Док кино. Истоки

Док кино. Истоки

Кто бы мог подумать, что термин «документальный» (жанр) появился позже, чем само документальное кино. До момента, пока режиссёр-документалист Джон Грирсон в 1926 году не придумал сей термин, все, что не подходило под игровое кино, звалось просто фильмами на основе съемок путешествий (что, несомненно, принижает значение документалистики, ведь даже в ту далекую пору зарождения кинематографа уже предпринимались попытки съемок социально и культурно значимых подлинных событий).

Немного о Джоне Грирсоне

Док кино. Истоки

Хороший был человек. Прожил насыщенные 73 года, успев за это время послужить на флоте, отучиться в двух университетах, побыть директором различных киноотделов различных ведомств, поработать в ЮНЕСКО и побывать председателем жюри 17-го Венецианского кинофестиваля. Это если так, вкратце.

Но самое важное, что сделал мистер Грирсон - он снял и спродюсировал ряд кинолент, ставших прочным фундаментом для дальнейшего развития и процветания документалистики.

Один из фильмов Гринсона, между прочим, Андрей Тарковский включил в список 77 мировых киношедевров. Понимаете уровень, да?

Highly recommended, как говорится (предупреждаю сразу неподготовленную публику - смотреть ленты начала 20 века - то еще испытание. Запастись нужно будет не попкорном, а терпением, пониманием и состраданием):

- Рыбачьи суда (Drifters)|1929 - Индустриальная Британия (Industrial Britain)|1931

- Траулер из Грентона (Granton Trawler)|1934 (тот самый шедевр, согласно мнению Андрея Арсеньевича. Отрывок можно найти на YouTube)

- Песнь о Цейлоне (The song of Ceylon)|1934

Нельзя просто так взять и не сказать еще пару слов о мистере Грирсоне. И о пропаганде

Современники нередко обвиняли Грирсона в использовании своих работ в качестве пропаганды. А он и не сильно сопротивлялся. Главным интересом Грирсона была социальная наука, а вовсе не тяга к искусству. Режиссер считал, что пропаганда призвана формировать верное общественное мнение, и его документальные фильмы, он верил, именно это и делают. Звучит логично, если бы не крошечный нюанс - на Грирсона оказывало сильное влияние учение Уолтера Липпмана - одного из создателей теории пропаганды. Тот, в свою очередь, считал, что решать, какую информацию давать в массы, должен кто? Та-дам! - элита. Вот такие пироги привели к тому, что изначально благородная цель Грирсона разбилась о манипулятивную основу пропаганды.

Многие до сих пор спорят о том, есть ли, и насколько тонка, грань между пропагандой и «истинной» документалистикой. Но та самая истина заканчивается там, где начинается субъективизм режиссера, и спор идет по кругу.

Выше упомятнутая "Песнь Цейлона" - хороший пример пропагандистского фильма. В ленте рассказывается о быте, культуре и обычаях жителей Цейлона (Шри-Ланки) и о положительном (ну конечно же) влиянии развитого индустриализма на сингальцев.

44
4 комментария

Какой же кринж в заголовке

Вы публикуете материал, который нацелен на освещение тех или иных творческих работ, что должно как бы подводить публику ближе к культуре, просвещать её. Подчёркиваю: просвещать

И в то же время вместо словосочетания "немного просвещения", используется какое-то блять "просветительство". Это как войти в аудиторию на кафедре со слоганом "Сегодня я буду учить вас чистоте и опрятности" будучи при этом по уши в грязи

Мистер, вы как там, в порядке?

1
Ответить

Ну или если вы побоялись использовать слово "просвещение", тк решили, что читатель может оскорбиться, посчитав вас высокомерным типом, что видит с людях неучей, то можно было бы подобрать синоним, исходя из смысловой нагрузки. Например, "немного познавательного"

Хотя, есть ощущение, что такое вам и в голову не приходило

Просветительство блять

1
Ответить