Симуляторы: баланс между реализмом и развлечением
Disclaimer: Это маленькая статья предлагает обсуждение и не содержит в себе инструкций или ответов на извечные вопросы, а многие тезисы в ней достаточно очевидны. Этот материал был написан как одна из глав будущем в лонгриде, посвященному игре и истории разработки The Isle - симулятору выживания за динозавров различных видов. Так как материал получается большой, то тему обсуждения проблематики видеоигровых симуляторов лучше вынести в отдельную публикацию, чтобы не растекаться по темам.
Вы когда-нибудь сталкивались с симуляторами чего-либо? От серьёзных авиационных или азартных спортивных до шуточных симуляторов камня или блогера. Жанр видеоигровых симуляторов балансирует на грани развлечения и рутины. Выверенный баланс обеспечивает достаточно низкий порог для вхождения аудитории, но при этом позволяет не скатываться до условностей и сохраняет уровень реализма. Это важно для поддержания интереса со стороны людей, которые жаждут профессионального погружения и достоверной имитации, но не всегда готовы сталкиваться с сопровождающей рутиной или даже затратами времени. На обеих чашах весов находятся серьёзная достоверность и игровая условность.
Крайности
Крайность игровой условности – это то, с чем мы чаще всего сталкиваемся в играх, где игра не притворяется ничем иным, кроме как игрой – геймплеем с теми или иными механиками и правилами. Она может быть сложной или казуальной, но всё равно игрой. Это могут быть шахматы – стратегическая игра, не являющаяся симулятором военных действий. Tetris – практически «строительная головоломка», не являющаяся симулятором строительства. Temple/Metro-runner и Cookie-clicker – тут и симулятора нет. Кто-то любит сложные головоломки, кому-то нравится игр на реакцию, а кому-то достаточно залипать в общественном транспорте, лопая цветные шарики.
Крайность достоверности – это реалистичные симуляторы, используемые для обучения машинистов поездов, лётчиков или даже пехоты, которые содержат в себе множество важных для реальной деятельности нюансов – от знания бортовой электроники (пилот/машинист) до военно-полевых учений в грязи и на холоде (военный). Эта очень интересная для исследования ниша, в которой создана целая отрасль «неигровой индустрии». Когда-то я сам занимался разработкой имитационной модели управления электропоездом «Сапсан» (Valero Rus), потому знаю не понаслышке требования к достоверности обучающей симуляции и важность проверки точности знаний «игрока».
Изучением подобных крайностей занимаются и в серьёзных компаниях, особенно когда речь идет о эффективных системах обучения, особенно в военных структурах, где, казалось бы, строгость превыше всего. Однако, чаще всего вопрос только графической стороны. Так, например, британская компания Novatech пишет:
Еще совсем недавно симуляторы считались либо слишком примитивными, либо слишком экстравагантными для повседневного обучения. С одной стороны, студенты военных ВУЗов жаловались на то, что графика, используемая в симуляторах, похожа на что-то из видеоигр 20-летней давности, а с другой - на гигантские симуляторы, используемые для обучения пилотов. Между этими двумя крайностями образовалась пропасть, которую нужно было заполнить.
<...> многие из <...> студентов часто жаловались на графику симуляторов и говорили: "На моем телефоне графика лучше".
Возможно, они не лгали с эстетической точки зрения, но в среднестатистической симуляции заложено так много сложных алгоритмов и процессов, что графика часто отходит на второй план по сравнению с функциональностью, как и должно быть.
Технология, способная устранить этот пробел, уже существует. <...> Unreal Engine - это то самое недостающее звено.
В пику этому мнению (о том, что достаточно добавить графику), я могу возразить то, что успешное обучение (как и вообще искусство педагогики) не в последнюю очередь опирается на вовлечение обучающегося не только профессионально, но и эмоционально. Конечно, когда речь идет об отработке выхода из экстренных ситуаций (имитация попадания в штопор в авиа-тренажере), то превыше всего реализм. Но эмоциональное вовлечение повышает скорость и точность (!) усвоения информации.
Вы наверняка знаете истории о том, как кто-то из пассажиров смог посадить самолёт, имея только связь с диспетчером и опытом игры в MSF. Куда более драматичные истории, связанные с 9/11. И относительно недавний (2018) угон самолёта парнем, который находился в затяжной депрессии любил играть в авиасимы... настолько успешный, что за ним отправили F-15C гоняться в течении часа. Как сказали потом представители компании Bombardier, они даже в теории не могли представить, что их самолёты способны выполнять фигуры высшего пилотажа и брать такие экстремальные виражи.
Итак...
Где-то на прямой линии между этими чашами весов (крайностями) находятся видеоигровые симуляторы, содержащие в себе как достоверную серьёзность происходящего на экране, так и игровую условность. Например, в Star Citizen и Elite: Dangerous есть проработанная возможность управления фантастическим космическим кораблём и каждой его турелью, процессом посадки или взлета вручную, реакцией на атмосферные явления у планет и гравитационное воздействие. Но при этом в игре нет необходимости понимать азы астрофизики, электроники, астронавигации, запоминать десятки тумблеров или проходить изнуряющие тренировки с перегрузками на центрифуге. В SnowRunner дают поэкспериментировать в разных внедорожных условиях, даже можно передачи выбирать, но при этом нет необходимости знать устройство двигателя, а лебедку можно прицепить к окружению двумя кликами. Есть простенький War Thunder, а есть сложный Digital Combat Simulator (бывший Lock On), но при этом обе игры являются игровыми симуляторами, доступными любому.
Симуляторы чужой шкуры
И вот тут возникает дилемма симуляторов животных. Эти игры не могут со всей достоверностью упирать на полный реализм, ведь никогда и никто не был в шкуре лисицы или котика, что уж говорить о древних гоминидах (предки людей). Тем не менее, ниша симуляторов нашла и здесь благородную почву. Конечно, из-за того, что «игры должны быть играми» (развлекать) многие симуляторы животных – это часто аркады, эксплуатирующие многие клише, относящиеся к тем или иным созданиям.
Так в ManEater – кровавый эко-триллер про акул, гдеВы будете играть роль этакого монстра глубин, уничтожающего человечество, загрязняющее океан – это игра про «челюсти» и выпрыгивание из воды на военный вертолёт, где не удастся глубоко познакомиться с видами акул и их повадками. Goat Simulator – смешной рогато-языкастый сатанизм, Shelter 2 – симулятор матери-рыси и многие другие игры, в которых вы можете примерить те или иные шкуры. В Spirit of the North Вы больше будете играть в симулятор путешествия лисы, наслаждаясь пейзажами и сказочной историей, чем охотиться или растить лисят. Но есть игры про животных, которые пытаются расшить рамки познаний о них у игрока или посвятить в историю эволюции, например, Ancestors: The Humankind Odyssey.
А теперь представьте себе место пересечение путей видеоигровых симуляторов и динозавров. Сами по себе динозавры являются продающей идеей, однако как подступиться к задаче реализации симулятора? Первое, что приходит людям в голову – выживание людей в условиях древних декораций или вышедшего из-под контроля Парка Юрского Периода. В такой интерпретации динозавры становятся опасностью или дичью, окружением.
Чтож, время для обсуждений, мнений, примеров. Welcome in comments!
Не слышал раньше историю Ричарда Расселла. Бедный чел, жаль что разбился. Понятное дело, что на земле ему грозило заключение, но вот так вот, раз - и нету, так тоже нельзя.
Он многих тронул тогда. Собственно, его даже не пытались сбить (истребитель для того и пришел, но пилот не увидел необходимости применения силы).
Человека жалко, никто не заметил его состояния за дни, а уже там в небе, он хотя бы увидел косатку с детенышами и закат. Да, зря он так, но убедить человека в таком крайнем состоянии, наверное, невозможно.
Например симулятор очередей в Tom Clancy's The DivisionЭто видимо ты еще в линейку не играл, вот где были симуляторы очередей
Каюсь, она пошла мимо меня, когда все мои одногруппники играли в 2007
Симулятор камня открыл мне глаза на жизнь
Однажды по нашим биографиям сделают симулятор комментаторов на пдф =)