Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

В конце апреля студия инди-разработки GameBox запускает конкурс Game Jam Lvl 1 для разработчиков, гейм-дизайнеров, художников и всех тех, кто горит желанием делать крутые игры. Победители получат денежные призы, а также помощь с доведением прототипов до релиза. В преддверии конкурса предлагаем вспомнить пять популярных и коммерчески успешных игр, которые появились на джемах.

Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

Superhot

Superhot — это шутер от первого лица, который каким-то непостижимым образом объединяет полные противоположности. С одной стороны, мы имеем традиционный для FPS быстрый и наполненный экшеном геймплей, а с другой — неторопливое и вдумчивое продумывание тактики, что куда уместнее обычно смотрится в пошаговых стратегиях. Как этого удалось добиться? Одной простой механикой — время в игре движется только тогда, когда движется герой.

Игра была создана в рамках геймджема 7 Day FPS Challenge, во время которого даётся ровно неделя на разработку игры от первого лица. Геймплейным вдохновением для тайтла послужила Time4Cat, в которой пользователи управляют котом и уворачиваются от прохожих. Последние при этом движутся только одновременно с протагонистом. Общий стиль, динамику и атмосферу авторы Superhot «позаимствовали» у клипа российской группы Biting Elbows на песню Bad Motherfucker.

Спустя 30 месяцев разработки прототип оброс различным контентом и вышел в Steam. При этом приятно отметить, что, несмотря на все изменения, игра сумела дойти до релиза, сохранив дух геймджем-проекта. В центре находится незаезженная и гениальная в своей простоте идея, а всё остальное работает ради неё. Графика, к примеру, осталась крайне минималистичной и по сути трёхцветной: чёрным выделен герой и полезные предметы, красным — враги, а неприметным белым — окружение.

Увлекательный и свежий геймплей, рождённый во время брейншторма на геймджеме, привлёк солидное внимание к игре ещё в процессе производства. Краудфандинговая кампания шутера собрала более $250 тыс. при запрошенных $100 тыс. Об успехе говорят и продажи. Общий тираж Superhot за первые три года превысил 2 млн копий, из которых 800 тыс. пришлись на версию для виртуальной реальности.

Baba is You

Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

Геймджем — это развлечение. Геймджем — это тренировка. Геймджем — это стартовая площадка для создания лучшей инди-игры года. Что из этого будет правдой, решать только вам (вообще-то, ещё миллиону факторов, но в основном вам). Менять правила и смотреть под новым углом на привычные вещи — это то, что лежит в основе подобных ивентов, а также игры Baba is You и её прототипа, разумеется.

«Главная тема Nordic Game Jam 2017 была обозначена словами „Не там“, что заставило меня задуматься о логическом операторе „не“. Незадолго до джема я играл во множество разных головоломок (Jelly no Puzzle, Recursed, Stephen's Sausage Roll, Snakebird, Corrypt и другие). Думаю, именно идеи, почерпнутые из этих игр, в совокупности с концептом логического оператора создали у меня в голове картину того, как кто-то двигает слова, чтобы создавать правила».

Арви Hempuli Тейкари, создатель игры Baba is You. Источник: интервью изданию Gamasutra (Game Developer)

Baba is You — это головоломка, в которой игрок управляет существом по имени Баба. Главная фишка тайтла в том, что правила и условия прохождения уровней могут меняться пользователем. К примеру, если убрать из фразы Wall is Stop («Стена — это стоп») слово Stop, то стены больше не смогут останавливать игрока. И абсолютно так же можно сделать, чтобы герой тонул в дверях, а не в воде, или сделать условием победы достижение камня, а не изначального флага.

Данные о продажах Baba is You ещё не публиковались. Однако можно с уверенностью утверждать, что она добилась успеха как минимум в Steam. Игра вошла в список самых продаваемых новинок цифрового магазина Valve за март 2019 года. Для сравнения: в одном топе с ней присутствуют такие хиты, как Devil May Cry 5, Sekiro: Shadows Die Twice и Tropico 6.

Celeste

Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

Какими бы замечательными прототипами ни были работы участников геймджемов, все понимают, что это лишь наброски. Настоящего успеха достигают их модернизированные или даже полностью переработанные вариации, на которые тратятся месяцы и годы труда. Celeste в этом плане не исключение, но есть у неё одна особенность: первоначальная бесплатная версия тайтла обзавелась своей собственной фан-базой.

Первая версия Celeste, которая сейчас носит название Celeste Classic, была создана в 2015 году Ноэлем Берри и Мэттом Торсоном всего за четыре дня и до сих пор доступна для игры. Она была предназначена для виртуальной машины PICO-8, которая имитирует консоли 1980-х и позволяет создавать ретротайтлы. После получения положительных отзывов дуэт геймдизайнеров решил расширить команду и продолжить работу над концептом, но уже с большим масштабом и меньшими ограничениями.

Celeste Classic быстро нашла свою аудиторию и впоследствии даже засветилась на популярном фестивале спидраннеров Summer Games Done Quick 2016. На момент публикации материала на портале Speedrun официально зарегистрированы сотни скоростных прохождений Celeste Classic, при этом новые записи появляются постоянно, несмотря на солидный для такой небольшой игры возраст.

Релиз полноценной версии Celeste состоялся в январе 2018-го. И уже к декабрю того же года тираж платформера превысил отметку в 500 тыс. копий. Более разработчики не делились информацией о продажах, однако предполагается, что только в Steam насчитывается около 2 млн владельцев тайтла. Это вполне соответствует стабильно растущему онлайну игры на площадке Valve. Пиковые 4 тыс. одновременно играющих пользователей были зафиксированы чуть больше месяца назад — в середине марта 2023-го.

Inscryption

Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

Иногда прототипы с геймджемов почти не отличаются от финальных игр. Да, они становятся больше, красивее, разнообразнее, но в целом сохраняют свою суть. К примеру, шутер от первого лица им и останется. А вот случай Inscryption не укладывается в эти рамки. Впрочем, игра в принципе не укладывается в большинство известных рамок, в чём и заключается её очарование.

Идея Inscryption возникла у её создателя Дэниела Маллинса во время 43-го геймджема Ludum Dare, который проходил в декабре 2018 года. За 48 часов участникам предлагалось сделать прототип игры на тему «Необходимо принести жертвы». Вдохновившись Magic: The Gathering, Маллинс начал обдумывать механику, которая позволяла бы разыгрывать карты, жертвуя другими. Затем ему пришла в голову идея выйти за пределы карточного поля и жертвовать частями тела главного героя. Так появилась Sacrifices Must Be Made.

Sacrifices Must Be Made не выиграла в конкурсе, как и Pony Island, с которой Маллинс участвовал в Ludum Dare за несколько лет до этого. Однако данный факт не помешал обеим играм привлечь к себе внимание и в итоге превратиться в коммерчески успешные проекты. Именно интерес пользователей подстегнул разработчика продолжить работу над Sacrifices Must Be Made и превратить её в Inscryption. Сначала он собирался сделать антологию, но затем придумал, как объединить в одном флаконе разные задумки. Так и появилась карточная игра с элементами roguelike и хоррора, которая в итоге оказывается не совсем той, какой предстаёт на первый взгляд.

Менее трёх лет понадобилось Маллинсу, чтобы довести идею с геймджема до полноценного релиза. Игра вышла в Steam в октябре 2021 года, а уже в начале января 2022-го издательство Devolver Digital отчиталось о миллионе проданных копий. Впоследствии тайтл был портирован на консоли PlayStation, Xbox и Switch.

Goat Simulator

Пять хитовых игр, созданных на геймджемах

Если вам кажется, что геймджемы — это исключительно серьёзные конкурсы, которые проводят серьёзные компании, с серьёзными правилами и серьёзными кураторами, которые ни за что не позволят, например, написать слово «серьёзный» пять раз в одном предложении, то вы ошибаетесь. Суть подобных ивентов прежде всего во взрыве креативных и оригинальных идей, которые претворяются в жизнь по горячим следам. Поэтому геймджемы — популярный вид тренингов в видеоигровых компаниях.

В начале 2014 года студия Coffee Stain как раз закончила трудиться над сезонным пропуском для Sanctum 2. Большинство опытных разработчиков уже было занято новым проектом, не у дел остались новички. Чтобы познакомить их с Unreal Engine 3, а также найти новые идеи, руководство организовало корпоративный геймджем. Так на свет появилась Goat Simulator.

Как рассказывал автор идеи и ведущий разработчик Goat Simulator Армин Ибрисагич, найти напарников было очень сложно — у всех были задумки для глубоко проработанных сложных RPG или высокохудожественных нарративных приключений. Никто не хотел заниматься чем-то настолько глупым, как игра про козла, тем более что всё описание проекта состояло из фразы «Козлы забавные». Однако Ибрисагич не бросал затею, добавляя к ней детали и формируя более конкретный концепт: «Это как симулятор скейтбординга, но вместо скейтбордистов — козёл, а вместо трюков — разрушение».

В итоге Ибрисагич набрал достаточно поддержки, чтобы за несколько недель выпустить альфа-версию и показать её на YouTube. Ролик быстро собрал больше просмотров, чем все предыдущие видео Coffee Stain, вместе взятые. Разработчикам начали поступать многочисленные запросы от СМИ и простых геймеров, хотя в описании ролика было прямо написано, что это шутка и игры на самом деле нет.

Внезапная популярность Goat Simulator заставила Coffee Stain изменить планы. Потратив пару месяцев и намеренно устранив только самые критические баги, 1 апреля 2014 года студия выпустила игру в Steam, хотя вообще сомневалась, что контроль качества её пропустит. Представителям Valve пришлось уверить разработчиков, что один из их менеджеров так фанатеет от Goat Simulator, что теперь одевается только в костюм козла.

К августу 2014-го тираж Goat Simulator превысил миллион копий, а по состоянию на январь 2015-го было продано 2,5 млн копий, из которых миллион пришёлся на iOS. В 2016 году разработчики поделились, что шутка с геймджема принесла им $12 млн, притом что модель козла была куплена на распродаже всего за $20.

Начать свой путь к созданию будущего шедевра вы сможете уже 29 апреля на конкурсе Game Jam Lvl 1 от студии GameBox. На разработку игрового прототипа дается неделя. Конкурс пройдёт полностью в онлайне: от подачи заявки до формирования команд и работы над билдом на базе Discord. Участвовать можно как в пати, так и соло. Если ищете тиммейта — команду найти помогут. Проекты будут оценивать основатель студии Ice Pick Lodge Николай Дыбовский, директор по маркетингу в Pride Games Studio Даниил Хрипко, инди-разработчик Слава Грис, руководитель GameBox Владислав Борец, руководитель направления «Игры» в Skillbox Денис Татьянкин и другие эксперты.

3232
5 комментариев

База, ахуенные игры

3

Комментарий недоступен

2

Да уж, тяжелые времена для ПДФ, раз они сюда ХVZov, Шитбокс и других инфоциган опять пустили...

Fortnite забыли. Он тоже изначально из геймджема вышел