Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

В самом сердце Древнего Египта, примерно во второй половине VI тысячелетии до н. э., возникла глубокая система верований, рассматривавшая загробную жизнь как отражение мира живых. Эта эпоха ознаменовалась объединением Южных и Северных царств-номов под божественной властью фараона, фигуры, почитаемой не только при жизни, но и после смерти. Чтобы обеспечить себе комфортное существование в загробной жизни, фараоны строили грандиозные гробницы-мастабы, сложные сооружения, в которых хранились вещи, которые считались необходимыми для их вечного путешествия. Вокруг этих монументальных гробниц находятся могилы слуг, людей, которые были принесены в жертву, чтобы продолжить свое служение фараону после смерти.

Одним из первых правителей объединенного Египта живым воплощением могучего бога Гора был фараон Джер, выдающийся деятель I династии, правивший на заре раннединастического периода. Его гробница в Абидосе занимала внушительную площадь - более 400 квадратных метров - и включала в себя обширные хранилища, заполненные сокровищами, предназначенными для его загробной жизни. Археологические раскопки выявили 338 захоронений слуг вокруг гробницы Джера, преимущественно свободных женщин, а не рабынь. Каждому из них были отведены отдельные могилы, многие из которых были украшены каменными стелами с надписями их имен. Хотя гробница Джера в древности пострадала от разграбления, верные слуги, сопровождавшие его в смерти, остались рядом с ним навечно.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Церемониальный храмовый нож
Кремень, с золотой рукояткой
3100-2890 гг. до н.э., правление Джера,
1-я династия, Раннединастический период
37 x 8,6 см
Королевский музей Онтарио, Торонто

После Джера на трон взошла царица Мернейт, и в ее склепе в Абидосе было построено восемь обширных кладовых. Здесь был похоронен 41 человек, каждый в своей могиле, с каменными стелами с их именами. Неподалеку археологи обнаружили «квартал», где еще 77 человек были принесены в жертву царице. Некоторые исследователи предполагают, что Мернейт организовала загробные «мастерские», в которых работали квалифицированные ремесленники, такие как кораблестроители и гончары, чтобы обеспечить ей комфорт в загробном мире.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Раннединастические погребальные стелы из Умм-эль-Кааба
Времен 1-й династии (Мернейт, Семерхет, Каа),
Умм-эль-Кааб в Абидосе, Египет,
Египетский музей в Каире

Традиция человеческих жертвоприношений продолжилась при фараоне Джете, чья гробница в Абидосе была окружена 174 могилами принесенных в жертву слуг, а еще 161 человек был похоронен в отдельном месте. Его преемник, царь Ден, правил в течение длительного периода, укрепляя границы Египта и способствуя расцвету искусств и ремесел. Примечательно, что Ден отпраздновал свое тридцатилетие грандиозной церемонией, когда считалось, что магическая сила правителя ослабевает, что требовало ритуальной передачи власти, которая исторически сопровождалась смертью правящего царя. Однако ко времени Дена эта практика претерпела изменения; вместо убийства монарха лишь его статуя была предана земле, что позволило прежнему правителю оставаться на троне после проведения священных «продляющих» ритуалов.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Табличка царя Джета Абидос,
Умм эль-Кааб, Гробница Z,
ок. 2980 г. до н.э., Раннединастический период,
Египетский музей древностей, Каир

Наследник Дена, Анеджиб, правил довольно долго, хотя его гробница была скромной, вмещая всего 64 слуги. Примечательно, что в ней была камера, облицованная роскошным деревом из далёкого Ливана, редким и престижным материалом в Древнем Египте. Правление Анеджиба ознаменовалось беспорядками в Нижнем Египте, и есть предположение, что он, возможно, умер насильственной смертью.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Лицо со статуи Гора Дена,
Египет, Абидос, 2970 год до н.э.,
Раннединастический период, I династия,
Дерево, 16,3 x 9,7 см,
Музей изящных искусств, Бостон

Его преемник Гор Семерхет (правители периода Раннего царства именовали себя очередной инкарнацией бога Гора) правил в неспокойные времена, что привело к погребению слуг в самой гробнице-мастабе, где для них были отведены отдельные помещения. Первоначально эта гробница включала в себя 67 дополнительных захоронений, что предполагает одновременное захоронение с царем. Среди этих жертвенных могил были две, принадлежавшие карликам, - любопытная деталь, которая усложняет повествование о жертвоприношении.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Фрагмент статуи Гора Анеджиба
Саккара, пирамида Джосера,
2930 год до н.э., Ранний династический период, I династия,
Темно-зеленый сланец,
Египетский музей, Каир

Правление Семерхета также ознаменовалось появлением тревожной традиции присвоения сокровищ предшественников, когда он стер имя Анеджиба с каменных сосудов, заменив его своим собственным. Также в его могиле было много предметов из гробниц Мернейт и Дена. Этот поступок вызвал вопросы о легитимности его правления. В этот период Египет активно вёл торговлю с Левантом, а Семерхет построил новый дворец и гарем.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Стела придворного карлика Нефера
(что означает Прекрасный)
Умм эль-Кааб, гробница Семерхета
около 2920 г. до н.э., раннединастический период
Британский музей, Лондон

На останках многих посмертных слуг правителей раннединастического периода обнаружены следы переломов, что наводит на мысль о том, были ли эти повреждения получены до или после смерти — возможно, для предотвращения побега в загробной жизни. Несмотря на мрачный характер их судьбы, фараоны проявляли определенную заботу о своих принесенных в жертву слугах, заворачивая их в льняную ткань и помещая в ценные деревянные гробы, часто сопровождая едой и питьем в дорогу.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Погребальные сосуды;
Северная Африка, Древний Египет;
диорит и порфир;
Раннединастический период, I династия;
Британский музей, Лондон

Мотивы, стоящие за этими жертвами, остаются предметом дискуссий. Хотя трудно установить, добровольно ли эти люди последовали за своими хозяевами в загробную жизнь или были вынуждены к этому обстоятельствами, отсутствие у простых египтян прав на строительство гробниц вплоть до конца Древнего царства свидетельствует о сложной взаимосвязи между погребением и загробной жизнью. Для многих присоединение к фараону после смерти было одним из немногих путей к обретению места в вечности «послежизни».

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте

Бирка с именем Гора Ка'а
Египет, Абидос, Гробница Ка'а (гробница Q)
Музей Пенсильвании, Филадельфия

Поскольку практика человеческих жертвоприношений пошла на убыль, Семерхет, вероятно, стал последним фараоном, поддерживавшим эту традицию. Его преемник, царь Ка'а, и его семья были окружены гробницами придворных, но свидетельства указывают на то, что эти люди не были принесены в жертву. Возможно, позднее после естественной смерти они были похоронены рядом со своими правителями. Обычай человеческих жертвоприношений постепенно исчез, уступив место «магическим» заместителям в виде изображений слуг в живописи или скульптуре, что отражает изменения в культурном ландшафте Древнего Египта.

В исторические времена египтяне отказались от человеческих жертвоприношений, сосредоточившись вместо этого на художественных изображениях своих правителей, сражающихся с врагами. Хотя боги часто сопровождали эти сцены, их присутствие служило скорее для утверждения власти царя, чем для освящения актов расправы над пленниками.

Таким образом, эволюция погребальных практик и верований о загробной жизни в Древнем Египте раскрывает богатую историю культуры, духовности и непреходящего стремления людей к бессмертию.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте
Человеческие жертвоприношения в Древнем Египте
1111
Начать дискуссию