Месть и Альцгеймер: «Помнить» — еще одна вариация знаменитой работы Нолана?

В российский прокат выходит фильм о мести 80-летнего киллера, который напрашивается на множество сравнений.

Месть и Альцгеймер: «Помнить» — еще одна вариация знаменитой работы Нолана?

Главный герой — 80-летний солдат в отставке с болезнью Альцгеймера. С 5 именами, вытатуированными на пальцах, он отправляется мстить виновным в смерти родных. Когда-то давно, во времена японской оккупации, эти люди были соучастниками преступлений колониалистов. В дело также впутывается невинный молодой парень, который по воле обстоятельств будет сопровождать киллера.

Вновь «Помни» или вновь корейский триллер о мести

По синопсису и общей тематике фильма, безусловно, сразу закрадывается ряд ассоциаций. Ничего не поделать, фильм приходится оценивать на этих сравнениях, ибо самостоятельного в нем мало.

Раз в дело впутываются потеря памяти с местью, стоит заключить с ходу: фильм максимально далек от работы Нолана.

Картина начинается со сцены аварии старика на своем Порше. Скажете: вот она узнаваемая нелинейность? Действительно, событие на самом деле происходит перед третьим актом. Но затем про изощренный нарратив можно забыть. Фильм далее уходит в полную линейность с редкими флешбэками в прошлое.

Кадр из фильма «Помни» (2000). Татуировки героя здесь не такой чит-код для памяти.
Кадр из фильма «Помни» (2000). Татуировки героя здесь не такой чит-код для памяти.

Что насчет болезни героя? Увы, она совсем условна. Так старику достаточно взглянуть на тату на пальцах, как детали в памяти тут же проясняются. А то, как герой вспоминает про визитку в кармане, добытую час назад по хронометражу, воистину удивительно — я бы сам позавидовал такой памяти!

На самом же деле фильм является ремейком картины 2015 года «Помнить» Атома Эгояна. Он в значительной степени повторяет фабулу, однако ставит другие акценты и меняет развязку. Сложность в том, что оба изменения привносят лишь проблемы.

Работа Эгояна — сильная драма о призраках прошлого и трагедии памяти. Корейский «Помнить» — почти голливудский бадди-муви триллер, который не особо задумывается о предпосылках, мотивации и выводах. Такой вот анекдот: корейцы американизировали канадский оригинальный фильм.

Кадр из фильма «Помнить» (2015)
Кадр из фильма «Помнить» (2015)

Под это же голливудское настроение новый фильм меняет и концовку. Там, где оригинал ставит жирную драматическую точку, корейская работа... спрячу под спойлер (критический).

По корейскому сюжету главный герой в итоге решает не убивать себя, зная, что он один из таких же виновников событий прошлого, так как сам служил японцам. Как резюмирует это его напарник? «Ты не обязательно плохой человек, если раньше делал что-то плохое». Глубоко конечно, но, что насчет всех бедолаг, которых убил старик? Почему же они должны были расплатиться за давние грехи?

В погоне за более дружелюбной развязкой, идея поиска виновных, преступления и покаяния вовсе теряет смысл. Картина играет в простой моральный светофор «плохой - хороший», но даже на этом уровне умудряется запутаться.

Месть и Альцгеймер: «Помнить» — еще одна вариация знаменитой работы Нолана?

Здесь стоит отбросить на секунду Эгояна и Нолана и вспомнить, что перед нами предстает важная связка: Корея и Месть. Вполне уверенно можно сказать, что в 21 веке никто в мире лучше не снимает триллеры на тему. Идея кровавой расплаты прочно у зрителя ассоциируется с «трилогией мести» Пак Чхан Ука, «Я видел дьявола» (2010) Ким Джи Уна и целым рядом других картин с отличным «Я тебя жду» (2016) во главе свежих работ.

Достоин ли «Помнить» встать в эту линейку корейских местических триллеров? Что ж, все не так просто...

Эксплуатация «плохой» Японии — она же проблема мотивации мести

Во главе угла сценариев кровавого возмездия всегда стоит обоснование смертельного наказания. Когда социальные институты вроде судов и полиции неспособны в должной мере наказать виновного, когда смертельное оружие стоит вложить в руку главного героя. Зритель должен ясно осознавать этот баланс весов преступления и наказания.

Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть» (2005)
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть» (2005)

Корейские триллеры всегда здорово соблюдали это условие в своих крайностях. Что еще важнее, они заставляли сомневаться зрителя в своей уверенности. Будь то «Сочувствие госпоже Месть»: со страшными сценами последовательной казни маньяка простыми людьми. Или в «Я видел дьявола», где грань между жертвой и маньяком размывается вовсе.

В оригинальном «Помнить» злодеями, целями мести, выступают немецкие нацисты. Уже убедительный образ, но даже в нем герой, бывший пленник Освенцима, не всегда уверен: он способен ошибаться и прощать.

В корейском фильме такую роль играют пособники японских колониалистов. Не хочу сомневаться в глубине раны, нанесенной корейскому народу Японией в прошлом веке, однако мотивационная часть в фильме хромает. Зритель просто должен верить секундным флешбэкам героя, в то время как сам старик и его напарник щелкают людей, как орехи.

Месть и Альцгеймер: «Помнить» — еще одна вариация знаменитой работы Нолана?

Здесь сложно не увидеть политический подтекст. Начиная с 2017 года, японско-корейские отношения последовательно ухудшаются, а последние три года их взаимодействие по всем фронтам и вовсе достигает исторического минимума. Не отпускают все те же события прошлого века: корейские суды ведут множество исторических тяжб по выплатам компенсаций. Япония же деньги выплачивать не спешит и в то же время не стесняется переписывать школьные учебники по взгляду на прошлую колониальную политику.

В общем, в Корее анти-японские настроения в обществе в целом как никогда сильны. «Помнить» пользуется этим крайне грязно, ведь здесь Япония — это абсолютное зло, даже в настоящем времени. Непозволительно однобокий взгляд на тему мести от героев без тени сомнения. Смириться с такой моралью для человека извне в художественном кино, увы, сложно.

«Помнить» умеет развлекать

И все же при всей критике фильм нельзя назвать совсем плохим. Он способен быть интересным, привлекать внимание 80-летним героем и искусно выстраивать преграды на его кровавом пути. То, что картину интересно смотреть на протяжении всех 128 минут — этого у «Помнить» не отнять.

Месть и Альцгеймер: «Помнить» — еще одна вариация знаменитой работы Нолана?

Отдельно стоит выделить исполнителя главной роли, Ли Сон-мина. Его подготовка вместе с гримом перед началом съемок каждый раз занимала по 4 часа. Так один из самых недооцененных корейских актеров своего поколения выдал очень убедительный образ отчаянного человека на излете своих лет.

По итогу корейский «Помнить» заметно облегчает зарубежный оригинал, оставив револьвер взамен Глока и «вижу цель, не вижу препятствий» вместо трагической драмы.

Это точно не та глубина, которую ждешь от корейского триллера о мести, однако и жалеть о потраченном времени вряд ли придется.

«Помнить» выходит в кинотеатрах России, Беларуси и Казахстана 8 декабря.

13
12 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

где там парень-то кого убивает, он наоборот в ужасе - только от бандосов отбиваетсятут имелось в виду, что он ему в целом помогает. Эт тоже несколько абсурдно: парню тоже как-то пофигу на жертв было, временами только беспокоился о том, как бы его вместе с дедом полиция не загребла)
это да, хоть в комедии, хоть в трагедии. мне еще очень "зверь" с ним понравилсяага, Зверь, Шпион пошёл на Север - классные роли. У меня правда так он до сих пор и с Мисэном ассоциируется)

1
Ответить

В сериале "Завтра" была история посвящённая японской оккупации. Где рассказывалось как кореянок, под обещанием работы, угоняли в резервации для досуга японских солдат. Я тогда ещё пришёл к мысли, что у корейцев чёткая мысль "не забудем не простим" к японцам.

1
Ответить

ага, с этим как и связано было одно из наиболее громких судебных дел: в 2016 корейский суд постановил выплатить жертвам сексуального рабства компенсации, но, кажется, в 2021 Япония окончательно отвергла это решение.
За японцами даж закреплен отдельный термин тех времен - "Женщины для утех" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
В фильме вот правда на все про все пол минуты флешбэка по событиям 70+ летней давности

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Завязка звучит как старый узбекский фильм "Родина". "Мементо" не смотрел, поэтому первые ассоциации именно с этим фильмом. Старый ветеран ВОВ приезжает из США в Узбекистан чтобы отомстить своему другу за смерть своей жены во время репрессий и сопровождает его молодой таксист. Хороший фильм, рекомендую

1
Ответить