Рай в шалаше. "Милана"

Затея пожить в шалаше кажется классной, когда ночью засыпаешь дома в мягкой кровати. Маленькая Милана живет на улице не понарошку и спит на кем-то выброшенной кровати под открытым небом.

У нее нет игрушек и даже сменной одежды. Ей достаются подзатыльники от матери, постоянно приходится разнимать пьяные драки и собирать металлолом, чтобы сегодня пообедать. Но она радуется жизни, как не умеют многие благополучные дети.

Сегодня рассказываю о фильме про бездомное детство - «Милана» Мадины Мустафиной.

Немного спойлеров

Документальный фильм «Милана» в 2011 году получил гран-при главного российского фестиваля неигрового кино «Артдокфест» и приз «Новой газеты». Кино сняла двадцатидвухлетняя дебютантка из Казахстана Мадина Мустафина, которая училась у классика документального кино Марины Разбежкиной.

Сюжет фильма о бездомной семье подсказал брат, но режиссер была не уверена, что приземленная история тронет за душу зрителей и ее саму. Но на всякий случай собралась в родную Караганду и не пожалела — знакомство с маленькой Миланой развеяло все сомнения.

С девочкой в выцветшей порванной майке и со слипшимися волосами идет вторая — в розовой юбке и топе, с хвостом из африканских косичек. Мустафина показывает детей со спины, но сразу ясно — фильм про социальную пропасть, которую и собирается показать Милана своей знакомой. Милана с родителями живет в шалаше, но только не понарошку — у семьи нет дома. Зато есть собутыльники, которые приносят одеяла, еду, водку и другие атрибуты бездомной жизни. Кажется, семилетняя Милана впервые постыдилась своей нищеты, когда к ней в гости напросилась соседская модница.

Рай в шалаше. "Милана"

Она отворачивалась и играла с мамой, чтобы не видеть изумленного лица благополучной девочки. Милана без тени сожаления подарила гостье свою барби и сумку - девочка как будто ощущает, что не принадлежит к миру, где играют с куклами и носят модные аксессуары.

У Миланы другие развлечения: она бегает с собаками, красит деревья и собирает металлолом. Вместо куклы у нее собака Люся, которую они с мамой наряжают и делают маникюр. Уличная жизнь для девочки — настоящее приключение, и она не понимает, чем недовольна ее мать Света и почему срывается на них с отцом.

Изнанка человеческой души

Милане в кадре достается несколько крепких подзатыльников (выражаясь деликатно), причем по совершенно абсурдному поводу — за грязную одежду и беспорядок. Со стороны Светы явно прослеживается трансляция на девочку обиды, злости и разочарования в себе. На протяжении всего фильма она показательно проявляет жестокость, унижает и оскорбляет Милану. Постепенно приходит понимание, что Света едва ли по-настоящему любит своего ребенка.

Не смотря на редкие и короткие порывы нежности со стороны матери, поведение Светы и Миланы показывает, насколько губительным оказался этот год бездомной жизни. Света, явно молодая женщина с характером, оказавшись на улице, не справилась с бедой и опустилась на дно социальной жизни и, что страшнее, постепенно утрачивает материнскую связь с ребенком. Милана же поражает своей рассудительностью и не по возрасту сильным духом.

Однако жестокость, окружающая ее, оставляет черные метки в ее характере. Насилие порождает насилие. Эта проблема в фильме хорошо прослеживается, если обратить внимание на Милану во время взрослых разборок или в сцене с найденным птенцом, ее мимика и фразы выдают в ней ее мать.

Рай в шалаше. "Милана"

Но при этом в фильме сохраняется надежда на то, что Милане должно повезти гораздо сильнее, чем окружающим ее взрослым. Доброта, безусловная любовь, самоирония и здравый ум - хочется искренне верить - станут спасательным кругом и не дадут Милане остаться на улице.

Роль режиссера

Мадине Мустафиной неоднократно ставили в упрек то, что она не заступилась за ребенка, однако режиссер видела своей задачей передать происходящее без прикрас, не вмешиваясь в быт героев. Жизнь — это не игровое кино, и в ней нет хороших и плохих героев, вот что пыталась показать Мустафина.

«Может быть, если бы меня не было, Света бы дочку не била, потому что камера — очень большой провокатор. Если режиссер очень хочет кино и у него есть страстный интерес к герою, а у героя есть скопившееся высказывание — тут все и случается», — признавалась в одном из интервью Мадина.

Для Мустафиной история не закончилась съемками фильма: она помогла семье перебраться в заброшенной дом, но вскоре они снова оказались на улице. Света запила и исчезла, а девочку подобрали с улицы соцработники и определили в детдом.

Эмпатия

В этом году Милане должно быть уже 18 лет. Вполне вероятно, что она снова окажется на улице. И эта мысль об изувеченной человеческой жизни, изувеченной не по доброй воле, не оставляет на протяжении всего фильма. Милана, в отличие от взрослых, не важно, по какой причине оказавшихся на улице, выбор быть бездомной не делала. Ее маленькая жизнь оказалась в заложниках обстоятельств и чужих ошибок. Именно поэтому сочувствие к Милане не распространяется на маму Свету и всех ее сожителей. Милана - единственная, кто не ищет виноватых и не играет на камеру. Воспитанная улицей, она просыпается и засыпает под пьяную ругань и драки, но за весь фильм ни разу не матернулась.

Режиссерское невмешательство в съемочный процесс и, как следствие, ощущение личного присутствия зрителя в шалаше Миланы, обнажает всю трагичность жизни одной глубоко несчастной семьи, ставя на первый план не проблему бездомных, а катастрофу, к которой приводит безответственность за свою жизнь и неспособность к любви.

Рай в шалаше. "Милана"
11
1 комментарий

А вот и повзрослевшая Милана
Кстати режиссер картины обманул ее семью и весь гонорар она украла и не помогла семье.

Ответить