«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Несколько слов о самом экспериментальном корейском сериале от Netflix.

Ким Сам — молодая девушка с некоторыми трудностями социализации, разработала приложение для знакомств. Сервис оказался чрезвычайно успешным, и вот уже благодаря ему играются свадьбы. Одна проблема портит его репутацию: завелся серийный маньяк, использующий приложение для поиска жертв. Случайно в историю втягивается бывшая подруга героини — сотрудница полиции. Но и сама разработчица заинтересовывается убийцей.

Когда одинокий человек нашел «Кого-то»

История сериала вертится вокруг дейтинг приложения, однако здесь это не инструмент сближения, а напротив: современное орудие убийства в цифровой век одиночества. По одну сторону экрана находится героиня-разработчик, у которой лишь одна подруга (бывшая) и друг-ИИ-бот, по другую — маньяк без родни, наказывающий всех этих поверхностных червяков. Идеальный мэтч, не так ли?

«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Как можно было уже догадаться, основа истории — мелодрама. Но традиционную сентиментальность вытеснил внутренний психологизм, ведь это холодная история об нездоровых людях. До кучи, главная героиня не просто социопатка, а страдает синдромом Аспергера. Сюжет подходит к теме именно с этой стороны: «что случится, когда такой несчастный персонаж наконец найдет Кого-то, но этот Кто-то — не очень хороший человек»?

Здесь и вскрывается знаменитый корейский экстрим: Кто-то не может быть просто мутным типом, им будет кровожадный, совсем отбитый, безжалостный маньяк. Впрочем, и героиня оказывается не так уж далека от своего принца. Мелодрама оборачивается в триллер.

«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Мало этой парочки? Тогда в этот странный калейдоскоп событий вмешиваются две подруги: полицейский-инвалид и шаманка. При этом история не распадается на части, а всего лишь взгляд на одиночество с четырех разных сторон.

Как «Она» встретила «Стыд»

Общая тема сериала, безусловно, не нова. Даже забавно перекликается названием с «Где-то» (2010) Софии Копполы — вечной наративщицы вопроса одиночества. Однако «Кто-то» далек от проблем изолированности богатых и успешных людей. Хотя в центре истории молодая техдиректор компании и талантливый архитектор, их перфекционизм — скорее лишь часть образа.

Краткий портрет героини без диалогов

Куда ближе к сериалу современное сказание, вроде «Она» (2013) Спайка Джонса. Тут есть даже свой ИИ-бот — друг героини, занимающий важное место в сюжете. Но все же «Кто-то» рассказывает историю о конфликте между людьми, он не уходит в фантазии о будущем, а говорит о настоящем.

Одиночество как болезнь было ключевой темой «Стыда» (2011) с Майклом Фассбендером. Оба произведения неприятно ковыряют людские пороки с двух разных сторон. Там, где «Стыд» вскрывает проблему через фетишизм героя, «Кто-то» использует прямое насилие. Кстати о фетишах и эротике...

Откуда взялся самый откровенный корейский сериал

Для корейского кино вопрос эротики встал ребром еще в 80-ых вместе с политическими сдвигами. Тогда «Мадам Эмма» (1982) своим кассовым успехом показала, что эротику в кино больше не стыдятся, и, более того, в обществе есть запрос. За этим последовала еще более откровенная «Шелковица» (1986) Ли Ду-ёна, а дальше корейцев было уже не остановить.

В современности, пока Голливуд погружался в пуританство, местное кино продолжало раздвигать границы секса. Здесь есть все: от эстетики секса в триллерах Пак Чхан-ука — до неприкрытого арт-порно «Лжи» (1999) или «Натали» (2010).

Однако с сериальным производством все обстоит иначе: на корейском телевидении действуют крайне жесткие рамки цензуры, где замазывают даже ножи в кадре, куда уж там до секса. С приходом стриминга мало, что изменилось. Да, зритель увидел жестокость и насилие из большого кино, но эротика все равно была табу.

«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Ситуация получалась абсурдной. Полнометражное кино жило в условиях экстрима и вседозволенности, а сериалы — в мире розовых пони и приторных историй любви.

Но «Кто-то» стал смелым шагом через границу откровенности. Здесь есть как женщины без нижнего белья в кадре, так и неприкрытый секс, снятый общим и крупными планами. Все это неслучайно, ведь режиссер Чон Джи-у — большой автор, пришедший из полного метра. Его дебютный фильмом стала нашумевшая драма «Счастливый конец» (1999). Тогда в фильме Джи-у перешел через планку откровенности в кадре ради вселения отвращения к измене. В сериале же подход несколько иной и не настолько смелый, но все же это критический момент для корейского многосерийного производства.

«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Не могу представить, какой эффект сериал возымеет на аудиторию дорамщиц, которые вряд ли даже осознают существования секса до свадьбы. Хотя нет, представляю — рейтинги сериала они уже опустили.

Насколько медленно и кинематографично

Стоит быть готовым к тому, что сериал наделен ощутимо медленным повествованием. Он не обладает желанием, привычным другими дорамами, запихать десяток плот-твистов на единицу времени и приковать зрителя к экрану. Вместо этого история неспешно затягивает смотрящего в недра безумия героев.

Здесь опять сказывается имя режиссера. Заметно, как Чон Джи-у привык работать с сложной драмой между людьми, триллерная сторона ему не так интересна. Это и отражается в некоторых шероховатостях постановки интенсивных сцен. Ритм повествования тоже иногда запинается и нагоняет события за пару минут до конца эпизода.

«Кто-то» — история цифрового одиночества под соусом психологического триллера

Но все же сериал снят однозначно красиво. Здорово удалась работа с окружением и палитрой: болезненно-синие цвета в отдельных сценах или модерновый минимализм, залитый белым, в интерьере квартиры героини. А безумные портретные кадры героев... вряд ли оставят равнодушным по итогу.

«Кто-то» получилось крайне странным произведением. Оно бродит на стыке жанров, но уложить в какие-то рамки его трудно. Сериал, как триллер, почти безразличен к саспенсу и ярким твистам, как мелодрама — про слишком нездоровые отношения. Даже как психологическая драма, история не ставит точку в психоанализе героев, ведь иногда маньяк — это просто маньяк.

Тем не менее, если смириться с темпом сериала, это станет любопытным опытом на поле авторских многосерийных картин. Может и не поразит, но, вероятно, оглушит вместе с финальными титрами.

«Кто-то» / «Somebody» вышел на Netflix 18 ноября. Сериал состоит из 8 эпизодов по 50 минут и доступен с русскими субтитрами.

17
38 комментариев

Всего 8 серий?! Идеально.
Спасибо за анонс <3

5
Ответить

Что я могу сказать... Спасибо за обзор, очень продавательный текст, но....

блядские сериалы...

3
Ответить

ниче не блядские... давай уже, ПОРА погружаться)

1
Ответить

Тоже захотелось посмотреть, но блин, сериалы... хде столько времени брать?

1
Ответить

Отлично, спасибо за наводку!

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Блин, буду придерживаться всеж локализации Нетфликса)

Ответить