Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

Режиссёр «Девочки, покорившей время» и «Ученика чудовища» снял собственную адаптацию классической сказки. Очаровательную, но противоречивую.

Сегодня в российский прокат вышел новый полнометражный фильм Мамору Хосоды «Красавица и дракон». По словам самого режиссёра, он 30 лет мечтал снять собственную адаптацию «Красавицы и чудовища» и наконец воплотил задумку на экране.

На Каннском кинофестивале фильм получил 14 минут оваций, набрал 95% на Rotten Tomatoes и 83 балла на Metacritic. Отчасти это заслуженное признание: Хосода рассказал красивую и трогательную сказку, его мастерство с годами стало неоспоримо. Целевая аудитория (дети и подростки) будет в восторге от картины.

Но на фоне других работ Хосоды его новый фильм вызывает неоднозначные эмоции.

Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

«Красавица и дракон» рассказывает о невзрачной японской школьнице Судзу Найто. В детстве она увлекалась музыкой и пением, но теперь не может даже в ноты попасть. Потому что одним дождливым днём мама Судзу прямо у неё на глазах кинулась в реку спасать ребёнка — и утонула. Травма от пережитого ужаса не затянулась: Судзу потеряла веру в свои силы и не может понять, почему её мать так поступила. Всё усугубляют язвительные комментарии в интернете: понять маму героини не может буквально никто, её поступку нет оправдания.

Увидев эту сцену, вы тоже не сможете найти слов оправдания матери Судзу
Увидев эту сцену, вы тоже не сможете найти слов оправдания матери Судзу

В реальном мире Судзу не замечают, ей остаётся завидовать красоте самой популярной девушки в школе и стыдливо скрывать свои чувства к возлюбленному. Но всё меняется, когда подруга предлагает Судзу зарегистрироваться в виртуальной реальности под названием U. Героиня создаёт себе аватар писаной красавицы с никнеймом Белль и наконец находит храбрость спеть во всю силу. Здесь фильм превращается в мюзикл, и с этой задачей создатели справились: слушать песни Белль в оригинале — одно удовольствие. Красивые, трогательные и сильные, они не дают усомниться в таланте героини.

Вскоре Белль свергает с престола всех виртуальных идолов, становится самой популярной певицей в матрице и начинает вести двойную жизнь. Впрочем, слава на девушку не влияет: фанаты особо не беспокоят, кабальными контрактами никто не душит, даже деньги от концертов идут на благотворительность. Это история не о бремени идола.

Всё меняется, когда виртуальный концерт Белль срывает некто под ником Дракон. Это пользователь с монструозным аватаром и гриферскими повадками: он путешествует по миру U и хаотично бьёт людей. Никакой модерации в главной метавселенной мира не существует, и пользователи берут ситуацию в свои руки. Тысячи людей пытаются сдеанонить и отменить Дракона, а местное виртуальное ополчение стремится поймать его во что бы то ни стало. И лишь одна Белль хочет достучаться до монстра, понять причины его агрессивного поведения и помочь ему всем, чем сможет.

Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

Мамору Хосода — мастер магического реализма, ожидать от его работ научно-фантастической педантичности бессмысленно. Это развязывает режиссёру руки и позволяет изображать необычные, увлекательные миры. Скажем, в «Ученике чудовища» монстры живут в параллельном мире, где царит идиллия, потому что населяют его только чистые души — и лишь людям там не рады, ведь они несут в себе тьму.

Но когда такой же подход сочетается с развитыми технологиями, начинаешь замечать отсутствие важных нюансов. Чтобы смотреть «Красавицу и дракона», нужно уметь игнорировать всё, что мы знаем о работе соцсетей и виртуальных миров, а порой это тяжко: из погружения то и дело вырывает мысль «не верю!».

У большинства пользователей U смешные и нелепые аватары, но без перегибов в духе VRChat
У большинства пользователей U смешные и нелепые аватары, но без перегибов в духе VRChat

Хосода старается изобразить общение в интернете как можно ближе к действительности, но вместе с тем позволяет себе массу допущений. Например, показывает абсолютно утопичную виртуальную реальность, где люди могут делать всё что вздумается: здесь есть неограниченная PVP-механика, полноценная разрушаемость, но нет никакой модерации. При этом U не превратился в одну большую хаотичную арену. И это в мире, где люди находят способы издеваться друг над другом даже в Death Stranding, а в играх без модерации и ограничений царит весьма уникальная атмосфера.

Имя героини — игра слов. Судзу означает «колокольчик», поэтому девушка выбрала себе никнейм Bell (колокольчик), а уже фанаты превратили её в Белль (по-французски — красавица)
Имя героини — игра слов. Судзу означает «колокольчик», поэтому девушка выбрала себе никнейм Bell (колокольчик), а уже фанаты превратили её в Белль (по-французски — красавица)

Все эти допущения служат двум целям. Во-первых, объяснить, почему Дракон может заниматься грифингом и как другие пользователи устраивают с ним настоящую войну. Во-вторых, показать, что утопия невозможна, если в ней есть хотя бы один несчастный и обозлённый человек. В этом смысле фильм перекликается с «Учеником чудовища», только здесь поверить в магию сказки куда сложнее, а герои производят впечатление людей, которые слишком серьёзно отыгрывают роли в какой-нибудь MMO.

Отношения Белль и Дракона развиваются по лекалам диснеевского мультфильма, из которого Хосода порой цитирует целые сцены. Только вместо зачарованных слуг здесь — преданные NPC, а вместо нахального Гастона — чёрствый глава местного ополчения, который верит, что порядок в обществе невозможен без грубой силы.

Быть может, всему виной сокращения сценария, но иногда цитируемые сцены выглядят неловко и просто странно. Скажем, здесь есть знаковый момент, где Белль находит в замке Дракона розы, чем навлекает на себя его гнев. Но мы никогда не узнаем, что такого в этих розах и почему они так важны для Дракона. Это цитата ради цитаты.

Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

Такие шероховатости сценария усугубляются всё тем же фактом, что герои просто сидят в MMO. Особенно эта проблема заметна в боевых сценах: тяжело сопереживать героям, когда на кону стоит лишь полоска здоровья. Впрочем, ближе к финалу в сценарий вводят особое оружие, способное сдеанонить пользователя, и саспенс усиливается: теперь на кону тайна личности и самой Белль. Но механика этого оружия тоже вызывает неудобные вопросы.

Может показаться, что я слишком придираюсь к сказке, но на то есть причины. Подобная проблема была у Хосоды и в «Летних войнах», однако то была комедия с нарочито абсурдными ставками для героев, а «Красавица и дракон» — куда более приземлённая и драматичная история о взрослении. К тому же, это сказка, которая затрагивает чувствительные темы вроде психических травм и издевательств родителей над детьми. Там, где «Мирай из будущего» тактично закрывал перед зрителем дверь в сколь-нибудь тяжёлые моменты, новый фильм Хосоды предлагает не отворачивать взгляд. Это настраивает на совсем другого рода историю и делает фильм контрастным, порой даже слишком.

Сцены в реальном мире не лишены юмора, Хосода всё так же остроумно иронизирует над наивностью детей и напускной умудрённостью взрослых. Типичные подростковые проблемы обычно находят смешное и милое решение — и сопровождаются экспериментами с киноязыком. Например, уморительные «войны со сплетнями» здесь обставлены как партия в глобальной стратегической игре. Но когда внимание фильма переключается на более серьёзные темы, юмор улетучивается, а краски сгущаются.

Сцены в реальности на порядок красивее и атмосфернее, а на саму Судзу смотреть куда приятнее, чем на её кукольный аватар
Сцены в реальности на порядок красивее и атмосфернее, а на саму Судзу смотреть куда приятнее, чем на её кукольный аватар

Местами «Красавица и дракон» — самое мрачное произведение автора, а в поворотной сцене сюжета фильм обличает магию дружбы, которая в фильмах Мамору Хосоды всегда воспевалась. В стремлении рассказать свою версию «Красавицы и чудовища» режиссёр чуть не снял полноценную драму о бытовом насилии, равнодушном обществе и проблемах покинутых подростков. Драму, которая могла бы переплюнуть рафинированную «Форму голоса» и заодно стать самой «взрослой» в карьере режиссёра.

Но Хосода вовремя делает шаг назад и предлагает простые ответы на сложные вопросы. Поэтому вслед за логикой виртуальной реальности напрашиваются вопросы к логике сюжета и персонажей. И чем дальше, тем больше фильм предлагает просто допустить происходящее и поверить в чудо.

И у него почти всё это в итоге получается. Если не задавать вопросы, если поверить в эту историю, она способна по-настоящему растрогать.

Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

У «Красавицы и дракона» две кульминационные сцены — в виртуальном и реальном мире. Одна невообразимо красивая, вторая настолько же чудовищная. Обе трогают мастерской постановкой и дают прочувствовать, насколько Судзу выросла над собой, отпустила обиду и простила мать, приняла свою детскую травму. Девочка, которая стыдливо пряталась от взглядов и боялась слово сказать, раскрывается как человек, способный смотреть в лицо любым проблемам и без дрожи в голосе отстаивать свою правду.

И в её историю хочется поверить, даже если сценарий этого не вполне заслуживает, а серьёзные проблемы реального мира герои решают символическими жестами. Главное — что фильм лишний раз напоминает, как важно брать ответственность за себя и мир вокруг. И показывает, что даже один человек способен изменить мир к лучшему — если не весь, то хотя бы чей-то. Большего от сказки, пожалуй, и ждать не стоит.

«Красавица и дракон» — самое неоднозначное аниме Мамору Хосоды со времён всё тех же «Летних войн». У фильма хватает недостатков, которые в лучших работах режиссёра либо отсутствовали вовсе, либо не привлекали так много внимания. Но наряду с ними здесь есть и всё то, за что я полюбил фильмы автора. Хосода умеет влюбить зрителя в своих героев, показать их с разных, порой неожиданных сторон — и заставить болеть за них. Радоваться их победам и разделять с ними печали. К его притчам сложно остаться равнодушным, поэтому они заряжают — хотя бы на время — верой в себя и в других людей.

А этого нам всем сейчас особенно не хватает.

Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»

P.S. За прокат «Красавицы и дракона» в РФ отвечает компания «Экспонента», фильм вышел в дубляже Studio Band, песни Белль исполняет Александра Балакирева. Я смотрел фильм с субтитрами, поэтому не могу оценить дубляж.

Версия с субтитрами выйдет в ряде кинотеатров, но смотреть её порой тяжело. Титры песен и диалогов оформлены одинаковым шрифтом и цветом, они появляются друг за другом в хронологическом порядке. Из-за этого в некоторых сценах следить за ходом беседы бывает очень тяжело, если на фоне играет песня главной героини.

Понравилось

  • Фирменная притча Мамору Хосоды, трогательная и эмоциональная.
  • Отличная постановка и киноязык в сценах «реальности».
  • Восхитительные песни главной героини.
  • Приятные персонажи и атмосфера.
  • Фильм не стесняется поднимать сложные темы.

Не понравилось

  • Фильм стесняется честно высказываться на сложные темы.
  • Тяжело закрывать глаза на допущения в устройстве виртуальной реальности, поведении героев и логике повествования.
  • Трёхмерная графика и анимация объясняется сюжетом и чередуется с традиционной рисовкой, но всё равно слишком заметно уступает ей в качестве. Сцены в U порой буквально хочется перетерпеть.
  • Битвы в виртуальном мире не впечатляют ни постановкой, ни визуальными находками.
  • Цитаты диснеевской «Красавицы и чудовища» зачастую существуют просто так, в них нет ни нужды, ни особого смысла.
  • История оставляет ощущение оборванности, будто из фильма исчезли важные сцены.
Взрослые вопросы, детские ответы: обзор аниме Мамору Хосоды «Красавица и дракон»
160160
124 комментария

Я сейчас это прочитаю и дам оценку.

29
Ответить

Да да, давай, разъеби его!

20
Ответить

Чувствую себя как на экзамене.

6
Ответить

Каков вердикт?

4
Ответить

Да, покажи ему, насколько он неправ!!!

3
Ответить

Я думал что это ты пост написал

1
Ответить

Ждём разбор обзора

Ответить