СЛОВО ПАЦАНА. «КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

СЛОВО ПАЦАНА. «КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

Не часто встретишь сериал, который становится частью поп-культуры и разлетается на цитаты. Ещё реже – бьющий в «нерв» общества. И уж совсем редко – сериал, сочетающий оба явления. А уж то, что этот сериал российский – и вовсе делает его редким, как бриллиант «Кохинор».

В последнее время индустрия отечественных сериалов переживает бурный рост. Конкуренция, возникшая вследствие возникновения множества онлайн платформ, спровоцировало конкуренцию, подстегнувшую качество конечного продукта. Это именно то, чего так не хватает замшелому кинематографу, существующему за счет перераспределения государственных денег между «своими» - несколькими студиями, раз за разом получающими финансирование на «безвозвратной основе». Пока «ТриТэ» Михалкова и Федор Бондарчук снимали «Бременских музыкантов» и «Лёд 3», в онлайн кинотеатрах выходили «Фишер», «Король и шут», «Лада Голд», «Кибердеревня». Но вершиной «сериального бума», безусловно, стал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова – автор «Горько», «Горько 2», «Звоните ди Каприо!»

Режиссеру удалось перенести на экран роман Роберта Гараева, посвященный т.н. «казанскому феномену». В действительности, история, разворачивающаяся на страницах романа, достаточно универсальная и могла произойти в любом городе: от Москвы до Владивостока.

Завязка проста: подросток Андрей знакомится с «четким пацаном» Маратом, после чего понимает, что ему надоело быть «чушпаном» и вступает в одну из уличных банд, члены которой называют себя «универсамовские». Они «трясут чушпанов», ходят на «стрелки» и живут «по понятиям». Вскоре из армии возвращается брат Марата, воин-афганец по кличке «Вова-адидас».

СЛОВО ПАЦАНА. «КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

Последующие события вскрывают изнанку криминальной жизни подростков и дают понять неокрепшим умам, что ничего «романтичного» в показной крутости молодых бандитов нет. Не хочу «спойлерить», скажу лишь, что ни в один из моментов не хочется оказаться на месте главных героев. Неприятности сыплются на них, как из рога изобилия, а жизнь их превращается в адскую мясорубку, в которой очень трудно выйти целым и невредимым.

Тем, кто увидел романтизацию подростковой преступности, следует снять шоры с глаз и пересмотреть сериал ещё раз. В отличие от «Бригады», «Славных парней» или «Однажды в Америке» героям «Слова пацана» не суждено достичь пресловутой «красивой жизни». Их амбиции тонут в грязи и крови. Никому их героев их «деятельность» не принесла ничего хорошего, а некоторым и вовсе поломала жизнь. Все хорошее, что есть в жизни героев – это иллюзия дружбы, но даже она рушится при столкновении с реальностью. Отношения между персонажами сводится к набору пещерных правил, которые нужно беспрекословно соблюдать. Отказываешься – тебя изгоняют. Почему? Потому, что такие понятия.

СЛОВО ПАЦАНА. «КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН»

Почему же сериал стал настолько популярным?

Причин несколько. Главная из них – качество.

Года три-четыре назад трудно было представить российский сериал, способный настолько захватить умы зрителей. Ажиотаж вокруг «Слова пацана», пусть и продлившийся недолго, можно сравнить с ажиотажем вокруг «Игры престолов», «Уэнсдэй» и КВМ.

В «Слове пацана» все на высоком уровне: и сценарий, и музыка, и картинка, и актерская игра. Даже идентичность образов соблюдена. Вся съемочная группа: от режиссера до ответственного за кастинг проделала хорошую работу. Благодаря этому сериал открыл несколько новых имен, в частности, Леона Кемстача и Рузиля Минекаева. Иван Янковский неожиданно ярко исполнил роль харизматичного «Вовы-адидаса». Молодые актеры настолько хорошо показали себя, что затмили таких маститых актеров, как Сергея Бурунова и Антона Васильева.

Вторая причина популярности сериала заключается в том, что раскрывают события, о которых новое поколение много слышит, но ничего не знает. О жизни улиц конца 80-х снято много документальных, но мало художественных фильмов. «Слово пацана» заполняет этот пробел. Что важно, сериал наглядно продемонстрировал как мало было хорошего во времена якобы «больших возможностей».

Третья причина в том, что хороших сериалов о подростках для подростков в наших широтах не так уж и много. Есть очень популярные «Эйфория», «12 причин почему», «Американский вандал», но они раскрывают проблемы западных подростках и для отечественного зрителя выглядят скорее зарисовками чуждых проблем, чем анализом их действительности.

Нельзя сказать, чтобы попыток создать отечественную «Эйфорию» не предпринималось. Проблема заключалась в том, что взрослые дяди пытались показать проблемы современных подростков, но при этом были настолько далеки от них, что получалась какая-то сумятица. Вероятно, если бы Крыжовников и компания попытались снимать о поколениях «зет» и «альфа», то сели бы в ту же «лужу», что и другие авторы. Но они показали своё поколение, рассказали о своем взрослении и том ностальгическом периоде жизни, который зовется юностью. Результат превзошёл все ожидания. Конец осени – начало зимы прошли под знаком «Слова пацана». Хочется надеяться, что создателям хватит ума не пытаться в приквелы, сиквелы и триквелы. Нужно уметь вовремя остановиться.

88
28 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

нет, это ты быдло

1
Ответить

Быдло тебя окружает, так что ебучку закрой, чушпан

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Кохинор - это карандаши

2
Ответить

Нет, ластики.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить