«Контрабандистки» — новая авантюрная криминальная комедия от Рю Сын-вана, теперь в морском сеттинге

С сегодняшнего дня в прокате РФ.

«Контрабандистки» — новая авантюрная криминальная комедия от Рю Сын-вана, теперь в морском сеттинге

Действия фильма происходят в 70-ых в небольшой деревне у моря. Там занимаются промыслом две профессиональные ныряльщицы, добывающие моллюсков с морского дна. Девушкам вполне удавалось зарабатывать на жизнь, пока поблизости не начали строиться заводы. Так из-за проблем с деньгами Хэнё втягиваются в морскую контрабанду. Однако вскоре новый бизнес привлекает внимание таможенной полиции.

«Контрабандистки» вышли в кинотеатральный прокат РФ 14 декабря. Дистрибьютором фильма выступает «Кино.Арт.Про».

Уже как 20 лет назад Рю Сын-ван зарекомендовал себя одним из самых ярких режиссеров «Новой волны». Даже будучи ключевым инвестором в корейский бренд хлесткого криминального кино, его работы всегда можно узнать с полувзгляда по энергичному настроению или экспериментальному монтажу. Более «Ричи-Тарантиновского» постановщика вообще найти в Корее трудно: не столь постмодернистский по содержанию, сколько фанат нелинейного нарратива, графического насилия и гонконгского кино — человек, полный молодежным задором 90-х и 00-х.

Хотя Сын-ван и оставил ту уличную романтику в далеком 2006-ом с «Городом насилия», после его подход изменился не сильно. Ну разве, что герои стали одеваться в костюмы подороже. И вот теперь после странного африканского круиза в 2021-м, режиссер маскулинных боевиков выдает морскую авантюру с гёрлз-бэндом в центре сюжета.

Ким Хе-су в образе хэнё — символ корейской женственности и элегантности
Ким Хе-су в образе хэнё — символ корейской женственности и элегантности

Выбор героинь на самом деле очень интересен: во главе истории тут хэнё — так в Корее называют женщин-профессиональных ныряльщиц. Их промысел — добыча моллюсков и водорослей с морского дна. Расцвет деятельности в Корее пришелся на XVIII век, тогда ныряльщицы фактически вытеснили мужчин из профессии, и дайвинг превратился в женский род занятий.

Здесь и зарыт феномен хэнё: это была крайне элитная профессия для самых стойких. Обеспечение семьи в таких случаях тоже ложилось на женщину. И все это в условиях патриархального корейского общества прошлых веков.

Однако в культурном плане тему в Корее всегда как-то упускали из вида. Впервые в кино героиню-ныряльщицу показали в одноименном фильме 1964 года. Хотя тогда корейцы в первый раз смогли похвастаться подводной съемкой, сам фильм, по имеющейся информации, — не более чем мелодрама про девушку, которая решает податься в Сеул ради парня. В 1977-м вышла работа Им Квон-тхэка «Жизнь Ок-ре», но и этот политико-социальный опус похоже был далек от темы.

Постер к фильму «Хэнё» (1964)
Постер к фильму «Хэнё» (1964)

Отдельно можно выделить разве что драму «Принцесса-русалка» (2004), которая к тому же добралась до современного зрителя. По ходу мелодраматичного сюжета героиня Чон До-ён перемещается в прошлое, где встречает своих родителей, в том числе мать-хэнё. Опять же, фильм не сильно приблизился к практичной интерпретации профессии, но косвенно отражает устоявшийся взгляд на хэнё извне: полуфэнтезийный образ сильной женщины и синонимичный русалке.

Забавно, что поблизости в Японии существовало схожее явление: ама — женщина-ныряльщица за жемчугом. В глазах японцев они были чуть ли не мифическими фигурами: профессия была довольно редкой, сами амы жили в отдаленных островных поселениях и говорили на собственном диалекте.

И вот японцы оказались куда более расторопными, ведь образ амы им удалось раскрутить по полной. В 60-х это вылилось в целый поджанр кино про «женщин-ныряльщиц», который фактически лег в основу эродакшена — прародителя японского эротического кино. Соблазн японцев понять легко: амы ныряли практически голыми, а сами они были выше и стройнее среднестатистических женщин (в силу требований к физической форме).

Кадр из фильма «Woman Diver’s Terror» (1957)
Кадр из фильма «Woman Diver’s Terror» (1957)

Но, ладно, истории японских фетишизаций оставим под отдельный разговор. Так что там с «Контрабандистками»?

Вначале я слукавил, упомянув, что Рю Сын-ван сделал резкий дрифт к женским героям — скорее осторожный поворот в направлении его же «Ни крови, ни слез» (2002). Печальнее то, что разрыв в качестве между двумя фильмами даже больше их разницы в возрасте. Только в обратную сторону.

Скучнейшую экспозицию не спасает экстравагантное соотношение сторон и задорный фанк на фоне, все криминальные хитросплетения сюжета в середине — не более чем бессмысленная возня лишь визуально ярких героев без интриги и мотивации, а ряд неплохих экшн сцен в последнем акте — слишком малая компенсация за остальное.

Корейский норматив на классную экшн-сцену в коридоре выполнен. Но дожидаться придется полтора часа.

Вот и получается, что погружаться в исторические справки и фильмографию Сын-вана куда интереснее, чем что-то писать о «Контрабандистках». Такой уж фильм. Даже фирменный монтаж дал сбой и некоторые переходы я так и не смог осмыслить.

Но в кино все равно сходите. Вдруг потом «Кино.Арт.Про» привезет хорошие фильмы.

2121
Начать дискуссию