Гонконг не прощает своих сыновей

"Sleeping Dogs" и поиск новой формы для устоявшегося жанра

Гонконг не прощает своих сыновей

Одним благословенным днём, когда добрейшее божество видеоигровых утех узрело мысли и чаяния мириад просящих почитателей и окропило их своей щедростью, хранители его покоев, исполненные высочайшей гордости, известили об очередном фестивале скидок в Steam. Среди прочего изобилия лишившихся своего мгновения славы, но не ставших менее привлекательными игр я обнаружил и Sleeping dogs, не замедлил её приобрести, провёл в ней пол часа, отметил для себя, что видеоигра любопытна и не лишена достоинств, на чём я её покинул, решив обязательно вернуться к ней позже. С тех пор прошло 8 лет.

Гонконг не прощает своих сыновей

История, знакомая не только лишь всем, хорошо иллюстрирующая, почему многие по-настоящему хорошие произведения часто остаются невостребованными или вовсе забытыми. Sleeping Dogs вышла на год раньше GTA 5, но последняя неизбежно затмила собой конкурента, до сих пор оставаясь эталоном жанра и одной из лучших игр, что свет видывал. И действительно эти игры очень похожи, но и различий у них не меньше. Sleeping Dogs есть за что помнить, и есть за что любить, о чём и постараюсь рассказать.

Гонконг не прощает своих сыновей

Сравнения с творением Rockstar неизбежны, но стоит начать с отличительных различий. Если серия игр "Granf theft auto" всегда была ироническим переосмыслением криминальных боевиков и даже пародией на них, стремясь обыгрывать мафиозную культуру с присущими ей насилием и убийствами гипертрофированно и курьёзно, то Sleeping dogs это от начала и до конца драматичная и напряжённая история, жестокость в которой занимает лидирующее положение, не будучи преуменьшенной или сведённой к шутке. Если прибегать к медийным сравнениям, то GTA 5 более чем походит на манеру Тарантино, в частности на пресловутое "Криминальное чтиво", в то время как "Спящие псы" это плоть от плоти гонконгских боевиков под авторством Джона Ву и ему подобных.

Идея, на самом деле, простая и очевидная - переложить сюжет серьёзного криминального боевика в азиатской манере и инсталляции на формат видеоигры, сделав акцент не на стрельбе, но на уличных боях. Тем более, что незадолго до того явивший себя Бэтмен показал, как можно сделать это наиболее правильно и зрелищно.

Гонконг не прощает своих сыновей

Собственно, о чём это. История о молодом человеке по имени Вэй Шень, который возвращается в родной Гонконг, чтобы поквитаться с местными бандами, и мафиозным синдикатом, что стоит над ними. Делать это мистер Шень намерен в качестве копа под прикрытием, внедрившись в одну из таких банд и оперативно взобравшись по её вертикали, в чём помогают как исключительные навыки боя, так и злосчастное происхождение, а вместе с ним умение убедительно отыгрывать свою роль. Ведь люди, с которыми предстоит работать оперативнику, требовательны, недоверчивы и беспощадны.

Гонконг не прощает своих сыновей

Персонаж Вэй Шеня не отличается интересной биографией, сложной личностной организацией, да и сам по себе герой скорее неприятный, но эмоциональная вовлечённость в работу и нарастающий конфликт интересов вкупе с маленькими человеческими слабостями делают этого героя прекрасным движителем сюжета. История здесь, надо признать, достаточно сумбурна и неравномерна, и раскрывается наилучшим образом она именно за счёт главного действующего лица, его восприятия своей миссии, пережитого опыта, персональных тревог и той импульсивности, с которой этот человек действует.

Драматургия вообще лучшая часть игры. Кинематографичная режиссура вкупе и простыми, но эмоциональными, живыми диалогами удерживают доминирующую часть зрительского внимания. Откровенно говоря, хоть Sleeping dogs и сюжетно ориентированная видеоигра, интерес здесь вызывает не сама история, которая, надо сказать, развивается интенсивно и бодро, но остаётся неровной и беспорядочной, а её действующие лица — люди, пребывающие в постоянном конфликте друг с другом, регулярно перетекающем в состояние войны, даже не смотря на то, что все они всего лишь прихвостни одной огромной преступной организации, взявшей Гонконг в тиски. И в этой войне охотно участвует сам Вэй Шень, прежде всего с целью ослабить влияние этих структур и уничтожить их изнутри, но на самом деле ещё и потому, что он жаждет мести своим врагам, и обзаводится привязанностью к новым друзьям, всё чаще ставя личные желания выше полицейского долга. Конфликт целеустремлённого копа и криминального авторитета в главном герое один из центральных во всей игре.

К сожалению, этот конфликт никуда не ведёт. Сценарий, изобилующий персонажами, порой презентуемыми слишком быстро, чтобы их можно было запомнить и различить, обрывается будто на полуслове, на промежуточной победе, которая и близко не позволила Шеню приблизиться к заданной цели. Главный герой очень быстро проходит путь от третьесортного мордоворота, в целях поддержания легенды пугающего должников и угоняющего контрабанду, до карателя, расстреливающего вражеские группировки в интересах собственной банды, проводящего собственноручно жестокие расправы, пытавшего врагов и самого становящегося жертвой угроз и пыток — и чего он добился всем этим? Засадил в тюрьму собственного куратора, который сам не брезговал теми же методами в борьбе с преступностью, да поучаствовал в переделе власти внутри банд, приведя к ней более хитрую и умную персону. И это интересное решение, оставить героя на распутье, не могущего быть полноправной частью ни одной из сторон, но едва ли это получилось у данного сюжета. Шень убил всех, кого мог, но не достиг ничего, да и ничего не потерял — слишком безопасный и безрезультатный финал для фабулы, которая наращивала по экспоненте уровень тревоги и агрессии, вела к грандиозному финалу, но в последний момент свернула все начинания ради условно положительного эпилога.

И хоть развязка разочаровывает своей бесхарактерностью, приключение главного героя полно гнева, крови и борьбы собственных противоположностей, за что и снискало мою симпатию, так как это очень приземлённый и относительно реалистичный, но вместе с тем экспрессивный и контрастный боевик, где главный герой разносит десятки противников в кулачном бою, и ещё больше из пистолета-пулемёта во время погонь по деловому району Гонконга, но остаётся при этом человеком, который пермаментно находится на пике физического и психического напряжения, рефлексирующего о произошедшем перед сном. Человеком, которого можно вывести из себя и поймать на слабостях, чей путь к справедливости оказался устлан десятками тел, чего он не мог, или не хотел избегать.

Ну и как не затронуть само место действия. Гонконг как площадь для бандитских усобиц выдался не больше Лос Сантоса из GTA 5, при этом он ещё и разделён на несколько мелких районов, связанных автострадой, из-за чего поначалу кажется совсем крошечным, но город не душит своей теснотой, здесь есть где развернуться, где покататься, чему доказательство как регулярные миссии с погонями, так и вездесущие уличные гонки. Облик города одновременно тусклый и примечательный, но многообразным его никак не назвать. Есть живописный деловой центр, украшенный фонтанами, парками, балюстрадами и высотками, а есть дрянные спальные районы, так точно напоминающие наши собственные, но с азиатским колоритом. И это интересно. Гонконг не выглядит разукрашенным глянцевым мегаполисом, по большей части это дыра с длинными узкими тропами, уличной едой, сонной полицией и мелкой преступностью. И за счёт взаимодействия игрока со всеми этими элементами город воспринимается меланхоличным, но живым. Здесь мало что происходит, но многие элементы функциональны, будь то покупка лапши на рынке или попытка ограбить главного героя, желавшего помочь девице со сломанной машиной. Все события насквозь заскриптованные, большая их часть отмечена на карте, и многие из них неоднократно повторяются, но общее впечатление это не портит, особенно когда обращаешься к ним в ходе планомерного течения по сюжету.

Как было упомянуто прежде, Sleeping dogs игра преимущественно про рукопашный бой. При чём именно рукопашный — главный герой принципиально не носит с собой ни биты, ни кастета, а то оружие, что он подбирает в бою, ломается в несколько ударов. Дефицит огнестрельного оружия робко объясняется самой игрой устами одного из персонажей, дескать, тут вам не Нью-Йорк, мистер Шень, но конечно это осознанный выбор, потому что боевая система из Batman: Arkham Asylum плохо сочетается с пушками, тем более в правдоподобном сеттинге.

Драться в игре интересно, и действительно, геймплей, основанный на контрударах и зрелищных пируэтах, трудно испортить, но у него есть проблемы. Прежде всего рваные анимации, когда герой перехватывает руку противника совсем не там, где она находилась в тот момент; заметно ограниченное количество этих самых анимаций и, вкупе с тем, схематичность некоторых боёв, в которых есть лишь одна действенная манера боя. Есть и более весомые проблемы, например, нежелание игры считывать нажатие некоторых клавиш — долгое время у меня не получалось эффективно блокировать удары, из-за чего я постоянно получал в голову, затем проблема исчезла сама собой, а я так и не смог понять, явилось ли это результатом прокачки персонажа и увеличением окна контрудара, или то был баг самой игры. А игра, надо сказать, изобилует всевозможными багами, но об этом потом.

Гонконг не прощает своих сыновей

Противников в игре можно разделить на несколько категорий сложности — есть те, кто как можно скорее желает отхватить и лечь спать, есть и те, кто очень упорно блокируют твои удары, не позволяя вести бой эффективно, а есть здоровяки, которых ты никогда не возьмёшь в захват, они сами возьмут тебя в захват и ботинком тебе лицо поправят. Здесь вступают в силу отличия от механики, перенятой у Бэтмена, а именно приемы борьбы, в частности тот же захват с возможностью перекинуть врага через себя или впечатать его в ближайшую стену, а также комбинации ударов, предполагающие особый эффект, возможность подбирать палки и ножи, и даже подобие состояния ярости у главного героя есть, но оно специфическое и больше служит для восстановления здоровья, чем оказывает прямое воздействие на противников.

В отличие от всё той же GTA 5, где игрок принимает участие в побочных заданиях и случайных событиях исключительно для развлечения, в Sleeping dogs предусмотрена куда большая система поощрений. Здесь аж несколько видов прокачки героя, поделённых на фракции - за открытие одних навыков отвечает рейтинг полиции, за открытие других нужен рейтинг банд. Есть ещё третий вид рейтинга, так называемый авторитет, его Шень зарабатывает, впрягаясь в проблемы разных доходяг, выгоняя алкашей из бутиков, участвуя в гонках, начищая жало тем, на кого укажут. Казалось бы, какой интерес офицеру полиции под прикрытием помогать какому-то недогонщику, разбивая машины его нечестных соперников — а вот, это занятие повышает авторитет. Ну и помимо всего этого есть ещё личный тренер единоборств, который учит нас боевым искусствам за то, что мы возвращаем ему коллекционные предметы, раскиданные по городу. И всё это действительно нужно и полезно, персонаж становится более способным и функциональным, при том, что качество проводимых боёв и прохождения заданий всё ещё зависит всецело от игрока — приятное чувство.

При этом стрельба в игре тоже есть, и ей отведено большое, хоть и эпизодическое, внимание. В Гонконге, конечно, пушек нет, но периодически они откуда-то берутся и Шень вступает в полноценные перестрелки, после проведения которых игра бесцеремонно забирает волыну обратно. Стрельба здесь совершенно аркадная и завязана на укрытиях, но оттого она не становится менее весёлой. Как и во всё той же 5-й части "Крупной кражи автомобилей", в "Спящих собаках" перестрелки служат цели не испытать способности игрока и бросить ему вызов, а только развлечь быстрыми и кровавыми дуэлями. Впрочем, допускаю, что на консолях это даётся сложнее, убивают тут всё-таки быстро, если быть нерасторопным.

Не менее часто, чем мы стреляем в людей, мы стреляем в людей за рулём автомобиля. Это ещё более аркадное и забавное занятие, когда короткая очередь по колёсам заставляет вражеские машины подпрыгивать в воздухе и скоропостижно взрываться.

Гонконг не прощает своих сыновей

Механика стрельбы выглядит слегка аляповато и комично, и скорее подошла бы какому-нибудь третьеразрядному шутеру с юмористическим сюжетом, но в этой игре, не смотря на нарративную серьёзность происходящего, подобные перестрелки весьма к месту, обеспечивая необходимые динамику и чувство возрастающей угрозы. К тому же, перестрелки в Sleeping dogs лишь составная часть большой и комплексной видеоигры, вбирающей в себя самые разные виды активностей, да и стрелять здесь опять же весело, и не утомляет. Игра постоянно чередует задачи и способы их выполнения, создаёт всё новые ситуации, что и делает игровой процесс Sleeping dogs таким увлекательным даже при очевидно слабых по отдельности компонентах.

Ввиду того, что оружие в основном недоступно (хотя в игре есть навык, позволяющий находить его в багажнике любой полицейской машины), учинять на улицах дебош, сопоставимый с аналогичным "угадайте где", попросту невозможно. Да и не стоит забыть, что Вэй Шень всё-таки служитель закона, а не террорист. Полиция реагирует на нарушения весьма неохотно, а уйти от неё чертовски просто, для чего достаточно протаранить и отправить в кювет телегу стражей порядка. Отличительным умением главного героя является возможность на полной скорости прыгать из одного автомобиля в другой — в игре даже есть квест, где нужно сменить таким образом 5-6 машин, начинённых бомбами с таймером. Помимо этого Шень довольно вёртко уклоняется от попыток надеть на него наручники, заковывая самого офицера в его же кандалы. Паркур и погони на ногах тоже являются частой игровой ситуацией, и не представляют собой ничего сложного, разве что управление порой подводит и здесь.

Гонконг не прощает своих сыновей

Хоть сюжет и преисполнен драматизма и суровости, но комичных моментов и нелепости здесь тоже достаточно. Например, то обстоятельство, что главный герой законченный бабник и сменил за игру женщин 5 или 6, что совсем несложно с тем учётом, что в Гонконге, похоже, существует правило давать на первом свидании. И пусть сюжетно эти эпизоды не значат ничего, но они подчёркивают человечность протагониста и просто делают этот вымышленный порочный город немного более реальным.

Гонконг не прощает своих сыновей

Наиболее смешной случай связан с хозяйкой бара по имени Тиффани. Когда Шень заявился туда, то избил почти всех её клиентов, что не помешало той очароваться его пением в караоке и согласиться на свидание. Затем выяснилось, что Тиффани, которая на тот момент была уже третьей подругой Шеня за неделю, тайно встречается с другим. Вспыльчивый сердцеед не мог оставить это просто так и выследил её вместе с разлучником, но после оглушительной тирады женщины о том, что он сам неверный пёс, скромно удалился прочь.

Гонконг не прощает своих сыновей

В игре также есть интересный трибьют к тем самым низкобюджетным боевичкам, представляющий собой побочный квест, где мы принимаем участие в древнем бойцовском турнире, выйти победителем из которого может лишь один.

Гонконг не прощает своих сыновей

В игре нет дифференциации сложности — это предполагает, что её может пройти любой желающий. Однако простой Sleeping dogs тоже не назвать, драки здесь бывают очень суровы, да и не все перестрелки даются легко. Возможно потому, среди прочего, в Definitive Edition разработчики засунули всевозможные костюмы с особыми эффектами, среди которых уменьшение получаемого урона на 50% и прочее. Обычная одежда тоже даёт какие-то смешные бонусы, но их легко можно игнорировать. К сожалению, вариантов одежды мало и нарядить Шэня на любой вкус не получится.

Вы теперь одеты как Мафиозник
Вы теперь одеты как Мафиозник

По существу сказанного, это достаточно любопытная история в достаточно увлекательной игре. Многое у Sleeping dogs получается хуже, чем у 5-й GTA, иные решения она воплощает совершенно иначе, ежели конкурент. Чего у игры не отнять так это художественной самостоятельности и желания быть чем-то новым, непохожим на аналоги, иметь собственные уникальные особенности, настроение, темп, не смотря на эксплуатацию давно существующих приёмов и идей, что видеоигровых, что киношных.Считаю, у игры это получилось. Мне было почти неизменно интересно двигаться по сюжету, подмечать всё новые аспекты и детали, выводящие эту игру из разряда подражателей Granf theft auto в категорию самостоятельных произведений, и просто получать новый видеоигровой и художественный опыт.

Гонконг не прощает своих сыновей

Ну и пару слов о багах. Они есть и они отвратительные. Пару раз у меня ломались скрипты и уровень становился непроходим, я отталкивался от стены и улетал за 10 километров, но хуже всего была ситуация, когда игра замирала, а вместе с ней замирал и диспетчер задач, и даже перезапустить компьютер я традиционным способом уже не мог. Такого я не видел никогда, тем более в том, что носит название Definitive Edition и продаётся в Steam. В остальном же проблем с производительностью нет, хотя местные шейдеры и размытие движения мне пришлось скрутить, дабы FPS не лютовал.

Ну, в общем-то, и всё. Отличные 30 часов игрового времени. Рекомендую.

Гонконг не прощает своих сыновей
5454
27 комментариев

Игра великолепная! Боевка поначалу кажется бэтманоподобным заклиниванием, но со временем и прокачкой, а также с появлением новых видов противников превращается практически в файтинг со комбо и броскамии своей тактикой к каждому противнику. От побочки с уличным турниром, где в течение 5 минут необходимо победить толпу народу я просто вспотел (приветSiFu или как ее там)
Побочки на высоте - абсолютно не душат, интересные и разнообразные.
Сюжет также интересен, а в финальной миссии я вообще немного в шоке был от некоторых моментов (не хочу спойлеррить ), эмоции просто захлёстывали!
Атмосфера - тем кто любит "крутые гонконгские боевики' Джона Ву и подобных , зайдет на ура!
Очень жаль, что студия закрылась и продолжения не увидим.

21
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Игра отличная, и как же жаль, что создатели, разочарованные продажами, не превратили её в серию.

4
Ответить

В своё время понравилась гораздо больше, чем GTA V.

4
Ответить

АААА! Хочу продолжение! Проходил 2 раза - на пиратке когда вышла и в 19 году в стиме. Очень понравилась отсылка на Выход Дракона в DLC. До сих пор лежит нераспакованным вот такое издание. Когда захочу перепройти - Devinitive edition ждет!

4
Ответить

Кстати, проходил на ПеКа когда она вышла, а также на боксе SeX улучшенное издание и ни одного бага не было.

3
Ответить

Единственная из ГТАподобных игр, в которые я смог наиграть больше 5 часов.

3
Ответить