Трудно быть Бранте: обзор The Life and Suffering of Sir Brante — нарративной RPG о судьбе простого человека

Живём, страдаем, влияем на ход истории. Или нет?

Трудно быть Бранте: обзор The Life and Suffering of Sir Brante — нарративной RPG о судьбе простого человека

Мы привыкли думать, что нарративные игры — это нечто сложное и эпическое, как Disco Elysium или Detroit: Become Human. Что создать масштабную и реалистичную вселенную — такую, что заставит игрока вживаться в роль и решать сложные моральные и философские дилеммы — можно только с большими ресурсами.

Вышедшая в начале марта The Life and Suffering of Sir Brante на первый взгляд не похожа ни на сложную, ни на эпическую. В ней есть немножко от визуальной новеллы, немножко от менеджера ресурсов типа Reign, немножко от старых текстовых RPG. Все эти элементы объединили и поместили в комплексный игровой мир, под завязку набитый социальными, политическими, моральными и религиозными вопросами.

Трудно быть Бранте: обзор The Life and Suffering of Sir Brante — нарративной RPG о судьбе простого человека

Сами по себе эти элементы неидеальны. Но каким-то образом собранное из них чудовище Франкенштейна работает именно так, как заявляли создатели: главного героя оно заставляет страдать, а игрока — думать.

Блаженная империя

Полное название игры — «Жизнь и страдания господина Бранте времён падения Блаженной империи Аркнов». Эта самая Блаженная империя — государство, охватывающее целый материк «от южных морей до полярного края». За тысячу с небольшим лет до начала событий игры его посетили боги — и это не фигура речи, а исторический факт. Боги-близнецы, известные под именами Старший и Младший, жили и проповедовали среди людей, и с тех пор каждый верующий после смерти попадает на их суд.

Слева с мечом — суровый Младший, справа сложил руки в молитве сердобольный Старший. При желании в них можно разглядеть отсылки к ветхозаветному и новозаветному Богу
Слева с мечом — суровый Младший, справа сложил руки в молитве сердобольный Старший. При желании в них можно разглядеть отсылки к ветхозаветному и новозаветному Богу

«Но ведь мёртвый всё равно ничего не расскажет», — возразите вы. На самом деле ещё как расскажет. Близнецы подарили своим последователям четыре жизни, и если кто-то из них умрёт в результате несчастного случая или по злому умыслу, то возродится в тот же день — целым и невредимым.

Взамен боги требуют лишь одного: следовать своим уделам. Уделы — это что-то вроде средневековых сословий. Дворянство правит и занимает все значимые посты, духовенство наставляет народ и следит за его моральным обликом. А простолюдины, коих в империи большинство, занимаются всем остальным: они абсолютно бесправны перед представителями высших сословий, подчиняются им и страдают от рождения до окончательной смерти.

Грегор Бранте — Патриарх семьи. Смесь Люциуса Малфоя с Тайвином Ланнистером, только калибром поменьше
Грегор Бранте — Патриарх семьи. Смесь Люциуса Малфоя с Тайвином Ланнистером, только калибром поменьше

Главный герой игры — тот самый господин Бранте, рождённый от брака дворянина и простолюдинки — с детства мог прочувствовать все «прелести» жизни в низшем сословии. Повествование разделено на главы в соответствии с этапами жизни героя: раннее детство, школьные годы, учёба в столице и расцвет молодости, когда игра раскрывается наиболее полно. И в каждой из этих глав герою хватит неприятностей.

Если сравнивать «Господина Бранте» с реальной историей, его действие происходит примерно в эпоху Возрождения. Разработчики уместили в игре почти весь культурный код эпохи — появление пороха и книгопечатания; расцвет философской мысли и зверства инквизиции, становление абсолютизма, а также старую родовую аристократию, которая желает растоптать первые ростки гражданских свобод.

Император стремится ограничить власть старой родовой знати. Населению же это подают как дарование прав и свобод
Император стремится ограничить власть старой родовой знати. Населению же это подают как дарование прав и свобод

Пока Бранте совсем юн, его главное занятие — набираться опыта и учиться, но постепенно его решения и их последствия становятся всё сложнее и значимее. Под конец второй главы у игрока будет возможность спасти домашних Бранте от гибели. На этом заканчивается его «обучение», и мы выходим в большой мир, где цена выбора может быть выше, чем кажется на первый взгляд.

Подвиг по требованию

С точки зрения игровой механики «Господин Бранте» — это текстовый квест, оформленный в виде дневника главного героя. Прочитав несколько страниц об определённом событии, игрок может выбрать, как именно поступил бы герой.

Модификаторов, влияющих на возможность выбора, несколько. Первый — личные навыки персонажа. Стандартных силы, ловкости и выносливости тут нет, поскольку нет боевой системы. Вместо них — красноречие, дипломатия, манипуляции, способность разрабатывать хитроумные комбинации и тому подобное.

Чтобы раскачать такого «терминатора», придётся сильно постараться ещё в детстве и выполнить все условия для событий, дающих дополнительные навыки 
Чтобы раскачать такого «терминатора», придётся сильно постараться ещё в детстве и выполнить все условия для событий, дающих дополнительные навыки 

Во-вторых, на развитие сюжета влияет социальное положение Бранте: в каких он отношениях с теми или иными персонажами, насколько его род уважаем и богат, какие события произошли с ним ранее.

Третья и главная характеристика персонажа — запас сил. Если его значение в плюсе, то персонаж сможет «вывезти» даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях просто на силе воли.

Но слишком надеяться на этот волшебный параметр не стоит — недаром игра называется «Жизнь и страдания господина Бранте». В поздних главах некоторые проверки требуют для успеха от 15 до 20 единиц навыка из 20. Допустим, пару раз вы выберетесь из передряг за счёт запаса сил, но в третий раз, когда произойдёт что-то действительно важное или даже фатальное, воли уже может не хватить.

В прохождении за простолюдина я смог добиться для семьи гораздо большего, чем в прохождении за дворянина. Жаль, что этим воспользуется заносчивый Стефан — наследник рода и любимчик деда
В прохождении за простолюдина я смог добиться для семьи гораздо большего, чем в прохождении за дворянина. Жаль, что этим воспользуется заносчивый Стефан — наследник рода и любимчик деда

В начале каждой новой записи в дневнике игра автоматически сохраняется в единственный слот. Если вы были слишком неаккуратны, то герой отправится на последнюю встречу с богами, а мир столкнётся с последствиями ваших ошибок. Например, в одном из прохождений я, движимый самыми благородными мотивами, обрёк родной город на кровавую резню.

Но, к сожалению, полной свободы игра не даёт. Когда впервые видишь окно с картой империи, поневоле думаешь: «Ого! Всё это можно посетить?» Но после нескольких лет учёбы в столице герой волею судеб всё равно возвращается в родной город.

Из всех этих локаций и провинций мы посетим только две — родной город Анизотти и столицу империи Этерну
Из всех этих локаций и провинций мы посетим только две — родной город Анизотти и столицу империи Этерну

Помните об уделах, которые определяют судьбу каждого жителя империи? Именно за время жизни в столице окончательно решится, получит ли господин Бранте дворянский титул или церковный сан. Если нет, он так и останется простолюдином.

Внутри каждого из этих жизненных сценариев сюжет может развиваться по-разному. Например, будучи чиновником-дворянином, можно честно стоять на страже закона — а можно развести в префектуре коррупцию и кумовство, чтобы обеспечить свою семью деньгами и повысить её влияние. Церковник может огнём и мечом карать инакомыслие, устроив настоящий разгул инквизиции, а может помочь местному Мартину Лютеру провести церковную реформацию.

Прохождение за священника наиболее полно раскрывает лор игры, особенно сложную систему здешней теологии
Прохождение за священника наиболее полно раскрывает лор игры, особенно сложную систему здешней теологии

Но тут важно заранее подумать, какой судьбы вы хотите для своего персонажа. Чем больше амбиции игрока, тем более точными, циничными и безжалостными должны быть его поступки. Можно, конечно, действовать хаотично, но вы, скорее всего, от этого только проиграете.

Например, заветная мечта всего рода Бранте — титул потомственных дворян. Но путь к нему преграждает Глория — внебрачная дочь, а следовательно — простолюдинка. Девушка обладает бунтарским характером и отказывается принимать свой удел, кидая тень на фамилию. Поэтому, пока она остаётся в семье, заветного положения в обществе Бранте не видать.

В этом прохождении я допустил ошибку, сделав судьбу Глории совсем уж несчастной и даже ничего за это не получив. Цинично
В этом прохождении я допустил ошибку, сделав судьбу Глории совсем уж несчастной и даже ничего за это не получив. Цинично

Можно попытаться выдать Глорию замуж, но делать это придётся против её воли, а мира в семье это не прибавит. Можно наоборот официально принять её, сохранив добрые отношения с родными, но навсегда оставив пятно на фамилии. Высший свет не простит подобного пренебрежения традициями, и вам после такого на своё влияние и положение в обществе лучше не рассчитывать.

Выбор и последствия

В финале игры мы увидим последствия всех решений господина Бранте. В первую очередь узнаем, удалось ли ему и его семье выжить в последней главе с красноречивым названием «Восстание», и увидим, как сложились жизни людей, с которыми его свела судьба. Помимо этого, события последней главы будут иметь значение для всей Блаженной империи Аркнов.

На позднем этапе игры некоторые варианты действий требуют совпадения довольно сложных условий
На позднем этапе игры некоторые варианты действий требуют совпадения довольно сложных условий

В игре ничто не намекает на избранность персонажа. В любом из жизненных сценариев он — лишь один из множества винтиков, которые толкают машину истории вперёд. Но всё же у вас с ним будет шанс внести свой вклад в судьбу мира: либо в нужную сторону склонить чашу весов в разрывающих империю конфликтах, либо же не вмешиваться и позволить событиям идти своим чередом.

Приятное отличие «Господина Бранте» от многих аналогичных игр в том, что итоги действительно зависят от решений, принятых на протяжении всего повествования, а не только от пары финальных реплик, как в той же Life Is Strange. Если вы допустили смерть какого-то персонажа, не ждите, что он появится в финале. Если другой персонаж вас ненавидит, не рассчитывайте на его помощь. С другой стороны, вам тоже не придётся переживать об их судьбе.

Томмас Герро — проблемный друг детства, способный и на вас навлечь неприятности. С другой стороны, друзьям надо помогать, ведь так?
Томмас Герро — проблемный друг детства, способный и на вас навлечь неприятности. С другой стороны, друзьям надо помогать, ведь так?

Чем-то эта концепция напоминает «Мор. Утопию», которая делала большой акцент на собственную волю и выбор игрока, а также на слом четвёртой стены. В финале игры разработчики используют буквально тот же приём, что и Ice-Pick Lodge — в «Мраморном гнезде». Отличие между играми в том, что в рамках текстового квеста банально проще реализовать многие механики, поэтому «Господин Бранте» с точки зрения нарратива получился более цельным и разнообразным.

Ещё один оммаж играм Ice-Pick Lodge — музыка небезызвестного Mushroomer'a («Тургор», «Мор 2»).

Необязательные ответы на обязательные вопросы

«Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой» («Трудно быть богом»)
«Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой» («Трудно быть богом»)

В самом начале игра задаёт нам главный вопрос: что же творит судьбу человека? Его собственная воля? Окружающий мир? Может, какие-то высшие силы? После жизни и страданий в Блаженной империи Аркнов, которые в среднем займут около восьми часов за один сценарий, игра предложит вам ответить на этот вопрос ещё раз.

С одной стороны, наловчившись, вы сможете провести господина Бранте по любому возможному сценарию. С другой, все они заранее были прописаны разработчиками. С третьей — на ваш выбор неизбежно влияет воспитание и окружение. Что лучше: заранее знать, что такое хорошо и что такое плохо, или иметь свободу выбирать самому? Допустимо ли идти к цели по головам? Стоит ли собственная жизнь жизни другого человека? А группы людей? А жизней тысяч и тысяч людей?

Ваши ответы не повлияют на процесс игры. Господин Бранте так или иначе проживёт свою жизнь и перенесёт все страдания, на которые его обрекут ваши решения. И тут можно обвинить разработчиков в излишнем морализаторстве. Но всё же гораздо важнее, какие выводы вы сами сможете из этого извлечь. Ведь игра — это зеркало, через которое игрок может вести диалог с самим собой. И в этом плане амбиции «Господина Бранте» называться нарративной ролевой игрой, без сомнения, оправданы.

Трудно быть Бранте: обзор The Life and Suffering of Sir Brante — нарративной RPG о судьбе простого человека
260260
77 комментариев

Комментарий недоступен

17

Насколько удобно играть в такие игры, сидя на столе?

88

Я тоже. Вообще давненько я не вставал из-за компьютера в пять утра, потому что полночи старался добить игру до конца. 

19

На самом деле ещё как расскажет. Близнецы подарили своим последователям четыре жизни, и если кто-то из них умрёт в результате несчастного случая или по злому умыслу, то возродится в тот же день — целым и невредимым.

Не совсем, - если ты важная шишка, то у тебя всего 1 жизнь. Так местного архиепископа вначале убили. 


Главный герой игры — тот самый господин Бранте, рождённый от брака дворянина и простолюдинки — с детства мог прочувствовать все «прелести» жизни в низшем сословии

Ну хрен знает, отношение к Бранте вполне нормальные, я особой неприязни к нему не увидел во время первых 2 глав со стороны окружающих. 

Можно попытаться выдать Глорию замуж, но делать это придётся против её воли, а мира в семье это не прибавит. Можно наоборот официально принять её, сохранив добрые отношения с родными, но навсегда оставив пятно на фамилии. Высший свет не простит подобного пренебрежения традициями, и вам после такого на своё влияние и положение в обществе лучше не рассчитывать.

Проблема с глорией в том, что всем насрать на это самое пятно из-за событий последней главы. И с пятном можно выбиться в важных куриц, а революционеры и вовсе приветствуют такой расклад. 


В игре ничто не намекает на избранность персонажа.

Э.... Он всего-то слышит голоса богов, еэони ему даруют видения на протяжении всей жизни и т.д. И в конце как бы ты общаешься не с бомжом, если что. 


Проблем у игры глобально 2 - ты не можешь по-настоящему отрывать своего персонажа - это чревато эндгеймом практически гарантировано до 5 главы, и низкими статами, что блокирует львиную долю вариантов ответов. 
И то, что игра явно не потянула цель - 5 глава выглядит скомканной, да и "взрослая" жизнь занимает столько же, сколько детство, юность и отрочество вместе взятые - 16 лет.

Но в целом игра оставила положительное впечатление, хочу ещё такого. Буду ждать от разрабов новой игры или продолжения. 

29

Я, наверное, офигеть как поздно, но насчёт неприязни к положению Бранте в детстве: я лишь скажу, что дед-ворчун всегда поедом ел. Так и ладно, если бы просто доставал. Но в один момент, когда он кинул мой подарок в камин (солдатиков), я решил вдарить старикану своей крохотной ручонком, после чего остался с раздробленным черепом и тростью в голове 🥴. Ну и первую смерть, как уже понятно я испытал ещё в 1-ой главе.

3

Комментарий недоступен

17

Тебе до 20 лет, да?

6