Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Детективное приключение от авторов Danganronpa и Zero Escape, и на этот раз создатели не пытались уйти от своих предыдущих творений.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

В своём обзоре игры World’s End Club двухлетней давности я немного касался истории создания студии Too Kyo Games и её основателей. Вкратце – студия основана создателем небезызвестной серии детективных квестов/визуальных новелл Danganronpa Кодакой и его другом – сценаристом серии Zero Escape Учикоши в попытке уйти от навязываемых издательством игр и создавать что-то своё. После нескольких довольно сомнительных экспериментов (FMV-детектива Death Come True и той самой полу-детской полу-взрослой адвенчуры World’s End Club), ребята поняли, что что-то пошло не так, и вернулись под крыло своей alma mater – издателя Spike Chunsoft, чтобы разрабатывать игру, которая уже по первому же тизеру выглядела как очевидный идейный наследник Danganronpa. От судьбы, видимо, не уйти. В связи с этим, сразу же упомяну, что сравнений с Danganronpa в обзоре будет очень много.

Игра тогда называлась Enigma Archives: Rain Code, и отдавала нео-нуар вайбами, которые некоторые могли видеть в Ai: The Somnium Files (этой дилогией как раз занимался создатель Zero Escape). Спустя примерно год, состоялся уже полноценный анонс игры, переименованной в Master Detective Archives: Rain Code, а издатель объявил, что игра будет эксклюзивом Nintendo Switch (предположительно временным, как и недавняя Danganronpa S и всё та же World’s End Club, но это не точно). Релиз был запланирован на Весну 2023 года. Весна, однако, немного растянулась, и игра появилась на прилавках в самом конце Июня.

Начнем с того, что из себя представляет Rain Code. Это трехмерная приключенческая игра с видом от третьего лица, действие которой разворачивается в изолированном от остального мира городе, где постоянно идёт дождь. Город выполнен в нео-нуарном стиле с большим количеством неоновых вывесок, свинцовыми тучами на небе и трущобами, соседствующими с величественными постройками. Он разделён на довольно мелкие локации, путешествовать между которыми можно как вручную (добежав до определенного края локации), так и фаст-тревелом. Какой бы вариант вы не выбрали – вас ожидает экран загрузки между локациями, и загрузка эта отнюдь не мгновенная.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Наш главный герой – парень по имени Юма, приходит в себя на вокзале и понимает, что совершенно ничего не помнит (какой оригинальный сюжетный ход): ни своего прошлого, ни даже своего имени - его он узнаёт благодаря именному билету на поезд, оказавшемуся в его кармане. Собственно, других способов выяснить кто он, и что должен делать, нет – и он садится на этот самый поезд, который оказывается сверхсовременным экспрессом, везущим супер-детективов из Всемирной Детективной Организации (ВДО) как раз в тот самый изолированный город – Канаи Ворд. Юма приходит к выводу, что и он должен быть детективом, вот только есть одна загвоздка – все члены ВДО обладают детективными супер-способностями (криминалистическими силами – “forensic forte” на английском, да, здесь, увы, нет перевода на русский, как и у большинства игр Spike Chunsoft). У кого-то из них супер-слух, кто-то обладает “встроенным радаром” и т.д., а вот наш Юма – обычный парень. Мало того, что одним этим фактом он уже вызывает подозрение у пассажиров экспресса, так ещё и (вполне ожидаемо) на поезде начинает происходить какая-то дичь, и детективов один за другим жестоко сжигают. В условиях стресса от подозрений других детективов и опасности за свою жизнь, Юма должен найти преступника до того, как тот доберётся до него. И вот тут оказывается, что наш паренёк не так-то прост, в его голове поселился забавного вида призрак, называющий себя богиней смерти Шинигами. Шинигами утверждает, что заключила с Юмой пакт, по которому он отказывается от всех своих воспоминаний, а она, взамен, помогает ему в расследованиях. Чтож, других помощников на горизонте нет, приходится скооперироваться с собственной шизой.

My schizophrenia can't be this cute
My schizophrenia can't be this cute

Чтобы избежать дальнейших спойлеров, перейду сразу к сути. По прибытии поезда в Канаи Ворд нас сразу встречают местные корпоративные менты, которых тут называют Миротворцами, и пытаются засадить в тюрягу за весь тот беспредел, что происходил на экспрессе. Здесь и включается Шинигами, главная способность которой – останавливать время и создавать “Лабиринт Загадок” (Mystery Labyrinth) – место, напоминающее суровый наркотрип, где наш главный герой может собраться с мыслями, рассортировать полученные улики и сразиться с их помощью с “тенями” людей, которые препятствуют правосудию – довольно жирная отсылка к серии Persona, особенно к 5-й её части. Выяснив всю правду и победив “тень”, Юма возвращается в реальный мир и платит довольно суровую цену за такую услугу милейшей Шинигами (которая превращается в Лабиринте в сексуальную розововолосую девушку с рогами, ну конечно, как же иначе в японской игре). Богиня смерти занимается тем, чем ей и положено – собирает души, а в данном случае – душу реального преступника, который, в результате “жатвы”, мгновенно погибает. Вот такой вот японский Судья Дредд у нас тут вырисовывается.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

В общем, в итоге всех перипетий, мы оказываемся в местечковом детективном агентстве где-то на задворках Канаи Ворд, где знакомимся с несколькими другими членами ВДО, которым удалось добраться до города. А зачем ВДО решила собрать толпу супер-детективов в одном городе? Чтобы расследовать очень большое и серьёзное дело глобального масштаба. Только вот никто не знает, что это за дело такое, все его называют “ультимативный секрет Канаи Ворд”, вот нам и предстоит выяснить, что это за секрет и с чем его едят, а препятствовать нам в этом будет сверхкорпорация Аматерасу, которая, по сути, управляет всем городом. Именно по её инициативе Канаи Ворд изолировали от всего мира, а порядок в городе корпорация поддерживает с помощью тех самых Миротворцев – совершенно отбитых личностей без всякого морального компаса. Но если вы ожидаете тут раскрытия типичных киберпанковских сюжетных направлений, таких как борьба обычных людей и корпораций, проблемы аугментации и прочего – нет, тут эти вопросы поднимаются весьма поверхностно или не поднимаются вовсе, игра всё же в первую очередь “murder mystery” – детектив об убийствах.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Структура самого геймплея очень сильно напоминает Danganronpa. Каждая глава истории разделена на три условные части.

Первая – путешествия по локациям, общение, поиск зацепок по тому самому глобальному делу, а также выполнение побочных заданий. Сайдквесты в Rain Code – образец противоречивого геймдизайна. С одной стороны, все они представляют из себя наитипичнейшие “подай-принеси” и “сходи-поговори”, с другой, диалоги и мини-сюжеты в большинстве из них достаточно интересные, а некоторые даже предоставляют моральные выборы (не влияющие на основной сюжет). Ситуацию усугубляет тот факт, что при выполнении побочек нам нужно много и часто путешествовать по разным районам города, а, как я писал выше, это сопряжено с большим количеством надоедающих экранов загрузки. Выполнять побочки совершенно необязательно, вы не потеряете ни капли основной истории без них, так что эта активность – сугубо на усмотрение игрока. Все сюжетные диалоги озвучены (я, как и всегда при наличии выбора, играл на английской озвучке – она тут хорошая, а некоторые голоса вы узнаете из той же Danganronpa), диалоги в сайдквестах озвучки не имеют.

CREДИТ КАРТА, срочно оформляем, котаны! Надписей на смеси кириллицы и латиницы тут, кстати, очень много.
CREДИТ КАРТА, срочно оформляем, котаны! Надписей на смеси кириллицы и латиницы тут, кстати, очень много.

Затем случается какая-то пакость, и начинается вторая часть игры – расследование. Это трехмерный point’n’click квест, где вам нужно находить улики на местах преступления. Иногда, для того, чтобы собрать все возможные зацепки, придется побегать по нескольким локациям. Но, как и в других играх разработчиков, Rain Code заботливо подсвечивает все интерактивные точки, и продолжить без сбора всех нужных улик вы просто не сможете.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

После сбора достаточного количества доказательств, начинается третья часть игры, самая интерактивная – Лабиринт Загадок. В этой совершенно наркоманской отдельной локации мы проходим череду испытаний, сопровождающихся мини-играми, некоторые из которых будут знакомы игравшим в Danganronpa: например, аналог “виселицы”, ну и, конечно, самое главное – участие в дебатах. Здесь они выполнены в виде небольшого экшен-сегмента, где “тень” противника бросается в нас высказываниями, которые должны сбить с толку, а мы от них уворачиваемся, попутно выискивая фразу, которую можно “разбить” одним из найденных нами доказательств (в виде условного “меча Правды”). Также, в Лабиринте нас встретит довольно большое количество QTE-сегментов, и…ну на этом, на самом деле, всё. Механик и мини-игр, если честно, маловато. Практически все доступные механики нам показывают в первом же Лабиринте, при этом, если прокачивать специальные навыки, в дальнейшем лабиринты становятся не сложнее, как это обычно бывает, а наоборот – проще. Поэтому, спустя 2-3 главы, Лабиринты рассматриваются не как веселое развлечение, а как обязаловка на пути к выяснению правды.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Если говорить о самих делах – большинство из них весьма неплохо прописаны, даже по собранным уликам уже можно догадаться о произошедшем, хотя мне, всё-таки, в половине случаев, как и главному герою, требовалось собраться с мыслями в “чертогах разума”. Не очень понравилась разве что финальная глава – ощущение, что нас откровенно ведут за ручку и вываливают доказательства в виде роялей в кустах, до которых сам Юма ни при каких обстоятельствах бы не дошёл. Впрочем, к этому моменту и так более или менее понятно, что происходит в Канаи Ворд, и куда идёт сюжет. Ну и сама концовка с эпилогом тоже вызывает некоторые вопросы. Также, в финальной главе есть намёк на несколько возможных концовок, но это обманка – какой бы вариант в развилке вы не выбрали, сюжет пойдет по одному и тому же пути, игра строго линейна в своей основной истории.

Одна из главных проблем в сценарии – условность, образующая большую дыру, которую так никто и не объяснил. У наших детективов из ВДО есть сверхспособности. Некоторые из них откровенно читерные (сильно спойлерить не буду, раскрою одну абилку как пример - один из персонажей может временно перевоплощаться в любого человека, и никто даже не заметит разницу, и это далеко не самая сильная способность в игре), но если в мире существуют детективы с супер-способностями, почему не может существовать преступников с подобными способностями? Все дела рассматриваются через призму стандартных действий преступников, и игра упорно игнорирует вероятность наличия суперсил у злодеев. И это притом, что наш главный герой вообще с богиней смерти шуры-муры водит. Если проигнорировать эту гигантскую условность (как в итоге сделал я), сюжетно у нас вырисовывается достаточно занимательный детектив с хорошо прописанными небольшими локальными делами на фоне огромного глобального “преступления”. Интересно, что основная тема игры – поиск истины во что бы то ни стало и несмотря на цену – это не только очередная отсылка к Persona (на этот раз к 4-й части), но и продолжение темы, поднимаемой в Danganronpa V3. Кстати, ближе к концу повествования, авторы довольно красиво обыграли связь с Данганронпой, я даже улыбнулся.

Есть и более очевидные отсылки к Persona 4. И не только.
Есть и более очевидные отсылки к Persona 4. И не только.

Ещё один реверанс в сторону Danganronpa – это времяпрепровождение с нашими напарниками-детективами, чуть лучше раскрывающее их личности. У каждого напарника есть 5 отдельных сценок с диалогами, которые открываются, если найти на локациях специальные синие сферы. Будьте внимательны – некоторые сферы можно найти только в определенных сюжетных главах, и, если их пропустить – больше вы их до конца игры не увидите, вам придется добывать их в следующем прохождении. Слава Богу, дарить крайне сомнительные подарки и получать трусы в ответ тут не нужно, всё-таки не со школьниками время проводим.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

Абстрагируясь от сюжета и геймплея, поговорим о визуале и музыке. Графически игра выглядит весьма приятно – да, очевидно, что это очень дешёвое 3D с крайне условными моделями персонажей, но зато в окружение явно вложили много усилий, и некоторые текстуры проработаны на высоком уровне (например, очень понравились витрины с отражениями неонового города и стекающими каплями дождя).

Увы, в статике визуальный кайф от этой текстурки не передать.
Увы, в статике визуальный кайф от этой текстурки не передать.

К сожалению, всё это смазывается очень сильным размыливанием картинки. У меня есть игра на Nintendo Switch, но играл я по итогу на эмуляторе, где можно поставить разрешение x4 от нативного, и хотя бы немного уменьшить “мыло”. Очень обидно, что такая визуально впечатляющая работа портится об агрессивную постобработку (предположу, связанную с оптимизацией). Надеюсь, что если Rain Code доберется до ПК и больших консолей, эту проблему решат. Ну а так, некоторые виды хоть на обои ставь, особенно если убрать из картинки персонажей. Дизайн персонажей, кстати, попытались сделать схожим с Danganronpa, но в 3D. Получилось лучше, чем можно было ожидать, стилистика угадывается сразу.

Обзор Master Detective Archives: Rain Code. Danganronpa на новый лад

О музыке можно сказать только одно: она шикарна. Бессменный композитор серии Danganronpa Масафуми Такада здесь выложился по полной. В некоторых композициях угадываются черты его предыдущих работ, но это лишь придаёт музыке шарма. Музыкальное сопровождение прекрасно дополняет нуарную атмосферу города и сумасбродные локации Лабиринта. А некоторые треки можно слушать отдельно в плейлисте по настроению.

Что мы имеем в сухом остатке: Master Detective Archives: Rain Code – это безусловный шаг вперёд для студии Too Kyo Games по сравнению с их предыдущими работами. Иронично, что шагом вперёд для студии является своеобразное возвращение к истокам, но ничего не поделать. Казутака Кодака так долго занимался серией Danganronpa, что, видимо, забыл, как делать что-то другое. Игра достаточно отличается от Данганронпы, чтобы называть её отдельной серией (надеюсь, что серией, задатки для этого есть), но при этом слишком похожа, чтобы рассматривать их в отрыве друг от друга. У сюжета есть проблемы, но в целом, следить за событиями и раскрывать преступления интересно. Некоторые персонажи раскрыты весьма неплохо и вызывают сопереживание, другие – похуже, что, с учетом ограниченного экранного времени, вполне ожидаемо. На полное прохождение игры со всеми сайдквестами и открытием всех дополнительных сцен у меня ушло около 35-40 часов.

Если вам нужна оценка в цифровом эквиваленте: 8 дождливых Монокум из 10.

P.S. У игры есть несколько платных DLC в виде дополнительных преступлений, которые раскрывают наши напарники. На момент написания обзора ещё не все DLC вышли, к тому же, к сюжету они особого отношения не имеют, так что оставлю их до лучших времён.

7575
17 комментариев

Жду порт на ПК

9

Это мы играем.

8

но если в мире существуют детективы с супер-способностями, почему не может существовать преступников с подобными способностями?Хз, это ж прям существенный сюжетный минус. Для меня вот он убил приличную часть интереса. Я понимаю, что такие дела в каком-то смысле были бы менее интересными, ведь всё можно оправдать "суперспособностями", но подобное игнорирование собственного же лора это пиздец. Уж лучше бы опять школьники боролись с Отчаянием, ей богу, это не выглядело так плохо.

6

Это можно было бы довольно легко объяснить, например, тем, что в ВДО есть какой-то чел со способностями как у Профессора X (отслеживание всех людей с суперспособностями), и типа все такие люди проходят через ВДО, поэтому кроме них супер-челов в мире точно нет. Ну такое себе, но по крайней мере сняло бы все вопросы. Но ведь даже этого не сделали, просто проигнорировали.

3

Игра неплохая, но Данганронпа все равно больше как-то понравилась. Здесь не хватает интриги что ли, вот пролог был крутой, а дальше уже не так уж. Выбор преступников еще маленький, в данганронпе с этим получше было. Сайдквесты вообще неинтересные и их все скипать можно лишь бы время растянуть сделали. В целом сами кейсы норм, и это главное. Ну еще концовка затащила, концовки они конечно делать умеют.

4

как раз в тот самый изолированный город – Канаи Ворд

Я, конечно, не эксперт, но Kanai Ward, а ward - это район, административная единица. Игру не играл, но сомневаюсь, что это весь город. Скорее, часть города.

Я падок до эксклюзивов, потому старался посмотреть что за игра, но, летсплеи скучные пиздец просто, а детективы эти - чет п, кто-то с ушками, кто-то еще какой уродец. Не выкупил.

С другой стороны, Nonary games на ПК доставили. Так что теперь хз, стоит ли пробовать.

2

Нет, это название всего города