Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Я люблю пошаговые 4X-стратегии. Люблю их с той поры, как притащил домой несколько пятидюймовых дискет на 360 КБ с многотомным архивом Civilization, высвободил немного места на своем 20 МБ винчестере и пропал... Но при этом я редко вставлял свои два цента в обсуждения этого жанра. Во-первых, я недостаточно его хорошо знаю, а во-вторых моя любовь спорадична, я предпочитал раз в несколько лет под настроение переигрывать Master of Orion 2 и Master of Magic, ведь подобных им игр на горизонте я не видел. Даже частично вдохновленный MoM Age of Wonders не дотягивал до прародителя. Периодически, я пробовал что-нибудь новое, и об одной из этих игр я сегодня вам и расскажу.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Давным давно, в далекой галактике... Ой. Через много тысяч лет, в прекрасно знакомой нам галактике настали темные времена. Идет 8200-й год нашей эры. Или 8300-й. Или 8400-й. Вы не уверены. Вашим предкам было трудно следить за точным ходом времени, когда они копались в руинах космической "Пятерочки" в поисках банки фасоли, от которой дозиметр не совсем сойдет с ума, а хотя бы наполовину. Галактической Республики больше нет. Совсем. Тысячи планет предоставлены самим себе, ни один человеческий космический корабль не бороздит просторы бескрайней пустоты. Ведь во время всегалактической заварушки были уничтожены системы, что производили топливо для всей техники Республики - Жидкую Энергию (Liquid Energy, LE).

LE была настолько удобна и дешева, что когда-то вытеснила все остальные энергоносители. Строительство же новых заводов по ее добыче - невозможно, нужны десятилетия мира, деньги, технологии и прочие утопические вещи. Говорят, что если бы у ваших предков было бы немного времени, они бы успели переключиться на другие источники энергии на вашей планете. И это так. Говорят, что заварушку начали синдикалисты из соседней системы. И это частично правда. Говорят, что реформаторы из другой соседней системы начали первыми, отложившись от Республики. И это частично так. Говорят, что на вашу планету нападали соседи, грабя последние ресурсы. И это верно. Говорят, что ваши предки тоже грабили соседей. И это тоже верно. Где-нибудь под железобетонными завалами лежит компьютер, в кэше браузера которого есть страница, где конспирологи, надев шапки из космофольги, обсуждали, что и сенаторов Республики, и синдикалистов, и реформаторов вертят как марионеток некие темные силы. И они были тоже частично правы.

Вы предпочитаете не думать о столь далеких временах, да и мало о них знаете. Вы - правитель одного из городов-государств на планете, у вас есть полк ополчения с огнестрельным оружием, чуть-чуть ресурсов, десяток грузовиков и мотоциклов и дивизион примитивных артиллерийских орудий. Пора восстанавливать цивилизацию.

И сразу небольшой дисклеймер. Я не освоил полностью все механики игры. В тексте могут быть небольшие ошибки и неточности. Однако, как любая старая 4X стратегия, игра позволяет играть сразу, не понимая механику досконально, осваивая механики в процессе игры. После трех дней, запоров штуки четыре прохождения, я понимаю игру значительно лучше. Также к вашим услугам есть очень полезный 400-страничный мануал. Игра была написана одним человеком, который до этого делал варгеймы, и это очень ощущается.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Генерация карты и общие концепции игры

И сразу становится понятно, что игра не будет с вами церемониться. Все планеты совсем не похожи на Землю. Что вы выберете? Пустынный мир? Планету вулканов? Планетоид без атмосферы? Мир с водой, но с враждебной инопланетной жизнью? Все варианты таят в себе плюсы и минусы.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Далее вы можете выбрать еще несколько опций, от того сколько игроков будет в игре - до того какая орбита будет у планеты. Даже если вы выберете вариант "Робинзон Крузо" - где вы единственный игрок - вам не стоит расслабляться. На карте всегда есть рейдеры из "свободных" поселков и, быть может, агрессивная инопланетная фауна. Я даже вспомнил истребление червей в Sid Meier's Alpha Centauri. Там же генерируется и атмосфера планеты. Вполне возможно, что ваши войска и разведчики будут не расставаться с дыхательными аппаратами, а еду выращивать на закрытых гидропонных фермах.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

В роли властелина города вы можете управлять многим, но отнюдь не всем. Политические фракции будут стараться склонить вас на их сторону. Организации — Церковь Синдика, корпорация и мафия — будут стараться получить от вас деньги и преференции, но тем не менее могут вам сами помочь в трудную минуту. Сами вы управляете войсками, строительством, решениями в случайных событиях, стратегемами (картами, которые запускают глобальные события) и, главное, лидерами.

Мои лидеры
Мои лидеры
Командующий стратегического штаба. Обратите внимание на статы, скиллы и психологический профиль.
Командующий стратегического штаба. Обратите внимание на статы, скиллы и психологический профиль.

Именно ваши лидеры при помощи подчиненных им советов и исследуют новые технологии, генерируют карты стратегем, морщат лбы, создавая новые модели техники, расчерчивают карты цветными карандашами, думая как реорганизовать ваши войска, командуют вашими регулярными войсками на поле боя. Любите ваших лидеров, цените их. Или они расстроятся, впадут в депрессию, потеряют эффективность и поднимут восстание.

Эй, ты куда! Позже, ее войска оказались прямо около моей столицы.
Эй, ты куда! Позже, ее войска оказались прямо около моей столицы.

Избавиться от неугодных лидеров не так уж просто.

Я пытался применить карту Zero Retirement, то есть "выкинь Васю на мороз". Обратите внимание на броски.
Я пытался применить карту Zero Retirement, то есть "выкинь Васю на мороз". Обратите внимание на броски.

Почти все, в игре, разумеется, требует ресурсов. Три основных - это fate points (которые нужны для fate стратегем, очень мощных карт, которые могут вам дать и отряд мех, и 1000 кредитов, и новые ресурсы), политические очки - которые применяются для отдачи приказам лидерам и использовании обычных стратегем и кредиты. Старые добрые деньги, которых не хватает почти всегда. Ведь даже если вы не будете покупать ресурсы на этом ходе - солдатам и рабочим надо платить, а не то они обидятся. Присмотритесь внимательно к цифрам налогов, кстати. Первоначально в вашем государстве нет налогов, поэтому займитесь получением нужных карт стратегем.

Я получил новые fate strategems. Единственный способ получить очки судьбы - развивать свою цивилизацию, либо устроить какой-нибудь катаклизм при помощи красной карты.
Я получил новые fate strategems. Единственный способ получить очки судьбы - развивать свою цивилизацию, либо устроить какой-нибудь катаклизм при помощи красной карты.
Обычные стратегемы, карты белого цвета.
Обычные стратегемы, карты белого цвета.
Я нанимаю нового лидера.
Я нанимаю нового лидера.

Остальные ресурсы — это еда (тратится на ваших рабочих и солдат, у гражданских есть свои частные фермы), вода (нужна для ваших ферм), топливо (нужно для работы системы логистики, тепловых электростанций и моторизованных войск), боеприпасы (тратятся войсками, особенно активно, разумеется, во время боевых действий), металлы (основа строительства и создания войск), очки индустрии (тратится на создание дорог, строительство и войска), энергия (в самом начале у вас есть полудохлый LE реактор, но его скоро будет не хватать), радиоактивные вещества (для ваших АЭС и реакторов синтеза), рекрутов и колонистов (необходимы для создания новых войск и городов), редких металлов (для создания машин и высокотехнологичных образцов вооружения), машин (необходимы для строительства шахт, ферм и так далее) и высокотехнологичных запчастей (сразу, как вы понимаете по названию, они вам не понадобятся). Часть ресурсов можно купить. Часть - изготовить, используя другие материалы и очки индустрии.

Ресурсы слева, на верхней вкладке.
Ресурсы слева, на верхней вкладке.

Ваш режим также отличается политическими особенностями.

Левая панель, средняя вкладка
Левая панель, средняя вкладка

Высокие значения дают возможность получить различные перки. Низкие - потерять имеющиеся.

If you will not serve in combat, then you will serve on the firing line (c)
If you will not serve in combat, then you will serve on the firing line (c)

Политические особенности режима меняются в различных событиях, ваших публичных речах и взятых на себя обязательствах.

Директор, дубина стоеросовая,  почему ты оскорбился, ты же меня не любишь!
Директор, дубина стоеросовая,  почему ты оскорбился, ты же меня не любишь!
Все варианты решения ситуации. Нет ни одного хорошего. Или ты обижаешь лидера - или обижаешь население.
Все варианты решения ситуации. Нет ни одного хорошего. Или ты обижаешь лидера - или обижаешь население.

У крепости вашего слова даже есть численное выражение. Я всегда выполнял на себя взятые обязательства, но стоило пару раз встретиться с овцой, то есть раздать невыполнимые обещания - и мне никто не верит. Вот в реальной жизни с политиками было бы так же...

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Время в игре разделено не только на ходы. Время еще делится на эпохи, если вы включите их в начале игры. Вот, например, у меня прошла эпоха фанатизма (с плюсами к бряцанию саблями и двиганью солдатиков), и наступила эпоха коррупции.

Время брать. Взятки сами себя не возьмут и бюджет не распилится.
Время брать. Взятки сами себя не возьмут и бюджет не распилится.

Часть стратегем направлена на борьбу с коррупцией.

Не будешь поднимать крышку унитаза - поджарю мозги тебе, грешник
Не будешь поднимать крышку унитаза - поджарю мозги тебе, грешник

Explore, Expand, Exploit

Расширение вашей территории происходит или путем перемещения ваших отрядов на ничейную территорию, или путем дипломатического присоединения соседнего режима. Ну или, разумеется, путем завоеваний.

Виды границ в игре. Как видите, мне принадлежит почти все. И да, к этому я шел, наверное, семь-восемь партий.
Виды границ в игре. Как видите, мне принадлежит почти все. И да, к этому я шел, наверное, семь-восемь партий.

На захваченных территориях могут быть источники ресурсов (которые не всегда видны сразу, один из советов как раз будет искать запасы полезных ископаемых), сохранившиеся древние строения и артефакты (которые действуют сразу, как окажутся в вашей зоне контроля), временные поселения кочевников (клетка карты — это 200 километров, так что им есть где разгуляться даже на одном гексе), города выживших (столицы зон и режимов) и развалины прежнего мира. Развалины - в начале игры источник стали, топлива и редких металлов. Иногда в них можно найти и артефакты вроде протокольных дроидов (+20 к интеллекту одаренного им лидера) или автодока (позволяет построить автоматическую клинику в вашем городе).

Ресурсы на этих клетках вы и будете эксплуатировать при помощи строений - assets в терминологии игры. Вот, например перерабатывающий центр на развалинах древнего города. Обратите внимание, полезные ресурсы в этих развалинах - конечны.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты
Два найденных артефакта
Два найденных артефакта

А вот ферма, потребляющая рабочие руки, энергию и воду, и производящая продовольствие.В игре можно построить несколько видов ферм. Гидропоника, просто теплица или открытый грунт, земные растения или инопланетные - выбор за вами. Географические особенности планеты, разумеется, тоже влияют. Не ожидайте полей пшеницы на безатмосферной планете.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты
Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

А вот офисы ваших чиновников, которые производят политические и бюрократические очки. Бюрократические очки нужны, чтобы советы выполняли свою роли.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Наука в игре представлена в виде привычного tech tree с небольшим налетом того же MoO, так как технологии объединены в группы. Изучение последующих групп зависит от предыдущих, так что не ожидайте, что вы сразу сможете исследовать атомную бомбу. В принципе, ничего исследовать сразу не ожидайте. Ведь вначале нужно догадаться, что такая технология существует. Ее надо открыть. Этим опять занимаются ваши советы, тратя бюрократические очки.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты
Открытие технологии советом по прикладной науке
Открытие технологии советом по прикладной науке
Военный совет закончил разработку нового оружия
Военный совет закончил разработку нового оружия

Бывает два вида технологий. Двоичные - либо она есть, либо ее нет (те же солнечные батареи), и линейные. Линейные действуют сразу при открытии и их эффективность зависит от степени изучения. Например, с моим 52 уровнем горного дела, все шахты работают на 52 процента эффективнее.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Исследуете вы не только технологии. Ведь от технологий зависят и ваши юниты — модели.

Вы можете выдать вашим солдатам с магазинными винтовками нормальное оружие и броню - это и будет новая модель. Танк с улучшенной пушкой и броней - тоже новая модель. Такими разработками занимается особый совет.

Совет задумался о создании бойцов с ПЗРК
Совет задумался о создании бойцов с ПЗРК
Улучшение пехоты окончено
Улучшение пехоты окончено
Список всех моделей
Список всех моделей
Чем же вооружить моего пехотинца?
Чем же вооружить моего пехотинца?

На моей планете нет атмосферы, поэтому броня или защитный костюм нужны всегда. На планете с атмосферой солдаты могут ходить в простой форме. А на холодных планетах - в термокостюмах.

И во что его одеть?
И во что его одеть?

Разумеется, вы не можете сразу придумать как будет выглядеть боец-гранатометчик, если ничего не понимаете в ракетах. Как и спроектировать тяжелый танк, не обдумав вначале как выглядит легкий и средний.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

У каждой модели есть свои параметры. Первоначально они имеют небольшой разброс из-за рандома, потом в силу вступают полевые испытания, то, базировали ли вы модель на старой или разрабатывали ее с чистого листа, ваших технологий и опять доли рандома.

Каждая модель может быть по степени бронированности "мягкой", soft, или "твердой", hard. Пехотинец - "мягкий". Танк - "твердый". Грузовик - "мягкий". У каждого юнита есть свои параметры атаки по мягким и твердым целям и защиты от них. Вот обычные пехотинцы с автоматами. Против танка они не слишком хороши, но великолепны в защите от пехоты.

Ополченцы, поэтому апгрейд недоступен.
Ополченцы, поэтому апгрейд недоступен.

А вот гранатометчик. Почти бесполезен в нападении на пехоту (13), получше в защите от них (26), зато может вскрывать танки как консервные банки. Некоторые танки.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Вот этот танк, например, так просто не вскроет.

Найденные и поставленные в строй древние машины
Найденные и поставленные в строй древние машины

Я решил произвести отряд САУ, непосредственно подчиненный стратегическому штабу.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

При создании техники, часть рекрутов потом вернется - это не экипажи орудий, а заводские механики, инженеры и так далее.

Exterminate

Вы думаете, это все, вы можете теперь уволить ваших ополченцев и набрать новых, свежих, загорелых, задорных, смелых, умелых, веселых, регулярных бойцов? Как бы не так! Ведь ваши свежесклеенные бойцы, танчики и пушечки должны состоять в том или ином подразделении. Без формирования подразделения вы сможете создать лишь солдат в стратегическом штабе, но они не смогут перемещаться за пределы города, разве что отправятся как подкрепление вместо погибших бойцов того или иного отряда. Схемы новых подразделений изучает Staff Council. В начале игры вам доступны лишь различные варианты стрелков и пулеметчиков, в том числе и моторизованный их вариант — на грузовиках.

Совет задумался о том, что надо посадить пулеметчиков на грузовички.
Совет задумался о том, что надо посадить пулеметчиков на грузовички.
А тут совет выдал готовые схемы формирований
А тут совет выдал готовые схемы формирований

При помощи кнопки raise formation вы можете создать новое подразделение. Бригаду, корпус или армию из нескольких родов войск.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Я решил создать мотострелковую армию. Полный штат - 62000 штыков, 6200 БТРов. Как видите, 130 БТРов я направил из резерва стратегического штаба. Мне нужно 2500 еды, 122 тысячи рекрутов, 32 тысячи индустриальных очков, 6 тысяч боеприпасов и 23 тысячи топлива. Я могу создать всего лишь 17 процентов формирования, поэтому ничего у меня не получится. Минимальный штат для создания должен быть пятьдесят процентов. Также формируется и оперативный штаб свежесозданного подразделения. На следующем ходу вы сможете назначить его командира.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Я не стал унывать и создал бригаду. Теперь у меня шесть новых фишек подразделений на карте - пять батальонов и штаб.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Нет ресурсов даже на бригаду? Хочется отряд только из одного рода войск? Нет ничего проще. Отдельные батальоны, полки и дивизии ждут вас.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Точно так же можно создавать и ВВС. К сожалению, на моей планете нет атмосферы, так что только ракеты, только хардкор.

Отряд тратит семнадцать единиц топлива для перемещения на клетку. Зато может стрелять издалека, через целых четыре гекса.
Отряд тратит семнадцать единиц топлива для перемещения на клетку. Зато может стрелять издалека, через целых четыре гекса.

Ну что же, пошли нести свет измученным сердцам соседей. А лучше всего его нести первой моторизованной бригадой и случайно оказавшимся рядом отрядом ополчения (за что у меня плюс к атаке с двух сторон).

На бой влияет множество факторов
На бой влияет множество факторов

Нажимаем кнопочку "attack" и вперед! Мы ломим, гнутся шведы! Как видите, битвы - типичные варгеймные.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты
Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Все ведь просто и понятно теперь, да? А вот и нет. Ваша армия марширует на своем желудке. И строительство зданий, и перемещение войск, и боевые действия зависят от качества подвоза припасов и ресурсов. Ваша логистическая сеть может быть улучшена строительством грунтовых дорог, автомобильных трасс, железной дороги, воздушными мостами, строительством вспомогательных логистических баз и апгрейдом существующих автоколонн.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Мой десяток танков оторвались от линий снабжения. Черный индикатор означает, что патроны у них кончились. Если бы это были дизельные танки, кончилось бы и топливо и танки бы превратились в бесполезные милитаристкие статуи.

Shadow Empire. Путь от главы постапокалиптического города-государства до правителя всей планеты

Сложно и нечестно? Но ведь враг сражается по таким же правилам! Перережьте ему коммуникации, окружите его войска, возьмите в котел! Подождите ход или два — и враг ослабнет, его солдаты начнут дезертировать или сразу сдаваться в бою.

Моя пока что единственная  победа
Моя пока что единственная  победа

Ну вот, кажется, и все основные прелести игры я вам показал. Так что решайте сами, понравится ли вам Shadow Empire.

Плюсы:

  • Интересные и сложные механики
  • Оригинальный гибрид 4X и варгейма

Минусы:

  • Несколько неудобный интерфейс, к которому быстро привыкаешь
  • Игру рисовали не слишком хорошие художники, и это чувствуется, особенно на изображениях людей.

Если вас заинтересовала Shadow Empire, то вот и ссылки:

Спасибо Cafkia Dementata и Akagifron за наводку.

7777
44 комментария

Первоначально в вашем государстве нет налоговИзначально налог есть Income Tax- 20%

Про карточки как-то мало рассказал, там на них вся игра строится: дипломатия, разведка, штабы, зоны, лидеры, таррифы на торговлю, общенациональные карточки.
Про развитие городов ничего не рассказал. А там свои сложные системы с культурами, потребностями, инвестициями, штрафами. Это все интересно изучать.

Главные минусы игры:
1. глупый AI на все уровни сложности. Если ставить высокую сложность возрастает только сложность успеха рандомных ситуаций, а не уровень AI.
2. очень долго ходят компьютерные оппоненты. Походили - идите чайку попейте минут 10-15.
3. игра после 100 ходов может зависнуть без объяснений.

Плюсы:
ИМХО: Лучшая 4X стратегия всех времен и народов.

8

Изначально налог есть Income Tax- 20%Сейчас запустил новую игру, ага, все так. Но их не хватает уже очень быстро.
Про карточки как-то мало рассказал, там на них вся игра строится: дипломатия, разведка, штабы, зоны, лидеры, таррифы на торговлю, общенациональные карточки.Ага, но я большинство механик довольно вкратце описал.
Про развитие городов ничего не рассказал. А там свои сложные системы с культурами, потребностями, инвестициями, штрафами. Это все интересно изучать.А вот это да. Я научился стратегемами в частную экономику вливать кредиты, строить школы и прочие больницы и просто на столицу даже не дышу, чтобы горожане довольные были. С культурами еще нормально дела не имел.
очень долго ходят компьютерные оппоненты. Походили - идите чайку попейте минут 10-15.На средних и мелких картах кажется быстро.

Комментарий недоступен

6

Да хрен с ней с "бюжетностью", на отъебись нарисовано.

Спасибо за обзор! Советую посмотреть на Distant Worlds. Тоже очень хардкорная, но невероятная по возможностям 4х стратегия

4

Спасибо за обзор.
Игра в теории замечательная. Интересные решения соседствуют с жесткими кривыми костылями. Арт и интерфейс ужасен.
Логистика нужна только для того, чтобы насиловать игрока. ИИ ее зачастую игнорит, потому что имеет огромные бонусы.
Есть авиация в игре, но ее дизайнер кривоват. ИИ вообще ее не строит.
Но зато по игре хорошо писать AARы.

3

Ии там и так не дает отпор если в механе разобраться, он не знает что делать с атакими таковыми корпусами поддержаными пехтурой. Так что логистика хоть как то вносит баланс ну и хорошая симуляционная деталь, потому что ее логично тут видеть

2