О необычных гоночных контроллерах, NeGcon, JogCon, продукция Fanatec и прочие 3rd party
«Порулим» по другому. Нестандартное управление в гонках, уникальный игровой опыт или в некоторых случаях просто добавить сложностей на манер souls-like игр.
…Небольшой урок игровой истории.
Японская компания Namco (создатель гоночной серии Ridge Racer) в 1995 году выпустила свой собственный гоночный геймпад для PS1, главной особенностью которого была возможность буквально «скручивать» его во время поворота машины, за счёт шарнирного соединения по центру двух половинок устройства .
Половины NeGcon соединены большим шарнирным соединением, которое позволяет игроку вращать обе половины относительно друг друга, чтобы обеспечить точные движения в играх. Это соединение приводится в действие шестернями, которые вращают валы двух потенциометров внутри устройства, центральный шарнир использует зубчатый венец, приводящий в движение шестерню на валу потенциометра. Кнопки I и II являются аналоговыми и имеют ход примерно 7 мм, что обеспечивает продолжительное и отзывчивое нажатие кнопок. Кнопки также определяют, насколько сильно пользователь их нажимает. Кнопка L на плече также аналоговая и имеет ход около 5 мм. Все три аналоговые кнопки имеют реечные приводные шестерни, аналогичные шестерням шарнирного соединения. Позже в Китае выпустили вторую модель с отличием по форме задних кнопок и компонентов от оригинала, а затем настало время чёрного варианта.
Идея создания возникла с методом двух рычажного управления в аркадном автомате Cyber Sled 1993-его года (позже увидевшая свет в виде дополненной версии на PS1) от той же Namco. Игровой процесс строился на сражениях на арене, с управлением подобия танка. Cyber Sled пользовался популярностью в то время в Японии и даже номинировался на самую инновационную новую технологию в 94-ом.
Забегая вперёд двух рычажное управление было и на приставках, к примеру на PS1 — PlayStation Analog Joystick (SCPH-1110)
(но не смотря на поддержку пары гонок на PS1/PS2 оно больше использовалось в авиа и космо симуляторах). Можно упомянуть о редкой и дорогой SGRL The Titans Sphere 99-ого и местных энтузиастах.
Возвращаясь к NeGcon. В целом большая совместимость с играми PS1 (К примеру Wipeout, Gran Turismo, серия Ace Combatи прочие) и парой от PS2, особо ярые фанаты запускали даже на PS3 и Xbox Original.
Думаете это самое странное что делали? А что если приделать по бокам джойконы (с их вибрацией) от Switch и запустить через специальный скрипт и переходники на PS4 в VR?
Из личного опыта. В некоторых играх (например как в серии Ridge Racer) присутствует детальная настройка геймпада — калибровка, регулировка мёртвых зон, степень нажатия газа и тормоза. Передние кнопки отличаются степенью нажатия, одни быстро нажимаются, вторые (более высокие) — нажимаются медленее. Самое интересное что чем круче поворот, тем сильнее нужно выкручивать геймпад. Из-за необычного управления по ощущениям кажется как будто у тебя вместо руля тряпка, которую ты выжимаешь при повороте. В компании друзей тестировали пару игр, в Wipeout Fusion с PS2 играется круто, в Ridge Racer V надо привыкать к управлению, особенно к заносам а в паре игр с PS1 имеется очень резкое управление.
На ПК в 1999-ом был ответ в виде Microsoft SideWinder Dual Strike, целью которого была связать функции мыши и джойстика.
Namco’s JogCon.
Изначально выпускался со специальным изданием R4: Ridge Racer Type 4 в 98-ом на PS1, позже продавался отдельно. Был разработан с целью объединить руль при размере стандартного джойстика. Jogcon также имеет частично режим совместимости с neGcon; удерживая кнопку режима при включении PlayStation, колесо Jogcon имитирует функцию поворота NeGcon. Однако, поскольку в этом режиме колесо не самоцентрируется, режим совместимости с neGcon значительно расширяет список игр, в которых можно использовать данный геймпад.
Hori Zero Tech Steering Controller.
Японская компания Hori одна из первых кто специализировался на создании различных 3rd party геймерских (порой уникальных) принадлежностей в духе геймпадов, аркадных стиков, различных чехлов и прочего, во времена ps1 сделала свой аналог JogCon’a не обделив даже вниманием Sega Saturn, и прочие платформы вплоть до PS4.
Аналогично с подобным управлением различные версии Interact UltraRacer к примеру на N64, PS1 и старые PC с COM портом.
99-ые были жестокие порой в плане креатива, Micro Innovations Indy 500 Power Grip.
Fanatec — ведущий бренд специализированного оборудования для гоночных симуляторов и его Speedster Wireless Racing Controller для PS2/PS3/PC.
Более серьёзный подход к гоночному сегменту, со множеством кнопок возможностью беспроводной игры, калибровкой мёртвых зон и прочими прибамбасами.
Нельзя вкратце не упомянуть и про саму продукцию Fanatec.
2010-ый год и HKS Racing Controller. Калифорнийский производитель периферийных устройств Eagle3 объединился с 37-летней японской гоночной компанией HKS для создания гоночного контроллера HKS. Хотя бренд HKS, но технология и дизайн — Eagle3. Из так сказать минусов — только проводное подключение.
Thrustmaster со своим вариантом гоночного джойстика Run 'n' drive. Рассчитана на работу с PS1/PS2, а так же с PC. Для этого у него есть два разъёма: Playstation Game Port и USB.
Опять творение от Thrustmaster — Freestyler Bike Handlebar Controller на PC и PS2.
Не удивительно что со временем периферийные устройства нашли новые технологии, к примеру в лице официального PlayStation Move Racing Wheel со складными рукоятками и газом на правой ручке в духе управления мотоциклом. Но требуется наличие самого Move, как и отсутствует его зарядка во время игры.
Впрочем годом ранее выходил Xbox 360 Wireless Speed Wheel, без требования к дополнительным аксессуарам, со встроенной вибрацией и питанием от двух AA батареек.
В этом плане меньше всего переживала Nintendo с Wii, благо функционал Wiimote позволял (и вполне использовался в гоночных играх), оставалось выпустить более удобный каркас. Похожий каркас конечно не обделил вниманием и беспроводной джойстик от PS3, PS4.
И если мы упомянули PS3 и его Sixaxis, то ещё в 98-ом у Microsoft вышел SideWinder Freestyle Pro с похожими функциями, который разрабатывался для игры Motocross Madness.
Свой вариант необычного руля был в своё время на старушке PS2, с различными вариациями и на других приставках, встречаем Gamester Lotus Pro Racer 2.
Впрочем бюджетный вариант «я у мамы инженер" никто не отменял и при доли творческого подхода и завалявшегося мотка скотча c парой оторванных досок от забора, вполне можно создать своего "Франкенштейна».
И тут ты понимаешь чем больше ищешь информацию, тем больше тебя затягивает в это болото — пора заканчивать. Каналы Wired-Up Retro, Sharkie’s Gaming Controllers и пару индусов-любителей очень так поспособствовали в погружение на эту тему.