достигался за счет хитрой системы компенсации давления подачей гидравлической жидкости — при этом, чем больше глубина, тем легче вращение. Более того, в случае повреждения сочленения, что в реальной жизни происходит нередко, оно теряет подвижность, но автоматически герметизируется, так что водолаз не испытывает риска.

Начался золотой век ADS (Athmospheric Diving System) и компании Oceanworks – их разработчика. Скафандр HardSuit (привет разработчикам игр из одноименной компании!) мог погружаться на глубину до 360 метров, а в военной модификации до 550, а также работать до 8 часов в нормальном режиме и до 36 часов в аварийном.

Скафандр также был оборудован проводной и беспроводной системой связи, видеокамерой и светом (с внешним управлением), гидролокатором для навигации в условиях низкой видимости и приводился в движение (и был весьма маневренен) 4 разнонаправленными двигателями.

Собственно, эта конструкция, с некоторыми улучшениями, так и дожила до сегодняшнего дня. Основной проблемой, с которой сталкиваются разработчики любых подводных аппаратов, является проблема энергетики.

Даже сейчас, в век победившей Tesla и прочей «зеленой энергетики», аккумуляторы являются, мягко говоря, полным отстоем по плотности энергии в сравнении с ископаемым топливом — примерно в 15-17 раз, собственно. Привет мечтам о электросамолетах.

То есть, если на скафандр навьючить батарей на 8 часов работы, он вообще никуда не поплывет. Решение – водолазам не привыкать работать в шланговом снаряжении, заменим шланг кабелем и будем подавать электричество сверху, они и не заметят!

Вот он, наш красавец. Красный — тот, что уже на вооружении ВМФ РФ, а зеленый — новая версия с новыми двигателями
Вот он, наш красавец. Красный — тот, что уже на вооружении ВМФ РФ, а зеленый — новая версия с новыми двигателями

Так и порешили. Все системы жизнеобеспечения, аварийные и т.п. питаются от внутренних батарей, чтобы при любой аварии они никуда не делись. Работу двигателей обеспечивают энергией, которую подают по кабелю. О нем, разумеется, необходимо помнить (особенно вблизи объектов), но в целом, он не так уж и ограничивает мобильность, а водолазы привыкли всегда обращать внимание на свои шланги.

Для жизнеобеспечения используют схему, более характерную для подводных аппаратов, чем для индивидуальных водолазных костюмов. Выделяемый углекислый газ поглощается специальным приспособлением – скраббером со встроенным вентилятором, а поглощенный телом для жизни из воздуха кислород тут же восполняется свежим, из заспинных баллонов.

Вот так в него и залезают. Странная серая фигня спереди и, гм, пониже спины — дополнительные плавучести для вывешивания «в ноль». Чувачок-то, видимо, потяжелее чем кажется
Вот так в него и залезают. Странная серая фигня спереди и, гм, пониже спины — дополнительные плавучести для вывешивания «в ноль». Чувачок-то, видимо, потяжелее чем кажется

Две независимые кислородные системы обеспечивают поддержание жизни пилота до 48 часов в текущей модификации, или нормальную физическую работу в течении 8 часов — при этом в системе останется еще минимум треть газа.

В случае проблем, обычно это застревание или запутывание, пилот может последовательно сбросить вначале груз (для среднего пилота приходится навешивать около 15-20 кг), затем – блок двигателей (еще 30 кг). Если и это не помогло – отрезать кабель-трос специальным резаком, находящимся над головой. Это весьма непростой и болезненный процесс, кстати, ибо надо скрючиться буквой зю.

Широкоплечих не берут. Я, со своими 185 см, был уже «на грани» — мог пользоваться внутри только одной рукой, и тогда у меня плечи были поуже, сейчас бы точно не влез. В таком режиме скафандр превращается в поплавок, внутри которого сидит печальный пилот и ждет спасения. Сам он, к сожалению, абсолютно ничего сделать не может – не то что снять скафандр, а даже открыть лицевой щиток самостоятельно невозможно.

Однако, за 45 лет эксплуатации этих систем подобной ситуации ни разу не возникало, и в жестких скафандрах не погиб ни один водолаз. А обычные водолазы гибнут часто – по статистике США, сразу за полицейскими и лесорубами.

А как в него влезают? По картинкам вы уже наверное поняли, что устройство это монументальное. Так и есть – вес скафандра около 360 кг. Приходится поднимать верхнюю часть, залезать внутрь и лебедкой ставить верхнюю часть на место. При этом надо убедиться, чтобы никакие важные органы не остались висеть снаружи, иначе они станут неважными и в общем бесполезными.

Тут пилота ждет главная опасность – во время спуска или подъема нерадивый крановщик может легко ударить скафандр о борт судна или опору буровой – а на больших буровых до воды может быть и 30-40 метров, плюс ветер, волны – мы тут, знаете ли, в море. Поэтому группа обеспечения обязательно имеет такелажную подготовку и может контролировать процесс. Иногда в виде превентивных ударов такелажной скобой по голове нерадивого матроса.

Кроме шуток, речь идет о здоровье и жизни водолаза, и идиотов в этой профессии не любят.

Прошаренные люди используют защитные гаражи для спуско-подъемных операций. Но это, к сожалению, скорее редкость
Прошаренные люди используют защитные гаражи для спуско-подъемных операций. Но это, к сожалению, скорее редкость

Тем не менее даже с этими сложностями, приведение скафандра в готовность составляет лишь 1-3 часа с момента открытия грузового контейнера, что совершенно несравнимо с подготовкой любого глубоководного спуска, занимающей десятки часов. Плюс, судну обеспечения надо еще придти на место работ, что при их небольшой скорости 15-17 узлов тоже занимает уйму времени.

Скафандр может использоваться с любого судна – традиционным водолазам нужно специальное. Кстати, даже сейчас, через 20 лет после «Курска», в РФ отсутствует полностью работающее спасательное судно – и это при наличии аж 4 подводных флотов. Подводники – настоящие герои, они-то знают, что если что — их никто спасать не будет.

Комплект жесткого скафандра можно засунуть в стандартный Ми-8 и скинуть на палубу ближайшего к месту аварии парохода – если на нем есть работающий кран, то через 3-4 часа водолаз будет уже в воде и начнет поиск и осмотр затонувшей субмарины. А в спасательных операциях всегда работает правило «золотого часа», когда вероятность успеха убывает обратно экспоненциально — чем раньше спасатели начали делать хоть что-то, тем больше (в разы) шансы кого-то спасти.

Отработав 8 часов, пилот поднимается на поверхность, в скафандре меняют баллоны и поглотитель и второй пилот через 15 минут готов к спуску. Так можно работать по 24 часа в сутки несколько дней подряд, без сякой многодневной декомпрессии. Может ли скафандр, точнее, пилот в скафандре, спасти подводников единолично? Нет. По вышеописанным причинам (см. занудство про давление), если в лодку поступает вода, то давление внутри уже сравнялось с забортным.

То есть подводники, как водолаз на глубине, испытают те же самые приступы декомпрессионной болезни, если их оттуда начать доставать без специальных декомпрессионных мер, которые можно выполнить только в глубоководной барокамере.

Но зато пилот скафандра может сделать все, чтобы подводники дожили до этого момента:

  • подавать в лодку (в российские лодки через торпедные аппараты, в лодки НАТО – через специальные шлюзы) т.н. «пеналы» с едой, водой, дыхательными аппаратами;
  • подсоединять к специальным (т.н. «эпроновским») клапанам на корпусе шланги вентиляции, подавая свежий воздух и отсасывая непригодный для дыхания или загазованный в результате пожаров;
  • контролировать и обеспечивать пристыковку спасательного аппарата или отстыковку спасательной капсулы (на лодках, где она есть);
  • поддерживать постоянную связь с экипажем и осуществлять сотню других важных дел.

Именно поэтому, после трагической гибели преданной своим начальством АПЛ «Курск» в поисках каких-то спасательных средств, которые можно было бы поставить на дежурство, пока Российский флот не построит нормальные суда-спасатели, и были выбраны 4 комплекта (по 2 скафандра), по одному для каждого из флотов РФ.

Кроме России, такие системы стоят на дежурстве у США, Канады, Италии, Франции, Японии, Турции и с позапрошлого года – Китая. Они успешно выполняли все задачи, например в ходе международных учений Bold Monarch, где обеспечивали стыковку и эвакуацию с российской подводной лодки с помощью американской спасательной системы PRSV.

Как и все от ТВ «Звезда», сюжет дикий, но посмотреть на работу нашего красавца (и не только) можно

В преддверии дня Российского ВМФ, очень хочеться пожелать, чтобы все применения этой техники, обучению работе, обслуживании, внедрению, обеспечению и ремонту которой я отдал 15 лет, были только учебными. Хотя например японцам уже пришлось поработать «вживую», поднимая разбившийся истребитель F-15 Сил самообороны.

Кстати, японский скафандр забавно выглядит перед спуском – члены команды обеспечения наклеивают на него полоски бумаги с пожеланиями удачи и, насколько я понял, призывом полезных духов из синтоизма.

А мое знакомство с экипажем французского скафандра вышло достаточно забавно. Прибыв на военную базу в Тулон после многочисленных проверок, я был сопровожден майором французского десанта до места дислокации спасательного отряда, после чего увидел следующую картину – на стойке обслуживания висит скафандр с пилотом внутри (закрытый, как мы помним, скафандр пилот открыть не может), но с него сняты ботики (кстати, в них находятся педали управления двигателями). Вокруг него трое-четверо угрожающе выглядящих парней в балаклавах щекочут пилоту пятки и разрисовывают ему ноги фломастерами.

Как оказалось, пилотом был новый командир отряда, и это был его первый спуск в скафандре – а происходящее было ритуалом посвящения. Несмотря на такие фривольные нравы, надо сказать, что французский отряд был просто в идеальном состоянии, с очень высоким уровнем подготовки и настоящим энтузиазмом всех его членов.

Традиции Франции, как большой морской и подводной державы никуда не делись, и дух командора Кусто, несмотря на свой очень непростой характер и противоречивую репутацию, по прежнему незримо витает над своей alma mater. Надеюсь, кому-то было интересно.

Если есть желание обсудить «традиционных» водолазов, необитаемые автономные и телеуправляемые аппараты (разработкой которых я занимаюсь последние 7 лет), и вообще любую подводную фигню – пишите, отвечу.

Еще молодой автор рассказывает примерно эту же статью приличными и умными словами на какой-то из десятков конференций. Спойлер — индустрия в РФ с той поры никуда не сдвинулась, несмотря на все наши усилия
Еще молодой автор рассказывает примерно эту же статью приличными и умными словами на какой-то из десятков конференций. Спойлер — индустрия в РФ с той поры никуда не сдвинулась, несмотря на все наши усилия
289289
84 комментария

+100 таким интересным статьям.

36

Автор, вы большой молодец с простым и хорошим слогом. Напишите про Кусто и его нравы и его вклад в подворные погружения

7

Ну, это для книги тема :)
Но вкратце - Кусто был пассионарием (я бы сказал, фанатиком), экстремально везучим и при этом очень хорошо умевшим поворачивать заслуги других людей себе на пользу и вообще приспосабливаться (умудрился даже от фашистов индульгенцию получить, продолжая работу над своим проектом). Точнее, не себе, я тут неправильно выразился - а своей идее.
Акваланг придумал не Кусто, а Эмиль Ганьян, инженер. Кусто был лейтенантом флота, приписанным к Ганьяну для контроля и испытаний (хотя сам тоже был, конечно, весьма умным и технически образованным - на флоте дураков вообще мало).
У Кусто была великая идея, с которой я согласен - что человечество должно повернуться к Океану, это неизведанная планета, которую мы почему-то не замечаем и не уделяем ей внимания. И другая, с которой я совсем не согласен - что дайвинг это легко и безопасно. Поскольку все время команде Кусто исключительно везло (в точки зрения современных знаний о физиологии, например, они творили местами полный беспредел, но проходили по краю), он в какой-то момент уверился в безопасности подводного мира для всех. Последующие катастрофы его несколько охладили, но не до конца.

А в личной жизни, как и почти любой большой талант, был нетерпимым к окружающим, довольно презрительным к ним ну и вообще не самым приятным человеком. В семье тоже было все плохо.
Но любим мы его не за это.

16

Про Кусто отличный фильм есть - Одиссея 2016 года.

что-то они мне напомнили

9

Ага, я каждый раз когда это вижу, вспоминаю про работу :) 

6