ТЕД ЛАССО: ВАШИ ОЖИДАНИЯ – ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ

Дисклеймер: если вам понравился третий сезон «Теда Лассо», этот «пост» не для вас. Остальным - приятного чтения

ТЕД ЛАССО: ВАШИ ОЖИДАНИЯ – ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ

В августе 2020 года на Apple TV вышел сериал о добром парне Теде Лассо, который стал «визитной карточкой» «яблочного» стримингового сервиса и терапией для всех, кто смотрел его в тот тяжелый год.

Мои эмоции от первого сезона были исключительно положительными. Когда я только начал знакомство с «Тедом Лассо», то решил, что передо мной «комедия ситуаций» с привычным сюжетом: некий чудак оказывается в незнакомой среде, где раз за разом попадает в забавные ситуации. Но первый сезон оказался куда глубже. Забавный «английский юмор» в сочетании с проработанными персонажами и любопытными «арками» героев оказались превосходными ингредиентами для прорывного в чем-то сериала, созданного на стыке комедии и спортивной драмы.

Затем был второй сезон. Явно слабее первого, но все же сохранивший некий шарм. Занятно было наблюдать за полюбившимися героями: Тед Лассо, тренер Борода, Рой Кент, Килли Джонс и Ребекка Уэлтон по-прежнему «тащили» на себе историю, которая все больше походила на фарс, чем на цельную проработанную историю. «Золотом» сезона стал персонаж Ника Мохаммеда Нейт Шелли. Одно удовольствие было наблюдать за его постепенной эволюцией (или деградацию, как посмотреть). Ещё одной интересной сюжетной «веткой» являлся роман Килли Джонс и Роя Кента. Очень занимательно и поучительно посмотреть на отношения двух столь непохожих друг на друга персонажей.

ТЕД ЛАССО: ВАШИ ОЖИДАНИЯ – ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ

И все же было заметно, что что-то в сериале испортилось. Как продукт, который должен храниться при минусовой температуре, пролежавший какое-то время на солнце и обзаведшийся душком, сериал начал медленно «протухать». Логики и здравого смысла становилось все меньше, а глупых, несуразных и откровенно дурацких моментов – все больше. Но при всем этом плюсы пока перевешивали минусы, что позволило Теду Лассо оставаться любимцем зрителей.

Перед выходом третьего сезона создатели объявили, что не собираются продолжать. Этим они возложили на себя дополнительную ответственность: «Тед Лассо» в плане насыщенности персонажами и сюжетными «ветками» не «Игра престолов», и все же по пальцем одной руки можно пересчитать авторов, которых зрители, после окончания последней серии, не просили переснять весь сезон целиком.

Удалось ли это Джейсону Судейкесу и компании? Давайте узнаем.

СПОЙЛЕРНАЯ ЧАСТЬ (только для тех, кто уже посмотрел сериал)

Первая серия стартует в аэропорту, где Тед провожает своего маленького сына на самолет в Америку. Чувствуется, с какой болью на сердце он отпускает его домой.

Тем временем, «Ричмонд» готовится к старту сезона. Напомню, что по итогам второго сезона, они вернулись в Премьер-Лигу. И все – от журналистов и комментаторов до бабушек у подъездов – пророчат им последнее место. Это не очень радует Ребекку, особенно на фоне того, что её бывший муж Руперт Мэннион купил клуб «Вест Хэм», который, согласно прогнозам, претендует на одно из первых мест. Кстати, именно в «Вест Хэм» перешел Нейт, что было показано в концовке второго сезона.

Игроки также раздосадованы прогнозами. Чтобы их успокоить, Тед отводит их… в городскую канализацию, где произносит одну из своих фирменных мотивационных речей. Это помогает. Игроки перестают «париться» и спокойно готовятся к сезону. Ну, а Тед узнает от благополучно долетевшего до Америки сына, что у его матери появился новый ухажер.

Пока команда готовится, на рынке свободных агентов появляется суперигрок Зава, только-только покинувший «Ювентус» (фанаты футбола наверняка догадались, на кого намекнули создатели). За него ведут борьбу «Вест Хэм» и «Челси». А выигрывает… «Ричмонд». Благодаря Ребекке, которая сумела убедить Заву выбрать ее клуб.

Появление в клубе такой «звезды» воодушевляет всех, кроме Джейме. Рой Кент обещает тренировать его и сделать лучшим игроком, чем Зава.

С помощью Завы, который забивает так, словно играет в дворовой лиге, «Ричмонд» начинает побеждать. Но «Вест Хэм» Нейта все равно впереди. В очной встрече Нейт на голову разбивает Теда и компанию.

ТЕД ЛАССО: ВАШИ ОЖИДАНИЯ – ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ

Пока на футбольном поле Зава стабильно забивает, в личной жизни каждого персонажа происходят прелюбопытные события. Ребекка по-прежнему пытается доказать бывшему мужу, что она не хуже его. Тед мечтает вернуть свою жену, а Килли и Рой Кент по-разному переживают разрыв: Килли знакомится с боссом Джекки, и у них начинается роман, а Рой с головой уходит в работу. Даже у Нейта на личном фронте происходят подвижки: он начинает встречаться с девушкой-официанткой из любимого ресторана его семьи.

После серии неудач, Зава уходит из «Ричмонда». Команда медленно опускается на «дно» турнирной таблицы. Во время ужина в амстерданском кафе, куда «Ричмонд» приехал на товарищеский матч с местным «Аяксом», к Теду приходит видение, приведшее к «открытию», которое за 60 лет до него сделал великий голландский тренер Ринус Мехелас. Тед Лассо «изобрел» «тотальный футбол», суть которого во взаимозаменяемости игроков на футбольном поле, что дает возможность атаковать большими силами в любой момент матча и также защищаться.

С помощью Роя Кента и тренера Бороды, Теду удается привить команде основы «тотального футбола». Благодаря этому «Ричмонд» настолько «ударно» проводит вторую половину сезона, что до последнего тура претендует на чемпионство.

Пока «Ричмонд» побеждает, Нейта по не совсем адекватным причинам выставляют из «Вест Хэма», так что ему приходится работать официантом в том же ресторане, что и его девушке. Узнав об этом, игроки «Ричмонда» просят его вернуться. Тед прощает Нейта, и они снова начинают работать вместе.

Килли расстается с Джекки из-за интимных видео, утекших в сеть. Вновь возрождается старый любовный треугольник: Рой Кент – Джейми Тартт – Килли. Развязка оказывается достаточно неожиданной, хотя и вполне в духе сериала.

Теду приходится смириться с тем, что его жена выйдет замуж. Стремление проводить больше времени с сыном, подталкивает его к мысли уйти из «Ричмонда» по окончании сезона.

В конце «Ричмонд» побеждает, но все же не становится чемпионом. Тед уходит из клуба, а Ребекка, удовлетворившаяся местью бывшему мужу, решает продать часть акций клуба.

СПОЙЛЕРНАЯ ЧАСТЬ ОКОНЧЕНА

Теперь пришло время ответить на вопрос: насколько хорош этот сериал? Я бы сказал, на пять из десяти. Почему? Он по-прежнему выполняет терапевтическую функцию: расслабляет, успокаивает, помогает отвлечься. Но в плане сюжета и идеи все очень плохо.

С чего начать? Когда я готовился писать обзор, то пересмотрел все серии с блокнотом и к каждой серии «набросал» с десяток вопросов. Привожу краткий список – по одному или паре замечаний к каждой серии:

  • Конфликт – прогнозы экспертов (ха-ха!) Вы серьезно?
  • Кого же выберет Зава? «Ричмонд»? Создатели, вам самим не смешно?
  • Почему тот факт, что Кент был инициатором разрыва с Килли вызывает у всех такое удивление?
  • Чего хочет Тед: победить внутренний раздрай? Вернуть жену? Выигрывать на поле? Что?
  • «Ричмонд» прекратил побеждать? В чем же проблема? Наверное, в настрое игроков? Или все-таки в том, что тренер ни черта не смыслит в футболе? Нет, только не в тренере
  • Зачем было вводить в сюжет подругу Килли? Для того, чтобы «закосплеить» сцену из «Джерри Магуайера»?
  • Создатели покопались в архивах. Действительно, Ринус Михелас, придумавший «тотальный футбол», вдохновлялся баскетболом. И это логично, поскольку баскетбол основан на взаимозаменяемости игроков. А «трип» Теда просто комичен
  • В Англию не пускают лодку с беженцами. Откуда же она плывет? Из Гренландии?
  • Кент и Борода перепробовали кучу тактик, но не подумали о самой популярной схеме в современном футболе? Интересно, почему? Не потому ли, что «тотальный футбол» и его современные модификации требуют от футболистов качеств, которых точно не может быть у игроков аутсайдера Премьер-Лиги? Неужели нельзя было придумать более убедительный способ поднять «Ричмонд» из бездны, что тактика, которую могут применять 2-3 команды в мире?
  • Нейту не кажется подозрительным, что девушка захотела встречаться с ним лишь после того, как узнала, что он – знаменитый тренер?
  • А-а, так вся фигня, которую творил Тед, вела к тому, что «тотальный футбол» приживется в «Ричмонде»? Блеск!
  • Почему Нейт живет в какой-то халупе?
  • За что Нейта отправили в отставку? Я понимаю, что из Руперта лепят Доктора Зло, но он же не враг своей команде.
  • Историю с созданием некоего подобия Суперлиги даже не хочется комментировать. Абсолютный бред.
  • Нейт, которого называют вундеркиндом, остается без работы и к нему не выстраивается очередь из желающих его пригласить? Выглядит странно.
  • Накануне важнейшего матча в карьере каждого игрока, они разучивают танцы и вообще думают о чем угодно, только не о футболе

Понимаю, что большинство из приведенных выше замечаний выглядят как придирки. Знаю, что многих людей футбол не интересует, и моих «придирок» они вообще не поймут. Если мое мнение прочтут люди, которые интересуются футболом и ещё не смотрели сериал, то мой вам совет: представьте, что это история из параллельной вселенной, где действуют свои правила. И ни в коем случае не ищите логику в поступках персонажей. Не повторяйте моих ошибок.

Те, кто к футболу безразличен, вероятно, воскликнут: «Погоди. Получается, все твои претензии связаны с тем, что создатели немного пофантазировали про футбол? Но они имеют на это право. Все-таки сериал развлекательный, а не документальный». Соглашусь. И все же такое наплевательство на законы того мира, в сеттинге которого разворачивается повествование, очень смазывает впечатление от просмотра.

Но давайте все же оставим футбол за скобками и посмотрим: а что ещё не так? Мой ответ: да буквально все!

Первый сезон был шикарен потому, что поступки персонажей выглядели логичными и обоснованными. Все – от причин назначения Теда до его попыток «достучаться» до команды – выглядело вполне естественно. А то, как он воспитывал Джейми Тартта, и вовсе запомнится навсегда.

ТЕД ЛАССО: ВАШИ ОЖИДАНИЯ – ЭТО ВАШИ ПРОБЛЕМЫ

В третьем сезоне логику лучше не искать, потому что она отсутствует напрочь. Сцены выглядят очень затянутыми. Многие персонажи, вроде подруги Килли, появляются лишь для того, чтобы затянуть экранное время. Сюжетная «ветка» с пиар-компанией Килли выглядит ненужным отростком, который желательно удалить, поскольку вообще не понятно, зачем он нужен.

Проблема в том, что цельный сюжет первого сезона, в который были грамотно вплетены истории персонажей, разбивается на кучу подсюжетов, практически не связанных между собой. Чем-то подобным грешил четвертый сезон «Очень странных дел», где персонажей разделили, а затем слепили в кучу ради финальной битвы. То же и в «Теде Лассо». Они не дополняют друг друга, а скорее мешают, поскольку авторы явно не знали, что делать с таким количеством персонажей, каждого из которых нужно раскрыть, правильно подать, а под конец – ещё и грамотно закрыть его «арку». Вот и получилось ни то, ни сё. Вроде бы истории персонажей закончены, но в то же время есть ряд вопросов. К примеру, метания Ребекки, которая то хочет продать клуб, то не хочет. То она произносит пафосную речь на собрании, посвященную созданию аналога Суперлиги, обличая алчность владельцев команд, то чуть не теряет сознания от мысли, сколько сможет заработать на продаже клуба, который вроде бы успела полюбить. Или Килли, которая то хочет быть с Кентом, то с Джейме, а в итоге «отшивает» обоих. Или тренер Борода, который то ли хочет вернуться в Америку, то ли не хочет. Или Нейт, который по непонятной причине возненавидел Теда, а затем так же внезапно простил. И таких примеров можно привести ещё много.

Когда я заканчивал просмотр, у меня вдруг возникло ощущение, что я смотрю на третий сезон «Теда Лассо», а пародию на первый. Вроде, и персонажи те же, и проблемы, и ситуации, и даже методы решения, но все это показано максимально «кринжовым» образом.

«Тед Лассо», на мой взгляд, иллюстрирует одну из самых больших проблем, стоящих перед кинематографом: почему продолжение почти всегда уступает качеством оригиналу? У меня есть теория.

Все дело в том, что оригинальный сезон создается долгим и кропотливым трудом. Автор (или авторы) шлифует его и доводит до совершенство. Месяц за месяцем, год за годом. И так до тех пор, пока какая-нибудь студия не обратит на сценарий внимание. После дополнительной работы получается «хит».

А вот при написании второго сезона на авторов давит время. Сценарий нужно закончить в кратчайшие сроки и пустить в работу. Причем зачастую все лучшие идеи уже использованы в первом сезоне, да и в целом проект изначально не предусматривал продолжения. Вот тогда и происходит то, что случилось с «Тедом Лассо», где каждый следующий сезон уступал в качестве предыдущему.

Тот, кто прочел этот длинный текст до этого момента, может прийти к ошибочному заключению, что сериал ужасный. Отнюдь нет. Достоинств в нем по-прежнему предостаточно. И, если вы любите Теда Лассо, Ребекку, Роя Кента и других персонажей, вам точно стоит посмотреть третий сезон. Потому что, на мой взгляд, он создавался не для того, чтобы рассказать историю, а для того, чтобы дать нам возможность провести ещё немного времени с любимыми персонажами

22
3 комментария

Я понимаю, что бред, но в 3 сезоне как то очень много стали набрасывать по повестке, конечно, я могу быть не прав и мне показалось, но вот так, и 3 сезон не смог досмотреть, а так сериал клевый)

К вопросу о теории «вылизывания» первого сезона и упадка последующих. Что же нам тогда ждать от «Аркейна» Риотов?

В конце последней серии сезона кто кричит Теду как бы издалека и с эхом. Я так понял все что после серии в Амстердаме - это все приход Тэда. Либо он умер от передоза ваще и это все его предсмертная агония.