Blue Period творчества Цубасы Ямагучи: о сложностях становления художника
Продолжает рубрику «Что почитать?» манга, публикующаяся издательством Kodansha с 2017 года. В самом ее названии - аллюзия на промежуток творчества испанского художника Пабло Пикассо, когда он рисовал только монохромные картины в холодных тонах. Кажется, вы уже догадались, о чем будет песня.
Мое знакомство с тайлом состоялось в 2021 году, когда на Netfix вышла аниме-адаптация проекта в коллаборации со студией Seven Arcs. Посмотрев неплохой 12-и серийник про трудности становления художника, решила обратиться к первоисточнику. Все же прошлое в рядах учеников изостудии дало о себе знать.
В этом лонге я не буду говорить об аниме, а остановлюсь исключительно на манге. Расскажу о истории и ее продолжении, интересных персонажах, а также о бэкграунде мангаки и художественных отсылках.
Что в основе сюжета
Главный герой, Ятора Ягучи, типичный старшеклассник, который не знает, чего хочет от жизни. Он хорош во всех предметах, от чего выбрать будущее еще труднее. После очередных посиделок с братвой в баре за просмотром футбола, Ягучи решает нарисовать любимый утренний пейзаж Сибуи и сдать его как школьную домашку по ИЗО. Ну а дальше пошло, поехало.
Он с головой уходит в искусство, записывается на дополнительные курсы по живописи и ставит для себя главную цель - поступить на бюджет в Токийский университет искусств. Как человек, учащийся на платке, искренне завидую ГГ.
После арки с поступлением, читателя ждет следующий этап в жизни героя - его адаптация в университете. Ягучи сталкивается с новыми трудностями, испытывает выгорание и проблемы с принятием себя.
На подготовительных занятиях работы героя часто удостаивались похвалы, но в новом месте собрались не менее талантливые первокурсники. И, как заведено, у парня появляются загоны по поводу собственных способностей. Ему сложно выйти за рамки академического рисунка и по полной проявить авторское «Я».
Здесь же ребята вместе проходят испытание Культурным фестивалем первогодок. Разбившись на команды, они готовят микоси (священный паланкин), танец в традиционных хаппи под музыку и стенд с едой. Дизайн всего перечисленного студенты должны разработать и воплотить самостоятельно за летние каникулы.
Ну и куда же тут без превозмогания лени, командной работы и неожиданных подстав со стороны погодных условий? В общем, в продолжении манги Ягучи и его новые товарищи снова будут вынуждены столкнуться с чередой проблем и найти способы их преодоления.
В голове-то у меня образ картины выглядит просто чудесно. Но с каждым взмахом кисти я сам же порчу её
В «Голубом периоде» потрясающе показан мир глазами художника и его философия. Героям здесь в открытую говорят о самовыражении и свободе, что резко контрастирует с процессом подготовки к Университету. Когда всех натаскивали на натюрморты и все, что уничтожало творческое мышление и любовь к рисованию. А простые истины манги можно вынести в подпункты:
- Границы только у нас в голове
- Творчество - не для избранных, оно доступно всем
- Хотите что-то начать - вам не нужно на это одобрение или дозволение
- Искусство невозможно оценить - оно субъективно
- Главное, чтобы занятие нравилось именно вам. И чтобы вы получали от него удовольствие, иначе какой вообще в этом смысл ?
Двойственность главного героя
Ятора Ягучи - это медаль с двумя абсолютно полярными сторонами. Для него улучшение баллов за тесты и беспроблемное взаимодействие со сверстниками сродни выполнению рядовых обязанностей. Свой успех в учебе он объясняет лишь продуктивной работой. И он вовсе не считает себя гением. При этом парень испытывает трудности с принятием похвалы за свои достижения. У него это не вызывает никаких чувств.
Но все меняется, когда Ятора вступает в клуб рисования и знакомится с Ётаске. Сначала он думает, что в картинах нет ничего сверхъествественого и авторитетно заявляет, что может рисовать точно также, как Пикассо. Познакомившись с другими талантливыми ребятами, он признает посредственность своей живописи, при этом называя Ётаске одаренным. И тогда наш ГГ решает упорно трудиться до тех пор, пока его полотна нельзя будет отличить от работ гения.
О героях и диалогах
Все персонажи яркие, живые и со своим багажом проблем. Кто-то испытывает давление со стороны семьи и ее «наследия», другие больше думают об окружающих, чем о самих себе. А главный герои в вовсе периодически страдает от синдрома самозванца. При этом все они искренние, и в открытую высказываются о том, что у них на душе. А еще устают, плачут, думают все бросить, но берут себя в руки.
Диалоги - сильная сторона манги, заставляющая задуматься. И речь тут не только о самоидентификации, мотивации и стремлении жить и творить. А о работах, которые дают нашим студентам. Например, когда они получают задание представить проект о виде Токио. Каждый герой по своему интерпретирует это понятие, путешествует по музеям и отдаленным уголкам города, чтобы представить свой взгляд на окружающий его мир.
И тут читатель непроизвольно задается рядом вопросов: А что для меня значит родной город? Что в нем особенно ценно? Как бы я воплотил его образ в искусстве?
Все ли творческие натуры эгоистичны? Или это стереотип, который четко закреплен в обществе, где каждый конкурирует с другими талантливыми личностями? Манга рушит это восприятие, показывая нам совершенно разных ребят, которые готовы идти на уступки и работать сообща ради общей цели.
Зритель наглядно чувствует это в арке по подготовке к Фестивалю и экстре, посвященной поездке наших студентов на экскурсию на завод по изготовлению холстов. И абсолютно неважно, какой грандиозной является цель: победа в соревновании микоси или же в конкурсе на лучший карри. Здесь это работает практически также, как турнирные арки в сёнэнах, хорошо раскрывая каждого второстепенного героя.
Одним из самых интересных персонажей для меня здесь является Кинеми. Если вы смотрели аниме, то знакомы с ней по эпизоду с зеркалом на вступительных испытаниях Ягучи. Эта девушка относится к тому типу людей, которые думают о себе в последнюю очередь. Первостепенны для них всегда чувства и состояние близких. Поэтому они жертвуют всем, чтобы гарантировать им стабильность.
Кинеми забывает о своем самочувствии, постоянно поддерживая общий настрой в команде. С одной стороны, на таких личностях держится баланс в коллективе. Ведь они всегда все контролируют, мотивируют и подстрекают. С другой стороны, никто не выдержит такого темпа и игнорирования собственных интересов. Так и получается, что в момент запал спадает, и сокомандники автоматом теряют поддержку. Везде нужен баланс, и именно это наш ГГ старается донести до подруги.
Психологический водоворот
Читать «Голубой период» - как отдельный вид терапии. У каждого персонажа здесь свои амбиции и страхи, вставляющие палки в колеса. Ягучи переживает взлеты и падения, находится в состоянии эмоционального выгорания и порой играет в синдром самозванца. Это история о самоопределении и преодолении трудностей, с годным раскрытием психологических аспектов любого абитуриента и первака. А главный герои уж слишком реалистичен и выходит за рамки нарисованного персонажа. Он мыслит логически, не живет в розовых очках, сомневается и непрерывно ищет себя.
Подражание - это нормально! Все с этого начинают. Но если ты будешь использовать лишь чужие идеи, далеко не уйдёшь. Сперва пойми, что тебе нравится. Начнём с этого. Посещай музеи и читай книги по искусству. Делай всё, что хочешь. Просто запоминай всё, что смогло тебя тронуть. Тогда ты поймёшь, что тебе по душе
Здесь достойно переданы ощущения от окончания школы и подготовки к экзаменам. И это не просто слова: по поведению персонажей действительно видно, что им приходится нелегко. А манга особенно актуальна всем, кто в ближайшее время собирается поступать на творческие специальности.
Целеустремленность заразительна? Да, и еще раз да! Посмотрите на первый фрейм сверху. А теперь на второй. Этот грозный байкер, по совместительству друг Яторы, на самом деле хочет стать кондитером. А триггером для реализации собственных амбиций послужило стремление нашего ГГ воплотить свою мечту в реальность. Друг, вдохновившись его поступком, тоже решает следовать за своим сердцем. Да, будет сложно. Придется работать по утрам, чтобы оплатить курсы, и учиться по вечерам в школе. Но это нормально: жертвовать чем-то ради высокой цели.
Про художников и для художников?
Отдельно отмечу подход тайтла к процессу творчества. Здесь в доступной манере рассуждают о сложности искусства, проводя экспресс-курс в живопись: от композиции до смешения цветов. Анализируются как реальные произведения, так и картины, написанные главным героем и его товарищами. Вас научат правильно грунтовать холст, работать с графитом, маслом и даже создавать инсталляции. Я с увлечением читала о тонкостях ремесла и подводных камнях искусства, о которых могут поведать только те, кто в этом варится.
Не смотря на фокус манги на конкретной области, она не душная и подойдет многим. Простые смертные погрузятся в атмосферу искусства и получат небольшой гайд. А эксперты смогут посоревноваться в поиске отсылок на известные произведения.
Аллюзия на картину Альбрехта Дюрере «Руки молящегося»:
Аллюзия на картину Джузеппе Арчимбольдо «Лето»:
Аллюзия на картину Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»:
Аллюзия на картину Гюстава Курбе «Отчаяние. Автопортрет»:
Из менее очевидных и узнаваемых аллюзий - картина Эвелин де Морган «Клития»:
Об авторе и стиле
Цубаса Ямагучи сама заканчивала Токийский университет искусств, поэтому ее тайтл отчасти автобиографичен. Она уж точно знает, какого было там учиться и сдавать проекты на сессии. После окончания вуза, Ямагучи выпустила два ваншота в журнале «Good! Afternoon» (и вам того же) и полноценную мангу «She and her cat».
Летом 2017 года свет увидит «Голубой период». По состоянию на ноябрь 2021 года тираж манги превысил 4,5 миллиона экземпляров. А уже в 2020 году она была удостоина 44-й премии Kodansha Manga Award и главного приза 13-й премии Manga Taishō .
«Голубой период» - это кульминация творчества автора в рамках мангаки. Здесь каждую главу презентует яркая обложка и арт, выполненный в разных художественных жанрах ( по типу сюрреализма или модернизма). В открывающей первой главе мы и вовсе видим яркую комиксную заливку, которую потом сменяют привычные ч/б фреймы. На страницах «Голубого периода» между собой сражается графика, акварельная и масляная живопись. Со скринтонами у Ямагучи тоже случилась любовь. Резюмируя, получилось самобытно и завораживающе.
Зачем это читать?
Если вы художник - то подобный вопрос вообще не должен был у вас возникнуть. Я серьезно. Другое дело, если читатель далек от тайтлов про повседневность и прочую учебную спесь. Но по личному опыту отмечу, что читать только лишь сёнены взахлеб бывает утомительно. И для переключения фокуса вам на помощь приходит «Blue Period», сочетающий в себе заряд мотивации, психологические самокопания и извечный поиск своего места под солнцем.
Это простая история со своими проблемами и юмором. С хорошим трениногом по зарубежному искусству и планом по преодолению его шаблонов. А еще с качественным визуалом от дипломированного специалиста, не боящегося рисовать персонажей в разных стилях и техниках. Особенно советую к ознакомлению тем, кто в свое время запоем читал «Bakuman».