Гарри Поттер на ПК. Классическая трилогия

Всем доброго времени суток. У многих геймеров есть любимые игры из детства. Моё детство прошло в стимпанк мире Arcanum, ночных гонках Underground 2, запретной зоне первого Сталкера, современной войне Call of Duty 4, и волшебном мире Гарри Поттера. О последнем и пойдёт речь.

Когда у меня не было интернета, а игры приходилось покупать на дисках или записывать у друзей, методом проб и ошибок находить рабочие версии, и своими силами решать различные головоломки и поиск секретов, проходил первые три части Гарри Поттера на компьютере у друга и сестры, и лишь к 2008 году обзавёлся своим ПК и на нём перепроходил любимые части.
В 2023 году вышел расхайпленный Хогвартс. Наследие. Поиграв в него некоторое время, у меня сложилось двоякое мнение. С одной стороны, получил хорошо проработанный замок и разнообразные окрестности, неплохо переданную эпоху XIX века, приятную музыку и море фан-сервиса. Но, с другой стороны, over9000 однотипных заданий, стерильный и филлерный мир и окружение, местами убитая логика и отношение к проработанному волшебному миру.

Скриншоты из Хогвартс Леггинсы

И после распиаренной новинки, я решил вновь пройти классическую трилогию о Гарри Поттере на ПК. Поведаю вам как играются прошлые части, как можно будет их улучшить и расширить прохождение. Сразу отмечу, что это будет чисто субъективное мнение.

<i>Обложки к играм</i>
Обложки к играм

Гарри Поттер и философский камень. Первый блин с комочками

Начну рассказ с первой части. Игра начинается с краткой предыстории, введя игрока в события, предшествовавшие ранее. Подана она через картинки с озвучкой текста. Выглядит это как небольшая детская сказка.

<i>Вступление</i>
Вступление

Геймплей начинается сразу после церемонии распределения. Встретив братьев Уизли, Гарри узнаёт основы игры и постепенно знакомится с основными персонажами.

В течении всей игры предстоит выучить пять заклинаний:

1. Флиппендо. Толкает предметы и оглушает противников.

2. Алахамора. Открывает запертые предметы и тайники.

3. Вингардиум Левиоса. Позволяет перемещать предметы.

4. Инсендио. Позволяет противостоять хищным и опасным растениям.

5. Люмос. Показывает предметы, которые скрыты от человеческих глаз, при этом создаёт огонёк на конце палочки.

Обучение заклинаний проходит в четыре этапа, во время каждого необходимо как можно точнее и быстрее обвести контур символа заклинания. За успешно пройденный этап Гриффиндор получат очки факультета.

После, Гарри проходит локацию, на которой применяет на практике новое заклинание и собирает звёзды. Если собрать все звёзды, то факультет получит максимальное возможные очки. Поэтому исследовать предстоит внимательно.

Практикумы получились разнообразными и запоминающимися. Отдельно хочется выделить практикум заклинания Инсендио у профессора Стебель. Пройти на уроке травологии придётся через различные места: теплицы, места с ультрафиолетом, большое многоуровневое дерево, поливальные, зелёный лабиринт…

Помимо колдовства, в игре присутствует волшебный вид спорта Квиддич. Но перед тем, как принять в соревнованиях, Гарри предстоит полетать сквозь кольца и как в первоисточнике принять вызов от Малфоя, который забрал у Невилла напоминалку.

Попробуй успеть пролететь сквозь все 82 кольца и найти карточку

Сам Квиддич меня приятно удивил. Во время матча мы сами вольны летать по полю в поисках Снитча, и чем быстрее его поймаем, тем больше очков получит наша команда. Благо, что нужный мяч летит по заданной траектории и запомнить её не составит особого труда. Метла управляется приятно и если необходимо, то можно замедлить или ускорить полёт. Ещё плюса заслуживает разнообразное время суток матчей.

Квиддич

Игра следует в большей части по сюжету фильма, но в виду того, что у разработчиков не было нужней информации, им приходилось опираться на книгу. Вследствие чего, присутствует моменты, которых не было в кино.

Что касаемо первоисточника, то помимо стычки на мётлах с Малфоем, успеем побывать в гостях у Хагрида, побегать и сразиться с Троллем, зеркало Еиналеж, стелсить от Филча, решим ряд загадок на пути к философскому камню. Некоторые сцены и моменты незначительно отличаются от первоисточников или происходят в не хронологическом порядке или были объединены. Но это не мешает общему восприятию, в виду грамотного повествования.

Во время прохождения Гарри будет получать и находить карточки с известными волшебниками, содержащие информацию о конкретной персоне, и расширяя лор мира. Всего их 25, и некоторые из них спрятаны в неочевидных местах или получить будет не так-то просто. Ряд из карточек будем получать по сюжету игры от близнецов Уизли за 25 бобов.

Карточки с волшебниками

Мне долго не удавалось найти карточку в секции перед практикумом по Травологии. Находил много тайных мест, в которых кроме бобов, ничего не было. Оказывается, она находилась за теплицей. Это максимально неочевидный секрет, что не каждый геймер пойдёт в эту сторону, использует нужное заклинание и найдёт его!

То самое секретное место с карточкой

В редкие моменты, игра позволяет изучить замок и его окрестности. Лишь пару раз будет возможность погулять по замку. В основном игра строго ведёт по сюжету, держа крепко за руку игрока, не давая свернуть с намеченного пути. Порой ты только начал изучать локацию, и зашёл в рандомную дверь, как началась катсцена и ты уже на новом урок. А вернуться уже никак нельзя.

Места в Хогвартсе

Из интересного в игре, могу отметить следующие моменты:

  • Во время прохождения уроков можно встретить учеников с разных факультетов, что добавляет живости происхождения. То есть, не только для одного Гарри выделяется большое помещение для практики, а для всех студентов.
  • Временные секреты. В редкие моменты изучения мира, игрок может походить по участку Хогвартса и найти секретные места. Но они появляются ровно один раз. Об их расположении могут подсказать гуляющие по замку учащиеся.

Ученики и тайники

Могу уверенно сказать, что разработчики постарались сделать игру разнообразной и затягивающей.

Но не может всё быть так хорошо? Да, и у игры есть минусы, некоторые из которых могут испортить впечатление.

  • Управление. Гарри в игре напоминает Леона из оригинального Resident Evil 4. Мальчик, который выжил, увы, не может колдовать в движении. Чтобы закастовать заклинание необходимо остановиться, навестись точно на объект и кликнуть. А вскарабкивается и прыгает очень топорно и неуклюже. Это очень сильно замедляет геймплей и делает некоторые моменты прохождения сложнее.
  • Линейность. Об этом я сквозь ранее говорил, что игра ведёт игрока за ручку. Хочется изучить все локации, найти все секреты. А вместо этого идёшь строго вперёд. Если забыл изучить секрет на локации, то это печально. Если были бобы, то игра позволит накопить нужную сумму на карточки. Но если пропустил саму карточку, то пиши-пропало.
  • Отсутствие вменяемого счётчика найденных секретов. Перед каждой миссией игра пишет, что на локации есть определённое количество секретных мест и карточек. И если нашёл что-то из этого, игра никак не фиксирует это. Можно было бы указывать в меню об обнаруженных секретах и собранных карточках.

Спорные моменты:

  • Прогулка до урока Травологии. Довольно трудное и опасное место, особенно для первокурсника. Чтобы добраться до теплиц, предстоит пройти через множество опасных существ, среди которых будут те, против кого не знаешь нужных заклинаний. Так ещё и в лабиринтах можно заблудиться. Учитывая, что герою предстоит столкнуться с оранжевыми улитками, которые оставляют после себя ядовитую слизь, в дальнейшем встретятся Жгучая антенница, которая будет больно кусать Гарри. А в ряде мест будут садовые гномы, которые норовят стащить бобы и лишить немного здоровья.
  • Временные секреты. На каждом уровне есть строгое количество секретных мест и тайников, и если их не нашёл, то повторно получить награду в этом месте не удастся. Но не стоит забывать, что игра разворачивается в волшебном мире. Да и в книге говорили, что в замке могли меняться, изучать, телепортироваться и появляться предметы. Наверное разработчики хотели таким образом подтолкнуть игроков к более внимательному изучению и проявлять активнее наблюдательность и любопытство.
  • Неинформативность. Про ряд существ игра вовсе не говорит. И лишь приходится догадываться, с какими фантастическими тварями Гарри столкнулся и противостоял. Как например, оранжевые улитки, огненные черепахи, пикси…
  • Отсутствие значимости профессора МакГонагалл. Минерва встречается пару раз за игру, и то в катсценах. Хотя ранее с ней планировались полноценные уроки. Но об этом поговорим позже.

Когда я учился в школе, и проходил игру, то доходил до битвы с Пивзем после практикума профессора Флитвика, в дальнейшем ждало сражение на хлопушках с Малфоем. С местным управлением это сражение становилось настоящей пыткой. Гарри медленно передвигался по арене, подбирал неохотно хлопушки и кидал очень криво. После битвы ждала секция с хищными растениями и опасными тварями. После практикума ждала снова дуэль с Драко, но в этот раз на мётлах. Эти сегменты сильно утомляли и вызывали раздражение, нежели удовольствие. А не найденные карточки под конец игры вызывали неудовлетворение и печаль. Благо, что есть подробные гайды по их поиску.

Те самые сложные места

В целом, игра оставляет приятное впечатление. Пройти игру можно за 4 часа и не успевает наскучить и надоесть. Скоротать время и получить удовольствие можно. Если бы не вышеуказанные проблемы, то игру можно считать идеальной, но минусы порой серьёзно мешают прохождению.

И разработчики исправили вышеуказанные недостатки во второй части, о которой сейчас и пойдёт речь.

Гарри Поттер и Тайная комната. Пример идеального сиквела

Вторая часть начинается с кат-сцен на движке игры, и вкратце вводит в курс событий: побег на летающем автомобиле от Дурслей, прибытие в Нору, встреча Гарри с Малфоями и Локонсом в книжной лавке. Игра стартует с момента столкновения автомобиля с Гремучей Ивой, и Гарри необходимо спасти Рона. В данный момент игры Гарри вспоминает заклинания из прошлой игры: Флиппендо, Алахамора и Люмос, а также основы передвижения. И сразу чувствуется улучшение — Гарри стал более подвижным и научился колдовать во время движения. После спасения рыжего друга, герои попадают в замок и узнают о новшествах. Фред и Джордж Уизли запустили собственную торговую сеть. Теперь за собранные бобы можно покупать различные товары: карточки с волшебниками, ингредиенты для лечебного зелья и снаряжение для Квиддича.

Торговля во второй части

На следующий день, герои следуют на урок по защите от тёмных искусств. И после катсцены, игрока ждёт новое приятное изменение — отсутствие линейности. Теперь Гарри способен самостоятельно изучать окрестности замка, сам Хогвартс в поисках секретов. И некоторые тайники требуют знания нескольких новых заклинаний, что подогревает интерес к дальнейшему прохождению. И это здорово, так как теперь интересно спокойно исследовать доступную игроку территорию, которая постепенно открывается.

Что касаемо заклинаний, то Гарри изучает четыре новых заклятия:

  • Риктусемпра — боевое оглушающее заклинание. Действует на опасных врагов (можно использовать и на дуэлях) .
  • Скурж — действует на опасных призраков и эктоплазмы призраков. Может и освобождать предметы залитые эктоплазмой.
  • Диффиндо — режущее заклинание, разрывающее верёвки, паутину, корни и заросли деревьев, загораживающие вход, а также снимает шляпки с грибов.
  • Спанджифай — превращает специальные плиты в волшебный батут, на котором можно высоко и далеко подпрыгнуть.

Изучение заклинаний незначительно изменилось. Вместо обведения символа по контуру, необходимо нажимать на стрелки клавиатуры. Число этапов сократилось с четырёх до трёх. И если на этапе совершил ошибку, то даётся три попытки, чтобы пройти идеально.

Три этапа Спанджифай

Сам урок проходит за ограниченное количество времени и сбор звёзд необходим. Каждая собранная звезда добавляет немного времени. В конце урока подходит подсчёт очков и если набрать больше всего баллов, то Гарри ждёт бонусная комната с бобами.

Призовая комната

Урок зельеварения стал полезным, ведь Гарри научится варить Рябиновый отвар — лечебное зелье, которое будет полезным в тяжёлых ситуациях. В ряде моментов оно сильно выручало, так как лягушек не было поблизости. Жаль, что от данной в дальнейшем механики отказались.

Квиддич также коснулись изменения. Теперь Гарри летает на метле, словно на автопилоте. Теперь требуется лишь вводить мышью по сторонам и отбиваться от соперников в течении шести матчей. Однообразно и скучно. Никакой динамики, кроме последнего матча, который проходит за трибунами.

Квиддич во второй части

Сюжет больше склоняется к фильму, но есть несколько моментов из книг. Некоторые сцены были изменены, как пример, в книге историю про Тайную комнату рассказывает учитель истории Катберт Бинс, в фильме профессор МакГонагалл, а в игре профессор Флитвик.

<i>История Тайной комнаты</i>
История Тайной комнаты

Но большая часть сцен, уровней и моментов перенесены бережно и достоверно: голос, который слышит только Гарри, оцепеневшая кошка Филча, приготовление Оборотного зелья, дуэльный клуб, момент в кабинете директора, прогулка в гостиную Слизерина, путешествие в прошлое через дневник, прогулка за пауками, и наконец Тайная комната с Василиском. Даже момент с матчем Квиддича, когда Гарри соревновался с Драко и летал за трибунами от Бладжера, перенесли.

Для разнообразия геймплея были изменены некоторые знакомые моменты первоисточника. Как пример: поиск ингредиентов для оборотного зелья по большим и разнообразным локациям.

Карточек во второй части прибавилось. С 25 их увеличилось до 101, и разделили их на три категории: бронзовые, серебряные и золотые. За 10 собранных бронзовых карточек Гарри получает дополнительную полоску здоровья, за 10 серебряных получаешь ключ от комнаты с золотыми карточками. Данное новшество меня очень порадовало. Читать и изучать про известных личностей и мифологических персонажей интересно. Добавили, как пример, информацию про местную группу “Ведуньи”, радиоведущую, изобретателей и спортсменов.

Карточки из Тайной комнаты

В середине игры появится Дуэльный клуб. Принять участие и сразиться с соперником можно за определенное количество бобов. Во время сражения запрещено прыгать и употреблять целебное зелье. С каждой новой дуэлью место меняется и появляются разнообразные преграды. Во время дуэли используются три заклинания, два из которых уникальны:

  • Риктусемпра — оглушающее заклинание.
  • Мимблвимбл — мешает противнику применить заклинание.
  • Экспеллиармус — отражает заклинания противника на него самого с увеличенной силой.

Магические дуэли

В целом, вторая часть исправила и улучшила много проблем первой части. Но появились новые косяки:

  • Забытые заклинания. В продолжении Гарри Поттер перестал использовать легендарное Вингардиум Левиоса и Инсендио. По поводу первого было странно увидеть отсутствие, а второе было заменено на Диффиндо. Можно же было как-то оправдать изменения, но их я не нашёл. Хотя бы сказали в начале игры, что из-за Вингардиум Левиоса много студентов пострадало, и кастовать запрещено, а Инсендио на растения больше не действует. Было бы логично и претензия отпали.
  • Казуальный Квиддич. Если в первой части управление метлой было ручным и мог свободно летать по полю в поисках Снитча, то в Тайной комнате словно на автопилоте летит и после успешной поимки Снитча получает до 40 очков. Так и счёт быстро растёт в сторону противоположной команды, словно это выглядело так, что сборная Гриффиндора ни на что не способна и держится всё только на Гарри.
  • Баги и глюки. Их не так много, но они могут подпортить прохождение. 1) Карточка в гостинной Гриффиндора. Если её не забрать до первого урока, она пропадает и вместо неё появляется один боб, словно ты получил коллекционный предмет. 2) На уровне с поиском Гойла, с камина куб застревает и получить награду с секрета не получится. 3) в Тайной комнате в месте с четырьмя огненными крабами Гарри не может допрыгнуть на другой конец места. 4) После того, как Гарри и Рон навестят Гермиону в больничном крыле, выйти из замка, обратно зайти не удастся.
  • Не все карточки удастся купить. Когда я раньше проходил игру, то не знал обо всех секретных местах, и к концу игры имел неполную коллекцию бронзовых карточек. Докупить у продавцов не получалось, так как все поголовно говорили, что не товара в продаже.
  • Отсутствие снега и зимы. Лишь в одной катсцене говорится, что наступило Рождество, но вся территория Хогвартса будет с зелёной травой и ярким солнцем.

К плюсам могу отнести:

  • Разнообразие. Появился дуэльный клуб и Квиддич. В свободное время можно принять участие в дуэли со студентами и в случае победы получить бобы, а в Квиддиче, в случае победы получить ещё баллы факультета.
  • Открытость. Можно свободно гулять по замку и окрестностям, и находить с каждым разом что-то новое и интересное.
  • Динамика. Мальчик, который выжил, ко второму году обучения научился кастовать заклинания в движении, прыгать и карабкаться быстрее.
  • Появился счётчик секретов. Теперь можно спокойно ориентироваться на то, сколько есть секреток и осталось найти. Очень удобно!
  • Можно повторно проходить уроки заклинаний. Если забыл звезду, карточку или хочешь улучшить результат, то пожалуйста. В любое время можно зайти и пройти снова.
  • Многоуровневые секреты. Выучив новые заклинания получаешь доступ к новым секретам. Как пример, на этаже с больничным крылом есть тайник в стене. Убраешь в начале слизь заклинанием Скрудж, потом перерезаешь верёвку Диффиндо, а в конце прыгаешь на открывшейся платформе заклинанием Спанджифай. В итоге попадаешь в секретную область с карточкой.
Тот самый многоуровневый секрет

Отдельно выделю бережное отношение к знакомым местам. Кто играл в первую часть, будут приятно удивлены знакомым декорациям во второй части. Главный холл и коридор остались почти без изменений, и даже тайники оставили почти в тех же местах, со статуями ведьмы и мужчины по бокам. Выйдя из замка и повернув налево попадёшь на поле для Квиддича, а направо выйдешь к теплицам.

Места из второй и первой части. Найдите 10 отличий

Спорные моменты и недоработки:

  • Поиск Гойла для зелья. Если в первой части мне не понравился момент с прогулкой до урока Травологии, то во второй части есть схожий момент по поиску Гойла. На локации будет очень много злых существ, запутанных коридоров и ненужных мест. Так и сам уровень довольно затянут. А в конце Гарри открывает запертый снаружи сарай, в котором спит нужный человек. Логика?
  • Пауки. Большое количество пауков, которые повсюду. Они на уроке по Спанджифай, и в теплицах и в Тайной комнате! Хотя пауки боятся Василиска, но чего они делают в его логове?
  • Прыгающие лягушки. Если в Философском камне, лягушки прыгали на месте, то во второй части они прыгают во все стороны, и в итоге в погоне за ней, можно получить ещё урона или погибнуть.
  • Профессор МакГонагалл. Как и в первой части её крайне мало. Она появляется пару раз за игру и взаимодействие с ней крайне мало. И что самое интересное, её кабинет присутствует в игре. Можно было обосновать следующим образом: Гарри и его друзья идут на урок Трансигурации, и происходит сцена как в фильме. Профессор МакГонагалл рассказывает историю о Тайной комнате и в конце говорит, что не успевает провести урок, так как время урока подошло к концу, и студентам следует идти на урок к профессору Флитвика.

Когда я проходил игру ещё в детстве, то не мог найти пару бронзовых карточек и концу игры у меня не было последней полоски здоровья. Перед первым уроком я всегда тщательно изучал каждый доступный уголок в замке и его окрестностях, ведь мне было интересно найти что-то новое и интересное. Так и пытаться взобраться на недоступные места другим путём, понять для чего нужна эта плита и куда идти после активации горгульи? Когда откроется запертая дверь? Как убрать корни?

В целом, Тайная комната это пример качественного сиквела. Игра стала во многом лучше, интересней и разнообразней, но есть ряд допущений, казуальных моментов и упрощений, которые не особо мешают геймплею.

Гарри Поттер и узник Азкабана. Одно большое “НО”

Третья начинается с момента в поезде. Крыса Рона — Короста сбегает от своего владельца и троица отправляется на её поиски. Во время ознакомления и освоения в памяти механики игроку, встречает первое нововведение — игра за разных героев, что будет отражено в дальнейшем прохождении. Следующее новшество — совместные заклинания. Игроку будут часто попадаться запертые сундуки, двери, противники, котлы и латы, на которые необходимо использовать заклинание нескольких героев.

Совместные заклинания

После введения попадаем в замок, где ждёт ещё одно изменение — конкретные заклинания для каждого героя:

  • Рона будет обучать профессор Люпин заклинанию Карпе Ретрактум, что позволяет притягивать предметы или, наоборот, притягивает к предмету.
  • Гермиону обучает профессор МакГонагалл Драконифорс и Лапифорс. Позволяет оживить и управлять драконом и кроликом.
  • Гарри будет изучать у профессора Флитвика замораживающие заклинание Глациус, а у Люпина Экспекто патронум против Дементоров.

Практикумы

Прохождение уроков немного отличаются от прошлых частей. Теперь нет теории с мини-игрой по контуру, отсутствует таймер и борьба факультетов. Студенту необходимо собрать 10 щитов, раскиданных по всему уровню.

Сами уроки получились интересными и разнообразными. Мне понравился урок с Гермионой. Он проходит спокойно и увлекательно. Управлять кроликом и драконом было увлекательно. И смотрится это любопытно, что позволяет по иному взглянуть на игру. Урок у Рона завязан на телепортации и притягивании. А у Гарри можно покататься на ледяных горках (что очень динамично, увлекательно и захватывает дух) и замораживать саламандру. В конце игры героев ждут экзамены, которые представляют собой уменьшенную вариацию основного урока.

За успешное нахождение всех щитов, как из второй части, персонаж попадает в бонусную комнату со сладостями.

<i>Призовая комната</i>
Призовая комната

И чтобы их тратить, разработчики расширили торговую сеть Фреда и Джорджа Уизли. Сладостей стало больше. К бобам добавили тыквенные печеньки и волшебные кексы. За них предстоит покупать карточки и пароли к тайникам. За бобы и печеньки приобретаются карточки, а за кексы только пароли.

Торговля в игре

Карточки разнообразили, разбив на 10 категорий. Большая часть коллекционных предметов перекочевала из прошлых частей, но в третьей части появились карточки про известных вампиров, гоблинов, фантастических тварей, великанов, ведьм…

<i>Категории карточек</i>
Категории карточек

Третий фильм кардинально отличается от первых двух своим визуальным стилем, геометрией и дизайном. Это было отражено и в игре. Замок и его окрестности сильно поменялись, были добавлены новые места. Вместе с ними и переработаны секреты, некоторые из которых весьма креативны.

Хогвартс в третьей части

Активностей также прибавило. Рядом с хижиной Хагрида есть колодец с Пикси, в замке обитает Чудовищная книга о чудовищах, а Хагрид даёт покататься на Гиппогрифе.

Активности

Сам замок изменился в худшую сторону. Он стал пустым и неинтересным. Секретов крайне мало, этажи стали маленькими и пустыми, да и повторно гулять по нему не вызывает особого желания. Как пример подземелья. Из просторных, тёмных и холодных помещений в Тайной комнате, в третьей части они превратились в маленькую комнатку с двумя тайниками с паролями. Тоже самое касается и прилегающей территории. Выйдя из замка первый раз ты за один раз найдёшь все тайники и больше к исследованию притрагиваться не будешь. Если в самом замке около 8 секретов, то на улице всего 6. Это не идёт ни в какое сравнение с прошлой игрой.

Бестиарий также подвергся изменениям. Исчезли все хищные растения, пауки, улитки и гномы. Чертятам из второй части зачем-то дали иммунитет к заклинаниям и уничтожить теперь можно только кинув им хлопушку. Это довольно странно, учитывая, что раньше они спокойно оглушались заклинанием и кидались в нору. Логично появление чудовищной книги, огненных саламандр, бундимуна и дементоров. Но наличие заколдованных скелетов мне непонятно. Во-первых, это довольно жутко, во-вторых, о скелетах не было ни слова в первоисточнике, в-третьих, они присутствуют на экзамене у Люпина.

Бестиарий

Метаморфозы коснулись и заклинаний. Вместо Флипендо повяилось Депульсо, которое выполняет ту же функцию, но значок у неё как у Риктусемпра из второй игры. Также знак колдовства изменился и у Риктусемпра. Зачем эта путаница — непонятно.

Само повествование сюжета получилось довольно рваным и неоднородным. Стартует игра весьма бодро, но после урока у Минервы МакГонагалл игра сильно просаживает темп и сюжетные миссии смотрятся странно. Как пример, герои должны найти нужную книгу. Они заходят в библиотеку, сражаются с книгами, потом дают управление за Гермиону. Она быстро вступает в бой с чертятами, зачаровывает дракона и всё. Миссия пройдена за 5 минут! Это не идёт ни в какое сравнение с прошлыми частями по содержанию, наполнению и продолжительности. Радует то, что игра следует по сюжету фильма и практически от него не отступает.

В целом, игра выглядит и играется неплохо. Есть неплохие загадки, графика у игры приятная, геймплей бодрый и динамичный, есть новые активности, но в сравнении с прошлыми частями, Узник Азкабана оставляет после себя двоякие ощущения.

Достоинства:

  • Новые комнаты и секреты. Это позволило освежить игру в поисках и изучении мест.
  • Новая торговая система. Новые валюты позволили покупать разные предметы, а обмен на нужную покупать то, что нужно.
  • Новые активности. Между уроками можно попробовать себя в полётах на Клювокрыле или сразиться с разными опасными существами.
  • Новые карточки. Расширяет лор волшебной вселенной.
  • Герой, после того, как упал в пропасть не умирает, а возрождается недалеко с небольшой потерей здоровья.
  • Игра за каждого персонажа. Здорово управлять Роном и Гермионой, а не только за Гарри.

Спорные моменты:

  • Отсутствие очков факультетов. Вместо этого завязано на сборе щитов. Азарт пропадает, и смысла особого нет в их сборе, кроме бонусной комнаты. А очки факультетов остались в диалогах.
  • Отсутствие Квиддича. В игре показали сцену с матем и как Гарри упал с метлы из-за Дементоров. В итоге, разработчики решили заменить метлу на Клювокрыла, что не особо увлекательно. В книге спорт играл важную роль, и был очень важен по ряду причин (рекомендую прочитать, чтобы понять). Да и в игре знатно накосячили, так как был матч между Пуффендуем и Гриффиндором, а не со Слизерином.
  • Изменение заклинаний. Часть из них выполняет те же функции, что и ранее, но игроков, которые играли в старые части, вызывает в заблуждение.

Минусы:

  • Новые заклинания. Они нужны лишь для экзамена и применяются крайне редко в сюжетных миссиях. Да и в самом замке нет им применение. Если раньше загадки были завязаны на новых заклинаниях и было любопытно попробовать заклинание на новом секрете, чтобы получить награду, то в третьей части с новыми заклинаниями нет общего взаимодействия. Можно же было добавить в парке статую кролика или дракона, в подземельях головоломки с притяжением или замораживающего заклинания.
  • Деградация секретов. Если раньше ты изучал Хогвартс, потому что он таил РЕАЛЬНО много загадок и секретов, то в третьей части всё покупается. Карточки ты покупаешь, а не находишь, пароли к секретам — покупаешь. Да и целые этажи содержат только комнату с секретом. Это довольно скучно и уныло. Нет того самого азарта и духа приключений.
  • Изменение бесов и ввод скелетов. Чертята в Узнике Азкабана довольно странные. У них иммунитет к заклинаниям и из ниоткуда достают хлопушки, которыми они бросаются. Да и сами могут появляться из воздуха. Убить их можно только метнув хлопушку в ответ. Довольно странная система, которая смотрится аляповато. Скелеты выглядят довольно пугающе для детской игры. И само их появление не обосновано. Так ещё они встречаются на экзамене у Люпина.
  • Экзамены. Это представляет собой мини версию полноценного урока. Только экзамен у Гермионы понравился. Когда ты реально применяешь знания на практике: управление кроликом и драконом, и сражение с монстром. У Гарри всё плохо. Мало практики с тем, что он изучал, и много обыденного, с чем сталкивались все студенты. У Рона 50/50. Есть загадки с притяжением, но проходится довольно быстро.
  • Работа на современных системах. Это стоит отдельно упомянуть. Игра довольно сильно багует и периодически вылетает. Самый распространённый баг — это когда бес не кидает хлопушку на уроке Рона. От него многие игроки страдали и некоторым спидранерам он поломал прохождение. Это лечится заменой пары строк в текстовом файле. В самом замке я столкнулся с тем, что шкаф в замке не открылся. Благо там были лишь бобы, а если была бы карточка, то это испортило прохождение. Так и на мосту секрет с латами не активировался. И на уроке у Гарри, игра при переходе вылетала. Пришлось снова лазить в конфиг и менять значения в файле.

В третью часть я играл уже на ПК брата. По началу Узник Азкабана меня радовал. После пройденного урока по Карпе Ретрактум, я начал изучать Хогвартс. За 15-20 минут я нашёл все доступные секреты и стало как-то грустно. Остался смысл закончить игру лишь для того, чтобы нафармить кексов и купить все пароли от портретов с секретами. Скупка всех карточек утомлять начала после второго урока. Если покупка была нужна в прошлой части, если забыл коллекционный предмет в сюжетных миссиях и вернуться нельзя было, или на уроке не нашёл секрет, то постоянная скупка раздражала. Так и нет выбора покупки нужной карточки. У всех продавцов будет одна и та же карточка, независимо у кого ты покупаешь. Этого я не ожидал от новой части. Полёты на Клювокрыле не стали для меня заменой Квиддича, так как они довольно однообразны. Вроде произошли значимые изменения и от много старого отказались, но взамен я не получил равнозначной замены. Так и непонятно, почему убрали Северуса Снейпа, профессора Стебель, Филча и Сивиллу Трелони, которые играли важную роль в фильме и книги. Возникало ощущение, что замок сильно опустел. Так и в игре отсутствует сегмент в Хогсмиде, что довольно печально.

В итоге, Гарри Поттер и Узник Азкабана — это неплохая игра. Как аркада она играется добротно. Новые локации и механики освежили игру, некоторые изменения смотрятся интересно, и в целом, было здорово поиграть за каждого из троицы. Скоротать время и пройти за целый день можно и вы получите удовольствие от неё. Но как полноценная часть и продолжение чувствуется слабее, так как не все изменения пошли на пользу игре.

Промежуточный итог

Для меня трилогия Гарри Поттера схожа с серией игр по Need for Speed. Можно провести аллюзию на Underground 1-2 и Most Wanted, где каждая часть по своему хороша.Первая Underground — это Философский камень. Линейная часть с бодрыми гонками, введением кастомизацией и местами сложными этапами.Второй Underground — это Тайная комната. Открытый мир, различные активности, улучшение кастомизации и сохранение атмосферы.Most Wanted — это Узник Азкабана. Обрела иной стиль, появились разные механики, повествование сменилось, а некоторые аспекты пошли под нож. Кому-то это понравилось, а кто-то остался недоволен.

Фанатская база у игр по Гарри Поттеру довольно большая. Энтузиасты и мододелы пользуясь инструментами разработчиков и опираясь на вырезанный контент, способны исправить некоторые моменты в игре, вернуть то, что было убрано и создать из этого настоящий шедевр. Речь сейчас пойдёт о модах, которые улучшают игру и исправляю ряд проблем.
P.S: так как с некоторыми модами были проблемы, разрешение и качество изображений будет не самое лучшее, и могут присутствовать некоторые артефакты и глюки.
P.S.S: ссылки на каждый мод будут указаны в тексте.

Моды для философского камня

Для многих Философский камень стал той игрой про Гарри Поттера, который не каждый смог осилить. А всё из-за ужасного управления. Пару лет назад появился мод для игры, который делает управление похожим, как в Тайной комнате.

Скачав и установив данный мод, вы заметите существенную разницу.

  • Мод добавляет стрейфы. Теперь Гарри может двигаться влево и вправо.
  • Улучшение камеры при вращении. Она стала более плавной.
  • Точность и плавность анимации при вскарабкивание. Теперь нет рванной анимации, когда Гарри зависал в воздухе на долю секунды и кое-как подымался.
  • Точность наносимых заклинаний. Теперь не надо подходить в плотную к объекту и рассчитывать угол, под которым юный волшебник будет кастовать заклинание.
  • Добавили возможность управление метлой с помощью мышки и пропуск катсцен.
  • И самое главное — использовать заклинания во время движения.

С данным модом игра преображается в лучшую сторону.

Но со старыми сохранениями данный мод не дружит, и придётся начинать новую игру.

Следующий мод — это модификация, созданная энтузиастами на основе вырезанного материала. Это HP1 E3 или «Восстановление первой игры». Можно смело считать данный мод полноценным ремастером первой части. Сюжет и события остаются те же, но сами уровни переработаны (где полностью, где частично) и добавлены новые, важные по книге. Согласитесь, так играть интересней!

Начинается мод с полноценной катсцены, перенеся начало из фильма, когда Дамблдор, Минерва и Хагрид доставили маленького Гарри в дом Дурслям. После, уже повзрослевший Гарри ищет кусочки письма из Хогвартса по всему дому. А затем попадает с Хагридом в Косой переулок, по которому юный волшебник собирается в школу. Далее знакомства с Роном и Гермионой и церемония распределения. А далее уже знакомая сцена с директором Хогвартса, после которой начинается полноценное обучение.

Уроков стало больше и добавлены вырезанные заклинания. Некоторые Гарри изучает просто найдя лист с пергаментом, а у профессора МакГоногалл теперь два полноценных урока, что не может не радовать. Внедрены отменённые уровни, как пример несостоявшаяся дуэль с Драко из книги или отработка наказания в Запретном лесу. Плюс, сюжетных игр по Квиддичу стало больше. Сам замок стал больше и разнообразней. Создатели мода использовали часть моделей и текстур из Тайной комнаты: движущейся лестницы и этажи плавно соединяют уровни и места игры. Выглядит это эффектно! Часть локаций претерпели кардинальные изменения, как пример подземелья с уроком Зельеварения. Теперь это место в моде выглядит более зловеще. Также мы теперь вольны свободно гулять по всему замку в поисках тайников.

Геймплей мода

Из приятного могу выделить возможность сохранения в любой момент. Это значительно облегчает прохождение.

Без минусов, увы не обошлось. Это баги с глюками. Могут лестницы перестать двигаться, в некоторых местах присутствовали проблемы с освещением, некоторые заклинания отказывали корректно засчитывать обводку, может звук пропасть или текстуры не прогрузиться. У меня вообще игра отказывалась работать в полноэкранном режиме, так что ряд скриншотов будут обрезаны. Некоторые моменты соединены криво, из-за чего прохождение может застопорится и приходилось пользоваться командной строкой для читов и телепортов.

Но, несмотря на вышеизложенные проблемы, мне данный мод понравился. Было приятно взглянуть на игру в новом взгляде с новыми локациями, заклинаниями, сценами и тайниками. Рекомендую!

Моды для Тайной комнаты

Вторая часть богата на различные моды. Из всего списка я могу выделить следующие модификации:

  • Гостиная Пуффендуя и Когтеврана. Гостинная Гриффиндора нам доступа в любое время, а в гостинную Слизерина мы попадём по сюжету игры. Мододелы сделали варианты для оставшихся факультетов. Для доступа в комнату Пуффендуя проходит через кухню с домовыми эльфами. А у Когтеврана на Астрономической башне, в которой будет ждать декан факультета — профессор Флитвик. Сделано добротно и изучить было приятно.
  • Станция Хогсмид. Легендарное место куда прибывают студенты на поезде. Моддоделы добавили свою вариацию станции. Выглядит она внушительно, атмосферно и проработана до мелочей. Есть большой мост, несколько зданий, вокзал с лавочками, и несколько тайных мест. Присутствует смена времени суток и погоды: день, ночь и зима.
  • Лодочный сарай. Упоминаемая в книгах пристань для лодок теперь есть и в игре. Простое, но большое место, с длинным спуском к озеру. Есть дневная и ночная версия. Дневная с небольшим туманом, а ночная с красивым закатом.
  • Зимний двор. С данным модом в Хогвартсе наступает зима. Можно менять время суток и погодные условия. С ней чувствуется уютная атмосфера волшебства. Очень приятная небольшая модификация. Рекомендую.

И закончить стоит самым глобальным и значимым модом — HP2 PC EXTENDED. Этот мод обогащает и расширяет оригинальную игру, добавив в неё:

  • Совершенно новые сцены сделанные на движке игры. С ними сюжет игры становится более подробным.
  • Улучшает и корректирует систему освещения, и когда по сюжету наступает Рождество, то в Хогвартсе появляется снег, а во многих местах появляются рождественские ёлки. А уровень по писку Гойла также преображается подстать празднику.
  • Добавляет новых персонажей, например Колина Криви.
  • Новые голосовые реплики из различных версий игры (в основном HP2 PS1 и PS2/GCN) .
  • Несколько важных исправлений. Теперь куб из камина не застревает!
  • Новые сюжетные фрагменты.
  • В игре можно без всяких ухищрений пройти Гриффиндорский квест, и посетить новую локацию Библиотека и хижину Хагрида.
  • Полноценная и рабочая поддержка широкоформатных мониторов.

С ним прохождение игры становится веселее, интересней и увлекательней. Настоятельно рекомендую к установке.

Моды для узника Азкабана

Хорошо или плохо, но для третьей части не так много глобальных модов. Всего есть три модификации.

Первая называется "Макс Поттер и Тайна Когтеврана". В ней рассказывается история нового студента, – Макса Поттера. В моде заменены некоторые текстурки, добавлена новая музыка и немного изменена геометрия уровней.

Второй мод “Приключение Гермионы”. В ней мы, как следует из названия, принимаем участие за подругу Гарри. Множество головоломок с заклинаниями Драконифорс и Лапифорс, частые стычки с врагами, а в конце ждёт большое количество ништяков. Если коротко, то это приключение на 20 минут туда и обратно.

Третий мод называется “Ночное спасение”. Довольно долгое и интересное приключение известной троицы по различным подземельям и местам Хогвартса. Сыграть предстоит за каждого из героев и использовать все изученные навыки. Местами мод выглядит тёмным и видны косяки с текстурами, но пройти и получить удовольствие можно.

ИТОГ

Для меня любимой частью была Тайная комната. В ней было всё идеально: управление, геймплей, интерактивность, сюжет и механики. Первая часть была далека от совершенства, и пройдя её мне хотелось в неё сыграть снова, но потом. Узник Азкабана была всегда спорной частью. Вроде ты её прошёл, но чувствовалась недосказанность и отсутствие чего-то важного. С модами ситуация улучшилась. Первая часть раскрылась с новой стороны и стала в разы приятней, местами обходя сиквел. Вторая часть стала почти идеальной, а третья немного вышла из тени предыдущих игр.

Могу сказать в итоге, что как фанату Гарри Поттера, данная трилогия является хорошим примером игр по фильмам. И то, что фанаты до сих пор продолжают своими силами обновлять и улучшать, это говорит о многом. И после Хогвартс. Наследие, повторное прохождение трилогии, дало больше удовольствия, чем современная игра.

На это всё. Увидимся скоро.

ПОЗИТИВАТОРЫ!!!

132132
33 комментария

Комментарий недоступен

6
Ответить
4
Ответить

За позитиваторы мое уважение.

6
Ответить

Эмма всегда хороша

Ответить

Отличный лонг по отличным играм. Очень хороший разбор вышел, да еще и с упоминанием модов, автор красавчик.
У самого тоже невероятно теплые воспоминания об этой трилогии. Очень жаль, что дальше игры по фильмам о Гарри Поттере пошли куда-то не туда, но тем ценнее эти первые 3 игры.

4
Ответить

Спасибо большое

3
Ответить

Отличный лонг, тоже временами ностальгирую по второй части. Единственно, как-то совсем скромненько саундтрек упомянул, а он же реально бомбический, от маэстро Джереми Соула. В Hogwarts Legacy и близко такого нет

4
Ответить