Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

По сути это продолжение статьи Вкус настоящего безумия | Ретроспектива Jets'n'Guns, в которой мы рассматривали первую часть. Но в целом, если вы её пропустили, то ничего страшного не случится. В этот раз мы обратим свой взор на продолжение скролл-шутера Jets'n'Guns, которое вышло в 2020 году.

Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2
Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

Мне хотелось бы верить, что вы читали первую статью, но... что-то мне подсказывает что часть её минует, а значит лучше бы мне хотя бы вкратце ввести вас в то «что такое JnG».

Jets'n'Guns — 2D скролл-шутер в сеттинге будущего, где человечество занялось экспансией космоса, разбежавшись по планетам со своими интересами. Пока альянсы ведут бесконечные сражения, просторы космоса бороздят пираты, насекомоподобные инопланетяне и другие безумные люди. Ваша же цель — собрать себе мощнейший корабль для аннигиляции всего, что станет у вас на пути. Снарядитесь пулемётами, лазерами и иными видами пушек, бомбами, ракетами, прокачайте броню и охладительную систему, заключите партнёрскую программу с Carnage TV и транслируйте свои злоключения в прямом эфире на всю галактику!

По истории разработки. Наверное всё, что я мог сказать, я уже говорил. И даже мои вопросы к продюсеру игры, Павлу, не дали особого результата. Jets'n'Guns, как и другие игры, выходящие из под пера чешской студии Rake in Grass, — это «гаражные» проекты, собранные небольшой, но очень дружной командой. Демка первой части появилась в 2004, а тестирование второй части началось непосредственно в 2018. Я, взяв её в паке за пару долларов, был приятно удивлён продолжению, которого не ожидал. Но табличка раннего доступа слегка пугала меня. Сколько проектов навеки застряли на этом этапе, а сколько выбралось из него, так ничего и не изменив.

Трейлер. Довольно интересно сравнить его с трейлером первой части, он кстати есть в первой статье :)

Наконец в 2020 выходит финальный билд игры. Однако, перед тем как переходить к разбору...я же ведь до сих пор не поведал вам то, чем же так хороша была первая часть. А первая часть была прекрасна своей смесью безумия грязного космического будущего, идиотских шуток и крутой электронной рок музыки. Авторская свобода мысли чувствовалась в каждом уровне этого хардкорного скролл-шутера. Не думаю, что разработчики особо останавливались, когда им в голову приходила очередная бредовая идея: босс в виде стиральной машины, космическая фабрика в виде пивного куба с системой защиты из пивных бутылок, био-фашисты вперемешку с пиратами-рокерами. Но первая часть могла даже на самом лёгком уровне сложности задать жару неопытному игроку. Хардкорность в скролл-шутерах — всё по канону.

Несмотря на то, что первая часть не взлетела в мировые топы, она задала неплохую планку для продолжения: удержать динамику, стиль и, что не менее важно, звучание. Давайте же перейдём непосредственно к разбору того, что мы в итоге получили на релизе.

Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

Первые впечатления — это самый главный фактор, который может сильно повлиять на итоговую оценку. И мои первые впечатления были крайне приятными: когда ты вновь заходишь в меню магазина, твои уши ласкает обновленная музыкальная тема, которая так полюбилась ещё в первой части, а твои глаза смотрят на приятную картинку. Играют на ностальгии? И делают верно. На месте Machinae Supremacy сложно представить другую группу, поэтому их приобщение к разработке было важным шагом. Написав новую пачку достойных саундтреков, MS помогает задать нужный темп игре. Смогли ли они повторить свой успех первой части? Однозначно — да. Некоторые треки цепляют и врезаются в память и их можно достойно держать у себя в плейлисте. Чего только стоит Space Force Majeure, Exhaust Wipe и, конечно же, закрывающая тема.

Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

Как и в предыдущей части, у нас есть возможность снабдить свой кораблик 3 орудиями спереди, одним сзади, ракетами и бомбами. Из нововведений: разработчики добавили слоты под активные устройства, всего два слота. Некоторые из них потребляют «антиматерию» — ресурс, который выпадает из врагов, контейнеров или зданий. Как пример, активные устройства: увеличивают урон по врагам, включают щитовой барьер, лечат, замедляют время, экстренно охлаждают корабль. (Перегрев корабля — одна из основных механик игры. У пушек нет патронов, но есть перегрев, который не позволит продолжить стрельбу пока орудия не остынут). Также подвезли новых интересных пассивных устройств: всяческие охлаждения, щиты и броня, вместе с их повышенной регенерацией, дублирование выброшенных бомб, а также различные апгрейды для дронов. Ну и полюбившийся Carnage TV, куда без него!

Также внимательный глаз мог заметить слоты перед пушками — это слоты для усилителей. Ещё одно нововведение в геймплее. Усилители наделяют пушки полезными свойствами: нанесение периодического урона, вампиризм, автонаводка и т.д. Особенно хорошо выглядит устройство, повышающее урон до самой мощной пушки на борту, таким образом расширяя ваш арсенал. Механики скаллирования DPS в игре нет, он остаётся постоянным у пушек на протяжении всей игры. Проходя игру дальше, вы будете открывать новое, более мощное вооружение, как и девайсы. На первых миссиях у вас будет не особо богатый выбор, хотя и денег у вас также будет немного.

В общем разнообразии пушек создатели явно не поскупились: от лазеров и пулемётов, до дронов и артиллерийских пушек. Между собой вооружение отличается по нагреву, темпу стрельбы, урону, а также траектории и радиусу снарядов. Многообразие стволов и девайсов создаёт свободное пространство для ваших задумок и тактик, позволяя получать интересные комбинации разной эффективности.

Сравнение пушек из первой и второй части.

Вместо различных кораблей, разработчики решили ввести кастомизацию для одного корабля. По лучшим заветам современных ААА игр, вам предлагают выбрать тип тела...ладно, шучу, корабля, а также нос, крылья, их положение, цвет испускаемого огня и раскраску. В предыдущей части различные корабли помимо уникальных девайсов также отличались разным количеством слотов под оружие — я бы не сказал, что это было удобно. Считать это упущением я бы не стал, ведь вариативность не сильно пострадала. Соберёте вы себе бронепоезд или же стеклянную пушку — всегда зависит только от вас.

Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

Как-то мы засиделись в хабе, пора бы уже и в пылу сражений побывать! Интерфейс не чувствуется перегруженным, на панели только необходимые индикаторы. Сразу становится заметно, что цветовая гамма слегка изменилась, освещение стало ярче, а цветовая палитра расширилась. Однако в серьезных перепалках вся эта красота перекрывает собой важные элементы на карте, затрудняя ориентирование.

Геймплейно игра тоже старается как-то освежиться. Уровни отличаются по своей динамике и, как и раньше, требуют персонального подхода. Особенно хорошо последнее чувствуется на высоком уровне сложности. Хотя нельзя не заметить, что игра стала на порядок легче: из врагов выпадают щиты, восстанавливающие, пусть и не так много, брони, антиматерия и охлаждающие кубики льда, сами уровни стали короче, да и противники «подобрели». Но как только вы перейдёте на «хардкор», режим с одной жизнью, игра вновь оживает, заставляя вас проводить планирование перед каждым уровнем: подбирать вооружение и тактику.

Игра наполнена как новыми, так и старыми противниками, добавленными скорее как дань памяти первой части. К сожалению, игра в целом ощущается как «дань памяти» JnG Gold, но об этом позже. Боссы в игре разнообразны и не так просты. Но разработчики, увлекаясь попытками отыскать новый геймплей в старой формуле скролл-шутеров, слишком заигрались с пространством. Иногда ваш корабль может зажать к краю, вражеским судном или строениями, и считайте, что это ваша могила.

В остальном же, баталии приносят море удовольствия, взорвать можно абсолютно всё, а летящие во все стороны обломки внесут ещё больше хаоса и разрушений! Драйв некоторых миссий и напряженность перестрелок — вот за что всегда и любили JnG. Ну ещё и юмор, а куда же без него! За 14 лет кажется, что ребята ничуть не повзрослели, в хорошем смысле. Помимо банальных шуток, запрятанных на уровнях, в ачивках, в предметах, да чёрт возьми везде, в игре нашлось и место отсылкам.

Я стою выше тебя!
Я стою выше тебя!

Как и предшественница, JnG 2 настроена на неоднократное перепрохождение. Одолев финального босса, вам предлагают остаться или же начать «новую игру +», всё снаряжение остаётся у вас на борту. Эндгейм ощущается всё также спорно, пускай сложность и повышена, но особых хлопот вам не привносят. На вашей посудине лучшее снаряжение, а впереди враги с чуть поднятыми параметрами, но это всё только поначалу. Чем дальше, тем становится сложнее. У врагов появляются щиты, на уровень добавляются мины и барьеры, боссы получают апгрейды. Разнообразия добавляет оружие, которое открывается в магазине, одно прохождение вам явно всего не покажет. Урон становится весьма серьезным и в некоторых случаях хватает лишь пары попаданий по вашему кораблю, чтобы тот развалился на части.

В своих обзорах я люблю первым делом уделять место истории создания, атмосфере и сюжету, чтобы получше проникнуться игрой. В этот раз было точно также... или почти. Сюжет — это главная причина, по которой я твёрдо назову Jets'n'Guns 2 «данью памяти» оригиналу. По сюжету, мы вновь предстаём в лице космического агента, спасающего вселенную. Перед нами предстают старые, но не добрые, враги и локации, тут и там мелькают знакомые названия. Злодеи, как и герой, обезличены, у каждого из них свои абсолютные цели: спасти или поработить вселенную. А помните крутые комиксы, которые шли с каждой новой миссией? Ну если не помните, можете заглянуть сюда. Так вот во второй части даже намёка на подобное нет. Весь сюжет рассказывается в маленьком окошке описания локации. И те, кто читал первую статью, вспомнят, что я говорил о том, что в подобных играх сюжет обычно и существует в такой необязательной форме. Однако этого нельзя сказать про JnG. Он отлично справлялся со своей задачей в плане геймплея, являясь динамичным и сложным экшеном, и в плане сюжета. Он был карикатурой на фильмы про героев, спасающих всё живое во вселенной. С огорчением скажу, что подобного вторая часть не принесла.

Хотя с другой стороны, именно как килл-тайм скролл-шутер, заточенный под сбор ачивок, накопление очков и иных достижений, JnG 2 явно лучше предшественницы. Наконец завезли возможность выбора уровня, куча всяких запрятанных секретов, в том числе и секретные уровни, куча сложных ачивок, которые так любят закрывать манчкины, кооператив, ну и глобальный рейтинг персонажей. Всё это вместе делает JnG 2 отличной игрой после тяжелого рабочего дня. Местами она стала легче, уровни короче, но удовольствия и драйва приносит не меньше — это ли не главное?

Послевкусие безумия | Jets'n'Guns 2

Наконец подведу итог. Итог долгого анализа двух частей Jets'n'Guns. Разработчики из Чехии подарили нам шикарные игры, в которых каждый находил что-то своё. Rake in Grass познакомили нас с шикарной рок группой Machinae Supremacy, пускай заставляли понервничать и позлиться на тяжёлых уровнях, но в итоге дарили нам кучу положительных эмоций, за что им хочется сказать огромное спасибо, а лучшей благодарностью со стороны игроков будет помнить и время от времени запускать полюбившиеся игры. Jets'n'Guns стал настоящей классикой скролл-шутеров, вобрав в себя не только характерный и отлично созданный геймлпей, но и хороший саркастический сюжет. Вторая часть смогла освежить серию, подарив ей новый облик, но хотелось бы видеть в продолжении больше смелости разработчиков: сиквел привнёс слишком мало нового и, к сожалению, растерял в сюжете. Хотя возможно ресурсы не позволили добиться других результатов.

Данную серию статей хотелось бы посвятить Франтишеку Хмелару «Undead'y», который покинул нас 25 ноября 2020. Франтишек был главным художником, юмористическим вдохновителем и сооснователем RiG. Символично было бы выпустить статью именно 25 ноября, но тут как раз идёт распродажа чешских видеоигр в стиме, я считаю — это отличный повод для популяризации игры. Так что налетайте.

Я же благодарю вас за прочтение! Не забывайте делиться мнением в комментариях и подписываться, авторам это крайне важно. Не болейте, а то вот уже холода всё ближе и ближе.

4040
20 комментариев

Вторая часть как-то совсем не зашла, музыки в игре совсем не прочувствовал, даже не знаю почему, показалось что вообще другие люди писали, в то время как темы оригинальной Jets'n'Guns все еще в памяти. Да и очень "вторичный" геймплей тоже как-то не помогает. Может сказывалось то, что я первую не так чтобы очень давно на Switch перепроходил в очередной раз (что первая, что вторая действительно хорошо на эту консоль заходят, именно для таких незамысловатых развлечений NS и годится), но вторую я чет даже до конца не прошел. Может как-нибудь, когда первая часть опять несколько подзабудется, стоит дать игре еще один шанс, но на релизе как-то совсем не пошло.

5

Музыку я кстати тоже распробовал только при отдельном прослушивании. Возможно предустановленные настройки громкости на даёт ей насладиться из-за слишком громких эффектов. А вот финальная тема зашла сразу же. После чего решил прослушать и другие отдельно.

1

Стоит ещё Silent Sector от них же упомянуть. В своём жанре весьма приличная.

2

Трейлер выглядит как синтез обычного и аркадного режимов Космических Рейнджеров, особенно как груз вываливается и выглядит - прям вообще один в один, но смотрится интересно, я б даже взял на Switch

Да, последний их релиз. Но я к нему не притрагивался, так что сказать ничего не могу, а оценки в Стиме разнятся.

С MaSu познакомился благодаря этой игре, чему только рад (жаль они затихли).
А вторая часть какая-то пресная. Красивая, но пресная и очень короткая.

2

Чего затихли, последний релиз ремикса на Empire of Steel был летом, при чем весьма добротный.