Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Как и большинство здесь, я открыл для себя мангу Made in Abyss отнюдь не в 2012 году, когда она начала выходить, а в 2017 году в период выхода первого сезона аниме. Аниме-новости тогда я еще не публиковал, да даже и не читал их особо, поэтому большие надежды на этот сериал перед выходом летнего сезона 2017 года не возлагал, больше ожидая выхода того же Kakegurui. Если честно, я впервые узнал о Made in Abyss из мемов в твиттере Мелонпана (люди высочайшей культуры знают, кто это, а остальным советую гуглить этого персонажа с осторожностью, чтобы необратимо не повредить свою психику). Тогда я решил просто глянуть пару серий, чтобы убедиться самому, что представляет собой этот тайтл и втянулся в него с самого первого эпизода.

Made in Abyss — не та франшиза, суть которой можно легко понять, глянув название или синопсис. Тут уж лучше один раз самому увидеть, чем прочитать десятки разборов и отзывов. Да и прочитав всю мангу целиком и просмотрев все серии вряд ли кто-нибудь может с уверенностью сказать, что на 100% понял суть, посыл и смысл этого произведения. Но обо все по порядку.

Вначале хочется рассказать кое-что интересное об авторе оригинальной манги Акихито Цукуси. Не буду пытаться обмануть вас, представляясь знатоком биографии этого человека, однако мимо одно примечательного факта из жизни Цукуси пройти не могу. Свою творческую деятельность будущий мангака начинал с десятилетия работы в компании Konami, что не могло негативно не отразиться на его психике. Шутка. Однако по манге Made in Abyss явственно ощущается, что из нее могла получиться шикарная JRPG. Только представьте souls-like игру про «Бездну», главная цель которой — как можно быстрее спуститься на дно. Это просто идеальная игра по сеттингу для спидрана. В начале вам приходится играть за слабую девочку без скиллов и снаряжения, но, много раз спускаясь и поднимаясь, вы будете улучшать свои навыки и артефакты, узнавая больше про Бездну, при этом постепенно теряя свою человечность. Хотя кого я обманываю, вышкой скилла в этой игре всё равно было бы пройти ее на голой лоле в стартовом снаряжении за один спуск. Жалко, что игры по франшизе пока что выходят очень дешевые и вторичные, но поживем — увидим.

А теперь возвращаемся к аниме-сериалу, с которого у меня и начался спуск в Бездну. Только сейчас при пересмотре первого сезона целиком после прочтения всей вышедший на данный момент манги до онгоинга я наконец-то в полной мере осознал, насколько хороша получилась экранизация, как бережно она адаптирует и дополняет первоистоник.

А начнем с главного открытия этого сериала лично для меня — конечно же, его композитора Кевина Пенкина. Абсолютно согласен с мнением людей, которые говорят, что его музыка обеспечила половину успеха сериала. Саундтрек Кевина Пенкина позволяет одновременно и самим нам прочувствовать древнюю всепоглощающую Бездну, ощутить всю ее таинственность, когда в музыке появляются элементы эмбиента, и насладиться моментами спокойствия в городе искателей, который благодаря необычному сочетанию ударных и струнно-щипковых инструментов, а также электронной музыки звучит одновременно и загадочно, и по-домашнему тепло, и, конечно же, пережить все трагические моменты вместе с героями. Настоятельно рекомендую всем любителям музыки из аниме прослушать саундтрек Made in Abyss отдельно, если вы этого до сих пор еще не сделали.

Но не одним саундтреком привлекает Made in Abyss. В целом, с первого же эпизода сериала зрителей встречает прекрасный аудиовизуал, словно в какой-то идеальной AAA-JPPG. Примечательно, что в начале новых серий идет некий эпиграф, а также имеется «загрузочный экран» с изображением артефактов или существ, что еще больше сближает аниме с JPPG. Также стоит отметить креативную операторскую работу. Например, при показе карты не оставили в сериале ее статичное разгадывание, как было в манге. Или в той самой сцене, благодаря которой вы твердо решили смотреть сериал дальше.

И, кстати, сцена эта полностью оригинальная, ее не было в манге. Поэтому настало время поговорить о тех людях, без которых адаптация не получилась бы столь прекрасной: режиссере и главном сценаристе. Режиссером аниме выступил Кодзима. Правда, не тот самый Кодзима, но тоже гений. Вообще, выбор Масаюки Кодзимы на пост режиссера был сродни попаданию в яблочко. Ведь он не просто крутой режиссер, у которого в послужном списке есть такие шедевры, как Monster, а человек, экранизировавший Black Bullet, а значит он знает толк в смешной нарезке лолей с глубоким смыслом.

Хидэюки Курату тоже представлять не надо. За его длинную творческую карьеру у него было множество совершенно разных проектов: от Hellsing Ultimate до Ore no Imouto ga Konnani Kawaii Wake ga Nai (то самое OreImo). А за полгода до Made in Abyss он вообще сценарий к Drifters написал. За передачу определенного безумия оригинала можно было не волноваться.

Режиссер и главный сценарист проделали отличную работу, адаптируя Made in Abyss. Ведь работенки там было немало. Несомненно, важной задачей являлась правильная компоновка серий. Главы в оригинальной манге выходят редко, сюжет на момент выхода адаптации не дошел и до половины. Поэтому, видимо, и решили закончить первый сезон на одной из самых сильных и трагических сцен оригинальной манги. И это оказалось чертовски правильным решением. Заключительная 13 серия не только получилась самой сильной в сериале, но и в то же время чувствовалась логическим завершением первого сезона, поэтому у зрителей не могло сложиться впечатление, что адаптация «слилась» в конце или оборвалась на полуслове, что, к сожалению, часто бывает в аниме.

Первый сезон Made in Abyss в принципе очень грамотно набирает сюжетные обороты. И в этом деле ему очень сильно помогли филлерные вставки. Да, в этом аниме были филлеры, однако при первом просмотре я вообще не ощутил их присутствия, так как они интегрировались в сюжет очень грамотно. Так, сцена выживания на втором уровне из восьмой серии была значительно расширена в аниме по сравнению с мангой. Однако это не просто растягивало хронометраж, а помогало придать веса событиям, происходящим с героями, ведь если бы они слишком быстро спускались вниз по уровням, создалось бы впечатление, что это дается им чересчур легко. А еще чем длиннее тренировки, тем менее мерисьюшным кажется то, что маленькая девочка с потерявшим память роботом так быстро достигли четвертого уровня, куда обычно спускаются только искатели-ветераны.

Девятая же серия первого сезона и вовсе практически целиком является филлером. Однако это нужно здесь не только для фансервиса и растягивания хронометража, но и чтобы показать, что герои чему-то да и научились и стали сильнее. Ну и чтобы безысходность происходящего в десятой серии на контрасте смотрелась еще более тотальной. Да и, стоит признать, сцена воссоединения Рико с матерью в галлюцинации и ее выбор продолжать путь смотрелась весьма трогательной. Ну и концовка с подъемом письма до приюта в каком-то смысле зацикливала историю.

Также вполне обоснованным стал выбор экранизировать следующую арку в виде полнометражного аниме. На полноценный второй сезон в манге тогда еще не хватало материала, а внезапно появившийся хайп вокруг аниме терять было нельзя. И, кстати, третий фильм Made in Abyss, продолжающий сюжет первого сезона, вышел аж на целых 9 месяцев раньше нашумевшей полнометражки по Kimetsu no Yaiba и довольно неплохо проявил себя в японском прокате для такой рискованной концепции, как сюжетное продолжение сериала с заделом на второй сезон. Однако до сборов того же Kimetsu no Yaiba: Mugen Ressha-hen, как оказалось потом, ему было очень далеко. Что и неудивительно, не поведут же родители своих отпрысков в кино на продолжение их любимой смешной нарезки детей, только если это не отцы года. А так полнометражное аниме Made in Abyss: Fukaki Tamashii no Reimei отлично продолжило сюжет первого сезона, попутно повысив планку качества анимации, не подкачав сценарно, от чего фанаты серии только выиграли. Да и подарить лучшему пока что антагонисту манги свой собственный фильм для раскрытия как персонажа оказалось прекрасным решением. Арка с Бондрюдом в оригинальной манге была слишком короткой по хронометражу для полноценного сезона, а при присоединении ее к другой, гораздо более длинной арке, которую как раз покажут в аниме уже совсем скоро, мог потеряться весь ее огромный эмоциональный накал. Поэтому я очень рад, что у создателей адаптации хватило смелости рискнуть и подарить нам прекрасное полнометражное аниме, которое не просто ценно для фанатов как продолжение истории, но и отлично работает по всем законам драматургии как самостоятельный фильм.

Однако довольно контекста и вступлений. Этот лонг я затевал именно ради них — разбора идей, раскрытых в произведении, и предложения своих теорий по ним.

Начнем с самого очевидного: Бездна является отсылкой на буддийский ад Нарака. Ну, тут я ни для кого Америку не открою, ведь местные буквально называют Бездну словом Нарака. Тут совпадает и количество адов/уровней (правда, на данный момент в манге описано существование только семи, однако на карте Бездны вполне есть место для восьмого), и принцип того, что ниже спускаются те, кто сильнее потерял человечность (правда, в манге теряют человечность только при подъеме). Также совпадает физическое наличие Бездны-Нараки в реальном мире под затерянным континентом-островом с горой посередине (в буддизме он носит название Джамбудвипа). В манге нет пока только разделение на горячие и холодные ады, но не всё же целиком заимствовать.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Также один мой друг, которому я долгое время советовал почитать Made in Abyss, говорил, что по описанию Бездна больше похожа не на классическое представление о буддийском или индуистском аде, а на процесс перерождения, описанный в «Тибетской книге мертвых», которую уже он мне советовал почитать. Однако тут я утверждать не могу. Мой друг так и не прочел Made in Abyss, а я — «Тибетскую книгу мертвых».

Спускаемся ниже. Раз в манге затронули тему ада, то куда уж тут без излюбленной темы всего восточного фольклора — опасности собственных желаний. Они могут лишить человечности, довести до фанатизма. Взрослые уже сами не понимают своих истинных желаний, поэтому и не могут их исполнить. Образ трех желаний, однако, полноценно появляется в повествовании далеко не сразу — как раз в арке, которую экранизируют во втором сезоне. Тут буквально изгнанная за бесплодность девочка получает способность родить жизнеспособное дитя после использования трех местных артефактов типа «исполнитель желаний». Правда, использовали их на ней взрослые не чтобы искренне исполнить ее мечту, а чтобы выжить самим. Выжить, положив крест на свои мечты, лишь бы сберечь свои шкуры.

Именно искренностью и простотой истинного желания, скорее всего, и обусловлен выбор возраста главной героини. Однако это может оказаться и умелым отводом подозрений от автора в том, что ему просто нравится рисовать страдающих полуголых детей.

Еще одной темой Made in Abyss, перекочевавшей прямиком из восточных религий, является переселение/реинкарнация души. По мнению местных, верующих в божественность Бездны, души умерших в ней отправляются к тем, кто больше всего хочет жить. Но только если умирающий сможет избавиться от оков плоти. Так, например, Рико очнулась только после того, как умерла Митти. Возможно, именно душа Митти смогла оживить Рико, уже второй раз воскресив главную героиню за ее недолгую жизнь. Кстати, примечательно, что Митти смотрела своим глазом на Рико, уже почти потерявшую остатки своего сознания, через круглое отверстие, кольцо. А предположительно на дне Бездны, со слов белых свистков, находится именно кольцо света. И раз уж приплел это, то почему бы не приплести еще. А что, если артефакт-колыбель, подозрительно похожий в активированном состоянии на изуродованную Бездной утробу матери, в котором оживили Рико, на самом деле может наделять душой того, у кого ее нет — мертворожденных, тем самым оживляя их.

И теперь плавно переходим к, на мой взгляд, главной теме Made in Abyss — вопросу рождения, мертворождения и бесплодности. Она в принципе является лейтмотивом всего произведения. Главная героиня Рико — мертворожденная и оживленная с помощью артефакта. В этом сезоне появится еще и девочка, которая была бесплодной, поэтому мечтала родить ребенка, но ее потомство умирало на следующий день.

Скажу более, мне, как врачу, само изображение Бездны с первого взгляда показалось очень похожим на рисунки женской половой системы в старых медицинских атласах. Так, структура Бездны предстает аллюзией на процесс зачатия (до пятого уровня), вынашивания (шестой уровень) и рождения (дальше до конца).

Тогда третий уровень — это вагина (похоже ведь), четвертый — матка, пятый — маточные трубы — самый широкий (вытянутый в горизонтальной плоскости) уровень, но в то же время самый короткий (в вертикальной плоскости). Там яйцеклетка встречает своего уникального, единственного и неповторимого сперматозоида-свистка, благодаря чему формируется зародыш-колыбель, спускающаяся на шестой уровень — снова в матку. Шестой уровень — вынашивание. Уровни далее — роды, прохождение по родовым путям. Попасть после начала родов обратно в матку живым уже нельзя. А что тогда перевернутый лес на втором уровне перед «вагиной» — догадайтесь сами😉 И тогда первый уровень — это грудь, ведь сам остров на нее очень похож. Если я всё угадал и автор оставил в произведении именно такие отсылки, то вызывайте санитаров нам обоим.

Конечно, в Made in Abyss затронуто куда больше тем, вроде обмена жизни самого дорогого тебе человека в обмен на силу, позволяющую тебе стать белым свистком. В этом произведении заложен просто колоссальный простор для фанатских теорий различной степени упоротости, однако тут мне, пожалуй, стоит на время остановить свое погружение и резюмировать. По мне, Made in Abyss привлек своих читателей, а затем и зрителей не только банальными шок-контентом и голыми лолями. Среди манги существует немало произведений, в которых этого добра было гораздо больше, уж поверьте мне. Made in Abyss и помимо чернухи может многим чем привлечь. Это и прекрасная рисовка, своим уникальным стилем отражающая безумие этого мира. Хотя о манге отдельно уже писали на DTF, поэтому не буду повторяться. Также читателей и зрителей привлекает в Made in Abyss это необъяснимое чувство глубины произведения, несмотря на, казалось бы, довольно простой и даже в каком-то смысле сумбурный сюжет. Именно эти свои ощущения я и хотел передать вам в своем разделе про идеи и упоротые теории. Вот почему я и советую сомневающимся, стоит ли прикасаться к Made in Abyss, ознакомиться с этим произведением. Если вас, конечно, не пугают голые лоли, кровь и прочие телесные выделения, а также персонажи, разной степени отбитости. Да, Made in Abyss вряд ли стоит советовать людям, только знакомящимся со своими первыми аниме и мангами, однако для людей культуры это произведение будет в самый раз.

Ну и, как обещал, немного о бумажном издании манги. Купил я его целиком, сразу все 9 томов, как раз когда ждал начала сеанса в кинотеатре на российской премьере полнометражного аниме «Красавица и дракон». И это в принципе моя первая печатная манга на русском, которую я купил. До этого я приобретал томики только в Японии в качестве эдаких сувениров, ведь читать по-японски я не умею. Так у меня и оказалось 2 томика манги Made in Abyss на японском языке, поэтому мне будет с чем сравнивать. Вот и начнем.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

В первую очередь, стоит отметить, что японские томики Made in Abyss сами по себе довольно дорогие по сравнению с другой мангой. Однако это связано не с жадностью бывшего работника Konami, а с форматом самих томиков Made in Abyss, которые вышли гораздо больше в длину и ширину, чем у других тайтлов.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Однако это в каком-то роде и упростило задачу нашим локализаторам. Ведь не надо подгонять томик под привычные русскому читателю размеры, если за тебя это уже давно сделало японское издательство, когда отправляло в печать оригинал.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Во многом из-за этого, наверное, на выходе томики даже «мажорской версии» русского издания Made in Abyss получились не сильно дороже японских. А версия из Fix Price — даже значительно дешевле. Поэтому я прекрасно понимаю, почему так сильно пригорело у русских издателей, когда эту дешевую версию перепродавали втридорога перекупы. Но не будем о грустном.

Качеством же российского издания я в целом остался доволен. Только вот на цветной разворот в первом томе клеем капнули, из-за чего на нем даже после максимально аккуратного открытия остались пробоины. Но нам, танкистам, не привыкать. А так других дефектов на страницах и обложках я не нашел.

Ну а теперь к самому интересному — к особенностям национальной цензуры. В целом никакого зверства в российской версии не было. Сюжетные страницы вообще не пострадали. Только парочку совсем уж интересных иллюстраций на обложках пришлось убрать. Интересный факт: на внутренней обложке шестого тома голую зверололю с подробно прорисованными сосками заменили в русском издании на трапа. Тот момент, когда ты вынужден цензурить, но всё равно остаешься человеком культуры.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

И еще одна интересная история, связанная с этим томиком. Когда я вез его из Японии, был очередной виток педоистерии, и я решил от греха подальше спрятать суперобложку с... этой интересной формой руки, чтобы к томику не придрались на таможне.

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

Однако, когда я снял суперобложку, то моему взору явилась эта прекрасная иллюстрация:

Made in Abyss: об аниме, совсем чуть-чуть о манге, а также о скрытых и не очень смыслах

И я решил от греха подальше вернуть руку.

Спасибо за внимание, надеюсь, я не сильно утомил вас под конец своими офигительными историями.

#anime #аниме #manga #madeinabyss

165165
87 комментариев

я не сильно утомил вас под конец своими офигительными историями.Конечно нет. Я прочитал только последнее предложение

55

Неправильно ты, Дядя Федор, посты читаешь. Надо только заголовок читать, сосиской вверх, и сразу в комменты переходить, а ты с последнего предложения начинаешь😁

21

Любимое аниме, смотрели всей семьёй

18

Вот зумеры нынче пошли. MiA считают каким-то невероятным шок-контетом. Помнится, в нулевых народ жестил, просматривая в маршрутке Bible Black, а всей семьёй смотрели расцензуренный Кайт. У зумеров же и chii's sweet home - ШОК-КОНТЕНТ.

5

В маршрутке

1

заменили в русском издании на трапа

18

Скажу субъективное фи: как по мне, автор неоправданно использует насилие над детьми (важно подметить, что я не моралфаг) в рамках вселенной. При этом сам лор хорош, но для меня это не более чем хорошее аниме на 8/10 с теми условностями, которые лично я принять не могу даже после объяснения от фанатов.

14