RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Не только качественное продолжение, но и первая отличная игра в жанре за много лет.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Признаться честно, веры в четвёртую часть Age of Empires у меня особо не было. Делали продолжение внутренние команды World’s Edge (авторы ремастеров первых двух частей) и Relic, которые уже «отличились» Dawn of War III и неоднозначной Company of Heroes II.

Про саму игру забыли сразу же после анонса, а перед релизом толком не показывали — запомнилась разве что документалка про требушет вместо нормальной демонстрации игры. И то скорее из-за своей неуместности, так как показывали её на игровой презентации, а не где-то в социальных сетях.

Когда же об Age of Empires IV начала появляться хоть какая-то информация вроде трейлеров и описаний механик, возник резонный вопрос — это что, Age of Empires II? Опять тот же сеттинг средневековья, те же механики и идеи. Будто разработчики делают не новую часть, а мягкий перезапуск или вовсе ремейк в духе «Казаков 3».

Можно сколько угодно ругать Age of Empires III, которая была слишком не похожа на каноны серии, но по крайней мере в ней были свежие и новые идеи. А тут нам, по сути, собирались продать игру 20-летней давности с новой графикой.

И должен сказать, Relic с Microsoft провалились. Но не в плане геймдизайна, а в плане рекламной кампании. Вы никогда не догадаетесь об этом по промо-материалам, но Age of Empires IV оказалась достойным продолжением, заявкой на лучшую игру в серии и первой хорошей классической RTS со времён StarCraft II.

Смешались кони, люди

Стоит сразу начать с громкого тезиса. Age of Empires IV — это практически идеальная игра для фанатов любой части серии: разработчики смогли найти подход и к поклонникам второй, и к любителям третьей частей.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Основные механики взяты напрямую из второй части: смесь градостроения и упрощённой Civilization в реальном времени с четырьмя эпохами развития («тёмные века», феодальная эпоха, замковая эпоха, империальная эпоха), неспешный сбор еды, дерева, камня и золота. Разведка и сбор овечек скаутами, обращающие в свою веру врагов монахи и порох как главное оружие поздней стадии матча.

Но при этом знакомую формулу подружили с огромным количеством идей Age of Empires III. Перед переходом в следующую эпоху вы выбираете один из двух бонусов на манер богов из Age of Mythology и губернаторов из Age of Empires III. В четвёртой части это достопримечательности, через постройку которых вы переходите в новую эпоху. Известные соборы, замки и просто знаменитые здания из истории той или иной нации.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Одним из условий победы в матче стал захват ключевых точек, святилищ — аналогов торговых постов из третьей части, которые разве что не приносят выбранный вами ресурс. Их могут захватывать только священники-монахи, а вот отвоевать — любой юнит.

Лучшая фраза, которой можно описать геймплей Age of Empires IV — это та Age of Empires III, которая на самом деле должна была выйти в 2005 году. Кардинально новых идей в новой части мало: разработчики просто куда более грамотно реализовали всё то, что Ensemble в своё время придумала в Age of Empires III.

Монголы с их переносной базой — отголосок азиатских династий из Age of Empires III с переносными рисовыми полями и скандинавов из Age of Mythology. У осадных орудий теперь два состояния — движение и стрельба, как и у пушек в Age of Empires III. Ставка на отличия, а не на количество наций — тоже идея тройки. К слову, на релизе их столько же, сколько и в Age of Empires III без дополнений — восемь.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Единственная по-настоящему новая идея — это переосмысление осад. Теперь юниты могут залезать на стены и вести с них огонь, а артиллерийские орудия стреляют медленно. Но зато так мощно, что никакая крепость не спасёт от камней требушетов и тем более огня бомбард.

Тем, какие стены доступны той или иной нации, строго определяется её тип и темп геймплея. Европейцы могут позволить себе отсиживаться в бастионе, пока враг не догадается до осадных орудий, а вот Руси и монголам придётся быстро соображать — они каменные стены строить не умеют и всегда под угрозой атаки.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Ещё новой идеей можно считать лес, в котором враг не видит ваших юнитов. Однако её я встретил лишь в сюжетной кампании — на обычных картах она почти не реализована. Неизвестно, будет ли толк от зарослей в мультиплеере.

Сила Age of Empires IV в том, что в ней все новые концепты и идеи, показавшиеся игрокам чуждыми в третьей части, куда удачнее вписаны в старую формулу. В своём сердце четвёртая часть — Age of Empires II, будь то темп, баланс, механики или даже ощущения от геймплея. Отличия разве что совсем минимальные: дома дают десять единиц населения вместо пяти, торговать теперь можно с нейтральными рынками на карте, а стрелы лучников всегда попадают во врага — уклониться от них уже нельзя.

В Age of Empires IV масса нововведений, но все они кажутся привычными и быстро схватываются, потому что в основе геймдизайна лежат фундаментальные правила всей серии, неподчинение которым и перевело Age of Empires III в ранг спорной части.

Стороны конфликта

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Фракций в Age of Empires IV всего восемь на релизе. Однако они сильно отличаются друг от друга, тогда как в Age of Empires II разница заключается лишь в некоторых бонусах и уникальном юните.

Англия, Франция и Священная Римская империя примерно похожи — это европейские нации с уклоном в строительство замков и сильную экономику. У англичан хорошая ранняя игра за счёт мощных лучников и бонуса к добыче еды. У французов — дешевле экономические улучшения, лучше кавалерия, уникальные пушки и возможность выбирать, какой ресурс будут привозить купцы с рынков, тогда как остальные фракции получают за торговлю только золото.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Священная Римская империя полагается на тяжёлую пехоту и ландскнехтов, здания в пределах зоны действия городского центра чинятся сами, а её монахи способны ускорять работу крестьян. В остальном — европейские страны почти одинаковы и работают, как точка входа в геймплей.

Куда как интереснее другие нации, потому как им достались по-настоящему уникальные механики. Самой интересной мне показалась Русь. Она не может строить каменные укрепления (разве что только в сюжетной кампании), но может зарабатывать деньги за счёт забоя животных и постройки охотничьих хижин. Убийство зверей приносит деньги, так как славяне торгуют пушниной. Если поймать достаточно дичи на карте — рабочие получат перманентный бонус к сбору ресурсов.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Охотничьи хижины приносят доход сами по себе, если в их зоне действия есть лес. То есть можно застроить всю карту домами и получать золото из воздуха. Из-за этого геймплей славян превращается в эдакий аналог зергов, только вместо слизи и инкубаторов — хибары звероловов.

А если славяне смогут превозмочь все невзгоды и дойти до имперской эры, из слабых охотников в деревянных острогах они превращаются в чуть ли не самую опасную нацию в игре. Дело в стрельцах — уникальном юните Руси с пороховым оружием, который неплохо дерётся в ближнем бою и отлично стреляет в дальнем.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Китай тоже может зарабатывать деньги особым путём. Азиатская нация может нанимать сборщиков налогов, которые получают монеты с ваших зданий. Также китайцы могут строить не одно особое здание на выбор, а все — это даёт им свои бонусы. Помимо этого у них разнообразный ростер уникальных юнитов нации и сильная ставка на пороховое оружие.

Династия Аббасидов — арабская нация, которая прогрессирует через достройку одного здания, а не постройку нескольких достопримечательностей. Также нация получает бонус, если это самое здание будет окружено другими постройками. То есть аббасидский город сильнее всего при плотной застройке. В войне делают ставку на мощную верблюжью кавалерию.

Аббасиды против монголов
Аббасиды против монголов

Делийский султанат, то есть Индия — колыбель науки в игре. Все улучшения они учат бесплатно, что делает их крайне опасными противниками. Однако все исследования ведутся чудовищно медленно, и ускорить их можно только наймом учёных — индийского аналога монахов. В качестве кавалерии могут нанимать могучих боевых слонов.

Наконец, монголы — самая мобильная нация. Их конные лучники могут стрелять на ходу, базы — превращаться в караваны и перемещаться по всей карте. К тому же за поджог зданий (загораются при низком запасе прочности) они получают ресурсы. Так что игрок на монголах за счёт ударного отряда быстрой конницы может зарабатывать грабежом. Вообще не умеют строить оборонительные сооружения, но зато им не нужны дома для повышения лимита армии — он максимальный с самого начала матча.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

World’s Edge и Relic сделали самое главное — за все нации интересно играть по-своему. Разве что англичане получились какими-то совсем уж обычными. Нет у них своей яркой фишки в духе французской кавалерии (да ещё и с генуэзскими арбалетчиками в придачу) или русских стрельцов. Улучшенные лучники, которых в лейтгейме всё равно сменяют арбалетчики, на крутую особенность не очень тянут.

В остальном претензия только одна — мало, хочется ещё, особенно после десятков наций из Age of Empires II. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Героические сюжеты

А вот где начинаются проблемы — так это в одиночной кампании. Чуть меньше сорока миссий, поделённых между четырьмя нациями — Англией, Францией, Монголией и Русью. Китай и Священная Римская империя встречаются в паре миссий, а оставшиеся стороны конфликта доступны лишь в скирмише — в сюжете им места не нашлось.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Хотя, «сюжет» — это громко сказано. Кампания сделана на манер Age of Empires II: все миссии иллюстрируют какие-то эпизоды из мировой истории, без сквозной сюжетной линии или каких-либо ярких персонажей.

Из хорошего: сам подход выполнен здорово. Age of Empires IV притворяется эдаким интерактивным учебником: вместо контекста заданий — исторические факты и события, вместо катсцен — ролики на манер канала Discovery с рассказами об эпохе, реальными съёмками и интересными визуальными эффектами.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Из плохого — до этой игры 16 лет назад вышла Age of Empires III. В ней была полноценная сюжетная линия про семью Блэков, чья история идёт сквозь века и три сюжетные кампании. Выдуманные герои сталкивались как с реальными личностями, так и с выдуманными, но запоминающимися событиями вроде легендарного источника молодости.

Это был именно что полноценный сюжет дорогой видеоигры, а не зачитанный диктором текст из учебника под футажи образовательного канала. Поэтому находка четвёртой части хоть и интересная, но куда как более слабая на фоне предшественницы.

И речь не только про форму, но и наполнение. В плане миссий Age of Empires IV многократно уступает предыдущей части. Первая кампания, посвящённая Англии, не выдерживает никакой критики — её будто задизайнили ещё где-то до релиза первой Starcraft и на двадцать лет оставили лежать на полке, настолько она приземлённая и обычная.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Это, по сути, большой туториал, посвящённый базовым механикам: в первой миссии вас учат обводить юнитов рамочкой, во второй — строить базу. Правда, до этой кампании вы скорее всего пройдёте обучение, в котором только что делали абсолютно всё то же самое.

В остальном — очень плохо. Каждая миссия — «уничтожь базу». Ни одна не посвящена уникальным механикам англичан, ни одно задание не предлагает какие-то запоминающиеся ситуации в духе других известных RTS: уничтожения Стратхольма из Warcraft 3, гонки ресурсов на планете-свалке из Starcraft II, Эйфелевой тесла-башни из Red Alert 2 или стационарного орудия из всё той же Age of Empires III.

У Франции ситуация чуть лучше — ей достались интересные оборонительные эпизоды, где нужно держать осаду. Но всё ещё довольно бедно — будто разработчики не знали, что стратегии от Blizzard и Westwood существуют. Такой геймдизайн выглядит крайне слабо в 2021 году.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Куда лучше обстоят дела у монголов и Руси — их сюжетным кампаниям достались, пожалуй, лучшие миссии. Это всё ещё не уровень ни Blizzard, ни поздних игр Ensemble, но по крайней мере в них есть хоть какие-то интересные эпизоды. За монголов придётся грабить города-близнецы Китая, а за славян — объединять Русь в московское княжество путём войн и подкупа.

Обе последние кампании предлагают хоть какой-то челлендж и в них, в отличие от сюжетов Англии и Франции, можно даже проиграть из-за различных условий. Например, в миссиях славян почти нет золота, из-за чего придётся зарабатывать торговлей и их ключевой механикой охоты на зверей. А у монголов зачастую проблемы из-за технологического преимущества и сильной обороны врагов.

Один из интересных эпизодов французской кампании — битва рыцарей на арене за право владения землями
Один из интересных эпизодов французской кампании — битва рыцарей на арене за право владения землями

По итогу сюжет оставляет очень спорные ощущения. С одной стороны — оригинальная подача, пара действительно хороших миссий и практически вся сюжетная кампания Руси. С другой — почти полное отсутствие челленджа для людей, минимально знакомых с жанром, очень базовый и даже примитивный геймдизайн заданий. А также тот факт, что до Age of Empires IV уже была Age of Empires III, где серия в плане одиночной кампании прыгнула выше головы — если не считать DLC, где дела обстоят значительно хуже.

Искусство войны

Уже много сказано о том, что есть в Age of Empires IV, но почти ничего о том, как оно ощущается и играется. Так вот, с геймплеем у четвёртой части всё в порядке — это совершенно прекрасная RTS.

Вышеописанные механики работают как часы: основы той или иной нации быстро осваиваешь, а реализовывать те или иные тактики хорошо получится даже у людей, которые совсем не дружат с жанром.

Управление крайне удобное и отзывчивое, а интерефейсы здесь впервые хочется хвалить — с ними, как и со шрифтом текстов на любом языке, были огромные проблемы что у первых трёх Age of Empires, что у Age of Mythology. Это касается и клавиш быстрого доступа — здесь они организованы столь удобно, что я сам не заметил, как перестал пользоваться мышкой для изучения технологий и найма войск.

Юниты отлично держат строй и без проблем расталкивают союзников без глитчей моделек и условностей вроде столпотворения тысячи воинов в одной точке из «Казаков»

Благодаря хорошему поиску пути, отзывчивости управления и совершенно бесподобной оптимизации Age of Empires IV управляется и ощущается превосходно. Признаться честно, таких живых эмоций от стратегии я не испытывал как раз со времён Starcraft II Legacy of the Void 2015 года. Тут хочется сказать лишь одно — наконец-то, ура, дождались. Понадобилась всего какая-то декада, чтобы кто-то сделал хорошую классическую RTS.

Но, конечно, не обошлось без нюансов. Самый заметный — это графика. С точки зрения художественного стиля нареканий нет — отличные иллюстрации, приятный, яркий и сочный визуальный облик зданий и юнитов. Причём без лишней клоунады — юниты внешне соответствуют если не реальности, то хотя бы своим историческим образам из учебников.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Одно только смущает — у самых элитных типов юнитов какие-то нелепые золотые шлемы. Это делает их очень различимыми в толпе и улучшает читаемость на экране, однако доспехи из чистого золота в околоисторической стратегии выглядят странно. Особенно на фоне того, что в целом стиль наций и временного периода художники постарались передать максимально точно, в меру возможностей и в рамках интересных образов. Бородатые янычары и темнокожие англичане не обнаружены.

Проблема именно в графике. У некоторых юнитов текстуры одежды слишком однотонные или смазанные. Какие-то поверхности типа каменных стен или кольчуг выглядят максимально чётко, но при этом тот же деревянный частокол проработан плохо. А у русских стрельцов почему-то прямоугольно-угловатые лезвия бердышей — будто на конце древка лист металла.

Деревья при приближении-отдалении камеры меняют детализацию, из-за чего происходит «дёрганье» декораций — причём случается это даже в катсценах с крупными планами

Вывод напрашивается лишь один: разработчики урезали всё, что смогли, ради оптимизации и читаемости поля битвы. И то и другое у них удалось, но какой ценой: с технической точки зрения Age of Empires IV выглядит скорее как Definitive Edition старой игры серии или очень качественный фанатский проект. Игру 2021 года в ней выдаёт лишь ценник и очень крутая система физики разрушенных зданий, которые разваливаются под натиском камней требушетов и пушечных ядер.

Несомненные плюсы оптимизации: такие массовые баталии никак не влияют на плавность картинки или частоту кадров, а за счёт упрощённого визуала происходящее на поле боя отлично считывается

В целом трагедии в этом нет. К картинке привыкаешь, да и дизайн тут очень приятный и яркий — глаза не режет. Просто, опять же, Age of Empires IV не повезло с предшественницей. В Age of Empires III 2005 года был какой-то совершенно невообразимый для RTS уровень графики, со встроенными на уровне движка отражениями на воде, физикой тел и ядер, бесподобным освещением, а также динамическим разрушением зданий.

Если вам надоели постоянные сравнения с третьей частью, то всего через год после неё вышла SpellForce II, которая совсем чуть-чуть уступала по картинке полноценным RPG тех лет. После них от RTS, которая выходит спустя 15 лет, ждёшь куда большего. Но, видимо, это необходимый компромисс ради великолепной оптимизации и читаемости юнитов в бою.

Age of Empires IV (2021)
Age of Empires IV (2021)
Age of Empires III (2005)
Age of Empires III (2005)
SpellForce 2 с патчем на разрешение (2006)
SpellForce 2 с патчем на разрешение (2006)

В защиту графики Age of Empires IV стоит сказать, что её портит стандартный свет среднеевропейских карт. В приглушённых тонах русской тайги и тёплых цветах монгольской степи графика выглядит лучше. Правильное освещение творит чудеса.

А вот что бесспорно хочется похвалить — это звук. Взрывы, выстрелы, треск требушета, свист стрел и снарядов — всё сделано на высшем уровне. Озвучка и вовсе удивила. Как и всегда, каждая нация говорит на своём языке. Однако их речь меняется по ситуации: например, предупреждения о враге юниты предвещают громким свистом и криком как бы издали — будто вас оповещает часовой. Если воины прячутся в лесу, то все свои реплики говорят шёпотом. Причём любой юнит — от рабочего до героя из кампании..

Юниты Руси озвучены на старорусском. Забавный факт — инженеров за осадными орудиями славян озвучивает Пётр Гланц

У игры очень мало багов — я встретил лишь четыре. У французских рыцарей щит порой проваливается в руку — это ещё можно увидеть в официальном ролике, посвящённом нации. Сундуки с ресурсами иногда не кликаются, храмы порой отказываются принимать артефакты, а у юнитов раз в пару часов игры на секунду пропадает анимация ходьбы. На этом всё — больше я не видел вообще ни одной технической проблемы, глитча, бага или чего-либо ещё.

Единственное, с чем вы можете столкнуться на релизе — с падением серверов или плохим соединением, от чего пострадают некоторые функции Age of Empires IV вроде достижений и прогресса профиля. Последнее — веяние современной индустрии. Куда же без опыта, картинок для профиля и статуй для ратуши!

Это можно понять, но пожаловаться всё равно хочется — но не на саму прогрессию, а на бессмысленность наград за неё. Портреты за достижения не особо интересные и красивые, а за опыт толком ничего не дают — смысла делать местные дейлики в духе «одержите три победы» практически нет.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Последнее, на что хочется поругаться — перевод. В целом он хороший, но некоторые вещи перевели странно. Например, рыцари (knights), люди в доспехах и на коне, переведены как «латники», что вносит огромную путаницу — обычно латником зовут просто человека в латах, а не всадника. Зачем изобретать велосипед, когда есть уже устоявшийся термин? Слово «рыцарь» знают все — так к чему эта переводческая самодеятельность?

Age of Empires IV оказалась гадким утёнком. Невзрачная на показах, без каких-либо гарантий и с прогоревшими в том же жанре разработчиками во главе, она получилась той самой RTS, которую годами ждали фанаты жанра. Relic и World’s Edge смогли совершить, казалось бы, невозможное и вернуть те самые эмоции и дух времени, когда стратегии типа Warcraft были на коне, а игроки получали одну легенду за другой.

Самое большое, на что я мог надеяться — просто хорошая игра серии. Легендарность Age of Empires II, закреплённую годами, уже не переплюнуть, а рискованность и новаторство Age of Empires III просто побоялись бы повторять. Но по итогу произошло чудо: у Age of Empires IV есть все шансы стать новой классикой и лучшей игрой в серии.

RTS вернулись: обзор Age of Empires IV

Основной её бедой я бы назвал именно цену и позиционирование — она не тянет на большой ААА-блокбастер за фулпрайс. Графика скромная, сюжетная кампания скорее для галочки, да и контента мало — всего восемь фракций, а также скудный набор карт и биомов, отданных на откуп случайной генерации. Очевидно, что у Relic и World’s Edge получилась скорее основа будущей игры и платформа для долгосрочной поддержки обновлениями, DLC и киберспортом.

Но я совершенно не могу игнорировать то, насколько эта основа хорошо сделана. Годами я не получал такого удовольствия от RTS, если мы говорим о классических стратегиях — всё же Total War с его боями в реальном времени никто не отменял. В Age of Empires IV всё работает, как часы — от художественного воплощения наций до обычного управления солдатами. В это просто приятно и весело играть, а редкие недостатки совершенно незначительны.

Если вы когда-то влюбились в жанр RTS и горюете о его бесславной кончине, то Age of Empires IV обязательна к ознакомлению. Будем надеяться, что новая часть серии станет тем первым лучом солнца, который ознаменует новый рассвет стратегий в реальном времени на пару с будущей Total War Warhammer III.

Понравилось

  • Великолепный геймплей настоящей, чистокровной RTS
  • Приятный арт-дизайн
  • Хороший саундтрек и отличный звук
  • Очень интересные и разнообразные нации со своим уникальным визуальным стилем и механиками
  • Прекрасная оптимизация, управляемость юнитов и интерфейс
  • У разработчиков получилось создать игру-компромисс, которая понравится и фанатам Age of Empires II, и фанатам Age of Empires III

Не понравилось

  • Посредственная одиночная кампания, а у Англии — и вовсе ужасная
  • Бессмысленная прогрессия и бедная кастомизация профиля
  • Не хватает сделанных вручную карт в дополнение к шаблонам с генерацией деталей
  • Местами очень бедно выглядящая графика
  • В релизной версии мало контента, который скорее всего будут расширять дополнениями
  • Некоторые вещи странно переведены на русский
  • Искусственный интеллект туповат и оказывает хоть какое-то сопротивление только на высших уровнях сложности
689689
484 комментария

Похоже на луг с поджаренной на солнце травой

115
Ответить

В релизной версии мало контента, который скорее всего будут расширять дополнениями

Ну, это сразу в топку.
На хуй.
Можете банить.
Заебала цива
Заебали парадоксы
Заебал этот список длинной с половину страницы стима с дополнительным контентом любой художественной сложности.
Через лет 5 возьму игру попробую.

182
Ответить

До этого комментария я был в этом уверен. Жесть

1
Ответить

А я так и подумал. И если бы не этот комментарий)

Ответить

Выглядит как сладкий возврат в детство)

26
Ответить

(с) Католический священник

122
Ответить

Хочу ремейк Warcraft2, да именно второй части, на движке Starcrart2

7
Ответить