«Время смешивать напитки и вершить судьбы». За что любят VA-11 HALL-A

Настоящие персонажи, куча жизненных проблем и приятная рутина.

«Время смешивать напитки и вершить судьбы». За что любят VA-11 HALL-A

В 2016-ом году на прилавках цифровых магазинов появилась одна очень необычная игра. Она совмещала в себе визуальную и новеллу и… симулятор бармена в отдаленном и «прекрасном» киберпанковом будущем. Необычным многим показалось и название проекта – VA-11 HALL-A. Совсем недолгое время спустя, у игры появилось огромное количество преданных фанатов по всему миру, а в Steam сейчас практически невозможно найти хоть один объективный негативный обзор. И это совсем неудивительно, ведь VA-11 HALL-A дарит удивительную историю, рутинный, но затягивающий игровой процесс и, самое главное, — множество настоящих эмоций.

Мне, пожалуйста, что-то горькое

Изначально проект разрабатывался для Cyberpunk Game Jam в 2014-ом году. Прототип настолько понравился как разработчикам, так и игрокам, что из него решили сделать полноценную игру.В VA-11 HALL-A мы берем на себя роль незадачливой барменши Джилл (не смейте называть её Джулианной!), что работает в баре под названием «Вальгалла». Не сказать, что девушка пребывает в восторге от своей работы: смешивать напитки ей нравится, а вот общаться с посетителями — не очень.

За несколько недель, что мы проведем в «Вальгалле», нам повстречается ворох разнообразных персонажей. Каждый из них непременно поделится с вами своими переживаниями и расскажет о жизненных проблемах. Все они уникальны (тут и говорящая акита-ину, и девушка с имплантами кошачьих ушек, и лоли-робот, что предоставляет услуги сексуального характера каждому, у кого найдется достаточно денег) и интересны. В «Вальгалле» не найдется ни одного посетителя, от рассказов которого тянуло бы в сон.

<i>«Да, да. Пялишься на девушку с кошачьими ушками, когда у той проявляется аллергия. Шикарно»</i>
«Да, да. Пялишься на девушку с кошачьими ушками, когда у той проявляется аллергия. Шикарно»

Геймплейно же это, как и было упомянуто выше, симулятор бармена. В арсенале Джилл есть двадцать пять разделенных по вкусу, настроению и крепости напитков. Для смешивания любого из них понадобится пять ингредиентов: адельгид, экстракт бронсона, фланергид, порошковая дельта и кармотрин, местный аналог алкоголя. Порой смешать ингридиенты — недостаточно, поэтому иногда приходится выдерживать напиток, взбалтывать его, добавлять лёд (или вообще всё вместе). В целом, получается достаточно достоверный, насколько это слово применимо к визуальной новелле с выдуманными рецептами напитков, симулятор бармена.

Однако заботы Джилл не заканчиваются за порогом уютного бара. Нужно еще оплачивать счета за электричество, квартплату, а иногда покупать себе забавные безделушки, чтобы душа радовалась, а работа приносила чуть больше удовольствия. Ведь если Джилл не купит себе, допустим, голо-цветок в тот же вечер, когда она захотела его, то на следующий день девушка будет несобранной и легко сможет пропустить мимо ушей сделанный клиентом заказ.

А теперь чего-нибудь сладенького!

Так за что же VA-11 HALL-A настолько полюбилась игрокам?В первую очередь, дело в по-настоящему живых и неоднозначных персонажах. Каждый, чья нога (или лапа) ступает за порог вашего милого и уютного бара, — состоявшаяся личность с определенным багажом проблем и жизненного опыта. Возможно, он с вами ими поделится, а возможно будет заказывать напиток за напитком, при этом понося вас и ваш бар на чем свет стоит. Выгнать его будет нельзя, ведь пока клиент платит — он всегда прав.

<i>«Ты рано или поздно меня погладишь. Все гладят»</i>
«Ты рано или поздно меня погладишь. Все гладят»

Никто не будет стараться вам понравиться или как-то угодить. Клиенты приходят за выпивкой. Вас же должно интересовать только то, как обслужить тех в соответствии с их желаниями… но не всегда.Порой к вам может зайти персонаж, что не сильно уверен в себе или находится в тяжелом положении, и попросит у вас крепкий, бьющий в самую печень напиток. Собственно, ему можно подать «Удар в печень», а можно налить что-то более приятное и вкусное. Тогда посетитель сможет спокойнее поразмыслить над своей проблемой и принять более взвешенное решение.Благодаря вам и вашему выбору.

Хоть вам и не дадут выбрать реплики, которые говорит Джилл, вы всё равно можете воздействовать на развитие истории. Причем самым аутентичным для симулятора бармена способом: при помощи коктейлей. Можно, например, подать стеснительному мальчишке, что пытается казаться суровым байкером, не крепкое пойло, а нечто с более тонким и изысканным вкусом, или успокоить разбушевавшуюся девушку чем-то безалкогольным. Подобные решения так или иначе повлияют на развитие истории не только этих персонажей, но и самой Джилл.

С легкой руки игрока, дьявол на дне стакана может превратиться в прекрасного ангела. Получается такое непрямое взаимодействие со сценарием, о котором игрок может даже не догадываться до тех пор, пока не посмотрит в интернете, что, оказывается, концовок и развития событий может быть несколько. Из-за этого перепроходить игру можно неоднократно, постоянно мешая абсолютно разные напитки, при этом получая разные исходы. Именно такие незаметные решения — то, что мотивирует игрока выполнять свой барменский долг раз за разом.

<i>«Ах, да! Моя курирующая «сосиска»»</i>
«Ах, да! Моя курирующая «сосиска»»

Если вы не хотите с первого же прохождения получить идеальную концовку, то можно и не бояться накосячить и где-то подать неправильный напиток, ведь вы, как и ваши посетители, далеко не идеальны.

Моя просьба может показаться немного странной, но мне хочется чего-то… киберпанкового…

Не меньшую роль в успехе игры сыграли её сеттинг и стилистика. В последние годы киберпанк, как говорится, «на коне». Сейчас чуть ли не каждый разработчик обращается к произведениям в жанре за вдохновением, а игроки с большой охотой готовы покупать проекты в антураже дистопичного будущего. В 2016-ом этот тренд только зарождался, а ведь VA-11 HALL-A еще и аниме-киберпанк…

Казалось, что этот фактор может отпугнуть многих, однако оказалось совсем наоборот. Даже ярые нелюбители мультипликации Страны восходящего солнца и девочек с большими глазами спустя десять минут в игре уже изучали барную карту и выискивали чего «послаще». Разработчики очень грамотно соблюли баланс между «японщиной» и европейскими представлениями о киберпанке. Тут вам и девушки с яркими волосами, и мужчины с гипертрофированной мускулатурой, и неоновые огни, и даже всеми любимые прически, которые не подчиняются ни одному известному закону физики.

Однако вся эта стилистика даже близко не работала бы так хорошо, не будь в игре подходящего музыкального сопровождения. Перед каждой сменой Джилл может наполнить музыкальный автомат двенадцатью композициями. По настроению они варьируются от спокойного подобия джаза, до электронного хаоса, который даже на фоне слушать невозможно.

В Глитч Сити (так называется город в котором живет и работает Джилл) каждый день происходит что-то не совсем законное: людей убивают в переулках, правительство применяет силу в отношении гражданских митингов, а мэр города готовится вводить откровенно спорные законопроекты.Однако, как ни удивительно, «Вальгалла» находится в стороне от происходящего. Всё это — лишь фон, о котором Джилл будет узнавать из новостных сводок или из уст разговорчивых посетителей. Подобный подход к знакомству игрока с миром игры лишь усиливает погружение в VA-11 HALL-A. Корпорации правят миром, на улице гибнут люди, но правительство закрывает на это глаза, а вы как ни в чем не бывало натираете стаканы в баре под неоновой вывеской. Вы встречаете клиентов, таких же задавленных обществом и правилами людей. Помогаете им расслабиться хоть ненадолго, либо же окончательно вгоняете их в безвыходное состояние.

Я хотел бы напиток, предсказывающий будущее, только не хочу потом это будущее помнить

«Время смешивать напитки и вершить судьбы». За что любят VA-11 HALL-A

Когда я перепроходил VA-11 HALL-A для написания данного материала, то был совсем не готов к тому, какой пророческой она окажется. Такое ощущение, что ещё в 2016-ом году разработчики будто бы заглянули в будущее и напрямую взяли оттуда несколько центральных событий для своего проекта.В подробности вдаваться не буду, так как пишем мы всё же про игры (да и спойлерить особо не хочется), однако даже если вы и проходили VA-11 HALL-A несколько лет назад, то, запустив её сейчас, поймете, о чем я говорю.

Игра будто бы обретает второе дыхание, так как во время прохождения вы то и дело будете проводить параллели с событиями сегодняшними. Что примечательно, VA-11 HALL-A умело совмещает все это с повседневной рутиной, из-за которой «пророческий» дух ощущается только сильнее. Вы пребываете в мире, который одновременно и невероятно похож, и сильно отличается от реального.

Ну, пусть политикой и экономикой занимаются взрослые серьезные дяди в деловых костюмах, а мы пока протрем стаканы, загрузим музыку в автомат. Приготовимся смешивать напитки и вершить судьбы.

Автор текста: Павел Зуев

Текст редактировали: Никита Адамович, Павел Зуев

Текст подготовлен авторами 2B OR NOT 2B. Все новые статьи мы сразу публикуем в своем сообществе в ВК.

#valhalla #va-11hall-a

289289
68 комментариев

Игра просто супер чилловая: мешаешь напитки, слушаешь треп местных алкашей и слушаешь кайфовую музыку - большего и не надо.

54
Ответить

Второй раз спустя 2 года, вроде, перепрохожу, чтобы вспомнить истории. Всё ещё отлично играется в барной атмосфере киберпанка)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

42
Ответить

Вот в таком ключе стреляют все чеховские ружья в игре.классика

Ответить

Дропнул после 2х часов. Да, классный сеттинг. А дальше что?
А дальше треп персонажей, на который тебе насрать. 

The Red Strings Club - Как по мне, на 2 головы выше и не так затянуто.

20
Ответить

запускать ВН жаловаться на диалоги

43
Ответить