Умэда Рюдзи: шокировал, вдохновил и пропал

Это короткая заметка о загадочном человеке, который имел все шансы стать легендой индустрии японской анимации, но в силу обстоятельств решил от этого отказаться.

Наброски Умэды Рюдзи.
Наброски Умэды Рюдзи.

История жизни этого художника не имеет чётких очертаний. У него никогда не брали интервью и сам он о себе тоже не писал. Он просто не успел стать знаменитым, потому что покинул индустрию почти сразу после начала работы. О нём стало известно благодаря аниматорам, которым повезло познакомиться с его творчеством в период его недолгой карьеры.

Точно известно, что он закончил Токийский колледж дизайна ближе к концу 80-ых, после этого устроился в академию именитой анимационной студии Telecom Animation Film и вскоре покинул её. За то время, пока он там находился, молва о его способностях разлетелась как взрывная волна, но коснулась она совсем узкого круга людей — профессиональных аниматоров и художников, которым ещё только предстояло стать знаменитыми.

Умэде не удалось поработать аниматором. За ним не числится ни одного монтажного кадра коммерческой ключевой анимации, однако в момент устройства в студию он показал свою дипломную работу в качестве портфолио — это был короткометражный фильм под названием Sora o tonda hi ni («День, когда я полетела в небо»). Им он всех и удивил.

Дипломная работа Умэды Рюдзи, созданная в период учебы в Токийском колледже дизайна ориентировочно в 1986 году. Также тут в конце добавлено ещё несколько анимаций, вероятно, тоже со студенческих времён.

Иноуэ Тосиюки, считающийся сегодня одним из лучших аниматоров в Японии, рассказывал на своих учебных занятиях, что познакомился с его анимацией в период работы над «Акирой» — в 1987 году. Он утверждал, что на тот момент был шокирован, поскольку раньше не видел ничего подобного. Движения были очень хорошо проработаны и невероятно реалистичными. Удивление вызывало ещё и то, что это была всего лишь дипломная работа, которую Умэда отрисовал в одиночку.

Гений — это не то слово, которое можно использовать легкомысленно, но я однозначно считаю, что он был гением. Я был сильно удивлён, когда увидел его дипломную работу, которую он сделал будучи 19-летним студентом колледжа. Позже мы с друзьями отправились в дом Умэды, чтобы увидеть его оригинальные рисунки воочию. Я был потрясён ими не меньше, чем флипбуками Цукиоки Садао. Как он смог создать эту анимацию для меня до сих пор остаётся загадкой.

Уцуномия Сатору, интервью Anime Style, 2000 год.

Помимо них об Умэде также говорил Ягинума Кадзуёси, ещё один умелый аниматор, который позже стал режиссёром. На него Рюдзи оказал существенное влияние. Ягинума настолько впечатлился его работой, что решил скопировать его стиль, но у него ничего не вышло.

Примерно в то время, когда я покинул Telecom и присоединился к Gainax для работы над «Крыльями Хоннеамиз», Аояма Хироюки сказал мне: «Ягинума, у нас появился удивительный новичок, предлагаю офигеть на пару! Загляни в Telecom ненадолго». Я пошёл туда, увидел там фильм Умэды и был потрясён. Когда я показал его Садамото Ёсиюки и Ииде Фумио, они тоже были шокированы. [смеётся]

У Садамото челюсть упала, и он выдал «Гениально!», а Иида усмехнулся и сказал «Нет, это уже круче некуда». Я тоже был в шоке вместе с ними и подумал «Он великий гений». Работа была слишком хороша. И в итоге я сказал ему: «Бросай Telecom, пошли к нам в Gainax!» — что-то в этом роде, [смеётся] а он просто поздоровался, оставил видео с фильмом и пошёл домой. Канай Дзиро и Мацубара Хидэнори, будущий дизайнер персонажей в сериале «Моя богиня!», сказали мне: «Дай нам сделать копию, пожалуйста!»

Я также показал этот фильм Танаке Тацуюки и Уцуномии Сатору, они отметили мастерство Умэды, но имели некоторые сомнения, поскольку анимация сильно походила на живую съёмку. Потом прошёл слух, что Умэда собирается бросить анимацию и мы пошли к нему, чтобы остановить! [смеётся]

Ягинума Кадзуёси, интервью из додзинси по In the Evening of a Moonlit Night.

Ягинума, Уцуномия и Танака втроём отправились к Умэде на квартиру, дабы отговорить от такого опрометчивого поступка, однако, как можно догадаться, у них ничего не вышло. Тогда Кадзуёси попросил Умэду показать им напоследок другие свои работы и все они снова были шокированы.

Ягинума считал Уцуномию и Танаку уникальными гениями, однако смотря на работы Умэды, он видел большую разницу в их потенциалах. По его словам, Рюдзи был одинаково хорош и в передачи трёхмерности форм, и в выражении реалистичных поз. Кроме того, он придерживался особого подхода работы, который напоминал метод Исо Мицуо — он также полностью контролировал свои движения.

В итоге, по мнению Ягинумы, работы Умэды оказали влияние не только на него, но и на Уцуномию Сатору в его грядущем проекте «Долгих лет жизни, предки!» С другой стороны, сам Умэда тоже явно что-то почерпнул у Уцуномии, когда начал работать над мангой.

Известно, что после ухода из Telecom Animation Film примерно в 1988 году Умэда немного порисовал мангу для фэнзинов, потом уехал из Токио в какую-то деревню и с тех пор о нём ничего не было слышно. Так продолжалось до 2020 года, пока на Pixiv внезапно не появился аккаунт с его старой авторской мангой, а на nicovideo та самая дипломная работа.

Спустя год он начал выкладывать свои свежие тренировочные скетчи с такой подписью:

Дети стали взрослыми. Теперь я думаю о том, чтобы снова начать рисовать мангу. Пока что я практикуюсь в набросках с (произвольных) изображений из поисковика.

Умэда Рюдзи, личный Pixiv.

Исходя из этого напрашивается ответ на вопрос, почему он в своё время решил покинуть индустрию. Вероятно, ему пришлось отпустить любимую профессию, чтобы содержать семью. Не секрет, что зарплата аниматоров, особенно начального уровня, чрезвычайно низка и на неё порой сложно жить даже одному человеку, не говоря уже о семье.

Иноуэ Тосиюки не раз отмечал, что такого рода явления, когда талантливые люди бросают профессию аниматора из-за плохого заработка, совсем не редкость и в этом кроется одна из фундаментальных проблем индустрии. То же самое сравнительно недавно говорила аниматор и дизайнер персонажей Нисии Тэруми. Как ни печально, эта проблема, похоже, не теряет актуальности с годами. Остаётся только гадать, сколько таких талантов как Умэда было потеряно.

Сейчас Умэде Рюдзи по самым скромным подсчётам около 56 лет. Удивительно, что по прошествии такого объёма времени он не утратил огня в душе и снова взялся за рисование. Искренне желаю ему удачи.

522522
92 комментария

Синдром отложенной жизни какой-то. 35 лет ждал пока вырастут дети, а сейчас старик который мог стать культовым аниматором, но не стал.

20
Ответить

Вполне возможно, что у него не было запроса на то, чтобы стать КУЛЬТОВЫМ АНИМАТОРОМ. А запрос на семью с детьми был.

81
Ответить

Ну пахать 24 на 7 рисуя аниме за копейки, чтобы стать в итоге "культовым аниматором" мягко говоря не похоже на "жизнь"

31
Ответить

Скорее синдром жизни

12
Ответить

В подкремлёвской России такое ждёт большинство граждан. Им придётся сначала выживать, а уже потом, если останутся силы и время, заботиться о карьере и признании.

1
Ответить

С чего ты решил это так назвать?Полмира живет так, что хобби и работа не могу совпадать. Но приоритетя у людей разные. Кто-то скажет:в доту хочу играть от 15 до 30 и бахну топ игроком, а кто-то взрослеет и семья важнее, всего вот этого. А хобби остается хобби. Да и вообще не понимаю, чего тут такого неординарного? Столькл художников и талантливых ребят бывает на выставках. Статья интересная, автор постарался, но я не из тех, кто переоценивает способности других. У нас тоже рисовать умеют.

1
Ответить

Кто то хочет стать культовым, у кого то есть возможности стать культовым - это разные ситуации.
Если тебя мамка и папка могут кормить до 30, то кайфуй

1
Ответить