Обзор Dustborn — СЖВ, или стильно, живенько и весело
Новая игра Рагнара Тёрнквиста, известного по Dreamfall и The Longest Journey, вышла чертовски стильной, довольно забавной и с яркими, живыми персонажами — но целиком пронизана повесточкой.
Как: PlayStation 5, два полных прохождения на разные концовки, 37 часов, первое прохождение на максимальной сложности
Что было бы, если бы в 1963 году застрелили не Джона Кеннеди, а его жену Жаклин? Недолго убивавшийся горем политик сделал бы первой леди свою любовницу Мэрилин Монро, а заодно заложил бы фундамент для будущего фашистского режима. Череда определенных событий привела бы к тому, что в 2000-м произошел бы некий инцидент, известный впоследствии как Трансляция. Именно после него всё пошло бы через одно место, Соединенные Штаты частично распались, а небольшая группа лиц получила бы довольно необычные сверхспособности. Так называемые девианты научились бы влиять на людей голосом, причем у каждого был бы свой дар — кто-то мог мастерски пудрить «маглам» мозги, кто-то успокаивать, а кто-то даже исцелять смертельные раны. В таком мире, спустя тридцать лет после трагедии, и разворачиваются события Dustborn — новой игры Рагнара Тёрнквиста, известного по The Longest Journey и Dreamfall.
Бродяги на просторах Америки
В центре повествования — шайка авантюристов, которые решили похитить ценные данные у опасных людей и двинуть с ними через всю Америку. Прикинувшись панк-рок-группой, наша команда отправилась в самое длинное путешествие в своей жизни, в ходе которого всё, как обычно, пошло не по плану.
Другими словами, Dustborn — это эдакое дорожное приключение, в котором главные герои то и дело попадают в необычные передряги и встречают чудиковатых персонажей. И именно в таких отдельных мини-историях и кроется главная сценарная прелесть игры — а вовсе не в ее глобальном сюжете. Последний не только слишком серьезный, но еще и мудреный, так что разобраться в нем с первого раза будет непросто. Когда тебе начинают втирать про какие-то протоязыки, мемы и прочую окололингвистическую дребедень, хочется, чтобы всё это поскорее закончилось.
Отдельной похвалы заслуживают товарищи по команде, сценарной проработке которых явно уделили много сил и времени. Наши сопартийцы постоянно болтают, что-то обсуждают, подкалывают друг друга, спорят и шутят про члены. В общем, ведут себя как настоящие друзья. Каждый из них — запоминающаяся личность со своими особенностями, и главная героиня Пакс порой даже меркнет на их фоне.
Яркие в Dustborn не только персонажи, но и визуал. Сочетание комиксной стилистики с ретрофутуризмом и постапокалипсисом выглядит здорово, да и над дизайном костюмов и окружения авторы поработали на ура.
Какая женщина не любит поболтать?
Большую часть времени Dustborn представляет из себя интерактивное приключение в духе Life is Strange. Пакс налаживает и портит отношения с друзьями, общается со встречными NPC, исследует локации и решает головоломки с помощью «голосовой» суперсилы. Впрочем, это лишь вершина айсберга, и на деле Dustborn предлагает куда больше механик, чем может поначалу показаться.
Первая интересная особенность игры, о которой хотелось бы рассказать — это ее диалоговая система. Разговоры здесь приближены к настоящим, и персонажи не будут по полчаса ждать вашей реплики. Если не успели вовремя ответить, собеседник может воспринять это как игнор. Кроме того, суперсила героини заключается в словах, и ее можно применять прямо в ходе общения. Например, чтобы добиться своего, Пакс может умело обмануть или спровоцировать NPC на какие-либо действия. Такие приемы работают в том числе и на членов команды.
Взаимодействие с напарниками — это отдельный геймплейный пласт, над которым разработчики знатно постарались. У каждого основного члена команды есть три так называемых «пути», то есть модели поведения, которые формируются в зависимости от наших слов и решений. Например, формальный лидер группы Тео может выступать в роли строгого босса, относиться к команде по-дружески или быть эдаким папочкой. По большей части «путь» влияет лишь на диалоги и персональные концовки товарищей, но иногда может преподнести сюрпризы и геймплейно. Так, при определенном раскладе один из персонажей захочет поиграть в героя и втянет Пакс в передрягу. При иной модели поведения он предоставит выбор игроку.
С напарниками можно не только болтать, но и просить их о помощи. Например, верная подруга Саи с радостью вышибет для героини дверь, которую Тео мог бы вскрыть более элегантным способом. И да, большую часть ситуаций в Dustborn можно разруливать по-разному — всё зависит от того, взялись ли вы за дело сами или кого конкретного из сопартийцев выбрали.
А еще товарищам можно дарить подарки! На локациях Пакс находит всевозможные безделушки — игрушки, спички, книжки и так далее — которые после может вручать как презенты. На геймплей это абсолютно никак не влияет, а вот на атмосферу — еще как. При этом бездумный подарок не всегда идет на пользу отношениям. Иногда персонаж может обидеться, что Пакс подарила ему какую-то ерунду.
А теперь вспомним, что наша команда прикидывается рокерами, и вот этот момент в геймплее уже отражен. Путешествуя по Америке на автобусе, мы периодически будем давать концерты, каждый из которых представляет из себя ритм-игру. Более того, в моменты между выступлениями Пакс сочиняет новые песни, которые можно тут же отрепетировать и исполнить на следующих шоу.
Однако Dustborn — это не только болтовня с NPC, разбавленная мини-играми. Местами это еще и бодрый трехмерный битемап. И надо признать, что для «интерактивного кино» боевка тут проработана недурно. Главное оружие Пакс — это ее электромагнитная бита-бумеранг, которой можно дубасить врагов как в ближнем, так и дальнем бою. При этом тут есть перекаты, блок, суперудары, построенные на QTE, и «голосовая магия». На врагов можно по-разному орать, чтобы отбрасывать их ударной волной, натравливать друг на друга, «замораживать» и так далее. А еще здесь есть командные комбо — накричал на врага, те застыли на месте, а напарник долбанул их своим «заклинанием».
А концовочка-то бинарна?
Нелинейность уже давно стала визитной карточкой интерактивных приключений, и некоторые игроки в свое время хаяли Life is Strange и проекты Telltale как раз за «фальшивую вариативность». Dustborn в этом плане находится примерно на том же уровне, а то и пониже. Это вам не Detroit: Become Human, где главную героиню можно слить в одной из начальных глав — тут все смерти и значимые события исключительно сюжетны. По крайней мере, такой вывод я могу сделать на основе двух прохождений, которые отличались в основном репликами в диалогах. Никаких сюжетно значимых развилок здесь нет, герои при любом раскладе всегда посещают одни и те же локации и встречают одних и тех же NPC.
А вот концовок в Dustborn всё же несколько — по три штуки на каждого значимого персонажа. При этом определяются они не в финальной главе, как в той же LiS, а выборами игрока, сделанными по ходу всего прохождения. Обидно лишь, что каждая концовка — это просто картинка с краткой подписью в духе «герой уехал туда-то и жил долго и счастливо».
Откройте, вам повесточка
Прежде всего хотел бы уточнить, что движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено, а нижеизложенный текст ни в коем случае не пропагандирует нетрадиционные ценности и трансгендерные переходы.
Главная претензия к игре — в ее излишней «повесточности». И если вы думаете, что западные «гейропецы» и «пиндосы» такое исключительно поддерживают, то зайдите в обсуждения в Steam. На момент написания статьи приличная часть англоязычных заголовков на форуме была примерно такого характера: «DEI (разнообразие, равенство, инклюзивность) must DIE», «Выглядит очень по-гейски», «Воук-мусор» и так далее.
И действительно, повесточка тут буквально на каждом шагу. Начнем с того, что почти вся наша команда — это гонимые «не-такие-как-все», которых пренебрежительно называют девиантами, ущемляют в правах и вообще хотят истребить. Главная героиня Пакс — чернокожая женщина, которая до этого встречалась с трансгендером-инвалидом. Ее наиболее близкая подруга — бодипозитивная полуиндианка-полумусульманка с витилиго. Сестрой Пакс оказывается азиатка-инвалид, а обе девочки воспитывались двумя чернокожими лесбиянками (одна из которых точно инвалид), рулящими общиной феминисток. По ходу действия к команде также присоединяется робот, который сперва был «он», потом осознал себя как «она», а затем задумался о своей гендерной идентичности и стал they/them. Ну и как-то так случайно получилось, что почти все белые мужчины-NPC преимущественно являются врагами — бандитами или полицейскими, которых герои открыто называют фашистами и свиньями (так этим белым угнетателям и надо!).
Без политики тоже не обошлось. Так, на протяжении всей игры Пакс отлавливает так называемые «эхо» — сгустки правительственной дезинформации, которые промывают людям мозги, делая их агрессивными. Я ни в коем случае не поддерживаю пропаганду, основанную на лжи, но тут посыл уж какой-то совсем топорный. Особенно когда тебе в двадцатый раз говорят, какой в Америке фашистский режим, угнетающий меньшинства.
В других играх Тёрнквиста нечто подобное тоже было, но Dustborn — это его «повесточный» магнум опус. По крайней мере, в отсутствии разнообразия игру точно не упрекнешь.
Dustborn — это стильное, смешное и задорное дорожное приключение с круто прописанными персонажами и интересной диалоговой системой. Более того, это еще и не самый плохой битемап — с прокачкой, «магией» и командными комбо-атаками — что для жанра «интерактивного кино» весьма нетипично. Однако если вы планируете садиться за игру, то будьте готовы к ее инклюзивности и выборочному разнообразию: среди хороших ребят место нашлось, кажется, всем, кроме белых мужчин.
Что понравилось:
- Отличный визуал, совмещающий комиксную стилистику, ретрофутуризм и нотки постапокалипсиса.
- Интересная диалоговая система и всё, что касается взаимодействия с командой.
- Написанные Пакс песни хочется добавить в плейлист.
- Юмор и в целом безбашенный настрой игры.
- Нет целующихся мужчин в кадре (спасибо!).
Что не понравилось:
- Повесточка на повесточке повесточкой погоняет.
- Вся та часть сюжета, что касается пояснения способностей девиантов — выглядит слишком серьезно, заумно и становится более-менее понятной лишь при повторном прохождении.
- Пять или шесть раз были критические баги, из-за которых приходилось перезапускать игру — то экран становился черным, то скрипты не срабатывали, то интерактивные предметы переставали таковыми быть.
- Нельзя начать перепрохождение с произвольной главы, как в Detroit: Become Human (особая боль для трофихантера без подписки PS+).
- Отсутствие реиграбельности — при повторном прохождении ты получаешь почти всё то же самое. Отличия совсем уж небольшие, да и то преимущественно в диалогах.
- Некоторые эпизоды в первой половине игры несколько подзатянуты, из-за чего темп повествования проседает.
Главная героиня Пакс — чернокожая женщина, которая до этого встречалась с трансгендером-инвалидом. Ее наиболее близкая подруга — бодипозитивная полуиндианка-полумусульманка с витилиго. Сестрой Пакс оказывается азиатка-инвалид, а обе девочки воспитывались двумя чернокожими лесбиянками (одна из которых точно инвалид), рулящими общиной феминисток. По ходу действия к команде также присоединяется робот, который сперва был «он», потом осознал себя как «она», а затем задумался о своей гендерной идентичности и стал they/them. Ну и как-то так случайно получилось, что почти все белые мужчины-NPC преимущественно являются врагами — бандитами или полицейскими, которых герои открыто называют фашистами и свиньями (так этим белым угнетателям и надо!).
ебать, кунсткамера...
Звучит настолько тупо что теперь мне хочется в это сыграть
Сделано на деньги норвежских налогоплательщиков - это если кто-то думает, что только у нас любят просирать народные деньги на всякие "Смуты".
Комментарий удалён модератором
Quantic Dream - это Норвежские налогоплательщики чего??
Жалко, что создать прекрасного Dreamfall скатился до такого
ЗЫ: понравился стиль статьи а-ля Игромания
Я вырос на "Игромании", так что да, похожий стиль сам собой выработался. Спасибо, рад, что понравилось :)