"Azumanga Daioh": Альтернативно-одарённое аниме (в хорошем смысле)

Genre-defining тайтл с неустаревающей комедией.

"Azumanga Daioh": Альтернативно-одарённое аниме (в хорошем смысле)

Честно признаюсь, я не любитель японского юмора. Когда я читаю те же новеллы от Key, у меня глаза на лоб вылазят во время так называемых "комедийных" сцен. Я никогда не понимал, в чём его суть. Типа, почему шутка должна стать смешнее, если её повторить три, четыре или более раза? В том же Кланнаде юмор просто ужасен, он репетативный и рандомный в плохом смысле этого слова. Сунохара, как главный комик релиф, не вызывает симпатии и улыбки от слова совсем. Если бы ему не прописали достойную личную драму вместе с его младшей сестрой, то он бы стал для меня главным тёмным пятном на безупречной репутации Кланнада.
Но тем не менее, я обожаю Azumanga Daioh. Это единственное аниме на моей памяти, которое смогло искренне рассмешить меня.

"Azumanga Daioh": Альтернативно-одарённое аниме (в хорошем смысле)

Как и многие открытия в моей жизни, решение посмотреть Азумангу пришло ко мне крайне спонтанно. Я ещё с ранних лет знал, что есть такое культовое комедийное аниме под названием "Азуманга", но никогда не заходил дальше посещения страницы аниме на Шикимори. Но в один прекрасный момент я наткнулся на абсолютно тупорылое видео "Azumanga Daioh alternative opening", где чел ускорил опенинг Азуманги в два раза, напихав в футажи гифок по ней с абсурдными подписями из дискорда. Посмотрев это видео лишний десяток раз, я всё же сказал "Ладно!" и занёс Азумангу в планы на будущее.

Собственно, вот оно. Вся суть Азуманги в одной минуте.

Дня два назад у меня выдалось просто невероятно мерзкое утро. Я начал его под Thanatos Suite из Евангелиона, и чуть было не расплакался от тоски, а после сел мучить свой треклятый лонгрид по FLOWERS. Конечно же, у меня вновь не вышло написать ничего внятного, поэтому я просто сдался и включил Азумангу, for the sake of it. Стоит ли говорить о том, насколько это было верным решением?

До Азуманги я не особо жаловал комедийное аниме, серии в котором по сути являются сборниками малосвязанных друг с другом маленьких эпизодов. Из того, что я пытался смотреть в подобном формате, это были Urusei Yatsura и Kono Bijutsubu ni wa Mondai ga Aru. Первое я так и не досмотрел, потому что хоть убейте, но я не могу смотреть допотопные ромкомы, но второе мне в принципе показалось нормальным, пусть далеко не сразу. Серии в таком формате для меня тянутся как-то слишком долго, несмотря на стандартный 20-минутный хронометраж. И раньше меня ещё бесило то, что в таких аниме нет никакого сквозного сюжета. Но тогда я был мал и глуп, не видал больших залуп, сейчас я прекрасно понимаю, почему так было сделано.

Однако, первые серий 5-7 в Азуманге для меня действительно тянулись дольше, чем в других аниме. Обычно для меня не составляет особого труда залпом посмотреть целый 12-серийный сериал за вечер, если мне того хочется, но тут я чувствовал, что мне понадобится передышка. Начало сериала очень насыщено событиями, и это не сказать что бы плохо. Наоборот, когда во второй половине сериала пейсинг немного сбавил обороты, и серии стали крутиться вокруг какого-то общего события, – фестиваль, веселые старты, поездка на дачу и т.д. – бурные эмоции, которые даровали первые серии, стали цениться куда сильнее.

"Azumanga Daioh": Альтернативно-одарённое аниме (в хорошем смысле)

Ладно, что же мы гуляем всё вокруг да около? Почему же всё таки Azumanga Daioh смешная? У меня есть парочка предположений. Одно из них – это пейсинг местного юмора.

Когда я только начал смотреть сериал, я очень не мог привыкнуть к его опенингу. Я слишком много смотрел тот "альтернативный" опенинг, поэтому оригинальная версия казалась мне словно нарочно замедленной. Однако, когда я начал выкупать за юмор Азуманги, я понял, что он отлично отражает пейсинг местной комедии.
Я заметил, что часть шуток в Азуманге имеет очень заметные паузы между сетапом и панчлайном. Это довольно удивительно видеть, особенно если сравнить это с комедией в том же Clannad или Little Busters. Если там юмор стремительный и резкий как понос, абсолютно никаких пауз, то в Азуманге есть какое-то волшебное чувство тайминга. Как Рёфн, который в своих фильмах задерживает кадры именно настолько, насколько это нужно, так и в Азуманге паузы в шутках невероятно филигранные. Они наращивают anticipation от сетапа и на пике сбрасывают на зрителя панчлайн. Самый показательный пример, как мне кажется, это данная сцена:

самая смешная сцена во всём аниме, я блядь не шучу

Кстати, раз уж об этом зашла речь, стоит поговорить о втором аспекте юмора Азуманги и о той, кто является его квинтэссенцией.

osaka speen

Осака – она же, эээ... Касуга Аюму (серьезно, мне пришлось идти гуглить это, потому что даже самому сериалу похуй на настоящее имя Осаки) – это one of the characters of all time, иначе не скажешь. Она источает невероятную brainless energy. Она настолько уверена в своей тупости и аутизме, что это вызывает некий трепет. В 80% случаев её лицо не меняет своего выражения, отображая отсутствие какого-либо мыслительного процесса. Её глаза настолько черные, потому что в них можно разглядеть пустоту в её голове. Каждая сцена, в которой она присутствует, сразу же становится на несколько пунктов смешнее чисто из-за её лепета и счастливого в любой ситуации ебала. Даже её кличка отражает то, что Осака не человек, она – феномен, неподвластный законам человеческой логики.

а также законам физики

Впрочем, не Осакой едины. Почти все персонажи излучают эту энергию беззаботной тупости и аутизма. Та же Чио-тян, пусть и являющаяся скорее элементом кавая и клеем, что скрепляет между собой всех ключевых персонажей, больше всех походит на звание сверхчеловека сериала. Даже если нам в самом сериале показывают, как она расплетает и заплетает свои хвостики, я на 146% уверен, что это иллюзия, и Осака права – они действительно открепляются и несут в себе жизненную силу Чио-тян. И что она может на них летать, я блядь уверен в этом.

Но если у Осаки и Чио их тупость – это лишь безобидный инфантилизм и [higher state of consciousness and mind], то те же Томо и Юкари-сенсей излучают немного другую энергию. Они мало того, что total dumbfucks, так ещё и по-настоящему неуравновешенные психопатки, несмотря на всё своё ребячество. Если просто на секунду немного задуматься, то Томо – это настоящая социопатка с приступами неконтроллируемой жестокости, готовая срать в штаны своим подругам по любому, даже самому мелочному поводу.

А их классрук, Юкари-сенсей – это конченная корыстная мразота с невероятно завышенным ЧСВ, и также без абсолютного контроля над своей агрессией.

Но я всё равно обожаю этих ёбнутых балбесок

Конечно, Азуманга не была бы столь значимым тайтлом, если бы она была просто очень смешной. Как и у любой грамотно написанной истории, у неё есть свой простой и понятный смысл, а персонажи пусть и остаются верны своим архетипам, претерпевают некоторые изменения. Лучше всего это развитие заметно в Сакаки. Она видится окружающим как неприступная интровертная леди, прекрасная во всём и не имеющая слабостей, но на самом деле она такой же обычный человек. Ей нравятся милые вещи и животные, особенно кошки, но последние либо убегают от неё, либо постоянно кусают. И на протяжении всего сериала можно наблюдать, как Сакаки постепенно находит в главных персонажах сериала окружение, где она может вести себя естественно, и даже заводит себе питомца в виде дикой кошки с Окинавы. И каждый персонаж в Азуманге отражает собой различные аспекты школьной жизни и детской беззаботности, которая уже давно покинула многих из нас. Бурная фантазия и беззаботность Осаки, наивность и доброта Чио-тян, решительность Сакаки, искренность эмоций Кагуры, жизнерадостность Томо и открытость Юкари и Минамо – всё это являет собой осмысленную часть Азуманги.

Последняя серия с выпускным растрогала меня до слёз. Азуманга обхватывает промежуток времени в три года, начиная с первого года старшей школы и заканчивая выпускным. И последний, пожалуй, это самый реалистично показанный выпускной из всех, что мне довелось увидеть в аниме. Он настолько напомнил мне мой собственный, что я не мог сдержать эмоций. Но сериал не кончается на грустной ноте, где пути девочек разделяются после окончания школы. В самом конце, уже будучи в повседневной одежде, девочки вместе уходят праздновать выпускной, знаменуя этим надежду на то, что они так и останутся вместе после всего, что они пережили.

"Azumanga Daioh": Альтернативно-одарённое аниме (в хорошем смысле)

Если вы хотите более подробного разбора сериала/манги, персонажей, фандома и прочего – пожалуйста, посмотрите данный обзор с канала PicotheSpicyWarlord (обзор на английском):

Azumanga Daioh: A Very In-Depth Analysis

А ещё лучше – сядьте и посмотрите/прочитайте сами. Или пересмотрите. Не очень то и важно. Я уверен, что вы не пожалеете об этом.

Смотрите хорошее аниме, а плохое не смотрите.
До скорого!

9191
45 комментариев

Я забыл написать про третий и самый главный аспект комедии в Азуманге: смешные ебала.
Смешные ебала это верх комедии, ноу дискасс.

UPD: я поменял название, хватит меня буллить, я люблю азумангу

7
Ответить

Посмотри ничиджо

13
Ответить

Не надо. Насколько невероятно круты гифки оттуда, настолько же невероятно утомитилен и уныл сам сериал.

3
Ответить

потом

1
Ответить

Так, а где классика

4
Ответить

да там в каждой серии по платиновой сцене, всё не припомнить

6
Ответить