«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Разбор через призму философии "искусственной эволюции человека через технологии".

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Все привыкли, что человек – вершина эволюции. Мы способны мыслить, испытывать эмоции и создавать. Но так же у нас есть и слабости: мы смертны, можем заболеть, испытываем боль физическую и душевную. Наша оболочка хрупка. Человечество на протяжении веков пытается решать эти проблемы. Изобретение доспехов, чтобы рыцаря было сложнее ранить. Начали соблюдать нормы гигиены, чтобы не подхватить инфекцию. Ну и конечно же, развитие медицины, чтобы лечить болезни и устранять последствия тяжелых ран. Но все это лишь постепенный и медленный процесс по увеличению продолжительности жизни. Даже в наше время тяжело бороться с “Раком”. Люди до сих пор во многом уступают животным. Человечество хотело более радикальных перемен со своим телом. Оно хотело совершить эволюцию своими руками. Так и сформировалось философское течение “трансгуманизма”.

Определение, которое дал лингвист Скай Марсен описывает данное явление.

“Трансгуманизм — это общий термин, обозначающий набор подходов, которые составляют оптимистический взгляд на технологии как на различные способы помощи людям в построении более справедливого и счастливого общества; главным образом — путем изменения индивидуальных физических характеристик”.

Трансгуманисты (последователи трансгуманизма) считают, что можно достичь эволюции человека искусственным путем с помощью технологического прогресса (имплантов, протезов и биоинженерии). Именно этот путь приведет к светлому будущему.

«High life, high tech» для всех.

В идеале, трансгуманизм стремиться к бессмертию рода людского. Не важно каким путем: полностью отказавшись от органической оболочки и заменив ее на искусственное тело, либо путем оцифровки разума в компьютер.

Также у такого подхода есть и критики. Фрэнсис Фукуяма считает, что трансгуманизм – одна из опасных идей сегодняшнего дня. Фрэнсис считает, что при трангуманизме неизбежно встанет вопрос перенаселения планеты. Куда деть излишки населения? А как решить социальный вопрос? Ведь качественные аугментации не все смогут себе позволить. Также он затрагивает вопрос биоинженерии, ведь неизбежно появятся новые разновидности людей, которые по физическим и умственным показателям будут привосходить других. Ну и конечно же, главный вопрос. А ради чего теперь жить, если мы практически бессмертны? Ведь страх смерти подталкивает нас на свершения.

Над данной темой решил порассуждать Ясуюки Уэда, который и дал толчок для создания Технолайза. Наверное, одно из самых неоднозначных аниме когда-либо созданных. Мрачная атмосфера и дизайн персонажей веет духом Цутому Нихэя с его “Blame!”. От сложности нарратива вы будете жадно цепляться за любую фразу и кадр, лишь бы приблизиться к “истине”. Люди в интернете до сих пор пытаются понять, что хотел сказать там автор и при чем тут вообще все это.

В данном тексте я попробую поразмышлять об аниме через призму трансгуманизма. Причем здесь технолизация, человеческая сущность и почему этот технический прогресс никому оказался не нужен.

И да, тут есть спойлеры.

Мир Технолайза

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Большую часть хронометража нам будут показывать Люкс. Промышленный город под землей, который находится на грани смерти. Власть в нем держат бандитские группировки, которые распределены по районам. Горожане в этом месте не живут, а выживают. Тут уже давно никто не слышал смеха. Детей тут нет (кроме провидицы Ран). Место полное отчаяния и безысходности. Люди грезят о том, чтоб выбраться отсюда на поверхность, где все живут в достатке. На Холме расположился привилегированный “Класс” – организация, которая стоит выше любых группировок и пытается держать баланс в городе.

Местная элита (бандиты и “Класс”) имеют доступ к так называемой “технолизации” – замене утраченных конечностей на механические протезы. Также есть Союз, которые выступают против внедрения в свое тело технологий, ведь это их отдаляет от Бога и у такого движения есть свои последователи. И посреди всего этого находится наш протагонист Ичисе.

Очень похож на Килли из Blame!
Очень похож на Килли из Blame!

Парень зарабатывает на жизнь боями без правил и в одну из ночей он совершил фатальную ошибку. Герой решил провести вечер с женщиной из преступной группировки. После полового акта она желает потыкать пальцем в глаз Ичисе, на что он реагирует смачным ударом ей по лицу. За то, что он поднял руку на представителя группировки Органа, ему отрубают руку и ногу.

Интересная деталь для внимательных: когда Ичисе идет по коридору в первой серии, примерно на второй минуте над ним мерцает правая лампочка, что предсказывает потерю правой руки.

Этот момент
Этот момент

Ичисе, по сути, из человека, который и так живет на грани смерти, становиться отбросом. Он уже не сможет дальше участвовать в боях, да и заниматься какой-нибудь деятельностью тоже. Но парень имеет волю к жизни и продолжает существовать, даже будучи калекой.

На него выходит Док. Женщина, специалист по технолизации, которая берет под свое крыло Ичисе, чтобы провести эксперимент по искусственной эволюции человека. Она ставит ему протезы, которые повышают его физические возможности. И тут парень, как Синдзи из Евангелиона, начинает противиться этому. Это основная завязка всей истории.

Теперь стоит поговорить конкретно про Ичисе. Про его отношение к технолизации.

Ичисе и его технолизация

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Ичисе, мягко говоря, парень вспыльчивый. Он отреагировал не самым лучшим образов на новость, что ему поставили протезы. Начав бить рукой об стол он осознает, что боли он не чувствует. Потом начинается этап долгой адаптации. По началу, новые части тела чувствуются балластом для Ичисе, но со временем он их превращает в смертельное оружие и расправляется с врагами “одной правой”.

Тут важно проследить динамику принятия технологий в теле парня. Ичисе, после потери конечностей, сохраняет их у себя. Довольно не здоровая тема. Возможно, он надеялся, что сможет их восстановить обратно, что подмечает Док, когда достает руку и ногу в своей лаборатории. После процесса “технолизации”, Ичисе впадает в экзистенциальное состояние. Происходит переоценка ценностей и поиск смысла бытия. Конечности, как я уже говорил, на этом этапе служат балластом. Искусственной ногой тяжело перебирать, а моторика технолизированной руки еще не развита.

Вот что Уэда говорит в интервью:

“В истории, в целом, технолизированные конечности – это не просто замена потерянных конечностей. Технолизированные конечности играют определенную роль, как будто они являются своего рода партнерами для своих соответствующих владельцев – они имеют очень важное значение. Я хотел выразить боль потери и то, что происходит после утраты естественных конечностей".

перевод от Яндекса

Конечности плохо отзываются по одной причине – Ичисе противится им. Он пытается отказаться от этой части себя, воспринимает ее чужеродной своему телу. Парень олицетворяет консервативное общество, которое боится идей трансгуманизма. Боится потерять свое собственное "я" из-за искусственных частей тела.

Со временем, Ичисе начинает принимать технологии. В них он уже видит серьезное оружие. Он стал расправляться с бандитами с улыбкой на лице. Он стал быстрее и сильнее.

С помощью технолизации, Ичисе смог буквально возродиться, стать лучше чем был. Он смог немного приблизиться к новой ступени эволюции, но люди намеренно отказались от этого. И ему ничего больше не оставалось, как добить последних выживших в Люксе и ждать, когда человечество будет готово.

Но об этом чуть позже…

Люди и технолизация

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Как я уже говорил, есть два типа людей в Люксе: кто может технолизироваться (элита) и те, кто не может или не желает (обычные люди и Союз). Элита это делает, потому что может. Обычные люди не могут себе позволить технолизацию по причине отсутствия финансовых средств на подобные операции. С Союзом ситуация интереснее.

Союз полностью отказывается от технического прогресса из-за своей консервативности. Они больше походят на религиозную секту. Их борьба против технолизации заключается в том, что так человек способен потерять свое внутреннее “Я” и связь с миром (читать как связь с Богом). Человек не должен менять себя, ведь каким его сделал Создатель, таким он и должен оставаться. По сути, Союз – противники трансгуманизма. Противники искусственной эволюции человека.

В противовес Союзу выступают Док и Кано – сторонники трансгуманизма, но оба с разными подходами. Док желает, чтобы люди как в Люксе, так и на поверхности сами оценили достижения науки и захотели сами себя технолизировать. Подняться на новую ступень эволюции. Модифицировать свое тело протезами, но не отказываться от органической оболочки. Это именно тот компромисс, когда ты не кибор, но уже не человек.

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Кано желал радикальных перемен. Он считал, что настоящая эволюция человека находится в отказе от физического тела, заменив его искусственным (формой). Таким образом он хотел создать общество, которое прожило бы дольше и было лишено болезней. С такой армией он хотел захватить поверхность, где люди уже потеряли смысл жизни и желали своей скорой кончины.

Если Док продвигала свои идеи гуманным путем, то Кано делал все из-за своих эгоистических идеалов и с помощью военного переворота захватил власть в городе. Его технолизация была принудительна. Его не волновало отношение людей ко всему этого. За что он в последствии и скончался от рук Ичисе.

Мы рассмотрели два подхода к технолизации. Но остался один нерешенный вопрос. А нужна ли вообще эта технолизация людям?

Люди на поверхности и под землей

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Чтобы ответить на главный вопрос данного текста “Почему в мире технолайза трансгуманизм никому не нужен?”, надо немного поговорить о людях с поверхности.

Почему вообще часть людей оказалась под землей? Аниме дает ответ на этот вопрос, но без конкретных деталей.

Жители поверхности решили избавиться от людей, у которых внутри есть “зверь”. Это люди, у которых сильная воля к жизни и которые готовы бороться за нее. Жители поверхности боялись их и согнали в Люкс, где впоследствии обнаружились цветы Рафии (материал для протезов и других видов технолизации). В итоге, в Люксе жили люди агрессивные, готовые на все ради выживания, а на поверхности остались “законопослушные граждане”.

Итогом такой миграции стало то, что у людей с поверхности пропал “враг”. Они настолько хорошо жили, что это превратилось в рутину. И тут забавная параллель. Как я уже говорил, люди Люкса выживали, ведь там происходит естественный отбор. Выживает сильнейший. Люди поверхности, которые лишились угрозы, тоже начали не жить, а существовать. У них все есть, им больше нечего желать. Они стали фантомами самих себя. И единственная цель, к которой они стремятся – смерть. Им не нужна технолизация по причине того, что продлевать жизнь они и не хотят вовсе. Они сами того не понимая, создали золотую клетку, в которой и остается что ждать своей кончины. Когда на поверхность попадает пару солдатов Кано, всем абсолютно плевать, ведь это возможно и есть то, чего они так долго ждали.

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Йоши – как раз житель поверхности, который не хотел такой жизни. Поэтому он и спустился в Люкс. Если он и желал кончины, то точно не на поверхности. Столкнув группировки, он видел в этом течение жизни, в хаусе и разрушение. Это контрастировало с жизнью на поверхности. Он видел их внутренних зверей. А единственный путь к свободе, по его мнению – смерть. Ведь после смерти, ты никому не принадлижишь.

А что там с людьми Люкса?

Мы разобрались, почему людям поверхности этот ваш “трансгуманизм” оказался нафиг не нужен. А с жителями Люкса что? Ну… Вы бы стали делать бессмертными или полу бессмертными кучу отбросов, убийц и бандитов. Я думаю нет. Ран это понимала. Она знала, что части человечества трансгуманизм не нужен, а второй части это точно не нужно делать, ведь последствия могут быть ужасные. Поэтому в конце происходит то, что происходит. Обелиск отключается, а следовательно все технолизированные теряли контроль своих искусственных конечностей. Люди видят свое будущее и они сходят с ума. Формы (армия Кано) застывают, врастая ногами в землю. Их искусственное тело стало и их гробом. Технолизированых убивают консерваторы, ведь в них они видят конец роду людскому. А всех остальных добивает Ичисе, ведь, человечество еще не готово к новой ступени эволюции. В разрушенном и мертвом городе он остается один в ожидании нового рассвета человечества. Человечества, которое и станет новым этапом эволюции. Человечество, которое смогло побороть "зверя" внутри себя.

Итог

«Без смысла рожденный, без смысла умирающий»: Тема трансгуманизма в Texhnolyze

Я вижу все так. Авторы технолайза решили подумать, нужен ли трансгуманизм сейчас. И их ответ – нет. Пока человечество не избавиться от своей "животной сущности", светлого технологического будущего мы можем не увидеть, ведь мы прикончим друг друга гораздо быстрее. Даже если мы создадим мир без насилия и где будут все жить в достатке, разве это можно будет считать жизнью? Как в романе Хаксли "О дивный новый мир" мы все будем просто существовать, без конкретной цели. Ведь "без смысла рожденный, без смысла умирающий". Нам остается лишь только ждать и наблюдать, к чему мы все таки придем.

Вот такой вот текст вышел. Если вы ожидали большего глобального разбора каждой мелочи в аниме, то извиняюсь, но ваши ожидания – это ваши ожидания. Как по мне, это не такое уж и сложное аниме в плане нарратива. "Лейн" или "Эрго прокси" в этом плане куда более неприступны. Но все равно, вещь не из легких.

Комментарии открыты для обсуждений. Если есть пожелания для следующего поста, готов выслушать (личка, комменты)

Всем хороших выходных и до встречи

165
57 комментариев

У меня два зуба заменены на импланты, может кто из филосухов на глазок прикинуть на сколько процентов я перестал быть Человеком?

9
Ответить

Я могу, надо будет пройти тест.
Первый вопрос. Геймпад для шутеров это подходящее устройство?

4
Ответить

Они не технологические, так что не считается

Ответить

Косметические импланты не в счёт.

Ответить

Нус, короче, когда я его еще давно посмотрел (тяжко это было), я помню вообще не оценил этот условный финал, где всем на поверхности пофиг, или они уже все сдохли по сути. Думал, может че не допонял (а там много чего тогда не понял),
Но видать суть то увидел так, как и показали.
И это всё дичь, с чисто философской точки зрения. Не взгляд интересный, и далеко не раз обсуждаемый и в других произведениях (к примеру фильм «дорога» или «дитя человеческое» на худой конец).
Даже у Стругацких были подобные расы, как «негуманоидная» расса на планете, где человеческий «Маугли» рос, которые замкнулись в себе, или же те же странники.
Но всёж, во всех этих работах вся философия упирается в точку, когда типо дошли до самого верха эволюции, познания, да вообще всего.
Но это же не так, всегда есть че изучить, куды ворваться, что открыть, что развить. Социальные вопросы не решают самим факто «вечной смерти». Тем более когда мало «технологии», ресурсы еще никто не отменял.
Автор статьи упомянул про «перенаселение» при бессмертии. Ну так значит что? Надо сложить лапки и ничего не делать? Нет, ведь это как раз новый вызов, новая задача, которую надо решать.
Короч. Технологий боится лишь глупец, которые их не понимает. Причем это справедливо на любом уровне, хоть «технология бессмертия», хоть домашняя микроволновка.

7
Ответить

Не смотрел сериал, но насчет тем вокруг бессмертия сложилось такое впечатление что у любой автора прям пунктик на том чтобы поведать о том как бессмертие плохо и нужно радоваться тому что помрешь.

6
Ответить

ЛейнИскать смысл Лейн - все равно что пытать ся понять Еву

3
Ответить