Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»
Режиссёр «Девочки, покорившей время» и «Ученика чудовища» снял собственную адаптацию классической сказки. Очаровательную, но противоречивую.
Сегодня в российский прокат вышел новый полнометражный фильм Мамору Хосоды «Красавица и дракон». По словам самого режиссёра, он 30 лет мечтал снять собственную адаптацию «Красавицы и чудовища» и наконец воплотил задумку на экране.
На Каннском кинофестивале фильм получил 14 минут оваций, набрал 95% на Rotten Tomatoes и 83 балла на Metacritic. Отчасти это заслуженное признание: Хосода рассказал красивую и трогательную сказку, его мастерство с годами стало неоспоримо. Целевая аудитория (дети и подростки) будет в восторге от картины.
Но на фоне других работ Хосоды его новый фильм вызывает неоднозначные эмоции.
«Красавица и дракон» рассказывает о невзрачной японской школьнице Судзу Найто. В детстве она увлекалась музыкой и пением, но теперь не может даже в ноты попасть. Потому что одним дождливым днём мама Судзу прямо у неё на глазах кинулась в реку спасать ребёнка — и утонула. Травма от пережитого ужаса не затянулась: Судзу потеряла веру в свои силы и не может понять, почему её мать так поступила. Всё усугубляют язвительные комментарии в интернете: понять маму героини не может буквально никто, её поступку нет оправдания.
В реальном мире Судзу не замечают, ей остаётся завидовать красоте самой популярной девушки в школе и стыдливо скрывать свои чувства к возлюбленному. Но всё меняется, когда подруга предлагает Судзу зарегистрироваться в виртуальной реальности под названием U. Героиня создаёт себе аватар писаной красавицы с никнеймом Белль и наконец находит храбрость спеть во всю силу. Здесь фильм превращается в мюзикл, и с этой задачей создатели справились: слушать песни Белль в оригинале — одно удовольствие. Красивые, трогательные и сильные, они не дают усомниться в таланте героини.
Вскоре Белль свергает с престола всех виртуальных идолов, становится самой популярной певицей в матрице и начинает вести двойную жизнь. Впрочем, слава на девушку не влияет: фанаты особо не беспокоят, кабальными контрактами никто не душит, даже деньги от концертов идут на благотворительность. Это история не о бремени идола.
Всё меняется, когда виртуальный концерт Белль срывает некто под ником Дракон. Это пользователь с монструозным аватаром и гриферскими повадками: он путешествует по миру U и хаотично бьёт людей. Никакой модерации в главной метавселенной мира не существует, и пользователи берут ситуацию в свои руки. Тысячи людей пытаются сдеанонить и отменить Дракона, а местное виртуальное ополчение стремится поймать его во что бы то ни стало. И лишь одна Белль хочет достучаться до монстра, понять причины его агрессивного поведения и помочь ему всем, чем сможет.
Мамору Хосода — мастер магического реализма, ожидать от его работ научно-фантастической педантичности бессмысленно. Это развязывает режиссёру руки и позволяет изображать необычные, увлекательные миры. Скажем, в «Ученике чудовища» монстры живут в параллельном мире, где царит идиллия, потому что населяют его только чистые души — и лишь людям там не рады, ведь они несут в себе тьму.
Но когда такой же подход сочетается с развитыми технологиями, начинаешь замечать отсутствие важных нюансов. Чтобы смотреть «Красавицу и дракона», нужно уметь игнорировать всё, что мы знаем о работе соцсетей и виртуальных миров, а порой это тяжко: из погружения то и дело вырывает мысль «не верю!».
Хосода старается изобразить общение в интернете как можно ближе к действительности, но вместе с тем позволяет себе массу допущений. Например, показывает абсолютно утопичную виртуальную реальность, где люди могут делать всё что вздумается: здесь есть неограниченная PVP-механика, полноценная разрушаемость, но нет никакой модерации. При этом U не превратился в одну большую хаотичную арену. И это в мире, где люди находят способы издеваться друг над другом даже в Death Stranding, а в играх без модерации и ограничений царит весьма уникальная атмосфера.
Все эти допущения служат двум целям. Во-первых, объяснить, почему Дракон может заниматься грифингом и как другие пользователи устраивают с ним настоящую войну. Во-вторых, показать, что утопия невозможна, если в ней есть хотя бы один несчастный и обозлённый человек. В этом смысле фильм перекликается с «Учеником чудовища», только здесь поверить в магию сказки куда сложнее, а герои производят впечатление людей, которые слишком серьёзно отыгрывают роли в какой-нибудь MMO.
Отношения Белль и Дракона развиваются по лекалам диснеевского мультфильма, из которого Хосода порой цитирует целые сцены. Только вместо зачарованных слуг здесь — преданные NPC, а вместо нахального Гастона — чёрствый глава местного ополчения, который верит, что порядок в обществе невозможен без грубой силы.
Быть может, всему виной сокращения сценария, но иногда цитируемые сцены выглядят неловко и просто странно. Скажем, здесь есть знаковый момент, где Белль находит в замке Дракона розы, чем навлекает на себя его гнев. Но мы никогда не узнаем, что такого в этих розах и почему они так важны для Дракона. Это цитата ради цитаты.
Такие шероховатости сценария усугубляются всё тем же фактом, что герои просто сидят в MMO. Особенно эта проблема заметна в боевых сценах: тяжело сопереживать героям, когда на кону стоит лишь полоска здоровья. Впрочем, ближе к финалу в сценарий вводят особое оружие, способное сдеанонить пользователя, и саспенс усиливается: теперь на кону тайна личности и самой Белль. Но механика этого оружия тоже вызывает неудобные вопросы.
Может показаться, что я слишком придираюсь к сказке, но на то есть причины. Подобная проблема была у Хосоды и в «Летних войнах», однако то была комедия с нарочито абсурдными ставками для героев, а «Красавица и дракон» — куда более приземлённая и драматичная история о взрослении. К тому же, это сказка, которая затрагивает чувствительные темы вроде психических травм и издевательств родителей над детьми. Там, где «Мирай из будущего» тактично закрывал перед зрителем дверь в сколь-нибудь тяжёлые моменты, новый фильм Хосоды предлагает не отворачивать взгляд. Это настраивает на совсем другого рода историю и делает фильм контрастным, порой даже слишком.
Сцены в реальном мире не лишены юмора, Хосода всё так же остроумно иронизирует над наивностью детей и напускной умудрённостью взрослых. Типичные подростковые проблемы обычно находят смешное и милое решение — и сопровождаются экспериментами с киноязыком. Например, уморительные «войны со сплетнями» здесь обставлены как партия в глобальной стратегической игре. Но когда внимание фильма переключается на более серьёзные темы, юмор улетучивается, а краски сгущаются.
Местами «Красавица и дракон» — самое мрачное произведение автора, а в поворотной сцене сюжета фильм обличает магию дружбы, которая в фильмах Мамору Хосоды всегда воспевалась. В стремлении рассказать свою версию «Красавицы и чудовища» режиссёр чуть не снял полноценную драму о бытовом насилии, равнодушном обществе и проблемах покинутых подростков. Драму, которая могла бы переплюнуть рафинированную «Форму голоса» и заодно стать самой «взрослой» в карьере режиссёра.
Но Хосода вовремя делает шаг назад и предлагает простые ответы на сложные вопросы. Поэтому вслед за логикой виртуальной реальности напрашиваются вопросы к логике сюжета и персонажей. И чем дальше, тем больше фильм предлагает просто допустить происходящее и поверить в чудо.
И у него почти всё это в итоге получается. Если не задавать вопросы, если поверить в эту историю, она способна по-настоящему растрогать.
У «Красавицы и дракона» две кульминационные сцены — в виртуальном и реальном мире. Одна невообразимо красивая, вторая настолько же чудовищная. Обе трогают мастерской постановкой и дают прочувствовать, насколько Судзу выросла над собой, отпустила обиду и простила мать, приняла свою детскую травму. Девочка, которая стыдливо пряталась от взглядов и боялась слово сказать, раскрывается как человек, способный смотреть в лицо любым проблемам и без дрожи в голосе отстаивать свою правду.
И в её историю хочется поверить, даже если сценарий этого не вполне заслуживает, а серьёзные проблемы реального мира герои решают символическими жестами. Главное — что фильм лишний раз напоминает, как важно брать ответственность за себя и мир вокруг. И показывает, что даже один человек способен изменить мир к лучшему — если не весь, то хотя бы чей-то. Большего от сказки, пожалуй, и ждать не стоит.
«Красавица и дракон» — самое неоднозначное аниме Мамору Хосоды со времён всё тех же «Летних войн». У фильма хватает недостатков, которые в лучших работах режиссёра либо отсутствовали вовсе, либо не привлекали так много внимания. Но наряду с ними здесь есть и всё то, за что я полюбил фильмы автора. Хосода умеет влюбить зрителя в своих героев, показать их с разных, порой неожиданных сторон — и заставить болеть за них. Радоваться их победам и разделять с ними печали. К его притчам сложно остаться равнодушным, поэтому они заряжают — хотя бы на время — верой в себя и в других людей.
А этого нам всем сейчас особенно не хватает.
P.S. За прокат «Красавицы и дракона» в РФ отвечает компания «Экспонента», фильм вышел в дубляже Studio Band, песни Белль исполняет Александра Балакирева. Я смотрел фильм с субтитрами, поэтому не могу оценить дубляж.
Версия с субтитрами выйдет в ряде кинотеатров, но смотреть её порой тяжело. Титры песен и диалогов оформлены одинаковым шрифтом и цветом, они появляются друг за другом в хронологическом порядке. Из-за этого в некоторых сценах следить за ходом беседы бывает очень тяжело, если на фоне играет песня главной героини.
Понравилось
- Фирменная притча Мамору Хосоды, трогательная и эмоциональная.
- Отличная постановка и киноязык в сценах «реальности».
- Восхитительные песни главной героини.
- Приятные персонажи и атмосфера.
- Фильм не стесняется поднимать сложные темы.
Не понравилось
- Фильм стесняется честно высказываться на сложные темы.
- Тяжело закрывать глаза на допущения в устройстве виртуальной реальности, поведении героев и логике повествования.
- Трёхмерная графика и анимация объясняется сюжетом и чередуется с традиционной рисовкой, но всё равно слишком заметно уступает ей в качестве. Сцены в U порой буквально хочется перетерпеть.
- Битвы в виртуальном мире не впечатляют ни постановкой, ни визуальными находками.
- Цитаты диснеевской «Красавицы и чудовища» зачастую существуют просто так, в них нет ни нужды, ни особого смысла.
- История оставляет ощущение оборванности, будто из фильма исчезли важные сцены.
Я сейчас это прочитаю и дам оценку.
Да да, давай, разъеби его!
Чувствую себя как на экзамене.
Каков вердикт?
Да, покажи ему, насколько он неправ!!!
Я думал что это ты пост написал
Ждём разбор обзора