Как «достижения» мешают играть в игры

Сравнил прохождение одной и той же игры с «достижениями» и без них. Мнения в голове разделились. Похоже, в некоторые игры интереснее играть без ачивок.

Раньше я особого внимания на ачивки не обращал. Ну, выбил и выбил. При таком отношении и желания получать их тоже не возникало, что вполне естественно для человека, который наиграл в доту 6 000 часов. Там ведь вообще нет никаких достижений.

Знакомство в Trophy Hunting

Потом я «ушел из киберспорта», о чем подробно рассказывал ранее, и решил в качестве заместительной терапии от зависимости стать «охотником за трофеями» (от англ. trophy hunter — распространенное название игроков, которые внимательно относятся к получению внутриигровых достижений).

За месяц я нащёлкал пять игр в коллекцию своей Витрины перфекциониста. Первой была Vampire Survivors, а потом я пошел по списку своих любимых игр: Firewatch, INSIDE, Quantum Break. И всё было весело и забавно, пока я не взялся за Control.

Как «достижения» мешают играть в игры

Сравнение двух подходов к прохождению

Игру я покупал еще в 2020-м по предзаказу в EGS, но прошел сюжет до конца только в январе этого года. С огромным удовольствием погрузился в мир Бюро, читал отчеты и записки, смотрел и слушал всякие дневники, кайфовал от атмосферы.

Control без достижений я изучал спокойно и размеренно, мне просто было интересно узнать больше про Бюро, его работу, измененные предметы и альтернативные события. При этом натыкаешься и на забавные или трагические, даже просто бытовые истории сотрудников.

На прогресс это практически никак не влияет, но ты проникаешься атмосферой, растворяешься в истории и забываешь про реальный мир на время игровой сессии.

Негативная сторона ачивок

В апреле я решил взять игру в Steam, чтобы пройти ее еще раз уже с DLC. И тут на меня посыпались «достижения»:

  • Убито хиссов 11 из 1 000.
  • Собрано источника 150 из 100 000.
  • Найдено коллекционных материалов 2 из 120.
  • Убито врагов метанием 15 из 50.

Ни о каком погружении в мир игры уже не было и речи. Каждые пять секунд тебя теребит очередное оповещение в правом нижнем углу экрана о прогрессе какого-либо «достижения». Ужасно отвлекает.

При этом начинает зудеть та болезненная часть мозга, которая хочет пройти игру на 100%: надо брать контрмеры Совета для ачивки, надо реагировать на оповещения Бюро для ачивки, надо завершать побочные миссии для ачивки. Это тоже ломает кайф от игры.

Все эти «надо» словно лишают меня свободы играть в игру так, как мне нравится. Не хочу я контрмеры и оповещения выполнять. У меня от них флешбеки Battle Pass из DOTA 2. И без побочных миссий мне хватает атрибутов, чтобы разваливать врагов.

По крайне мере, такие ачивки проще игнорировать, чем те, что показывают прогресс. А если уж решу взять «подсолнух», то можно немного потерпеть.

Положительная сторона ачивок

Есть, конечно, в ачивках и плюсы. Некоторые из них могут подсказать, что ты пропустил что-то интересное. К примеру, в первом прохождения я пробежал мимо истории про якорь, за которой скрыт трагический эпизод сотрудников Бюро и один непростой босс в игре.

«Живые архетипы» — ачивка про якорь
«Живые архетипы» — ачивка про якорь

Или, например, достижение Rush Job намекает на альтернативную механику прохождения игры для тех, кто упоролся в метание.

После завершения сюжета в первый раз мне и самому пришла идея сбросить способности и прокачать ветку щита, чтобы опробовать стиль милишника, который на рывке влетает в толпу врагов, раскидывает всех взрывом и добивает оставшихся из дробовика.

Нужны ли ачивки

Подведем итоги и подсчитаем очевидные плюсы и минусы ачивок.

Плюсы:

  • Подсказывают о наличии скрытого контента в игре.
  • Предлагают альтернативные игровые механики.

Минусы:

  • Ломают погружение и отвлекают.
  • Навязывают определенный стиль игры.
  • Отвлекают на себя время, которое можно было бы уделить новым играм или потратить на рефлексию полученного игрового опыта. Из комментов от JustFUNNEST NeuroMyers и Рюрик Бенгал

Для иллюстрации последнего пункта лучше подойдет игра Stardew Valley. Вы видели ее «достижения»?

  • Поймай все виды рыб. А их там 83 штуки, и все они водятся в разных водоемах, встречаются в разное время года и зависят от погодный условий. Нужен желтый судак? Жди дождливый осенний день, но ловится он только с полудня.
  • Приготовьте все виды блюд. Их всего 80. Многие ингредиенты надо отдельно крафтить из других ингредиентов. Некоторые составляющие могут встречаются в мире рандомно. Привет пещерная морковка.

В том же Control нет такой дрочки до талого. К примеру, 120 коллекционных предметов я собрал между четвертой и пятой миссиями основного сюжета. Во всей игре их 412 штук.

Треть коллекционок достаточно для ачивки
Треть коллекционок достаточно для ачивки

Короче, сами по себе ачивки — это не хорошо и не плохо. Все зависит от вашего к ним отношения (раз) и от мнения разработчиков конкретной игры, какие игровые события стоит вписать в дизайн «достижений» (два).

Но у меня появилась идея поставить Steam Achievement Manager и…

открыть все ачивки ещё до прохождения игры

… и потом играть спокойно. Раз уж их нельзя отключить, и некоторые из них портят мне впечатление от игры, может быть стоит получить их все сразу и не отвлекаться больше?

А вдруг дизайнер «достижений» в этой конкретной игре проделал замечательную работу, и мне правда будет интересно их получать?

Можно ли заранее понять, испортят ли «достижения» игру или наоборот украсят ее и дополнят?

9
25 комментариев

Никогда их не делал, как по мне портит. Даже желание зачистить всю карту в ведьмаке портит ощущение от игры, теперь не делаю так и вообще не парюсь, просто играю

5
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ещё один минус ачивок забыл: они забирают время, которое можно было потратить на новые игры и получить новый опыт.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спс. Добавил в список =)

Ответить

Хз, играю в игры и не парюсь. Не смотрю никогда заранее на список ачивок. Когда случайно в процессе игры получаю ачивку за эксперименты, за исследование, за какие-нибудь крутые вещи, которые непросто сделать (например, убить 20 врагов за секунду или там убить одновременно 4-х врагов, находящихся в воздухе) - это приятно. Меня это радует. Поэтому мне не нравится то, что, например, на Свитче нет ачивок вообще.

Но намеренно я их как правило не дрочу. Исключения бывают, когда вижу, например, что открыл 49 ачивок из 50 и думаю: "а что мне стоит добить?" (частая ошибка, кстати, т.к. бывает, что последняя ачивка - это какой-нибудь утомительный дроч).

3
Ответить

Нахуя вообще играть в игры без достижений? Ради чего? Можно на ютюбчике прохождение посмотреть с таким же успехом

Ответить