Игры дружественных стран. Иран. Часть 4
Я продолжаю называть бедных иранцев персами и изучать их славные и не очень (в основном не очень) компьютерные развлечения. Посмотрим на клоны Commandos и Как достать соседа, первый иранский хоррор и что-то отдалённо напоминающее игру с открытым миром.
На этот раз без лишних предисловий сразу окунёмся в нестабильный мир иранских электронных развлечений. И сразу же натыкаемся на первое столкновение России и Ирана на экранах компьютеров в исполнении наших друзей по Каспийскому морю. Забегая далеко вперёд скажу, что оно будет не последнем.
Saving Harbour: Defence at the Enemy Line
Оригинальное название: نجات بندر: دفاع در خط آتش
Разработчик: Tebyan
Год выхода: 2007
Почему-то у меня сложилось такое предвзятое мнение, что раз в Иране в 1979 году к власти пришли шииты, то стоит забыть о шахском прошлом страны. Но нет. Двадцать первый век раскочегарился и товарищи, отвечающие за просвещение неокрепших иранских умов вовсю взялись окучивать рынок видеоигр. Решили, что рассказывать молодёжи об истории своей страны так будет даже сподручнее.
И в случае с игрой Saving Harbour: Defence at the Enemy Line решили копнуть глубже, чем обычно. В истории страны было многой войн, и не все они победоносные. Но и поражения нас чему-то учат. Не стоит их забывать. Наверное, как-то так думали товарищи, ответственные за этот проект. Потому что Saving Harbour посвящена Иранской операции, о которой я упоминал в самой первой части истории видеоигр Ирана.
Если совсем не уходить в исторические дебри, Британская Империя и СССР были очень недовольны сближением Ирана и Германии и всё просили горячих южных парней повыгонять со свих земель всяких фрицев. Было это в 1941-ом году. Но местный шах что-то не слушался. Ему нравилось, что немцы лишены колониальных амбиций, которыми фонтанировали русские и англичане.
Разумеется, такое поведение ни Сталину, ни Черчиллю не понравилось. Пришлось вводить войска. Тем более в Иране и нефти много было. Разумеется, атаку сразу с двух направлений от таких военных махин персы сдержать не смогли. И рассыпались за четыре дня. Ну а потом шаха сняли, поставили его сынка, а СССР и Британия поделили сферы влияния в Иране. А немцы под шумок свалили в сторону Турции. Дорога для лендлиза открыта, нефть есть, потерь почти нет. Один сплошной британо-советский уcпех.
Интересно, что силы РККА да и сама СССР никак в игре не упоминаются, хотя все боевые действия проходят как раз на севере Ирана. Тут не надо быть гением, чтобы понять, кто там с кем граничит. Формально игрок сражается с вероломными захватчиками, которые даже войны не объявили Ирану. В любом случае, исторически иранцы на севере своей страны отбивались от нашей бравой пехоты. И танков. И артиллерии. И авиации.
Как раз последней и досталось больше всего. Я так понимаю, Saving Harbour: Defence at the Enemy Line рассказывает об атаке на остан (провинция) Гилян. Там РККА и понесла самые большие потери при нападении на порт Бендер-Энзели, который в те времена назывался Пехлеви. Наши самолётики иранцы успешно сбивали со своих лодочек, а ещё и не давали высадиться пехоте. Потом, правда, прилетели бомбардировщики и подоспела сухопутная армия, так что иранцев быстренько разоружили.
В игре же история чуть более фантастическая. Некий шпион передавал данные врагам, но наш главный герой, некий капитан иранского флота, его вычислил.
Ну и узнал, что на Иран готовится вероломное нападение. Поэтому в первой миссии об этом необходимо сообщить всем, кому надо. И перед нами вдруг предстаёт дешёвая копия Commandos.
Я, если честно, даже обрадовался. Иранский Commandos, что может быть интересней? Поэтому я потыкался во всё здания, поговорил с кем мог, потом, наконец, выудил откуда-то сверху список заданий и понял, что собственно надо делать вообще.
А надо было просто подготовить кораблик к отплытию, чтобы в море перехватить авиацию противника. Опять же, поговорил с кем надо, и иранская посудина отправилась в бой.
И Commandos резко закончился. Теперь мы играем в симулятор турельки. Причём у кораблика можно увеличивать скорость, но это, я так понял, только влияет на время достижения точки миссии. Разумеется, весь путь на нас будут нападать самолётики.
Заканчивается миссия, внезапно, мелодией из Секретных материалов. Поэтому я настроился на то, что в следующей миссии появится агент Малдер. Но меня опять посадили на кораблик. Обида. И сначала я даже не заметил в этом никакого подвоха.
Спустя пару минут отстрела авиации я начал соображать, что как-то всё больно походит на миссию предыдущую. А она и есть предыдущая. Из-за завитушек и общего так себе стиля я и не понял, что миссию-то то я провалил и меня просто заставили проходить её заново.
Оказывается, надо было в конце сбить 25 вражеских бомбардировщиков. Лады. Я специально оставил ракеты для встречи с большими самолётиками и успешно справился с этой задачей. За это игра наградила меня уже музыкальной темой не из Секретных материалов, а из Звёздных Войн. Приятно.
Но иранский кораблик в космос, к сожалению, не полетел. Поэтому в третьей миссии мы просто плывём обратно. На этот раз немного меняется погода. Ну и нам сообщают, что атакуют нас, внезапно Лa-5ФН. Я особо не разбираюсь в самолётиках, но и так понятно, что это советский истребитель, гонявший фрицев. Поисковики подсказывают, что это даже модифицированная модель, которая поступила в войска в марте 1943-го.
В принципе, всё сходится. Советы, скорей всего, открыли портал в прошлое, в 1941-ый, и атаковали иранцев истребителями из будущего. Именно поэтому нам включают Музычку из Секретных материалов.
В любом случае, под чутким руководством игрока кораблик доплывает до порта. Но войти в него не может. Там русские уже установили свои пушки. Опять же, напрямую про СССР никто не говорит, но большие красные звёзды на орудиях, как бы, намекают.
Ну и, наконец-то, мы сможем поиграть в иранский клон Commandos. Правда, наш подопечный способен только бегать. Но ничего страшного. Винтовка – есть. Нож – в наличии. А ещё можно подобрать гранаты и взрывчатку. Уже неплохо.
Никакого смысла стрелять во врагов из винтовки нет. Мало того, что на выстрелы может прибежать кто-то ещё, так и урон она наносит смешной. Герой кое-как переживает дуэль один на один.
Поэтому ножик – ультимативное оружие. Как и в Commandos 2. Подбежал и сразу зарезал, а здоровье героя помогает пережить попадания нескольких случайных пуль. Тем более на уровне можно подобрать аптечки.
Так что вырезаем охрану порта, когда надо кидаем гранаты, а бомбой уже подрываем орудия.
Ну и уезжаем в далёкие дали на машинке.
А вот в следующей миссии надо уже убить целого генерала и утащить план атаки. Но я этого сделать не смог. Игра вылетела на моей очередной безвременной кончине. А сохранения отказались нормально запускаться. Так что я смог увидеть только четыре с половиной миссии. Если верить мануалу, всего их семь.
При этом в сохранениях почему-то висит и самая последняя миссия. Но она тоже не грузится. Это, конечно, не сильно меня расстроило, но осадочек остался. Работает игра, кстати, на движке The Customised Game Engine. Судя по всему, он самописный. Ну и ещё из мануала можно выудить, что игру разрабатывали 5000 часов. То есть, если не учитывать перерывы на сон, еду и теннис, то бедняги работали аж 208 дней подряд.
В целом, тут интересен сам факт выпуска игры по такому неоднозначному для Ирана событию. Тут местный капитан всё проклинает вышестоящих офицеров, которые поддержали интервентов. Они же непонятно куда потратили деньги, которые им давали на модернизацию армии.
При этом в это можно даже играть без глупого выражения на морде лица. Но только если твой игровой опыт насчитывает не больше трёх времён NES. Потому что порезанный Commandos и симулятор турельки думаю, не впечатлили даже иранскую молодёжь, избалованную тоннами западных игр, поставляемых в страну пиратами.
Hasani and the Beanstalk
Оригинальное название: حسنی و لوبیای سحرآمیز
Разработчик: Kosar Negar Rayane
Год выхода: 2007
Как несложно догадаться из названия – это иранское вольное изложение классики английского сказкопроизводства Джек и бобовый стебель. Вместо Джека здесь Хасан. Бобы в сюжете не фигурируют. Хотя бобовый стебель есть.
Что примечательно, разработчики потрудились предоставить игрокам сразу два языка. Фарси тут соседствует с английским, так что всё происходящее относительно понятно. Хасан тут, ленивый товарищ. Маман его выложила ему дорожку из яблок до двери дома, чтобы тот наконец-то вышел на улицу. Ну он и вышел. А мамы нет. Зато есть гигантский бобовый стебель. А дорожка из яблок как раз туда и ведёт.
Поэтому мы прыгаем и бегаем, попутно собирая яблоки и ключи. Управление не то, чтобы кривое, но уж точно не отзывчивое. Хасан скачет с грацией железного дровосека, а камера добавляет головной боли.
Внизу экрана всегда есть стрелочка, указывающая следующую точку маршрута. Учитывая, что мир тут выполнен в полноценном 3D, ориентироваться по ней не всегда удобно. Например, на втором уровне я упёрся в стену. Но не отчаялся и просто прошёл сквозь неё.
Помимо прыгательных ситуаций, нас будут ждать и всякие крокозябры. От появления вот этого сатанинского пса я чуть не наложил в штаны.
Судя по всему, у игры какие-то проблемы со звуком. Потому что иногда сквозь вполне добротную музыку пробивается какая-то инфернальная речь, отдалённо напоминающая попытки SHODAN поговорить с героями дилогии System Shock.
Ничего с врагами сделать нельзя, только обойти. Обычно это не сложно. Может дальше, конечно, всё страшнее, но своё приключение с Хасаном я закончил на четвёртом уровне. А их тут вроде девять.
Разработчики выдают на уровень ограниченное число жизней. Не уложился в него – давай сначала. Неудобная камера и не особо приятное управление как-то отвращают от повторных попыток пройти проваленный этап. Хотя тут есть и чекпоинты. Поэтому бедный Хасан так и не узнал, куда подевалась его мать. Всё из-за меня.
В титрах про себя любимых разработчики не забыли упомянуть, что Hasani and the Beanstalk номинирована на лучшую игру первого иранского Media Digital Festival. Если речь о 2007-ом годе, то в Иране, по моим данным, тогда релизнулись три игры. Собственно, Хасан, Оборона Порта и Special Operation 85: Hostage Rescue из прошлого выпуска. Достойные претенденты, конечно. Но выиграла игра, которая вышла только в 2008-ом. Так что делаем шажочек на год вперёд.
Destruction Operations
Оригинальное название: عمليات انهدام
Разработчик: Benisi Media Spread
Год выхода: 2008
Давненько иранцы ничего не делали про войну с Ираком. И вот пожалуйста. Насквозь патриотическая Destruction Operations. Как раз в её титрах я выудил информацию, что она ухватила статуэтку за лучшую игру на первом иранском Media Digital Festival. Только вот она вышла в 2008-ом. Эта же дата указана и на нашем замечательном сайте про старые игры. А вот на иранском его побратиме – 2010-ый, чему я не верю. Даже для Ирана игра выглядит совсем бедно. Может такая путаница возникла, потому что некоторые иранские товарищи просто не умеют переводить даты из иранского календаря в григорианский?
Но не суть. Destruction Operations посвящена конкретному событию Ирано-иракской войны. А именно операции Рассвет-8. Как мы понимаем, остальные семь рассветов прошли не совсем по плану. А вот восьмой удался. 8 февраля 1986-го года иранские войска предприняли попытку захватить полуостров Фао. Попытку успешную.
Зачем это надо было? Во-первых, на этой территории располагается единственный выход Ирака к морю. Там же размещены два важных для страны Хусейна нефтяных терминала. Поэтому Иран и решил туда ударить. И на этот раз подготовился знатно. Ребятки начали серию ложных атак, чтобы рассредоточить обороняющихся. А потом отправили в бой боевых водолазов, которые успешно высадились на иракском берегу, навели понтоны.
А коммандос умудрились разнести радар, да ещё и развернули противокорабельные ракеты. Вся операция ещё и прошла под страшным ливнем. Это обеспечило отсутствие иракских ВВС, которые всю войну кошмарили иранцев.
СССР и США так офигели от успеха Ирана, что уже собирались вмешаться в войну. Победа бывшей Персии обеим сверхдержавам была не выгодна. Поэтому Совет безопасности ООН принял резолюцию, призывавшую к немедленному прекращению огня. Ирак её, разумеется, принял, а вот Иран отверг.
В конечном счёте ближе к концу войны Ирак выбил иранских солдат с полуострова. Но этот момент разработчиков не интересовал. Поэтому мы поучаствуем как раз в первых этапах операции Рассвет-8. Правда, мой боевой опыт чуть не ограничился первым уровнем. Герой упёрся в невидимую стену, и ничего не происходило.
Оказывается, надо было нажать кнопочку F и сообщить что-то кому-то по рации. Собственно, только разговоры по рации и выполнены на приемлемом уровне. Всё остальное – ниже плинтуса в доме самых низеньких гномов.
Графика – ужасная. Даже по иранским меркам. Стрельба отвратительная. Оружия всего два. Калаш и, внезапно, РПГ. Зато тут есть очень странное прицеливание.
Первая миссия оказалась небоевой. Я этого не понял, и игра меня постоянно выкидывала в меню. Оказывается, я убивал иранских солдат. Кто же знал.
Зато все остальные уровни – сплошной пиф-паф. Как раз во второй миссии мы за водолаза и захватываем иракский берег. И знакомимся с абсолютно непонятно как стреляющими в тебя врагами. Товарищ может навести ствол вообще в другую сторону, но жизни у тебя будут убывать. Причём очень быстро.
Зато дохнут гады с первого попадания. Правда, не понятно как игра их регистрирует, поэтому первое попадание может случиться спустя пару секунд стрельбы по солдатику, стоящему в открытом поле.
Слава Богу, в игре всего пять миссий. И внутри них есть чекпоинты. Только вот когда героя убивают, игра тебя не собирается грузить на нём, а выкидывает в меню, предварительно заставляя долго смотреть на розу под грустную музыку.
И вот из меню уже грузишь нужный чекпоинт на нужном уровне. В общем, очень и очень плохо. Если большинство иранских игр относились к категории так плохо, что весело. То Destruction Operations пример просто дешёвого кривого проекта, который ещё и пилили полтора года.
Wake
Оригинальное название: بیداری
Разработчик: Sanobar
Год выхода: 2008
А вот первое личное разочарование. Не потому что игра плохая, а потому что я толком не смог в неё поиграть. А ведь это, судя по всему, первый иранский хоррор. И проблема не в том, что она сломана или ещё что, я просто нифига не понял. Видимо, тексты тут написаны в стиле японских игр, вызывающих у игроков синдром поиска глубинного смысла. Поэтому переводчик сочинял какую-то ересь.
Wake сделана в стиле старых квестов, вроде той же Myst. Мы от первого лица перемещаемся по заранее отрисованным локациям с помощью клика мышью. В случае иранской игры, это комнаты в какой-то заброшке.
Челик, за которого мы играем, сам не понимает где он проснулся и кто он такой. В найденных записках рассказывается ещё об одном человеке (судя по переводчику, это даже человек женского пола), который торчал тут до него. К ней/нему приходили какие-то люди с серыми лицами и что-то просили.
В одной записке я нашёл ключ, который мне открыл одну из запертых дверей. После исследования новой комнаты я получил возможность прикоснуться к дневнику, который был в комнате предыдущей. Как это связано, я не понял.
В любом случае, открыть дневник я не смог. В записках вроде и есть подсказка, но тыкание разных циферок никакого результата не принесло.
Хотя это вообще может быть какая-то демоверсия. Потому что внутри неё есть реклама разработчика или издателя игры Sanobar.
Это что-то вроде нашей Аккелы. Были пиратами, но начали делать что-то лицензионное.
А в меню установки можно посмотреть три фото с комнатами, представленными в игре. Собственно, пошныряв по ним в самой Wake, я не увидел возможных путей дальнейшего исследования заброшки. Может всё-так реально это была демоверсия. Правда, дневник явно можно открыть. Ну тут два варианта. Он не открывается потому что я тупой. Или потому что я тупой.
Mihman-e Nakhandeh
Оригинальное название: میهمان ناخوانده
Разработчик: National Iranian Gas Company
Год выхода: 2008
Если бы Газпром делал игры. Вот так кратко можно описать появление Mihman-e Nakhandeh на горизонте игровой индустрии Ирана. Так-то наши соседи по Каспийскому морю обладают просто колоссальными запасами газа. И уступают по его количеству только нам.
Но одно дело запасы, а другое дело их извлечение. С этим у Ирана проблемы. Не катастрофические, конечно. Страна добывает столько, сколько примерно и нужно, чтобы обеспечить себя. В 2023-ем ей нужно было 245,6 миллиардов кубометров, а добыли 251,7.
Но проблема в том, что Иран ещё газ и экспортирует. Основные рынки, внезапно, Ирак и Турция. Ещё поставляет в Армению в обмен на электроэнергию. Поэтому на юге Ирана (так понимаю и ввиду климатических условий) по газу профицит, а вот в северных районах – дефицит.
Решить его должно недавнее подписание стратегического меморандума о проработке организации трубопроводных поставок между Газпромом и, как раз, Национальной газовой компании Ирана. Россия планирует поставлять где-то 10 миллиардов кубометров. Но всё это пока слова, возможно ими и останутся.
Параллельно Иран работал и над тотальной газификацией всей страны. И к нынешнему году почти её завершил. К газу подключили почти всё городское население (чуть меньше 99 процентов) и 86 процентов сельского.
Как раз чтобы народ не повзрывал себе дома, Национальная газовая компания Ирана начала активно проводить программу повышения газовой грамотности населения. И эта игра – часть неё.
Как нетрудно догадаться по гифкам, у нас тут клон Как достать соседа. Только клон наоборот. Вместо соседа, дядя нашего главного героя. Задача – умаслить его. Зачем? Наш игровой подопечный положил глаз на дочку дяди. Так что у нас тут игра не только про газ, но и про инцест. Нет, может быть это просто такое уважительное обращение – "дядя". Но мой вариант всяко интересней.
Как умасливать? Показать виртуозное обращение с газовыми приборами. Для этого наш товарищ даже учился в каком-то иранском сузе. Наученный всем газовым премудростям он готов провести полную инспекцию газового оборудования в доме.
Я уж не помню, какие были локации в Как достать соседа, но вроде домик такой не встречался. Так что будем считать, что в Mihman-e Nakhandeh локация оригинальная. Только вот она одна на все пять коротеньких миссий.
В каждой нужно собрать в одном и том же месте абсолютно одинаковые предметы, вроде хомутов, газовых шлангов и труб. И присобачить их на нужное место в правильном порядке.
Главное, натереть шланг мылом или средством для мытья посуды, чтобы проверить, не пропускает ли он газ.
В двух случаях приходиться предварительно включить дяде телевизор, чтобы замедлить скорость наступление его гнева. Что интересно, в телеке показывают игру из предыдущего выпуска – Pouya and Khepel. Может эту разрабатывали те же люди.
В общем, пять раз справившись с подключением газа, герой получает благословение дяди и приз в виде его дочери.
Несмотря на то, что игра приятно выглядит и несёт в себе просветительские бытовые функции, её можно отнести только к сопутствующим товарам. Пять одинаковых миссий в одной и той же локации – перебор.
The Lost Land: Barareh
Оригинальное название: برره سرزمین گمشده
Разработчик: Vijeh Pardaz Pars
Год выхода: 2008
А вот и второе личное разочарование. На этот раз свинью подложила сама игра. Она тупо зависает на первой миссии. Лёгкое колдовство в виде всяких совместимостей и особых режимов не помогло. А после переустановки игра и вовсе перестала запускаться. Чудеса.
Причём потенциал-то у игры, судя по всему, большой. Пока это самый графонистый проект из тех, что я видел. Мало того, игроку сразу же доступна целая деревня для исследования. А по ней по своим делам снуют мирные жители.
И даже всякая домашняя скотина.
Встречает The Lost Land: Barareh игрока каким-то странным роликом с бородатым мужиком. Возможно, он рассказывает сюжет игры.
Узнать историю можно и из главного меню. Там подробно описывается каждый уровень. Именно поэтому я решил, что потенциал у игры был. Смотрите сами. Местные жители потихоньку превращались бы в зомби, и игрок должен был бы бегать лечить их. Причём сами жители могут заражать друг друга. Почти симулятор.
Ну и меня бы ждали гонки на ослах. Так что обидно, что такой необычный для Ирана проект тупо отказывается пускать меня дальше начального уровня.
Я планировал рассказать в этой части ещё про несколько игр, но опять увлёкся и текст стал очень уж большим. Зато пятый том сказаний о видеоигровой индустрии Ирана выйдет гораздо раньше. Там мы познакомимся с первым в истории страны сиквелом, экономическим симулятором, ARPG и ещё парой интересных (по меркам страны) проектов.
Дружественные страны: Иран, Афганистан, Северная Корея. Мы с вами живем в ебанутой вселенной.
И выглядит как какая то злодейская ассоциация: Россия, Китай, Северная Корея, Иран. Плюс у каждого есть ядерное оружие.
Список маленький, хотя что ожидать от DTF
бандиты к своим тянутся
Не вселенной, а стране, подконтрольной ебанутым.
В политике нет дружбы. Есть ситуативные союзы.