Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

В данном обзоре будет много спойлеров, прям действительно много. Советую ознакомиться с произведением лично, прежде чем читать пост, иначе вы можете потерять отличную возможность нарушить свою психику.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Сразу скажу, я относился к данному произведению очень скептично, особенно после манги "Fire Punch (Огненный удар)" от того же автора — Фудзимото Тацуки. Такое мнение у меня сложилось из-за уровня безжалостной жестокости мангаки к своим творениям, а я с трудом переношу такую концентрацию жести на страницах. Я долго откладывал просмотр даже аниме "Chainsaw Man (Человек-бензопила)", но вчера решил таки посвятить день сперва аниме, а потом и манге.

Прочитал я только "Человек-бензопила", и не затрагивал "Человек-бензопила 2". Я определенно ознакомлюсь со второй частью, но думаю её стоит разбирать отдельно.

UPD. Пока писал пост, решил таки немного почитать вторую часть. Что-то мне не очень зашло...

В двух словах про аниме

В моем случае завышенные ожидания сыграли не на пользу, но в целом красиво. Поначалу кажется что боевка хромает, но спустя пару серий это ощущение улетучивается. Спустя пару серий ты просто сидишь и поглощаешь серию за серий в ожидании нового безудержно-драйвового экшна, и что самое главное — аниме дает тебе желаемое. Ребята из студии "Mappa" постарались на славу, что видно фактически в каждом кадре. Последний бой с демоном катаны правда показался "пластмассовым": как окружение, так и сами персонажи (до момента, когда они уже падают в вагон), но я здесь не ради разбора аниме, его и так уже покадрово обсудили все, кому не лень.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Что до эндингов, то почти все просто шикарные и на любой вкус. Я отметил для себя фаворитом второй — "Zanki" в исполнении Zutomayo.

А вот опенинг особо не впечатлил, точнее впечатлил не больше, чем второй опенинг "Jujutsu Kaisen (Магическая битва)". Всё остальное, вроде персонажей и сюжета, я предпочту относить к манге.

Чертовски больно

Это первое, что хочется сказать обо всей сюжетной составляющей. Если вы успели посмотреть только аниме, то стоит сказать — смерть Химэно лишь капля крови в попытке перекрасить океан в красный цвет. А вот с 65 главы начинается бесконечный цикл насилия и боли, при том по нарастающей.

Как я уже упомянул ранее, пост содержит спойлеры. Если вы не хотели спойлеров, но все равно открыли, пост... извините.

Я упустил пару страниц, но и этого вполне достаточно. Глава 81, которая просто выбила меня из колеи минут на 10, а может и на целый день.

В этот момент хочется подумать, принять теплую ванну, и просто забыться. Я понимал, что всё так и будет, ещё когда только началась глава, но все равно не был готов. Ни до, ни после. Каждая пролистанная страница все сильнее заставляла меня отрицать происходящее, а потом просто: "Бах".

Это спокойствие Макимы, ощущение неизбежности смерти Пауэр, и очередная закрытая дверь, которую Дэнджи не стоит открывать. За это время нас успели привязать к персонажам, создать ощущение "семьи", и после смерти Аки Хаякавы (об этом я ещё успею поговорить) кажется, что все должно хоть на время стать лучше. Просто хочется ощутить хоть что-то положительное... но Фудзимото насрать, чего там и кому хочется. Именно эта глава навсегда останется в моей голове, и я до сих пор не понимаю, что чувствовать по этому поводу.

Во многом эта сцена навевает ощущение, будто это уже не "человек-бензопила", а "лавкрафтовский ужас", и то как автор передал эту атмосферу, вызывает неподдельное восхищение.

Во многом, 81 глава вызывает такие эмоции из-за всего произошедшего ранее — битвы с демоном Тьмы и смерти Аки. Первое событие просто показывает, что второстепенные герои не стоят ничего, и автор может рубить их фрейм за фреймом.

В этом бою ощущается абсолютная беспомощность, да и боем это можно назвать с натяжкой, скорее нарезка героев, в которой нет места жалости. Ситуацию спасает Макима, потом идет весьма забавный и изобретательный бой Дендзи с демоном, и кажется: "так, это был полный п*здец, пора отдохнуть, так ведь?".

И Фудзимото разрешает читателям расслабиться, показывая ламповые моменты троицы, которые уже напоминают семью: Аки, Дендзи и Макима.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Самое важное в этих главах то, что Хаякава готов отказаться от своей мести демону Огнестрела ради новообретенной семьи, что он заботится о них, что всё... хорошо. Всё наконец спокойно, спустя десятки глав. Читая я подумал, что манга все же сбавит темп и даст время отдохнуть, но это оказалось лишь "затишьем перед бурей".

И тут на сцену выходит Макима...

Дальнейшие события раскрывают истинную сущность Макимы — демона Порабощения (в оригинале она демон болезней/чумы, и это куда лучше отвечает на вопрос о её умении телепортироваться при помощи толпы крыс, но я предпочту использовать её имя из перевода).

Не знаю почему, но эту манипуляторшу я невзлюбил ещё за просмотром аниме. За прочтением манги же я её возненавидел.

Её сущность весьма хорошо отвечает на все вопросы о характере персонажа, и многое сразу встает на свои места, даже способность Макимы слышать через низшие формы жизни (их легко поработить, на то они и "низшие"). Под её влиянием оказывается Аки, в которого она поселяет демона Огнестрела, и начинается второе безжалостно-стекольное событие.

Здесь важно отметить иронию всей ситуации. Хаякава — человек, который больше всех остальных хотел найти и уничтожить демона Огнестрела. Ради этого он пошел на службу и загубил свою жизнь. По итогу именно этот человек и оказывается в связке с ненавистным демоном.

Аки (а точнее демон Огнестрела в Аки (кстати, такие существа зовутся извергами) под контролем Макимы) приходит к Дэнджи, и начинается прекрасно созданный Фудзимото бой.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Всё сражение в глазах Аки — игра в снежки со своим новым младшим братом Дэнджи. Такой перенос заставляет читателей чувствовать куда больше боли, чем если бы Хаякава просто сошел с ума. Но нет, он просто мысленно в детстве, вокруг его новая семья, а место "игры" — дорога у его дома детства. Дома, уничтоженного тем самым демоном Огнестрела. Символично ли это? Весьма.

Но теперь моя жизнь наконец... наконец... стала довольно веселой

Аки Хаякава
Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Под конец боя, когда Аки уже проиграл Дэнджи, он оборачивается и видит свой старый дом, откуда выбегает младший брат. Хаякава вспоминает, что хотел сыграть с братом в мяч. Такая смерть выглядит безумно символично, и определенно пробивает на эмоции.

Ну и наконец появляется вопрос: "почему же демон Будущего предсказал Аки ужасную смерть? Хаякава же даже не знает о всех сотворенных им ужасах в последние минуты жизни", и демон тут же всё объясняет:

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Как же можно описать всё произошедшее, начиная от появления демона Тьмы и закачивая смертью Аки? Эмоциональные качели. Сперва нас слегка раскачали смертью нескольких второстепенных персонажей, потом расслабили семейной жизнью прекрасной троицы, а потом впервые убили одного из главных героев (смерть Химэно в учет не беру, она всё же была в сюжете слишком мало относительно Хаякавы, Дэнджи, Пауэр и Макимы).

Если подумать, то подобный темп повествования прослеживается в течение всей манги, и вот почему смерть Пауэр ощущается так ужасно. К 81 главе читатель уже отчетливо понимает, что если всё выглядит хорошо, то скоро будет плохо. И когда Макима говорит: "я пригласила Пауэр", в голове сразу появляется ощущение неизбежного дерьма. Каждая следующая страница сопровождается паническим отрицанием, и читатели в полной мере чувствуют то, что в этот момент чувствует Дэнджи.

Честно говоря, я не хочу видеть этого в экранизации. Нет, это определенно будет очень жестко и получит чертовски высокие оценки на IMDB, но видеть это снова, да ещё и со звуком и в динамичных кадрах... thanks, but no.

После этой главы повествование обретает иной темп, увеличивая и увеличивая уровень происходящей жести и не отпуская ситуацию до самого конца.

Длинный финальный аккорд

После всех эмоциональных качелей, автор наконец начинает доставать главные сюжетные карты — кто же такой Почитта и какого черта всем он так нужен. Возможно, всё дело в произошедших до этого событиях в манге и абсолютной эмоциональной выжатости после смерти Пауэр, но я ни капли не удивился тому, что Почитта фактически сильнейший демон и "герой Ада". Хотя его сила стирать других демонов и страхи человека из мира натолкнула меня на некоторые мысли (об этом ниже).

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Так как сюжет переходит в финальную фазу, Макима наконец раскрывается в полной мере. Она оказывается самым большим фанатом демона Бензопилы и жадно ищет его внимания или жизни с ним. Ей не важно, будет ли она съедена героем Ада и навсегда исчезнет без права перерождения, или же подчинит его — исход в любом случае порадует демона Порабощения. Важно ли это для сюжета? Более чем. Но куда больше меня заинтересовал иной момент, когда Почитта старается исполнить мечты Дэнджи.

Кому сильнейший демон Ада может быть благодарен? Кому он хочет подарить возможность исполнения мечт? Тому, кто кормил его единственным куском хлеба, и тому... кто обнимал его. Единственный, кто обнимал. Почитта всегда мечтал о том, чтобы кто-то его обнял, но был таким сильным, что это оказалось сложнее, чем кажется. И Дэнджи смог осуществить его мечту... damn, это превосходно.

Даже в самые темные времена будет свет, и даже в самой дерьмовой ситуации в данной манге есть место тому, что вызывает теплые чувства. Меня это приятно впечатлило, особенно после всего произошедшего до этого.

После этого значимый момент — мы наконец узнаем, как Почитта оказался на грани смерти и пришел к Дэнджи:

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Безусловно, это неплохое раскрытие сюжета, но ИМХО что-то подобное было вполне очевидно. После всего раскрытого в моей голове возник один важный вопрос: "почему бензопила?". Всё дело в том, что в аниме не в первый раз берут бензопилу в качестве опасного оружия, манипулирующего воспоминаниями. Стоит вспомнить как минимум "Темный дворецкий" и Грилл:

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Ответа на данный вопрос я так и не нашел, так что если у кого-то есть мысли — напишите, будет интересно почитать.

Воскрешение Пауэр

Данная ситуация мне показалась очень забавной: взаимоотношения Пауэр и Дэнджи начинаются с того, что Пауэр просит Дэнджи спасти её питомца, а заканчиваются тем, что питомец Дэнджи просит Пауэр спасти его хозяина. Параллель мне понравилась, даже не знаю почему.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Это важная часть почти любой сёнэн-манги — самопожертвование важного персонажа ради главного героя и ради сюжета (идеальные примеры — самопожертвование Эйса или Педро в One Piece). Пауэр также наконец показывают как реально сильного демона, способного неплохо так раздать даже самой Макиме, и способного морально противостоять доминатке из-за сильной связи с Дэнджи.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Дэнджи... не может умереть... потому что Дэнджи... Дэнджи... мой первый... дру... г.

Пауэр перед второй смертью

Дальнейшие события просто показывают нам Пауэр, как демона, душа у которого куда прекраснее, чем у миллионов людей. В этом есть что-то приятное, и эта манга в целом запомнилась двумя контрастными ощущениями:

  1. Абсолютно ужасающие, безжалостные и безобразные моменты, от которых хочется просто принять теплую ванну;
  2. Абсолютно прекрасные, ламповые и греющие душу моменты, от которых хочется улыбаться во всю морду.

Во многом, именно так хорошо созданный контраст, "поднимающий выше небес" и тут же "опускающий на самое дно" — стандартная формула качественного произведения, где зрителя пытаются вывести на эмоции. Фудзимото же выделяется из остальных тем, как глубоко его произведения способны опускать на дно, а потом делать вид, будто ничего не случилось.

У данного автора будто нет никаких ограничений и рамок, думаю в этом одна из причин такого интереса читателей к его произведениям.

Классика под конец

Макима — классический финальный босс, которого невозможно победить без удивительных хитростей и неожиданных поворотов сюжета в духе лучших сёнэнов. И в манге "Человек-бензопила" сделано всё так просто, что было под носом у читателей всё это время. В самом начале Макима забирает побитого жизнью парня на работу, потому что чувствует два запаха: Дэнджи и Почитты. В ходе сюжета выясняется, что она фанатка героя Ада, оригинального демона Безнопилы. Казалось бы: "ну да, и что?". А то, что в голову Дэнджи пришла безумная и столь простая мысль:

Получается, нам всё проспойлерили ещё в самом начале
Получается, нам всё проспойлерили ещё в самом начале

По большей части классика, но мув все равно приятный и отлично завершает сюжетную линию Макимы, расставляя по своим местам.

Далее идет одна из лучших сцен манги: ужин из демона Порабощения. Фудзимота напоследок решил удивить всех сюжетным поворотом, который отлично вписывается во всё произошедшее безумие и в целом в стиль автора (если оглядываться на его прошлую нашумевшую работу).

Мисс Макима — самый аппетитный демон в манге, теперь официально
Мисс Макима — самый аппетитный демон в манге, теперь официально

Забавное завершение, да и в характер Дэнджи вписалось неплохо. Ну а теперь один момент, который для меня до сих пор под вопросом:

В следующей главе нам показывают, что демон Порабощения реинкарнирует в Наюту. Это подросток и уже иная личность, но почему она вообще существует? Как мы выяснили ранее, человек-бензопила способен стирать демонов вместе со страхами, поедая их. Так чего же она переродилась, если её съел человек-бензопила? Если это из-за того, что это делал Дэнджи именно, то как-то странно, ведь сердце в виде Почитты всё ещё при нем. Если кто-то может объяснить более внятно, напишите в комментариях пожалуйста.

Ну и последний аккорд — относительный хэппи-энд:

Честно говоря, тут стоит порадоваться, но у меня не получилось. Лично для меня реинкарнация Макимы показалась лишним, будто всё произошедшее, включая смерти и страдания, не стоили ничего, и рано или поздно всё просто пойдет по кругу. Да, Дэнджи может постараться всё изменить и воспитать её иначе, но разве возможно изменить саму суть существа, которое так ничего и не поняло за 27 смертей от рук Бензопилы (включая последнюю в виде сашими и стейков)? Звучит как-то сомнительно и слегка обесценивает всё произошедшее ИМХО.

Так, с сюжетом разобрались, теперь чуть больше общего мнения.

Рисовка

Я вглядывался в каждый фрейм, и скажу так: экшн-сцены выглядят просто превосходно и прорисовано, пусть иногда и приходится долго разбираться, что вообще происходит (сами персонажи весьма сложно выглядят, особенно в битве Всадников против демона Бензопилы), а вот над простыми мирными сценами Фудзимото особо не парился. В целом, такие моменты не делают впечатление от манги хуже, да и я не хочу быть душнилой и сильно придираться к каждому фрейму, где кисть нарисована вообще не анатомично, а абы как. Экшн-сцены мне, в любом случае, зашли, просто гляньте на это:

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

В конце концов, Фудзимота фанат Кэнтаро Мируа (автора Берсерка), так что...

Диалоги

Они незамысловаты, просты, и единственный плюс для меня в диалогах от Фудзимоты вот в чем — они весьма живые, даже обычные. Минус же в том, что как только начинается какой-то драйвовый экшн, все герои тут же с ходу подбирают самые пафосные слова, даже Дэнджи (но это больше касается первой половины манги, потом пафоса становится на порядок меньше).

Персонажи

Я хотел было расписать каждого из главных персонажей отдельно, но вряд ли кто-то дочитает до этого момента, так что не думаю, что это имеет особый смысл (если имеет, напишите об этом и я подредачу).

Думаю, в данной манге мне сильнее всего приглянулись Аки, Пауэр и Демон-Ангел. К первым двум, очевидно, автор стремится привязать читателей сильнее всего, чтобы выжать максимум эмоций восхитительно-стекольными смертями.

Демон-Ангел же просто показался мне очень хорошей задумкой, особенно дуальность его характера. Одни свои действия он оправдывает словами: "я все же демон, а потом уже ангел", а другие: "я всё же ангел". К тому в конце своей жизни от раскрывается для читателей как положительный персонаж, да и до этого не вызывает негативных эмоций, и лично мне от его смерти было грустнее всего из второстепенных персонажей. Хотелось бы большего раскрытия этого демона... или ангела.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Возненавидел же я исключительно Макиму, и вот тут я всё же ненадолго остановлюсь и распишу детально. Фудзимото проделал над данным персонажем отличную работу, и это определенно лучший его персонаж во всей манге. Даже после полного раскрытия её как демона Порабощения и всех гадостей, которые она натворила, эта дама все равно заняла почетное 2-е место во втором голосовании популярности персонажей. Если это не магия, то я даже не знаю.

Объективно, даже после всего сделанного, многие читатели и читательницы всё равно мечтали бы стать её "песиком", и всё дело не только в её характере, но и в заложенных мотивах. Как оказывается в последней главе, она просто хочет семью и лучшего мира. Для меня это не оправдывает всего дерьма, что Макима успела натворить, но это моя личная ненависть за смерть любимых персонажей, а если откинуть субъективизм, то её можно понять. Она пусть и сознательное существо, но всё ещё демон, порожденный из страхов людей...

Ну и конечно же, Макима является апофеозом всей манги. Её изображают как божество даже в третьем эндинге, а к этому фрейму и вовсе добавить нечего:

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

Тут должен быть ещё разбор главного героя — Дэнджи, но я честно говоря мало понимаю, что о нем можно сказать. Он как бы остается собой на протяжении всей манги, ломается после смерти Аки и будто почти сходит с ума после смерти Пауэр, но по итогу всё равно приходит в норму, ибо по своей натуре предпочитает не зацикливаться на проблемах и не закапываться слишком глубоко в себя.

Нерешенные вопросы

Несмотря на старания Фудзимото, в сюжете есть определенные незакрытые вопросы и просто спорные моменты.

  1. Бим (изверг-Акула) яро восхищается Человеком-бензопилой, и вот вопрос: "почему?". Как сказал Демон-Ангел, демоны после перерождения не помнят о периоде, когда они в аду. Если сохранение воспоминаний Макимой ещё можно объяснить её силой и статусом, то этот парень явно не дотягивает по силе даже до Демона-Ангела, а последний как мы поняли помнит лишь "звук бензопилы", как и другие демоны, а Бим будто знал о Человеке-бензопиле реально много. Для меня это загадка.
  2. Как Макима увидела прошлое Дэнджи. За "закрытой дверью" Дэнджи пряталось детское воспоминание — реальная причина смерти его отца. Это событие произошло ещё до прихода в жизнь главного героя Почитты, и Макиму тогда вряд ли волновал Дэнджи. Так как же она увидела его прошлое? Если есть демон Прошлого, подобно демону Будущего, но тогда почему это оставили за кадром? Не понимаю.
  3. Концепция самого демона Бензопилы и подобный выбор мангаки мне непонятен. Безнопилы это драйвовая мясорубка? Да. Из Почитты получился отличный маскот? Определенно. Вот только на самый крутой страх человечества с такой силой явно не тянет, а так как тут существует концепция: "чем сильнее страх, тем сильнее демон", сила демона Бензопилы кажется очень неоправданной. Ну и просто жаль, что принцип работы силы Почитты так никто и не объяснил. Если он уничтожит голод, то люди перестанут чувствовать голод? Или они будут его испытывать, но не будут бояться голодать и начнут умирать пачками от голода?

Короче, это далеко не все вопросы, и в плане сюжетных дыр данное произведение лучше не разбирать сейчас, иначе статья растянется до бесконечности.

Вывод и мое общее мнение

Человек-бензопила — манга, вышедшая из под пера Фудзимото Тацуки, является самым спорным произведением из всех, что я видел за последнее время.

Человек-бензопила — манга, которую вы не забудете

С одной стороны, я впечатлен персонажами, рисовкой экшн-сцен и уровнем происходящего драйва и безумия, а также умением мангаки выводить читателя на эмоции.

С другой же стороны я разочарован сюжетными дырами, которые просто на каждом шагу, а также в целом концепцией "главный герой по итогу оказывается самым сильным... с бензопилами... против чумы, голода и пистолетов...".

Из-за такого двоякого впечатления я могу сказать вот что:

Человек-бензопила про безумие, про безжалостность, про безнадежность и жестокую реальность. Это что-то безусловно цепляющее и интересное, но ровно до того момента, когда читатель начинает задавать вопросы. Я был поражен смертью Пауэр и это был пик моего впечатления от манги, а потом пошло сюжетное раскрытие, и я ожидал чего-то абсолютно невообразимого, ведь предыдущие события были превосходны, а получил... просто драйвовый экшн и местами скупой сюжет. Казалось бы, темп повествования полетел вверх, но ощущается это все же уже не так.

И что самое главное — манга получила безумную популярность. Произведение действительно прекрасно, но если сравнить мангу и хайп вокруг манги, то складывается ощущение явного перебора. Я был под сильнейшим впечатлением с 65 по 81 главу, и именно из-за этих глав я порекомендую мангу, так как считаю, что это просто превосходная манипуляция эмоциями читателей от Фудзимото. Но считаю ли я, что манга заслужила популярности такого уровня? К сожалению, нет.

Если я что-то упустил или просто не раскрыл какую-то тему (а я определенно не раскрыл 5 и 6 том, и сейчас понимаю, что там есть что обсудить), то пишите.

И ещё один маленький момент напоследок — в аниме по каким-то причинам вырезали сцену, где вначале Дэнджи идет по приказу Макимы убить демона Мышц. Это вторая глава. Те, кто упустил, зачекайте, не понимаю почему это не включили в аниме.

137137
78 комментариев

Комментарий недоступен

39

А почему её должны забыть, когда она еще идет?

34

Если бы не бесконечные посты в ленте с артиками и "косплеями" - то давно бы забыл о существовании этого тайтла.

23

И заслуженно. Манга как минимум просто неплоха, но явно не является тем что о ней говорят. Лично мне было +- скучно при прочтении. Подросткам зайдёт на ура, взрослому человеку нет

18

нерешённые вопросы

Когда-нибудь смысловики поймут, что Пила про форму, а не про содержание. Увы, всё ещё не сегодня.

18

если пила про форму, тогда что про содержание?